Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя

965

Аннотация

В статье рассматриваются результаты применения дифференциально-регуляторного подхода к анализу специфики педагогического взаимодействия учителя. Выдвинута гипотеза, что влияние коммуникативных свойств личности на специфику педагогического взаимодействия опосредствовано развитием и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции учителя. Представлены результаты исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и общительности педагогов (312 человек), предложена оригинальная регуляторно-коммуникативная типология учителей, выявлена специфика саморегуляции и общительности учителей, ориентированных на учебно-дисциплинарную и личностную модели педагогического взаимодействия. Показано, что для учителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия, характерна тенденция к более высокому развитию осознанной саморегуляции, интегрированность показателей коммуникативных свойств и саморегуляции достижения целей как обучения, так и воспитания; большая эмоциональная включенность в процесс взаимодействия и направленность на сотрудничество.

Общая информация

Ключевые слова: дифференциально-регуляторный подход, осознанная саморегуляция, общительность, педагогическое взаимодействие, модель педагогического взаимодействия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 94–102.

Литература

  1. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретикометодологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М., 1987.
  3. Крупно А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. М., 2007.
  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.– Нальчик, 1996.
  5. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.
  6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М., 2010.
  7. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3.
  8. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. № 3.
  9. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М., 2007.
  10. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и нейротизма: новый взгляд // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития. М., 2004.
  12. Осадчук О.Л. Регулятивная компетенция как результат профессиональной подготовки педагога // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1 (79).
  13. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5.
  14. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / под ред. В.Г. Маралова. М., 2005.
  15. Плахотникова И.В. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуальнотипических проявлениях саморегуляции произвольной активности // Журнал прикладной психологии. 2004. №1.

Информация об авторах

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Фомина Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5097-4733, e-mail: tanafomina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2359
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 965
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1