Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций

847

Аннотация

Рассматривается ситуация в общем начальном образовании России в связи с введением Федерального государственного стандарта общего начального образования. Утверждается, что наиболее актуальным в настоящее время является вопрос о формировании метапредметных компетенций учащихся. Автор опирается на достижения теории и практики развивающего обучения (система Эльконина–Давыдова, система В.Л. Занкова, проблемное обучение), особое внимание уделяя моделированию. Автор анализирует задачи по математике для младших школьников с точки зрения множественности их решения. Показываются возможности использования этих задач для развития таких метапредметных компетенций учащихся, как «умение анализировать условия адекватности отображения свойства объекта в его модели», «освоение начальных форм познавательной рефлексии», «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера». Обращается внимание на необходимость проведения специальных психолого-педагогических исследований методов сценирования учебно-развивающих ситуаций.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, сценирование учебно-развивающих ситуаций, метапредметные компетенции, множественность решений задач, действие моделирования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 1. С. 40–45.

Литература

  1. Гуружапов В.А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  4. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. М., 1989.
  5. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психологопедагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44).
  6. Марголис А.А., Рубцов В.В. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. 2010. № 4 (42).
  7. Маро М.И., Волкова С.И, Степанова С.В. Математика. 1 класс: Учебник для общеобразовательных школ. Ч. 1. М., 2009.
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  9. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  10. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психологопедагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурноисторическая психология. 2010. № 4.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое образование» (050400), МОН РФ. М., 2010.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования, МОН РФ. М., 2009.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2414
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 847
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0