Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом

1361

Аннотация

Цель статьи – обозначить основные трудности во взаимодействии педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом. Автор утверждает, что инокультурные учащиеся воспринимают педагога менее позитивно, чем русские. В качестве одной из причин этого он видит наличие между педагогами и учащимися коммуникативных барьеров. Наиболее серьезные проблемы между педагогами и учащимися порождают семантические барьеры. Они вызваны тем, что язык, на котором происходит обучение инокультурных детей, является для них, по сути, иностранным. В статье также обсуждаются барьеры, связанные с невербальным поведением. Показывается, что если педагог и учащийся принадлежат к разным культурным традициям в использовании невербальных сигналов, то возможно искажение сообщений в различных областях. Барьерами межкультурных взаимодействий могут выступать и особенности национального и этнического сознания представителей разных культур, а также отличия в функционировании семей.

Общая информация

Ключевые слова: классы со смешанным этнокультурным составом, педагоги , учащиеся, межкультурная коммуникация, коммуникативные барьеры, невербальное поведение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хухлаева О.В. Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 71–75.

Литература

  1. Берри Д.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. Харьков, 2007.
  2. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
  3. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М., 2005.
  4. Стефаненко. Т.Г. Этнопсихология. М., 2009.
  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М., 2008.
  6. Триандис Г.К. Культура и социальное поведе­ние. М., 2007.
  7. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психо­лога в многонациональной школе. М., 2011.

Информация об авторах

Хухлаева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742, e-mail: ovc54@yandex.ru