Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 2. С. 102–109
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Развитие мотивации в младшем школьном возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: учебная мотивация, доминирующая мотивация, динамика, младший школьный возраст
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 102–109.
Фрагмент статьи
Младший школьный возраст – возрастной период, менее изученный, чем дошкольное детство и отрочество. Наиболее полные данные мы имеем относительно интеллектуального развития младших школьников, его зависимости от системы обучения в начальных классах. О личностном развитии и, в частности, развитии мотивации сведений меньше.
В отечественной психологии стали классическими работы, выполненные в середине и конце прошлого века в научной школе Л. И. Божович (Москва) и М. В. Матюхиной (Волгоград). В них показан широкий спектр учебных мотивов, присущих младшим школьникам.
Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения [1]; [12]; [13]; [4]. К первой группе относятся мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения. Вторую группу представляют широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в институт, долг и др.) и узколичные мотивы. Их возникновение связано с системой отношений, в которую вовлечен ребенок.
<...>
Литература
- Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Психология в вузе. 2008. № 5.
- Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1977.
- Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
- Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
- Дусавицкий А. К., Репкин В. В. О развитии познавательных интересов младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 3.
- Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2007.
- Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников // Журнал практического психолога. 2005. № 4.
- Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М., 2009.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Липкина А. И. Психологический анализ труда, вложенного в учение // Вопросы психологии. 1983. № 6.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж, 1995.
- Schiefele H. Lernmotivation und Motivlernen. München, 1978.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6489
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 3927
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1