Развитие мотивации в младшем школьном возрасте

3927

Аннотация

В статье представлены результаты исследования развития мотивации младших школьников – на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения – гедонистическая, эгоцентрическая, духовно-нравственная). Показано сужение круга учебных мотивов современных детей по сравнению с 50–70-ми годами ХХ века, ослабление общей учебной направленности к концу младшего школьного возраста, сохранение игровых мотивов на протяжении всего периода, развитие духовно-нравственной мотивации.

Общая информация

Ключевые слова: учебная мотивация, доминирующая мотивация, динамика, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 102–109.

Фрагмент статьи

Младший школьный возраст – возрастной период, менее изученный, чем дошкольное детство и отрочество. Наиболее полные данные мы имеем относительно интеллектуального развития младших школьников, его зависимости от системы обучения в начальных классах. О личностном развитии и, в частности, развитии мотивации сведений меньше.

В отечественной психологии стали классическими работы, выполненные в середине и конце прошлого века в научной школе Л. И. Божович (Москва) и М. В. Матюхиной (Волгоград). В них показан широкий спектр учебных мотивов, присущих младшим школьникам.

Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения [1]; [12]; [13]; [4]. К первой группе относятся мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения. Вторую группу представляют широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в институт, долг и др.) и узколичные мотивы. Их возникновение связано с системой отношений, в которую вовлечен ребенок.

<...>

Литература

  1. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьни­ков // Психология в вузе. 2008. № 5.
  2. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1977.
  3. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  4. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследо­вание) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
  5. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. О развитии по­знавательных интересов младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  6. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2007.
  7. Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в уче­нии школьников // Журнал практического психо­лога. 2005. № 4.
  8. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особен­ности развития. М., 2009.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Лич­ность. М., 1975.
  10. Липкина А. И. Психологический анализ тру­да, вложенного в учение // Вопросы психологии. 1983. № 6.
  11. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  12. Маркова А. К. Формирование мотивации уче­ния в школьном возрасте. М., 1983.
  13. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
  15. Эльконин Д. Б. Психология обучения млад­шего школьника // Психическое развитие в дет­ских возрастах. М.-Воронеж, 1995.
  16. Schiefele H. Lernmotivation und Motivlernen. München, 1978.

Информация об авторах

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Гани Светлана Вячеславовна, старший научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: s.v.gani@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6489
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 3927
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1