Феномен «социализации» в представлении субъектов образовательного процесса

1239

Аннотация

В статье раскрываются такие вопросы, как актуальность исследований по проблемам социализации, наличие противоречий в представлениях о феномене «социализации» всех участников образовательного процесса, о роли, степени влияния и ответственности основных институтов и агентов социализации. Приведены результаты исследования, направленного на изучение представлений о процессе социализации участников образовательного процесса. Проанализированы аспекты понимания феномена «социализация», сути, целей и результатов процесса социализации участниками исследования; оценки уровня развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников всеми участниками образовательного процесса; проведено сравнение степени актуального и желаемого влияния институтов и агентов социализации на процесс социализации старшеклассников с точки зрения участников образовательного процесса. Описывая пред¬ставления о процессе социализации у всех участников образовательного процесса, автор указывает на ряд рисков, которые могут иска¬зить этот процесс, сделать его менее эффективным для подрастающего человека.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, старший школьный возраст, институты и агенты социализации, участники образовательного процесса, характеристики социализированной личности, психологическая грамотность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Милёхин А.В. Феномен «социализации» в представлении субъектов образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 59–70.

Полный текст

В отечественной психологии и педагогике понятие социализации рассматривается рядом ученых (Г.М. Андреева, А.Г. Асмо­лов, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Ю.М. Орлов, Д.И. Фельдштейн и др.) как процесс, включающий в себя адаптацию и приспособление человека к окружающей действительности; интериоризацию ценностей и норм, освоение элементов культуры; трансляцию собственных ценностей в процессе деятельности в социальной среде. Процесс социализации взаимодействует с процессом индивидуализации, т. е. с процессом осознания растущим человеком самого себя, своих возможностей, способностей, перспектив развития. В процессе социализации и освоения социального опыта при условии умения выражать собственные предпочтения и стремления у старшеклассников формируются ценностные ориентации как основные характеристики личностного развития [2].

Старший школьный (юношеский) возраст является важным этапом становления личности. Это время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, развития временной перспективы и ориентированности на будущее, возникновения устойчивой структуры иерархии мотивационной сферы (Л.И. Бо­жович). В этот период наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор. В ранней юности особо актуальны для старшеклассников проблемы самосознания и самоопределения [4; 5; 8]. Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе (М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Ор­лова). Однако до настоящего времени за рамками психологического анализа остаются вопросы осознанного включения старшеклассников в процесс социализации как активных участников в качестве субъектов собственного развития.

Интерес к знаниям о себе и к процессам собственного развития у старшеклассников обусловлен возрастными особенностями этого этапа их жизни [1; 3; 6; 7]. Педагоги и родители выступают в качестве агентов их социализации. Опыт и знания взрослых помогают старшим школьникам ориентироваться в вопросах, связанных с их будущей жизнью [5].

Нами было проведено исследование, цель которого - изучение представлений о процессе социализации участников образовательного процесса. Экспериментальное исследование проводилось в течение 2008-2009 и 2009-2010 учебных годов.

В задачи исследования входили:

1)   изучение понимания феномена «социализация», сути, целей и результатов процесса социализации участниками исследования;

2)   определение значимости характеристик социализированной личности старшеклассника основными участниками образовательного процесса;

3)    изучение самооценки уровня развития характеристик своей личности старшеклассниками;

4)   изучение оценки уровня развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников всеми участниками образовательного процесса;

5)    сравнение уровней актуального и желаемого развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников всеми участниками образовательного процесса;

6)    сравнение степени актуального и желаемого влияния институтов и агентов социализации на процесс социализации старшеклассников с точки зрения участников образовательного процесса.

На первом этапе в исследовании приняли участие 207 московских школьников в возрасте от 14 до 18 лет, 124 родителя и 85 педагогов. Общее число - 416 человек.

Для получения данных использовался специально разработанный опросник. При его создании мы следовали основным правилам и этапам составления, детально описанным в психологической и социологической литературе (Г.М. Андреева, 1972; А.Г. Здравомыс- лов, 1969; Д.В. Оборина, 1995). Был проведен теоретический анализ параметров успешной социализации, заложенных различными авторами (В.В. Барабанова, А.С. Волович, М.В. Демиденко, И.В. Дубровина, М.Е. Зеле- нова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Костяк, Нгуен Тхи Минь Ханг, К. Муздыбаев, Т.Н. Сидорова, А.Т. Панов, А.Л. Слободский, А.Н. Хузиахметов, Ю.А. Кобазева, А.М. Кон­даков и др.), что позволило нам выделить ряд характеристик социализированной личности старшеклассника:

   умение взаимодействовать с группой;

   умение противостоять манипуляциям;

   понимание себя, своих способностей;

   духовно-нравственное развитие;

   сформированное мировоззрение;

   умение планировать свою жизнь, карьеру;

   умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки;

   умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки;

•умение управлять собой; способность к развитию своей индивидуальности;

   способность к обучению на протяжении жизни;

   способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Выделенные характеристики социализированной личности мы обсудили и согласовали с экспертной группой, в которую вошли научные сотрудники Психологического института РАО, МГППУ; педагоги-психологи образовательных учреждений, психологических и методических центров Москвы. Это позволило выделить и детализировать психодиагностические показатели, ставшие основой изучения динамики личностного развития учащихся 10-11 классов (табл. 1).

В анкету вошли вопросы, позволяющие получить информацию о таких аспектах изучаемой проблемы, как:

   понимание феномена «социализация», сути, целей и результатов процесса социализации;

   определение значимости характеристик социализированной личности старшеклассника основными участниками образовательного процесса;

   оценка уровней актуального и желаемого развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников всеми участниками образовательного процесса;

   оценка всеми участниками образовательного процесса степени актуального и желаемого влияния основных институтов и агентов социализации на развитие характеристик социализированной личности современного старшеклассника.

Важно отметить, что были разработаны специальные анкеты для каждой группы

Таблица 1

Психодиагностические показатели характеристик социализированной личности старшеклассника

№ п/п

Характеристики социализированной личности

Психодиагностические показатели

1

Умение взаимодействовать с группой

Социометрический статус, толерантные и интолерантные установки личности

2

Умение противостоять манипуляциям

Низкий уровень конформности

3

Понимание себя, своих способностей

Адекватная самооценка, высокий уровень рефлексивности, критичности, позитивное самоотношение, самовосприятие

4

Духовно-нравственное развитие

Развитие ценностно-целевых установок

5

Сформированное мировоззрение

Развитие ценностно-целевых установок

6

Умение планировать свою жизнь, карьеру

Сформированность временной перспективы

7

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

Высокий уровень рефлексивности, локуса контроля

8

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

Высокий уровень развития межличностной чувствительности

9

Умение управлять собой

Высокий уровень эмоциональной и волевой саморегуляции

10

Способность к развитию своей индивидуальности

Развитие ценностно-целевых установок, стремление к самоактуализации

11

Способность к обучению на протяжении жизни

Развитие ценностно-целевых установок, развитие, стремление к самоактуализации

12

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

Личностный адаптивный потенциал

участников исследования: старшеклассников, родителей старшеклассников и учителей, преподающих в старших классах. Представители этих групп получали определенные задания, в частности:

1)   учащимся предлагалось в отношении личностных характеристик:

   оценить их важность для будущей жизни;

   определить их ранговое место; оценить актуальное развитие (по 10-балльной шкале);

   оценить их желаемое развитие (также по 10-балльной шкале);

•указать факторы, повлиявшие на развитие личностных характеристик, в процентном соотношении (факторы: семья, школа, друзья, средства массовой информации, сам старшеклассник, другое (указать фактор);

   оценить развитие личностных характеристик и умений у современных старшеклассников (по 10-балльной шкале);

2)   педагоги в отношении личностных характеристик у современных старшеклассников:

•должны определить ранговое место их развития;

   оценить их актуальное развитие (по 10-балльной шкале);

   указать факторы, повлиявшие на их развитие в процентном соотношении (факторы: семья, школа, друзья, средства массовой информации, сам старшеклассник, другое (указать фактор);

   оценить их желаемое развитие (также по 10-балльной шкале);

   указать процентное соотношение влияния факторов на желаемый результат их развития (факторы: семья, школа, друзья, средства массовой информации, сам старшеклассник, другое (указать фактор);

3)   родителям в отношении личностных характеристик у современных старшеклассников предлагалось:

   определить ранговое место их развития;

   оценить актуальное развитие личностных характеристик у своего ребенка (по 10-балльной шкале);

   оценить их развитие (по 10-балльной шкале);

   указать факторы, повлиявшие на их развитие в процентном соотношении (факторы: семья, школа, друзья, средства массовой информации, сам старшеклассник, другое (указать фактор);

   оценить желаемое развитие данных личностных характеристик у современных старшеклассников (также по 10-балльной шкале);

   указать процентное соотношение влияния факторов на желаемый результат их развития (факторы: семья, школа, друзья, средства массовой информации, сам старшеклассник, другое (указать фактор).

Сущность работы отражалась в инструкциях. В частности, учащимся зачитывалась инструкция:

«Просим вас принять участие в исследовании, посвященном вопросам оценки значимости личностных психологических характеристик, которые вы считаете важными для вашей будущей жизни.

Вам предлагается заполнить таблицу следующим образом:

в столбце 3 Вы ставите знак «+» напротив личностной психологической характеристики ( с 1-й по 12-ю), если считаете ее развитие значимым для Вашей будущей жизни, и знак «-», если не считаете ее развитие значимым для Вашей будущей жизни;

в столбце 4 проранжируйте все 12 личностных характеристик в порядке значимости их развития для Вас (на первом месте - самая значимая характеристика, на двенадцатом - наименее значимая характеристика для Вашей будущей жизни);

в столбце 5 оцените, на сколько баллов по 10-балльной шкале развиты у Вас данные личностные характеристики (с 1-й по 12-ю) на сегодняшний день;

в столбце 6 оцените по 10-балльной шкале желаемое развитие у Вас данных личностных характеристик;

в столбце 7 укажите факторы, повлиявшие на развитие у Вас данных личностных характеристик, обозначив буквой «А» - свою семью; буквой «Б» - школу (школы), в которой учитесь; буквой «В» - своих друзей; буквой «Г» - средства массовой информации, интернет, телевидение и др.; буквой «Д» - Вы сами, буквой «Е» - другое (напишите, что именно);

в столбце 8 оцените по 10-балльной шкале развитие данных личностных характеристик (с 1-й по 12-ю) у современных старшеклассников.

Напоминаем, что в социально-психологическом исследовании нет правильных и неправильных ответов, для нас важна именно ваша позиция по данному вопросу. В анкетах можно указать авторство, можно оставить их анонимными».

По аналогии были составлены инструкции для педагогов и родителей.

Результаты анкеты обрабатывались качественно в соответствии с поставленными задачами. Полученные данные анализировались по отдельным вопросам, по группам опрашиваемых, по полу учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: репрезентативностью выборки испытуемых; проработкой организационных и процедурных аспектов; корректным применением современных методов математической статистики при обработке эмпирических данных с использованием адекватных компьютерных программ. Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. Все сведения были обработаны с использованием программы Microsoft Access 2007.

Проводя анкетирование со старшеклассниками, их родителями и педагогами, мы предположили, что представления о процессе социализации, особенностях его протекания в старшем школьном возрасте, характеристиках социализированной личности различно у всех участников образовательного процесса, что приводит к нарушению взаимодействия взрослых и старшеклассников и осложняет процесс социализации.

Полученные данные изучались как по отдельным вопросам, так и по группам опрашиваемых (старшеклассники, педагоги, родители). Их анализ показал, что понимание процесса социализации у старшеклассников, родителей и педагогов различно и отражается:

1)   в представлениях о сути, целях и результатах процесса социализации;

2)   в особенностях их отношения к степени влияния и определению ведущей роли институтов и агентов социализации;

3)   в различии оценки значимости развития личностных характеристик современного старшеклассника.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы выделили разницу в понимании феномена социализации всеми участниками образовательного процесса. Результаты представлены в табл. 2.

Ответы респондентов показывают, что существуют расхождения в представлениях о сути, целях и результатах процесса социализации у всех участников образовательного процесса. Они свидетельствуют также о

Таблица 2

Понимание сути, целей и результатов процесса социализации (число опрошенных, %)

№ п/п

Варианты ответов

Старшеклассники (207 чел . )

Педагоги (85 чел .)

Родители (124 чел.)

1

Понимание процесса социализации как адаптация и приспособление человека к окружающей действительности

16.9

48.2

71.8

2

Понимание процесса социализации как интериори- зация ценностей и норм, освоение элементов культуры

11.1

17.6

4.0

3

Понимание процесса социализации как трансляция собственных ценностей в процессе деятельности в социальной среде

7.2

9.4

2.4

4

Понимание процесса социализации как адаптация, интериоризация,трансляция

0

2.4

1.6

5

Другие варианты определения понятия социализация

45.9

22.4

12.9

6

Ответ «не знаю»

18.9

0

7.3

широком диапазоне их представлений о понятии «социализация». Качественный анализ ответов старшеклассников показал, что большинство учащихся 10-11 классов (45,9%) понимают процесс социализации как процесс успешной самореализации в жизни (материальная обеспеченность, профессиональная карьера, получение жизненного опыта). Часть опрошенных имеют приближенное к научному понимание термина «социализация», что, в свою очередь, обусловлено изучением ими курсов «Обществознание», «Психология» (по ответам учеников).

48.2% педагогов понимают процесс социализации как адаптацию и приспособление человека к окружающей действительности, 22.4 % определяют процесс социализации как комплексное развитие личности на протяжении всей жизни, процесс вхождения личности в социум, реализацию себя как профессионала и гражданина.

Большинство опрошенных родителей (71.8 %) понимают феномен социализации как процесс адаптации в социальных условиях, приспособление к современным условиям жизни. 12.9% из них указали, что социализация - это получение нового опыта и знаний на протяжении жизни, повышение своего статуса и положения в обществе, карьерный рост.

Анализ ответов респондентов также показал, что существуют расхождения в представлениях о сути, целях и результатах процесса социализации у всех участников образовательного процесса.

Был определен рейтинг значимости развития личностных характеристик социализированной личности современного старшеклассника с точки зрения всех участников образовательного процесса (табл. 3).

Обнаружены различия в ценностных приоритетах относительно значимости развития личностных характеристик современного старшеклассника:

•учащиеся и педагоги выделяют значимость характеристик активной осознанной позиции у старшеклассников относительно собственного развития и социализированно- сти (ответственность, саморегуляция, понимание своего потенциала);

• позиция родителей отражается в ориентации на результат (адаптация, карьера, ответственность), осознанная позиция старшекласс-

Таблица 3

Сравнение рейтинга значимости личностных характеристик с точки зрения всех участников образовательного процесса

Личностные характеристики

Учащиеся

Педагоги

Родители

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

1

1

3

Умение управлять собой

2

3

5

Понимание себя, своих способностей

3

4

9

Умение планировать свою жизнь, карьеру

4

7

2

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

5

5

11

Умение взаимодействовать с группой

6

10

8

Духовно-нравственное развитие

7

2

6

Умение противостоять манипуляциям

8

12

4

Способность к развитию своей индивидуальности

9

9

12

Сформированное мировоззрение

10

11

7

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

11

8

1

Способность к обучению на протяжении жизни

12

6

10

ников относительно их собственной социализации не является для родителей значимой.

Был также проведен анализ оценки значимости личностных характеристик современного старшеклассника. Старшеклассники, участвующие в исследовании, должны были односложно ответить на вопрос относительно значимости или незначимости (важно-не важно) личностных характеристик для будущей жизни. Допускался вариант ответа, в котором все личностные характеристики оценивались бы как значимые. Обобщая результаты проведенного исследования, мы выделили наиболее существенные особенности отношения юношей и девушек к значимости развития у них личностных характеристик (табл. 4).

Старшеклассники московских образовательных учреждений выделили следующие личностные характеристики, наиболее значимые по степени развития (%):

• умение противостоять манипуляциям (95.15 %);

   умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки (93.65 %);

   способность к развитию своей индивидуальности (92.46 %).

Наименее значимыми по степени развития были признаны:

   сформированное мировоззрение (86.65 %);

   способность к обучению на протяжении жизни (85.63 %);

   духовно-нравственное развитие (84.35 %).

Анализ ответов дает нам право сделать предварительные выводы:

•следует признать разницу почти в 10% статистически значимой;

   приоритет отдан способностям, рассчитанным скорее на индивидуальные действия или противодействия;

   низкую оценку личностным характеристикам «сформированное мировоззрение» и «духовно-нравственное развитие» (отметим их относительную сходность) можно аргументировать достаточной удовлетворенностью

Таблица 4

Оценка значимости личностных характеристик современного старшеклассника (число опрошенных, %)

№п/п

Личностные характеристики

Юноши

Девушки

Общий результат

1

Умение взаимодействовать с группой

86.42

92.86

89.64

2

Умение противостоять манипуляциям

95.06

95.24

95.15

3

Понимание себя, своих способностей

82.72

96.03

89.38

4

Духовно-нравственное развитие

79.01

89.68

84.35

5

Сформированное мировоззрение

85.19

88.10

86.65

6

Умение планировать свою жизнь, карьеру

85.19

92.06

88.63

7

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

88.89

98.41

93.65

8

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

83.95

91.27

87.61

9

Умение управлять собой

82.72

97.62

90.17

10

Способность к развитию своей индивидуальности

88.89

96.03

92.46

11

Способность к обучению на протяжении жизни

83.95

87.30

85.63

12

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

87.65

92.06

89.86

старшеклассников степенью актуального развития на момент исследования этих параметров для будущей жизни, что, однако, является как дискуссионным, так и объяснимым.

Однако заметим, что практически все программы развития образовательных учреждений или иные документы в образовании уделяют особое внимание, отдают приоритет, заявляют значимость «духовно-нравственного развития». Очевидно противоречие декларируемых образовательных ценностей и отношения к ним субъектов педагогического воздействия.

Нами был проведен анализ оценки уровня развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников всеми участниками образовательного процесса, результаты которого представлены в табл. 5.

Все участники образовательного процесса оценивают актуальный уровень развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников как средний и выше среднего в диапазоне от 4.82 до 7.89 баллов. При этом оценки уровня желаемого развития характеристик расположены в

Таблица 5

Сравнение уровней актуального и желаемого развития характеристик социализированной личности современных старшеклассников всеми участниками образовательного процесса (среднее значение, max=10)

№ п/п

Характеристики социализированной личности

Старшеклассники (207 чел.)

Педагоги (85 чел.)

Родители (124 чел.)

акту­аль­ный уровень

желаемый уровень

акту- аль- ный уровень

желаемый уровень

акту- аль- ный уровень

желаемый уровень

1

Умение взаимодействовать с группой

6.79

8.81

6.63

8.66

7.24

9.17

2

Умение противостоять манипуляциям

5.55

9.13

5.42

8.55

6.37

9.43

3

Понимание себя, своих способностей

5.78

9.09

5.55

8.69

5.12

9.12

4

Духовно-нравственное развитие

4.82

8.75

5.46

9.04

5.45

9.37

5

Сформированное мировоззрение

5.41

8.92

5.57

8.77

6.21

9.23

6

Умение планировать свою жизнь, карьеру

5.91

8.90

5.89

8.48

5.12

9.56

7

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

5.23

9.31

5.50

9.35

5.41

9.47

8

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

5.78

9.11

5.31

8.87

5.20

8.67

9

Умение управлять собой

5.57

9.10

5.49

9.16

5.23

9.41

10

Способность к развитию своей индивидуальности

6.25

8.99

6.18

8.69

6.43

8.57

11

Способность к обучению на протяжении жизни

5.79

8.85

6.12

8.8

5.76

8.87

12

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

6.77

9.10

6.86

8.78

7.89

9.7

диапазоне от 8.55 до 9.7 баллов. Отмечается закономерное желание всех участников образовательного процесса в стремлении повысить уровень социализированности современных старшеклассников.

Отдельно был проведен анализ представлений учащихся о развитии личностных характеристик у себя и у своих сверстников. Представленные в табл. 6 данные свидетельствуют о более высоком оценивании уровня развития своих личностных характеристик по сравнению с оценкой тех же характеристик у своих сверстников.

Для нашего исследования перспективным является анализ представлений старшеклассников, педагогов и родителей о ресурсах, механизмах и источниках такого личностного роста учащихся старших классов, а именно, роли и степени актуального и желаемого влияния институтов и агентов социализации.

В табл. 7 приведены данные, отражающие мнение опрошенных относительно степени актуального и желаемого влияния институтов и агентов социализации на процесс социализации старшеклассников.

Сравнительный анализ ответов старшеклассников, педагогов и родителей выявил различия в определении ведущей роли институтов и агентов социализации.

Родители старшеклассников определяют школу как ведущий институт социализации, указывая при этом желание об увеличении влияния образовательного учреждения (с 47.1 до 54.21 %) и уменьшении собственного влияния (с 32.21 до 28.23 %).

Педагоги признают ведущую роль семьи, отмечают необходимость увеличения роли семьи в процессе социализации старшеклассников (с 34.85 до 39.78%) и снижения собственного влияния (с 29.07 до 26.44%). Учащиеся также отводят семье ведущую роль и выражают желание снизить это влияние на процесс собственной социализации (с 30.29 до 18.3%), при этом указывают на необходимость увеличения воздействия школы (с 17.57 до 21.8 %). Старшеклассники, в отличие от педагогов и родителей, высоко оценивают свою роль в процессе собственной социализации (28.56, 12.34 и 3.12% соответственно). При этом все участники образовательного процесса указывают на повышение роли старшеклассников в качестве агентов социализации.

Полученные сведения позволяют сделать вывод, что особенности отношения участни-

Таблица 6

Самооценка и оценка актуального развития личностных характеристик
старшеклассников

№ п/п

Личностные характеристики

Самооценка учащихся

Оценка учащимися современных старшеклассников

1

Умение взаимодействовать с группой

6.86

6.79

2

Умение противостоять манипуляциям

6.93

5.55

3

Понимание себя и своих способностей

7.06

5.78

4

Духовно-нравственное развитие

7.14

4.82

5

Сформированное мировоззрение

7.06

5.41

6

Умение планировать свою жизнь, карьеру

6.16

5.91

7

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

7.60

5.23

8

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

7.57

5.78

9

Умение управлять собой

6.87

5.57

10

Способность к развитию своей индивидуальности

7.37

6.25

11

Способность к обучению на протяжении жизни

7.00

5.79

12

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

7.77

6.77

Таблица 7

Сравнение степени актуального и желаемого влияния институтов и агентов социализации на процесс социализации старшеклассников с точки зрения участников образовательного процесса (%)

№ п/п

Варианты ответов

Старшеклассники (207 чел.)

Педагоги (85 чел.)

Родители (124 чел.)

актуальное влияние

желаемое влияние

актуальное влияние

желаемое влияние

актуальное влияние

желаемое влияние

1

Семья (родители, родственники)

30.29

18.3

34.8

39.78

32.21

28.23

2

Школа (учителя)

17.57

21.8

29.07

26.44

47.1

54.21

3

Друзья, сверстники

16.21

16.3

14.26

11.81

6.02

4.71

4

СМИ, интернет

3.95

3.2

8.77

6.6

9.3

3.42

5

Сам старшеклассник

28.56

36.28

12.34

14.35

3.12

7.1

6

Другое

3.42

4.12

0.76

1.2

2.25

2.33

 

ков образовательного процесса к степени влияния и определению ведущей роли институтов и агентов социализации старшеклассников характеризуются выраженной рассогласованностью. Взрослые (педагоги и родители) определяют друг друга ведущими агентами процесса социализации старшеклассников, перекладывая ответственность и отводя себе второстепенную роль, не учитывают ожиданий учащихся старших классов относительно их представлений о собственной значимой роли в процессе социализации. У старшеклассников отмечаются ярко выраженная потребность выступить самостоятельными агентами собственной социализации и повышенный интерес к знаниям о себе, что обусловлено их возрастными особенностями. Они сталкиваются с рядом затруднений и обстоятельств:

   представления о процессе социализации, особенностях социализированной личности носят стихийный характер и сформированы спонтанно на субъективном уровне на основе житейских понятий;

•личностный и социальный опыт в силу возраста ограничен;

   педагоги и особенно родители не воспринимают старшеклассников в качестве агентов собственной социализации, тем самым ограничивая возможности получения нового социального опыта;

• получение новых знаний о себе у старшеклассников осложнено ограниченностью источников информации и несформирован- ностью соответствующих способов и условий освоения.

Старшеклассники формулируют ожидание относительно более активного содействия и поддержки школы в качестве агента их социализации.

Анализ результатов исследования позволил выявить специфику в представлениях учеников 10-11 классов, педагогов, родителей относительно процесса социализации старшеклассников, заключающуюся в рассогласованности понимания сути понятия «социализация», в определении ведущей роли институтов и агентов социализации, в различии отношения к степени их влияния, к ценностным приоритетам относительно значимости развития личностных характеристик современного старшеклассника. Возможно, что такая рассогласованность может оказать влияние на формирование личностных особенностей старшеклассников. Полученные данные позволяют определить перспективу исследования, посвященного изучению динамики сформированности личностных характеристик учащихся 10-11 классов, изучающих и не изучающих учебный предмет «Психология».

Мы предполагаем, что одним из способов развития личностных особенностей старшеклассника, характеризующих его как социализированного субъекта, является, в частности, формирование его психологической грамотности.

Литература

  1. Демиденко М.В. Исследование социально- личностной рефлексии как средств социализации старших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  2. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков: Мат-лы науч.-практич. конф. Нижний Новгород, 2003.
  3. Дубровина И.В. Современное образование: Проблемы и поиски // Известия Российской академии образования. 2010. № 3 (15).
  4. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения. 2007. № 5.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М., 2006.
  6. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., 1997.
  7. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, 1998.
  8. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. № 2 (21).

Информация об авторах

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2804
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1239
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0