Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 3. С. 62–69
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Исследование типов отношения будущих педагогов к личности учащегося*
Аннотация
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-36-01006а1.
Ключевые слова: отношение будущих педагогов к личности учащегося, отношение
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пазухина С.В. Исследование типов отношения будущих педагогов к личности учащегося // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 62–69.
Фрагмент статьи
Усиление гуманистической направленности современного образования неразрывно связано с изменением типа отношения педагога к воспитанникам, формированием у студентов педвузов особого, ценностного отношения к ученику как развивающемуся субъекту учебной деятельности, личности, индивидуальности. С позиции смыслового подхода, основные идеи которого заложены в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Б.А. Сосновского и др. [1–4; 6], отношение учителя к личности учащегося может быть представлено как устойчивое личностно-смысловое образование, которое имеет сложную многоуровневую психологическую структуру. В данной структуре личностный смысл отражен в нескольких субъективных формах своего существования: вербальной, образной, аффективной, а также в объективной, представленной в виде личностного смысла как смыслообразующего мотива деятельности [3; 5]. Названные формы определяют соответствующее выделение трех основных компонентов ценностного отношения: мотивационно-смыслового, когнитивного, эмоционального. Понятие отношения рассматривается нами не только в контексте того, насколько студент хочет развивать личностный потенциал учащегося, но и в какой мере педагог может обеспечить условия его личностного роста. Данное положение определяет выделение четвертого компонента отношения, который находит отражение в плоскости практической педагогической деятельности – операционально-деятельностного.
Литература
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
- Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Сер. 14. «Психология». 1981. № 2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
- Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода // Психология в вузе. 2003. № 1-2.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2105
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 534
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1