Развитие мотивации в младшем школьном возрасте

4022

Аннотация

В статье представлены результаты исследования развития мотивации младших школьников – на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения – гедонистическая, эгоцентрическая, духовно-нравственная). Показано сужение круга учебных мотивов современных детей по сравнению с 50–70-ми годами ХХ века, ослабление общей учебной направленности к концу младшего школьного возраста, сохранение игровых мотивов на протяжении всего периода, развитие духовно-нравственной мотивации.

Общая информация

Ключевые слова: учебная мотивация, доминирующая мотивация, динамика, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 102–109.

Полный текст

 

Младший школьный возраст - возрастной период, менее изученный, чем дошкольное детство и отрочество. Наиболее полные данные мы имеем относительно интеллектуального развития младших школьников, его зависимости от системы обучения в начальных классах. О личностном развитии и, в частности, развитии мотивации сведений меньше.

В отечественной психологии стали классическими работы, выполненные в середине и конце прошлого века в научной школе Л. И. Бо­жович (Москва) и М.В. Матюхиной (Волгоград). В них показан широкий спектр учебных мотивов, присущих младшим школьникам.

Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения [1]; [12]; [13]; [4]. К первой группе относятся мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения. Вторую группу представляют широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в институт, долг и др.) и узколичные мотивы. Их возникновение связано с системой отношений, в которую вовлечен ребенок.

В исследованиях, проводившихся в середине прошлого века под руководством Л.И. Божович, и в 70-80 годы М.В. Матюхи­ной, выявлены учебные мотивы, характерные для младших школьников, в частности, разнообразные «широкие социальные мотивы учения». Отмечено, что учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в структуре учебной мотивации младших школьников, что в первые два года обучения в начальных классах учебная мотивация интенсивно развивается, но примерно с 3-го класса наступает перелом в отношении к учению. Н.И. Гуткиной (2007), изучавшей уровень учебной мотивации современных младших школьников, установлено снижение отношения к учению уже начиная со 2-го класса [4].

В контексте становления отношения к учению большое место занимали вопросы взаимодействия учителя и учащихся, отношения учителя к ребенку, разумного применения оценок (Б. Г. Ананьев, А. И. Липкина и др.). Прослежена связь между характером учебной мотивации и низким статусом младшего школьника, обусловленным его неуспеш- ностью. Показано, что у неуспевающих детей сужен круг учебных мотивов, отсутствует ряд широких социальных мотивов учения, менее содержательны, чем у их хорошо успевающих сверстников, познавательные мотивы, ярко выражена мотивация избегания неудачи, создающая отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности [7]; [8].

Д. Б. Эльконин считал адекватными учебным задачам и важным компонентом учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, за которыми стоят познавательная потребность и потребность в саморазвитии [15]. Формирование мотивации учения через организацию деятельности стало предметом изучения в русле исследований, проведенных под руководством П. Я. Гальперина, Д. Б. Эль- конина и В. В. Давыдова. Выявлены преимущества в плане развития познавательной мотивации, обучения по системе Д. Б. Элькони- на - В. В. Давыдова (А. К. Дусавицкий [5] и др.). Установлено, что третий тип учения по П. Я. Гальперину обладает сильным мотивирующим эффектом (П. Голу, В. Ф. Моргун и др.).

В школе Л. И. Божович помимо учебной мотивации изучалась также направленность личности, обусловленная доминирующими мотивами (личными, коллективистическими и деловыми). Показано, что в младшем школьном возрасте развивается коллективисти­ческая мотивация, как правило, на непроизвольном уровне сочетающаяся с деловой [2].

В исследовании, проведенном нами в 2006-2009 годах, изучались характер и динамика мотивации детей на протяжении младшего школьного возраста [3]. В русле деятельностного подхода [9] рассматривались два уровня мотивации - уровень деятельности (учебная мотивация) и надситуативный уровень (доминирующая мотивация).

Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах Москвы и г. Подольска Московской области. В нем приняли участие 240 учащихся младшего школьного возраста: 60 первоклассников, 60 второклассников, 60 третьеклассников и 60 учащихся 4-х классов. Сравниваемые группы, уравненные по полу, составили 20 учеников из трех классов каждой параллели. В 2008-2009 учебном году проведено повторное исследование с 60 учениками 3-х классов (первоначально обследованных во время обучения в 1-м классе).

Использовался блок методик: «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга, проективные методики «Неоконченные предложения» и «Окончание рассказов», «Доминирующая мотивация» И.Ю. Кулагиной, В.Н. Ко- люцкого (вариант для младшего школьного возраста), «Ценностные ориентации» М.Ро- кича (модификация для младшего школьного возраста). В работе с учащимися 4-го класса применялись также методики «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П. Ильина, Н. А. Кур­дюковой. Все методики давались индивидуально, в устной форме.

Учебные мотивы

Развитая учебная мотивация не только способствует успешности школьного обучения, но и, являясь компонентом учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте, оказывается одним из главных личностных образований в этот возрастной период. Поэтому изучая становление мотивации младших школьников, прежде всего необходимо представить учебные мотивы.

В ходе исследования выявлены мотивы, характерные для современных младших школьников, а также установлены некоторые мотивационные сдвиги, происходящие на протяжении обучения в начальной школе, и общие тенденции развития учебной мотивации (рис. 1).

Познавательные мотивы не играют ведущей роли в структуре учебной мотивации. Даже в 4-х классах у детей практически отсутствуют те познавательные мотивы, о которых писали А. К. Маркова и М. В. Матю­хина: мотив самообразования (т. е. желание читать интересные книги вне школьной программы) и мотивация процессом обучения. Отметим, что данные мотивы являются необходимыми для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Многие дети при этом проявляют общую учебную направленность (положительное отношение к учению), недостаточно осознавая, что именно нравится им в школе (33,3 % первоклассников, 51,7% второклассников, 58,3% третьеклассников, 36,7 % четвероклассников). Во 2-х и 3-х классах общая учебная направленность имеет значимую положительную корреляцию с познавательным мотивом (г=0,452, р=0,01; г=0,308, р=0,01 соответственно). По параллелям 1-х и 4-х классов такая зависимость не обнаружена. Общую учебную направленность, безусловно, определяют различные мотивы, в том числе - познавательный. Он становится основным в середине младшего школьного возраста и не выходит на первый план в 1-м классе, видимо, из-за неразвитости самой познавательной мотивации, а в 4-м классе - из-за появления новых мотивационных тенденций, которые будут реализованы на следующем возрастном этапе (в подростковом возрасте). К 4-му классу познавательная мотивация несколько снижается, и положительное отношение к школе может быть связано у разных детей с разными мотивами: общением с друзьями, получением высоких отметок и т. д.

Желание получать высокие отметки постепенно ослабевает от 1-го к 4-му классу. Это связано, в частности, с тем, что ученики начинают понимать: оценку им ставят не просто потому, что они «хорошие» и старательные (по данным А.И. Липкиной, показателем вложенного труда в младшем школьном возрасте служит время, затраченное на учебную работу [10]), а за определенный уровень знаний. В то же время нельзя не отметить очень высокий процент детей, старающихся избежать получения низких отметок (особенно резко этот показатель возрастает к 4-му классу - 68,3 %, I ранговое место).

Уже к середине или концу первого года обучения в школе у детей начинает складываться ориентация либо на собственно познавательный процесс, либо, при слабой познавательной мотивации, на получение высокой отметки. На втором году обучения эта тенденция становится более отчетливой. Такая же ситуация наблюдается и в 3-х классах, где познавательный мотив имеет значимую отрицательную корреляцию с мотивом получения высокой отметки. В параллели 4-х классов отрицательная зависимость познавательный мотив - отметка отсутствует. Последнее может объясняться тем, что даже для детей со сформированной познавательной мотивацией при окончании начальной школы резко повышается значимость школьной успеваемости и, соответственно, значимость мотива получения высокой отметки.

Похвала учителя не имеет большого значения для школьников как в начале, так и в конце обучения в начальных классах. Видимо, в настоящее время педагогическая оценка стала более формализованной (по сравнению с 50-70-ми годами) и отношение учителя к учебным действиям ребенка чаще выражается при помощи отметки.

В младшем школьном возрасте важны такие широкие социальные мотивы учения, как мотив долга перед учителем (III, II, IV и IV ранговые места в 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классах соответственно) и ориентация на будущее (мотив самоопределения, выбора будущей профессии).

При этом необходимо отметить, что изменившиеся социально-экономические условия дают различия в учебной мотивации современных детей и детей 70-80-х годов (исследования М.В. Матюхиной и А. К. Марковой). Сужается круг широких социальных мотивов в связи с изменениями ценностей в обществе. У школьников полностью отсутствуют такие мотивы, как долг перед обществом, перед Родиной, практически не встречается мотив самосовершенствования (желание быть культурным, образованным) и мотив самообразования (интерес к книгам, познавательным телевизионным программам).

Несмотря на интенсивное развитие учебных мотивов, младшие школьники сохраняют ярко выраженную игровую мотивацию (игровые мотивы выявлены у 60% первоклассников, 60% второклассников, 53,3% третьеклассников и 55% четвероклассников). В начале школьного обучения они ориентированы на традиционные детские игры, в конце (4-й класс) - на компьютерные игры.

Следует отметить, что завершение младшего школьного возраста и близость перехода к подростковому возрасту при обучении в 4-м классе сказывается на мотивационной сфере детей: усиливается мотивация, связанная с общением с одноклассниками, меняется характер игровых мотивов.

Таким образом, к основным тенденциям развития учебной мотивации на протяжении младшего школьного возраста можно отнести следующие:

-   с конца первого года обучения дифференцируются ориентации на процесс обучения и на его результат (главным образом выраженный в высоких отметках);

-    познавательная мотивация, ориентирующая детей на содержание и процесс учебной деятельности, усиливается от 1-го ко 2-му классу, затем остается на том же уровне; недостаточно осознается детьми в 1-м классе, часто обусловливая общую учебную направленность, и лучше осознается, начиная со 2-го класса. Со 2-го класса появляется относительно устойчивое предпочтение учебных дисциплин;

-    общая учебная направленность (положительное отношение к школе) усиливается
от 1-го ко 2-му классу, ослабляется к концу обучения в начальных классах;

-    cреди социальных мотивов учения наиболее значимы для современных младших школьников мотив получения высокой отметки, мотив долга перед учителем и ориентация на будущее. Все они имеют разную динамику: мотив получения высокой отметки постепенно снижается от 1-го к 4-му классу, мотив долга перед учителем ярко представлен на протяжении всего периода, ориентация на будущее усиливается в конце обучения в начальной школе. Похвала учителя как мотив в общей системе учебных мотивов представлена незначительно;

-    мотив избегания неудачи наиболее ярко выражен в начале и конце обучения в начальных классах и часто связан с престижной мотивацией;

-    учебная мотивация современных младших школьников отличается от мотивации детей, чье детство проходило в 70-80-е годы ХХ века: в настоящее время сужен круг «широких социальных мотивов учения» (Л.И. Бо­жович) и практически отсутствуют такие мотивы, как долг перед обществом, мотив самосовершенствования и мотив самообразования.

Доминирующие мотивы

Мотивация надситуативного уровня или доминирующая мотивация представляет собой мотивационные тенденции, определяющие основные линии поведения в различных ситуациях и при включении в различные виды деятельности; соответствующие отношению личности к миру (людям, делу) и себе; на онтогенетическом этапе личностной стабилизации обусловливающие направленность личности [6]. Мотивация этого уровня может быть гедонистической (при ориентации на удовольствия, развлечения), эгоцентрической (при достижении узколичных целей - высокого статуса, престижа, награды и т. п.) и духовно-нравственной (при опоре на имеющиеся привязанности к значимым людям и объектам и достаточно глубокие интересы).

В проведенном исследовании установлены основные линии развития мотивации на надситуативном уровне:

-    соподчинение мотивов (в начале младшего школьного возраста, при обучении во 2-м классе у большинства детей выстраивается иерархия доминирующих мотивов),

-    интенсивное развитие на протяжении всего периода духовно-нравственной мотивации (рис. 2).

Для младшего школьного возраста нехарактерна (на осознанном или произвольном уровне) гедонистическая мотивация, подчиняющаяся принципу удовольствия, достаточно ярко проявляющаяся в подростковом возрасте [6]. Эгоцентрическая мотивация не получает развития в этот период, чаще всего сочетаясь с духовно-нравственной. Показанное в данной работе преимущественное развитие духовно-нравственной мотивации, видимо, можно рассматривать как модификацию в новых условиях выявленной в 70-е годы тенденции развития коллективистической мотивации, как правило, сочетающейся с деловой [2].

Развитие доминирующей мотивации не совпадает с развитием ценностных ориентаций детей (отсутствуют корреляции между мотивационными и ценностно-смысловыми показателями), что соответствует данным Д. Макклелланда [11]. Но в то же время, процесс усвоения ценностей и развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте принципиально сходен с процессом мо­тивационного развития.

Становление системы доминирующих мотивов сопровождается развитием ценностных ориентаций. Вероятно, младший школьный возраст - период усвоения ценностей, имеющих духовно-нравственный контекст (по Л.Колбергу - период развития конвенциональной морали), но окончательная дифференциация ценностных ориентаций происходит не в начале, а в конце возрастного периода, при обучении в 4-м классе.Становление духовно-нравственной мотивации, а также усвоение соответствующих ценностей в этом возрастном периоде является устойчивой тенденцией. Об этом свидетельствуют данные повторного исследования, проведенного через 2 года (все дети, имевшие духовно-нравственную мотивацию в 1-м классе, сохранили ее в 3-м классе; большинство детей с исходно иными выраженными мотивационными тенденциями приобрели мотивы духовно-нравственного плана), появление корреляции между духовно-нравственной мотивацией и общей учебной направленностью в конце младшего школьного возраста (в 4-м классе).

Выводы

Круг учебных мотивов современных младших школьников сужен, по сравнению с 50­80-ми годами ХХ века.

Динамика развития учебных мотивов, характерных для младших школьников, различна: наблюдаются сохранение значимости мотива на протяжении всего возрастного периода (мотив долга перед учителем), увеличение значимости мотива (познавательная мотивация), постепенное увеличение значимости мотива в начале и конце при снижении в середине периода (мотивация избегания неудачи), увеличение значимости мотива к концу периода (ориентация на будущее), постепенное снижение значимости мотива (мотив получения высокой отметки).

Положительное отношение к учению усиливается от 1-го ко 2-му классу и ослабевает к окончанию начальной школы.

В младшем школьном возрасте сохраняется выраженная игровая мотивация. При этом к концу возрастного периода изменяются ее содержательные характеристики: дети переходят от традиционных игр к компьютерным.

В начале возрастного периода (при обучении во 2-м классе) у большинства детей выстраивается иерархия доминирующих мотивов. Основной линией развития мотивации на надситуативном уровне в младшем школьном возрасте является становление духовно­нравственной мотивации. Г едонистическая мотивация не характерна для детей; эгоцентрическая слабо выражена, и ее значимость снижается со второго года школьного обучения.

Литература

  1. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьни­ков // Психология в вузе. 2008. № 5.
  2. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1977.
  3. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  4. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследо­вание) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
  5. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. О развитии по­знавательных интересов младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  6. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2007.
  7. Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в уче­нии школьников // Журнал практического психо­лога. 2005. № 4.
  8. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особен­ности развития. М., 2009.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Лич­ность. М., 1975.
  10. Липкина А. И. Психологический анализ тру­да, вложенного в учение // Вопросы психологии. 1983. № 6.
  11. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  12. Маркова А. К. Формирование мотивации уче­ния в школьном возрасте. М., 1983.
  13. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
  15. Эльконин Д. Б. Психология обучения млад­шего школьника // Психическое развитие в дет­ских возрастах. М.-Воронеж, 1995.
  16. Schiefele H. Lernmotivation und Motivlernen. München, 1978.

Информация об авторах

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Гани Светлана Вячеславовна, кандидат психологических наук, методолог Федерального центра развития программ социализации подростков, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1689-7548, e-mail: sgani@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7452
В прошлом месяце: 127
В текущем месяце: 69

Скачиваний

Всего: 4022
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1