Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики*

1176

Аннотация

В статье представлен опыт создания авторского исследовательского приема, направленного на изучение устойчивости жизненного мира человека. Данная методика ориентирована на изучение особенностей организации человеком процесса собственной жизнедеятельности и позволяет высветить проявления устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный) в условиях реального бытия человека. С позиции заложенных в методику показателей и критериев устойчивости жизненного мира человека определена процедура проведения, обработки и интерпретации данных. В подтверждение надежности методики приведены результаты специально организованной работы по изучению ее психометрических характеристик. Сферами применения данной методики могут являться образовательная практика, практика психологического консультирования и психотерапии. Данный прием информативен в вопросах рефлексивного отношения к жизненному самоосуществлению, качеству жизни, готовности человека к инновационной деятельности, нестандартным (творческим) решениям, жизненному выбору. Его прогностический потенциал распространяется на оценку успешности самоосуществления человека в условиях реальной жизнедеятельности.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационнойРоссии» на 2009–2013 годы, ГК №П2564 от 25.11.2009 года.

Ключевые слова: устойчивость жизненного мира, методика, психометрические характеристики, валидность, надежность

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Логинова И.О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 18–28.

Фрагмент статьи

Важнейшей системной особенностью устойчивости жизненного мира выступает тенденция оптимизировать свой потенциал, которая может считаться успешной, если человеку удается достичь гармоничного развития во всех жизненно важных для него сферах. Совокупность показателей определяет общую конструктивность (продуктивность и оптимальность) жизненного процесса человека, которая как раз и определяет степень устойчивости жизненного мира человека. При отсутствии или недостаточной выраженности устойчивости жизненного мира человек демонстрирует тождественность не всей своей жизни, а только ее отрывкам, отдельным событиям, ситуациям. В данном случае можно говорить лишь о совокупности отрывков, представляющих жизненную мозаику, а не драму, поскольку она (жизнь) лишается внутреннего самотождества. Устойчивость жизненного мира человека позволяет удерживать целостность системы «человек–мир» за счет открытости новым возможностям, которые в процессе деятельности по реализации себя как проекта переходят в действительность.

Литература

  1. Знаков В.В. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2004.
  2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005.
  3. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
  4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  5. Логинова И.О. Психология жизненного самоосуществления. М., 2009.
  6. Логинова И.О. Исследование устойчивости жизненного мира человека в процессе самоосуществления // Психология обучения. 2010. № 2.

Информация об авторах

Логинова Ирина Олеговна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия, e-mail: loginova70_70@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3200
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1176
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2