Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 4. С. 87–93
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Идеалы, ценности, смыслы: диалог поколений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, личностные смыслы, ценностные ориентации и жизненные цели современных подростков
Рубрика издания: Психология семьи
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузнецова О.В., Теперкина М.В. Идеалы, ценности, смыслы: диалог поколений // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 87–93.
Полный текст
Одна из секций III всероссийской конференции по психологии развития «На пороге взросления» была посвящена обсуждению проблемы ценностных ориентаций и личностных смыслов современных подростков.
Ценностные ориентации представляют собой сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, отношение человека к миру и к себе, а также придающий смысл и определенный вектор личностным позициям, поведению, поступкам. Определяя жизненные цели человека, они отражают то, что является для него наиболее значимым и обладает личностным смыслом.
Формирование ценностных ориентаций, становление жизненных ценностей личности активизируется в подростковом возрасте. Здесь ребенок учится самостоятельно выстраивать отношения с Миром, вступая в Диалог со сверстниками и взрослыми. На этом этапе возникает потребность выработать свои, независимые взгляды, отражающие позицию личности, ее убеждения и мировоззренческие ориентиры.
Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем А.А. Кро- ник и Е.И. Головаха считают непротиворечивую и согласованную систему ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов. Е.И. Головаха (2001) отмечает, что при планировании своего будущего «...человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании» (цит. по: [2, с. 80-81]).
У подростка интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит только при наличии способности выделить из всего спектра возможных ценностей те, которые представляют для него субъективную значимость, связаны с его доминирующими потребностями. Осознанные предметы этих потребностей становятся ведущими жизненными ценностями личности (избирательная направленность личности на эти ценности отражается в иерархии ее ценностных ориентаций).
В ходе исследования ценностных ориентаций старшеклассников под руководством О. В. Кузнецовой (2010-2011 гг.) было выявлено, что лидирующие позиции принадлежат таким терминальным ценностям, как «здоровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Также важны для подростков «уверенность в себе» и «материально обеспеченная жизнь». Такие ценности, как «счастье других», «творчество», «красота природы и искусства» оказались менее востребованными. Ценности-аутсайдеры: «общественное признание», «продуктивная жизнь», «развитие».
Тройку лидирующих инструментальных ценностей составили «воспитанность», «образованность» и «честность». Невостребованные инструментальные ценности: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и других» «рационализм» и «широта взглядов».
Наиболее значимые аспекты становления личности - развитие волевых качеств, способности осуществлять личностный выбор, принимать решение. Для подростка важно научиться осознавать свои актуальные потребности, развивать рефлексию, освоить навыки целеполагания.
В ходе подготовки конференции возникла идея организовать круглый стол «Подростковый возраст. Диалог поколений» с участием представителей разных поколений. Были приглашены учащиеся школы № 981 г. Москвы, их родители и педагоги, бывшие выпускники школы. Организаторы и ведущие круглого стола - доктор психологических наук, профессор Л. Ф. Обухова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии О. В. Кузнецова и руководитель психологической службы ГБОУ СОШ № 981 М.В. Тепёркина.
На секции проходила дискуссия о трудностях и проблемах подросткового возраста. Участники диалога (подростки, родители, учителя) отметили, что несмотря на все трудности подросткового возраста, этот этап жизни характеризуется интенсивным личностным развитием, устремленностью в будущее. Подростки обозначили важность семейных ценностей, саморазвития, целеполагания, выбора дальнейшего жизненного пути. Все говорили не только о конфликтах и противоречиях данного возраста, но и смогли наметить пути решения некоторых из них.
Вот некоторые фрагменты дискуссии, развернувшейся в ходе работы круглого стола.***
Цель: «посмотреть» на подростковый период с различных социальных и возрастных позиций.
Векторы круглого стола
•идеалы и ценности разных поколений;
•представления о подростковом возрасте в разных эпохах;
•трудности подросткового возраста и способы (пути) их решения.
Ведущий (далее - В.): приводит высказывание о подростках, принадлежащее Сократу.
Сократ (400 лет до н. э.) о подростках:
«Они, подростки, сегодня обожают роскошь. У них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам. Они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями. Они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание. Они прожорливы и тиранят учителей».
В . просит участников круглого стола предположить, кто мог быть автором этих слов.
Участники выдвигают несколько версий, и В обещает вернуться к обсуждению этой темы через некоторое время.
В.: Итак, проблема отцов и детей стара как мир. Обратимся к цитатам и афоризмам:
«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».
Марк Твен «Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет на то, чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в подростков».
Уильям Калвин Надпись на парте:
«К 12 годам люди становятся невыносимыми».
«Можно смело сказать, что ребенок вырос, когда он перестает спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда он идет».
В . : А теперь давайте послушаем высказывания подростков о себе и высказывания взрослых о подростках.
Вопрос к участникам круглого стола: Что первым приходит вам в голову, когда вы слышите словосочетание «подростковый возраст»?
Ответы участников: провокация, стресс, конфликты, проблемы, трудности, море красочных эмоций, ранимый, скачок настроения, мечтательный, болезненный, эгоцентричный, неуправляемый, гиперактивный, амбициозный, заводной, забастовки, протест, «меня не понимают».
Вопрос В. Подросткам: «А вы считаете свой возраст трудным»?
Ответы:
- Смотря в чем. Трудный в том, что это время выбора.
- Трудный. Много проблем возникает, но от этого он и приятный.
- Самый яркий!
- Самый счастливый!
- Трудность подросткового возраста в том, что ощущаешь, как становишься взрослее. А так иногда хочется стать опять маленьким! Вернуться в детство.
- Этот период и легкий и сложный одновременно.
- Трудный, потому что формулируются цели на будущее.
Вопросы В . взрослым : «А был ли ваш подростковый возраст трудным...», «Были ли вы трудным подростком»?
Ответы педагогов и родителей:
- Да, трудный, но остались яркие эмоции. Такая гамма впечатлений! Если бы меня сейчас спросили: «Тебе было комфортно быть подростком?» Я бы не задумываясь ответила: «Да»!
- Я в 15 лет стала вести самостоятельную жизнь. Было разное. Но сейчас эта тема для меня закрыта. Я не люблю вспоминать об этом.
- Для меня это «золотой возраст».
- Все было просто здорово!
- Подростковый возраст хорош именно тем, что многое происходит в первый раз.
- Хорошего намного больше!
- Ощущение огромной силы, энергии, ко
торая в тебе развивается! Ее такое количество, что она тебя захлестывает!
- В подростковом возрасте больше искренности.
- Я - дитя войны. И мой подростковый возраст очень счастливый! Именно с подросткового возраста у меня моя самая близкая подруга.
В . : обратите внимание, как много приятных слов и эмоций мы получили в адрес «подросткового возраста». Да, конечно, этот возраст сложный, трудный, но как много положительного остается у нас в воспоминаниях от прожитого именно в этот период. Это время дружбы, искренности, часто - возраст первой любви. Именно в это время формируются идеалы и ценности, вырабатывается мировоззрение.
В . (участникам): Каковы, с вашей точки зрения, идеалы и ценности подросткового возраста? Давайте выслушаем всех участников: старшеклассников, родителей, учителей.
В. (старшеклассникам): Ребята, а у вас есть кумиры? На кого вы равняетесь, на кого вы хотели бы походить?
Ответы участников круглого стола:
Ученик 8-го класса: «Я хотел бы быть похожим только на себя».
Преподаватель иностранного языка: «Для меня - это моя мама. Человек с серьезной жизненной установкой».
Ученица 9-го класса: «Для меня в плане знаний является эталоном наш педагог. У нас много хороших учителей, но наш преподаватель истории... Я могу задать вопрос по любой теме, и он мне всегда даст самый полный ответ».
Ученик 5-го класса: «Я хочу оставаться самим собой, но мне очень хочется хорошо учиться. И в этом я хотел бы быть похожим на одного моего одноклассника. Быть таким же целеустремленным, как он».
Ученица 10-го класса: «Для меня идеалом и примером является мой дедушка. У него было два высших образования. Он строил гидростанции. И даже когда у него обнаружили опухоль, он в постели руководил стройкой по телефону, не мог не думать о своем деле, своем детище!»
М.А. Егорова (декан факультета психологии образования МГППУ): «Для меня примером являются мои дети, которые не намного старше присутствующих здесь ребят. Они являются для меня примером великодушия, деловой активности, умения жить в современном обществе. Так что пример не обязательно должен быть старше тебя».
Преподаватель иностранного языка: «Это собирательный образ. Это и литературные и киногерои, христианские заповеди - все это является неким эталоном для меня».
Далее была организована небольшая дискуссия между подростками и представителями старшего поколения «Герои и кумиры разных лет».
В.: Вспомним мифы подросткового возраста, мифы о подростках...
Итак, первым идет миф, что подростковый возраст - «переходный период» - его надо просто переждать, перетерпеть. А вот когда он закончится - начнется настоящая жизнь! А далее:
•миф о том, что подростки - это еще дети.
• миф под названием «Все они в этом возрасте одинаковые!» - и ничего тут не поделаешь.
• миф из области профессионального самоопределения в подростковом возрасте: «Подростки совсем не интересуются своим профессиональным будущим».
Подросток о себе: «Я - центр Вселенной».
Взрослые о подростках: «Они все делают наоборот».
В.: Обратимся к статистике, к данным научных исследований: конфликтуют с родителями постоянно - 3 % подростков, часто - 10 %, иногда - 26 %, редко - 38 %, не имеют конфликтов - 22 % (исследование проводилось в 2001 г.) [3, с. 180].
В.: Американские психологи Роберт и Джин Байярд, являясь родителями пятерых взрослых детей, в своей книге «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей» приводят коллекцию типичных родительских жалоб на поведение подростков:
• поздно ложится спать;
• пачкает на кухне;
•часами занимает телефон;
•постоянно угрюм и замкнут;
•водится с нежелательными приятелями; •слишком много смотрит телевизор;
•валяется целыми днями, слушая музыку; •не делает уроки (не ходит в школу);
•не делает работу по дому (не убирает в своей комнате);
•закатывает истерики;
•одевается как бродяга;
•дерется с братьями и сестрами;
•ругается; курит;
•требует денег;
•ничего не хочет делать вместе с семьей [1].
В . (обращаясь к участникам): это соответствует действительности? Это действительно так?
Участники круглого стола с интересом реагируют на перечисление проблем в отношениях родителей и подростков, уточняют, комментируют.
В.: Основные претензии, выдвигаемые подростками родителям: «Они меня не слушают», «Они меня не понимают». Да, это вечная проблема «отцов и детей».
Как услышать голос человека в огромном потоке информации?
Меняется мир и меняются наши представления о мире... Но эта проблема остается.
Итак, идеалы и ценности транслируются обществом. Информационный поток с каждым годом становится все интенсивнее. В каждую эпоху появляются новые способы передачи информации. Давайте поговорим о различных способах получения информации. КАК вы узнаете, что происходит в мире, в стране, в городе?
Подростки в качестве основного источника информации называют интернет и телевидение, взрослые - телевидение, радио, газеты, интернет.
В.: В исследовании Т. Г. Цигулевой и Т.А. Бирюковой (2001) приводятся данные, касающиеся смысложизненных ориентаций старшеклассников. В качестве основных факторов, влияющих на становление смысла жизни, подростки называют пример родителей, собственный жизненный опыт, чтение литературы, влияние общения с педагогами, влияние СМИ [3, с. 86].
***
Далее учащимися была продемонстрирована презентация (проект «СМИ в жизни подростка»). Отметим, что темы данных проектных работ «вписались» в тему круглого стола, и на этапе подготовки секции было принято решение предоставить подросткам возможность показать свои проекты участникам секции.
Скажем несколько слов о проектах и обратимся к наиболее интересным данным проектных работ, выполненных под руководством педагога-психолога ГБОУ СОШ № 981 ЮАО г. Москвы М. В. Тепёркиной.
Ученицы 8 «В» класса школы № 981 провели исследование на тему «СМИ в жизни подростка». Изучив литературу по данной теме, девочки решили посмотреть, какие средства массовой информации предпочитают сегодняшние подростки. С этой целью была подготовлена анкета, на вопросы которой попросили ответить подростков - учащихся 5-7-х, 8-9-х и 11-х классов школы. Всего опрошено 218 человек: в возрасте 11 лет - 40 человек; 12 лет - 44 человека; 13 лет - 65 человек; 15 лет - 40 человек; 17 лет - 19 человек.
Из них чаще всего обращаются к интернету 139 человек и к телевидению 54 человека; читают журналы 10 человек и газеты 9 человек; слушают радио 6 человек.
Частота обращений: каждый день - 169 человек; несколько раз в неделю - 49. Цель обращений: ради развлечения - 98 человек; за информацией - 63; ради общения - 57.
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать выводы:
• подростки из всех СМИ предпочитают интернет;
• частота обращений - примерно несколько раз в день;
• основная цель обращений к СМИ - ради развлечения.
В: Обратимся к данным научных исследований. В частности, Н.Н. Толстых, сравнивая подростков 80-х и 90-х годов ХХ века, отмечает, что подростки 80-х отличались недостаточной самостоятельностью и готовностью к самоотдаче ради будущей реализации своих
жизненных целей. У подростков же 90-х годов отмечается направленность на приобретение материальных ценностей, нацеленность на получение образования и профессиональную деятельность. Подростки начала XXI века демонстрируют стремление к установлению социальных контактов, нацеленность на получение образования. Также отмечается гедонистическая направленность их жизненных целей [4].
***
Далее был организован просмотр фильма о подростковом возрасте с последующим обсуждением. Фильм не оставил равнодушным ни одного зрителя. И у ребят и у взрослых возникло много вопросов. А кто-то просто захотел высказаться, поделиться своими впечатлениями.
В заключение заседания мы вернулись к высказыванию Сократа о подростках. Интрига была раскрыта, и участники были удивлены актуальностью и современностью этого высказывания.
В . : У Сократа есть еще одно замечательное высказывание, которое нам хотелось бы подарить всем участникам нашего круглого стола: «В каждом человеке - солнце. И только дайте ему светить!»
В : А теперь, прежде чем закончить наш диалог, который, я думаю, состоялся (причем диалог не только между подростками и взрослыми, но и диалог поколений), давайте пожелаем друг другу то, что вы хотели бы пожелать.
Пожелания подростков взрослым:
Пожелания взрослых подросткам:
- научиться любить и быть любимым,
- взаимопонимания со взрослыми,
- найти себя, и чтобы по жизни вас сопровождали друзья,
- терпения в отношениях со взрослыми,
- удачи, успехов в выборе и любви.
***
Подведем некоторые итоги:
•мы говорили не только о подростках, но и с подростками;
•были обозначены не только конфликты и противоречия данного возраста, но и намечены пути решения некоторых из них;
•получилось посмотреть на проблемы подросткового возраста с разных позиций, обсудить различные точки зрения; удалась дискуссия о ценностях и идеалах подростков (подростки 70-80-90-х, 2000 годов и современные подростки);
•кульминацией круглого стола стало обсуждение фильма о подростках.
В качестве участников секции выступили не только взрослые (психологи, учителя, родители), но и подростки, учащиеся ГБОУ СОШ № 981. Наш «диалог поколений» поддержали также преподаватели и студенты МГППУ (в том числе бывшие учащиеся СОШ № 981).
По мнению В. С. Собкина, вхождение современного подростка в социум происходит не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда нарушены характерные для стабильных обществ механизмы трансляции ценностей от старшего поколения к младшему [3]. «Необычный» формат нашей секции позволил построить диалог представителей разных поколений, увидеть общечеловеческие смыслы, ценные во все времена.
Полагаем, что при проведении различных научно-практических конференций стоит учесть наш опыт и включать в программу новые нестандартные форматы секций.
При организации психолого-педагогической работы с подростками необходимо учитывать возрастные потребности и противоречия. К сожалению, иногда подростковый возраст рассматривается как подготовка к взрослой жизни, как переходный период. При этом «забывается» ценность этого возрастного этапа - одного из важнейших в человеческой жизни.
Литература
- Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Ро-3. Реан А.А. Психология подростка. Полное рукоберт Т. Байярд, Дж. Байярд. М., 2006. водство для психологов, педагогов и родителей.
- Кузнецова О.В. Психологические условия лич-СПб., 2003. ностного и профессионального самоопределе-4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез: ния учащихся на этапе выбора профиля обуче-монография. Смоленск-М., 2010. ния: Дис. … канд. психол. наук. М., 2010.
- Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей.СПб., 2003.
- Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез: монография. Смоленск-М., 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2782
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1020
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0