Идеалы, ценности, смыслы: диалог поколений

980

Аннотация

Представлен отчет по итогам круглого стола «Подростковый возраст. Диалог поколений», проходившего в рамках III всероссийской конференции по психологии развития «На пороге взросления» (Москва, МГППУ, но¬ябрь 2011), в котором участвовали учащиеся московской школы № 981 (с 1.09.2012. – ГБОУ СОШ № 2000), их родители и педагоги, бывшие выпускники школы. Темы, предложенные к обсуждению: идеалы и ценности разных поколений; представления о подростковом возрасте в разных эпохах; трудности, характерные для данного возрастного этапа и способы (пути) их решения. Описаны некоторых фрагменты дискуссии, развернувшейся в ходе работы круглого стола. Материалы могут быть использованы психологами, социальными педагогами и учителями при подготовке классных часов, семинаров, школьных конференций и т. п.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, личностные смыслы, ценностные ориентации и жизненные цели современных подростков

Рубрика издания: Психология семьи

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузнецова О.В., Теперкина М.В. Идеалы, ценности, смыслы: диалог поколений // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 87–93.

Фрагмент статьи

«У подростка интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит только при наличии способности выделить из все­го спектра возможных ценностей те, которые представляют для него субъективную зна­чимость, связаны с его доминирующими по­требностями. Осознанные предметы этих по­требностей становятся ведущими жизненны­ми ценностями личности (избирательная на­правленность личности на эти ценности от­ражается в иерархии ее ценностных ориен­таций).

В ходе исследования ценностных ориен­таций старшеклассников под руководством О. В. Кузнецовой (2010–2011 гг.) было выяв­лено, что лидирующие позиции принадлежат таким терминальным ценностям, как «здо­ровье», «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Также важны для подростков «уве­ренность в себе» и «материально обеспе­ченная жизнь».

Литература

  1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Ро-3. Реан А.А. Психология подростка. Полное руко­берт Т. Байярд, Дж. Байярд. М., 2006. водство для психологов, педагогов и родителей.
  2. Кузнецова О.В. Психологические условия лич-СПб., 2003. ностного и профессионального самоопределе-4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез: ния учащихся на этапе выбора профиля обуче-монография. Смоленск-М., 2010. ния: Дис. … канд. психол. наук. М., 2010.
  3. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей.СПб., 2003.
  4. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез: монография. Смоленск-М., 2010.

Информация об авторах

Кузнецова Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kseniko@mail.ru

Теперкина Марина Васильевна, педагог-психолог ГОУ СОШ № 981 ЮАО Москвы, Москва, Россия, e-mail: mvt64@mail.ru