Введение
Молодость – достаточно сложный период в развитии личности, который характеризуется ролевой и статусной амбивалентностью чувств, неопределенностью и нестабильностью «Я-концепции», как период незавершенности в формировании «Я-идентичности», социальных норм и ценностей [Berberyan, 2021]. Молодежь – самая мобильная, динамичная составляющая социума, обладающая огромным инновационным потенциалом, однако она является и наиболее социально неподготовленной, следовательно, уязвимой его частью [Арутюнян, 2010; Крысько, 2023; Лебедева, 2023].
Процесс формирования современной армянской молодежи проходит в условиях новых социальных отношений и системы ценностных ориентаций. Армянская история, армянская культура, язык, религия, национальные традиции и, в целом, культурное наследие образуют основу этнической идентичности армян [Берберян, 2016; Варданян, 2005]. При этом отличительной особенностью этнического самосознания армянской молодежи является амбивалентность: сохранение национальной идентичности «сосуществует» с интеграцией в идентичность этноса, который включает представителей диаспоры других стран [Bakalian, 2001; Berberyan, 2019; Der-Karabetian, 2018].
Приверженность национальной культуре, язык и религия, поддержание и развитие национальных институтов выступают маркерами национальной идентичности и способствуют ее сохранению [Хабермас, 1999; Ward, 2023]. Данные тенденции характеризуют представителей титульного этноса и мигрантов первого и второго поколений, которые интегрируются в социальные и общественные институты в титульном этносе: семье, работе, клубах интересов, через установление неформальных отношений с представителями титульного этноса [Берберян, 2016; Константинов, 2023; Омельченко, 2023].
Понятие религиозной идентичности в современном научном дискурсе весьма неоднозначно [Werbner, 2010]. Религиозная идентичность выполняет функцию сохранения традиций и использования религиозной символики [Тернер, 2012], помогает человеку осознать себя, свое место в жизни, найти ответы на вопросы экзистенциального характера [Витяев, 2023; Селиверстова, 2023], позволяет личности осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, этносу, стране [Kendirjian, 2022], способствует сохранению и передаче норм, традиций, которые важны для процесса идентификации [Косиченко, 2013; Yust, 2024].
Религиозная идентичность имеет значимые различия с другими видами социальной идентичности. Религиозная идентичность человека – это религиозный выбор, выстраивание отношений человека с Богом. Человек с религиозной идентичностью не просто принимает религию, считая себя верующим, и не только реализует социальную роль верующего, а переосмысливает личную духовную трансформацию [Тернер, 2012].
Основная религия армян – христианство. Армянская апостольская церковь, одна из древнейших церквей в мире, была основана еще в IV веке. Апостол Тадевос был неофициальным основателем армянской апостольской церкви, и с тех пор христианство стало неотъемлемой частью армянской национальной идентичности. Апостольское христианство было принято в Армении в 301 году и с тех пор стало основной религией армянского народа. Христианство сыграло значительную роль в формировании религиозной и культурной идентичности армян. Армянская апостольская церковь олицетворяет священную приверженность армян к вере и представляет не только религиозный, но и национальный символ [Kendirjian, 2022; Nersessian, 2007]. Помимо апостольской церкви, в Армении есть и другие религии, такие как ислам и протестантизм. Мусульмане составляют около 2% населения страны. Протестантизм является относительно недавним явлением в Армении.
Несмотря на разнообразие религиозных групп, апостольское христианство по-прежнему остается основным и наиболее распространенным религиозным течением среди армянского народа. Оно оказывает сильное влияние на культурную, социальную и политическую жизнь страны. Религия занимает важное место в жизни армян и оказывает существенное влияние на их традиции, обычаи и отношения внутри семьи. Церковь играет важную роль в жизни армянского народа, она является символом национальной идентичности и связующим звеном между армянской диаспорой по всему миру [Galyapina, 2023].
В последнее время этническая проблематика является одной из наиболее актуальных в глобальном мире, поскольку унификация культур на технологическом уровне способствует обратному процессу на психологическом уровне: происходит активация этнического и религиозного самосознания. Соответственно, возникает необходимость в научных исследованиях, учитывающих особенности конкретной социальной общности и степень интегрированности ее членов [Tatarko, 2024; Umaña-Taylor, 2011].
В настоящее время религиозная идентичность ряда этносов, в частности армянского, является важным маркером этнической идентичности, консолидирующим фактором для армянства как социальной общности и способом формирования гражданского самосознания личности. В условиях глобального кризиса утверждение позитивной социокультурной идентичности оказывается опорой, на которой строится объединение здоровых сил общества [Castells, 2011; Martsinkovskaya, 2020]. Актуальность исследования особенностей социальной идентичности армянской молодежи, осмысления содержательной стороны этих видов идентичности, в частности религиозной идентичности, обусловлено необходимостью выявить основные тенденции развития армянского этноса: обогащение или развитие, разрушение или созидание, гражданственность, интеграция в этническую общность или удаление, обособление от этнического мира [Стефаненко, 1999; Phinney, 2007]. Так как церковь играет важную роль в истории и жизни армянского народа, она является символом национальной идентичности и связующим звеном между армянской диаспорой и титульным этносом Армении.
Цель исследования – выявить роль ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.
Гипотезы исследования:
- Показатели идентичности и психологическое благополучие отличаются у армянских респондентов Армении и России.
- Существует взаимосвязь между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями.
- Уровень религиозной идентичности зависит от ценностей армян России и Армении.
- Существует взаимосвязь между религиозной идентичностью и психологическим благополучием.
Метод
Выборка исследования. Общая численность выборки составила 245 человек. Респонденты из России: 113 человек (44% мужчин, 56% женщин) в возрасте от 18 до 30 лет (M = 20,3; SD = 2,5). Респонденты из Армении: 132 человека (13,6% мужчин, 86,4% женщин) в возрасте от 18 до 41 года (M = 19,94; SD = 1,86).
Методики исследования. Для измерения религиозной, этнической, гражданской и локальной идентичности, ценностей и психологического благополучия нами были использованы следующие методики:
- С целью измерения религиозной, этнической, гражданской и локальной идентичности мы использовали шкалы опросника международного проекта под названием «Взаимные межкультурные отношения в плюралистических обществах» (MIRIPS), адаптированные на российской выборке [Ценности, идентичности и, 2022]. Ответы по шкалам были представлены в форме пятибалльной шкалы, где 1 – абсолютно не согласен, а 5 – абсолютно согласен. Показатель надежности (коэффициент α-Кронбаха) был использован для оценки надежности и согласованности шкал.
- Для измерения ценностей была использована русскоязычная версия опросника Ш. Шварца PVQ-R с последующей процедурой центрирования [Schwartz, 2022]. Опросник состоит из 57 утверждений. Каждое из утверждений респондентам было необходимо оценить по шестибалльной шкале, в зависимости от степени сходства описанного человека с ним самим.
- Для измерения психологического благополучия была использована шкала психологического благополучия К. Рифф (сокращенная версия) [Ryff, 1989].
- Анкета для регистрации социально-демографических характеристик.
Математико-статистическая обработка данных. Для обработки данных использовался статистический пакет SPSS 26. Для измерения различий использовался одномерный дисперсионный анализ (ANOVA), для исследования влияния ценностей и идентичностей – регрессионный анализ (иерархическая регрессия), модерационный анализ (использовался дополнительный модуль PROCESS, Модель 1).
Результаты
Анализ различий между идентичностью и благополучием у армян Армении и России
Для проверки гипотезы 1 о наличии различий между армянской и российской выборками по различным типам идентичности и психологическому благополучию были подсчитаны значения по данным шкалам. Далее значения двух групп были сопоставлены и статистически сравнены с использованием F-критерия Фишера. Результаты показали, что армяне Армении и Кубани значимо различаются между собой по всем исследуемым переменным (этническая, гражданская, религиозная, локальная идентичности и психологическое благополучие). Результаты по каждой из переменных представлены в табл. 1 вместе со средними значениями по каждой из групп: респондентов Армении и России.
Таблица 1
Результаты исследования различий между армянами Армении и России по показателям идентичности и благополучия
|
Переменные |
РеспондентыАрмении |
РеспондентыРоссии |
F |
р |
||
|
M |
SD |
M |
SD |
|||
|
1. Этническая идентичность |
3,84 |
0,96 |
4,49 |
0,70 |
36,189 |
0,000*** |
|
2. Гражданская идентичность |
3,45 |
1,09 |
4,11 |
0,79 |
28,702 |
0,000*** |
|
3. Религиозная идентичность |
3,42 |
1,22 |
4,14 |
0,84 |
27,502 |
0,000*** |
|
4. Локальная идентичность |
3,52 |
1,15 |
4,10 |
0,86 |
19,487 |
0,000*** |
|
5. Психологическое благополучие |
4,22 |
0,51 |
4,39 |
0,55 |
6,583 |
0,011* |
Примечание: M – среднее значение; SD – стандартное отклонение; F – F-критерий Фишера; p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001.
Взаимосвязь религиозной идентичности с другими социальными идентичностями
Для проверки гипотезы 2 о наличии связи между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями был проведен корреляционный анализ. Для каждой из групп (армянской и российской выборки) был подсчитан коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования взаимосвязи между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями показали, что религиозная идентичность в обеих исследуемых группах связана с этнической, гражданской, локальной идентичностями. У респондентов из России была выявлена умеренная положительная корреляция между религиозной идентичностью и этнической идентичностью, а также слабая положительная корреляция между религиозной идентичностью и следующими типами идентичности: а) гражданской идентичностью, б) локальной идентичностью. У респондентов из Армении была выявлена высокая положительная корреляция между религиозной идентичностью и этнической идентичностью, а также умеренная положительная корреляция между религиозной идентичностью, гражданской и локальной идентичностями.
Детальные результаты исследования взаимосвязей между религиозной идентичностью и другими идентичностями представлены в табл. 2 на российской выборке и табл. 3 – армянской выборке.
Таблица 2
Взаимосвязи между религиозной идентичностью и другими социальными идентичностями на российской выборке
|
Переменные |
Этническая идентичность |
Гражданская идентичность |
Религиозная идентичность |
Локальная идентичность |
|
Этническая идентичность |
1 |
r = –0,037 p = 0,699 |
r = 0,407** p = 0,000 |
r = 0,099 p = 0,299 |
|
Гражданская идентичность |
|
1 |
r = 0,319** p = 0,001 |
r = 0,550** p = 0,000 |
|
Религиозная идентичность |
|
|
1 |
r = 0,337** p = 0,000 |
|
Локальная идентичность |
|
|
|
1 |
Примечание: p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001; r – коэффициент корреляции Пирсона.
Таблица 3
Взаимосвязи между религиозной идентичностью и другими социальными идентичностями на армянской выборке
|
Переменные |
Этническая идентичность |
Гражданская идентичность |
Религиозная идентичность |
Локальная идентичность |
|
Этническая идентичность |
1 |
r = 0,757** p = 0,000 |
r = 0,600** p = 0,000 |
r = 0,630** p = 0,000 |
|
Гражданская идентичность |
|
1 |
r = 0,560** p = 0,000 |
r = 0,662** p = 0,000 |
|
Религиозная идентичность |
|
|
1 |
r = 0,535** p = 0,000 |
|
Локальная идентичность |
|
|
|
1 |
Примечание: p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001; r – коэффициент корреляции Пирсона.
Связь между ценностными ориентациями и религиозной идентичностью
Для проверки гипотезы 3 о связи между ценностями и религиозной идентичностью армян России и Армении был проведен регрессионный анализ. Для каждой из групп (армянской и российской выборки) был проанализирован набор ценностных ориентаций. Результаты регрессионного анализа выявили общие для армян России и Армении ценностные основания религиозной идентичности: ценности Традиция и Благожелательность – Чувство долга (у респондентов Армении на уровне тенденции).
У респондентов из Армении следующие ценности связаны с уровнем религиозной идентичности: Традиция и Конформизм – Межличностный. Интересно, что направления связи для данных ценностей отличаются, так, чем выше показатели ценностей Традиция, тем выше уровень религиозной идентичности. Для ценностей Конформизм – Межличностный связь обратная: чем ниже показатели данных ценностей, тем выше уровень религиозной идентичности. У респондентов из России присутствует влияние следующих ценностей на уровень идентичности: Благожелательность – Чувство долга, Универсализм – Забота о других, Самостоятельность мысли, Репутация, Традиция и Конформизм – Правила. Направление связи у большинства данных ценностей на религиозную идентичность положительное: Благожелательность – Чувство долга, Универсализм – Забота о других, Репутация, Традиция и Конформизм – Правила, что означает рост значения религиозной идентичности при росте значений данных ценностей.
Детальные результаты исследования связи между ценностными ориентациями и значением религиозной идентичности представлены в табл. 4 на российской и армянской выборках.
Таблица 4
Связь между ценностными ориентациями и выраженностью религиозной идентичности российских и армянских респондентов
|
Группы респондентов |
Ценности |
Стандартизованные коэффициенты |
||
|
β |
t |
р |
||
|
Респонденты Армении |
(R2 = 0,288, F = 17,27, р ≤ 0,000) |
|||
|
Благожелательность – Чувство долга |
0,155 |
1,721 |
0,088 |
|
|
Традиция |
0,486 |
6,051 |
0,000*** |
|
|
Конформизм – Межличностный |
–0,364 |
–4,145 |
0,000*** |
|
|
Респонденты России |
(R2 = 0,451, F = 14,14, р ≤ 0,000) |
|||
|
Благожелательность – Чувство долга |
0,387 |
3,068 |
0,003** |
|
|
Универсализм – забота о других |
0,377 |
2,966 |
0,004** |
|
|
Самостоятельность мысли |
–0,215 |
–2,135 |
0,035* |
|
|
Репутация |
0,258 |
2,495 |
0,014* |
|
|
Безопасность персональная |
–0,181 |
–1,730 |
0,087 |
|
|
Традиция |
0,499 |
5,155 |
0,000*** |
|
|
Конформизм – Правила |
0,334 |
2,905 |
0,004** |
|
Примечание: p – уровень значимости, где * — p < 0,05, ** — p < 0,01, *** — p < 0,001; r – коэффициент корреляции Пирсона.
Взаимосвязь религиозной идентичности и психологического благополучия
Для проверки гипотезы 4 о взаимосвязи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием армян России и Армении был проведен регрессионный анализ. Данный анализ показал, что в исследуемых группах не обнаружено прямой связи между уровнем религиозной идентичности и психологическим благополучием, однако был выявлен модерационный эффект ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.
У респондентов Армении при высоком уровне выраженности ценностей Репутация (p = 0,013, показатели модели R = 0,16, F = 3,87, p = 0,000) и Универсализм – Забота о других (p = 0,03, показатели модели R = 0,17, F = 8,9, p = 0,02) религиозная идентичность оказывает положительный эффект на психологическое благополучие (табл. 5).
У респондентов России наблюдается иная картина модерационных эффектов ценностей. Религиозная идентичность оказывает положительный эффект на психологическое благополучие при низком уровне выраженности следующих ценностей: Власть-доминирование (p = 0,012, показатели модели R = 0,11, F = 4,5, p = 0,004), Власть-ресурсы (p = 0,018, показатели модели R = 0,08, F = 4,5, p = 0,004), Стимуляция (p = 0,014, показатели модели R = 0,08, F = 3,35, p = 0,02), Достижение (p = 0,03, показатели модели R = 0,08, F = 3,2, p = 0,023) (табл. 6).
Таблица 5
Связь между религиозной идентичностью и психологическим благополучием в зависимости от уровня выраженности ценностей респондентов Армении
|
Ценности |
β |
SE |
t |
p |
|
Репутация |
|
|
|
|
|
4,0 |
0,041 |
0,051 |
0,802 |
0,424 |
|
5,0 |
0,107 |
0,034 |
3,131 |
0,002 |
|
6,0 |
0,174 |
–,0483 |
3,613 |
0,000 |
|
Универсализм – Забота о других |
β |
SE |
t |
p |
|
4,0 |
0,049 |
0,045 |
1,075 |
0,284 |
|
5,0 |
0,118 |
0,033 |
3,524 |
0,000 |
|
6,0 |
0,188 |
0,044 |
4,283 |
0,000 |
Таблица 6
Связь между религиозной идентичностью и психологическим благополучием в зависимости от уровня выраженности ценностей респондентов России
|
Ценности |
β |
SE |
t |
p |
|
Власть-доминирование |
|
|
|
|
|
2,3 |
0,253 |
0,083 |
3,041 |
0,002 |
|
3,3 |
0,128 |
0,059 |
2,156 |
0,033 |
|
4,6 |
–0,037 |
0,080 |
–0,467 |
0,641 |
|
Власть-ресурсы |
β |
SE |
t |
p |
|
2,4 |
0,275 |
0,093 |
2,955 |
0,003 |
|
4,0 |
0,069 |
0,061 |
1,125 |
0,262 |
|
5,0 |
–0,060 |
0,091 |
–0,660 |
0,510 |
|
Стимуляция |
β |
SE |
t |
p |
|
3,3 |
0,214 |
0,077 |
2,760 |
0,006 |
|
4,0 |
0,110 |
0,061 |
1,794 |
0,075 |
|
5,3 |
–0,098 |
0,099 |
–0,996 |
0,321 |
|
Достижение |
β |
SE |
t |
p |
|
3,7 |
0,191 |
0,087 |
2,194 |
0,030 |
|
4,6 |
0,056 |
0,061 |
0,913 |
0,363 |
|
5,6 |
–0,091 |
0,094 |
–0,968 |
0,334 |
Обсуждение результатов
По результатам исследования различий между армянской и российской выборками по различным типам идентичности и психологическому благополучию было выявлено, что армяне Армении и Кубани значимо различаются между собой по этнической, гражданской, религиозной, локальной идентичностям и психологическому благополучию.
Данные результаты находятся в соответствии с результатами предыдущих исследований. Как показывает ряд исследований, представители этнической общности в диаспоре острее чувствуют свою этническую принадлежность, «инаковость» по отношению к представителям этнического большинства [Берберян, 2019; Берберян, 2016; Варданян, 2005]. Если в титульном этносе армянская этническая идентичность связана с культурой, языком, историей и национальными традициями, то в армянской диаспоре в России идентичность связана не только с национальными корнями, но также с принадлежностью к группе этнического меньшинства, необходимостью адаптации к новой социокультурной среде и социальной мобильностью [Galyapina, 2023]. Армянская диаспора Кубани формируется вокруг храмов Армянской Апостольской церкви, которая является не только собственно религиозной организацией, но и влиятельным социальным, образовательным и культурным центром. Соответственно, для российских армян характерен более высокий уровень религиозной идентичности.
По результатам исследования взаимосвязи между религиозной идентичностью армян России и Армении и другими социальными идентичностями было выявлено, что религиозная идентичность в обеих группах была связана с этнической, гражданской, локальной идентичностями. Армянская молодежь проявляет яркую этническую идентичность, однако высокий интерес к другим языкам и культурам указывает на то, что гражданская идентичность не противопоставляется этнической, а создает новую систему самоидентификации граждан. В этой системе этническая принадлежность не теряет своего значения и отождествляется с гражданской идентичностью [Старченко, 2018].
Интересно отметить, что молодежь в армянской диаспоре в России может столкнуться с трудностями в сохранении своей этнической идентичности и связи с культурой своих предков. Это может быть вызвано, например, трудностями в изучении родного языка и доступности культурных ресурсов. Тем не менее можно утверждать, что этническая принадлежность продолжает оставаться важным фактором для формирования идентичности молодежи. Однако в современных условиях глобализации и миграции армянская молодежь сталкивается с новыми вызовами, которые могут повлиять на ее понимание идентичности. Армянская диаспора стремится к сохранению экстравертных и коллективистских черт своей этнической нормативности, которые направлены на поддержку и защиту своих представителей [Джангозян, 2014; Константинов, 2014].
По результатам исследования связи между ценностями и религиозной идентичностью армян России и Армении было выявлено, что у армян России и Армении присутствуют общие ценностные основания религиозной идентичности: ценности Традиция и Благожелательность – Чувство долга. Более того, у респондентов из Армении следующие ценности влияют на уровень религиозной идентичности: Традиция и Конформизм – Межличностный. У респондентов из России присутствует связь между следующими ценностями и уровнем идентичности: Благожелательность – Чувство долга, Универсализм – Забота о других, Самостоятельность мысли, Репутация, Традиция и Конформизм – Правила.
По результатам исследования взаимосвязи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием армян России и Армении было выявлено, что в исследуемых группах не обнаружено прямой связи между уровнем религиозной идентичности и психологическим благополучием, однако был выявлен модерационный эффект ценностей во взаимосвязи религиозной идентичности и психологического благополучия армянских респондентов Армении и Краснодарского края России.
Для армян, проживающих за пределами своей родины, важнейшим способом самоопределения является взаимосвязанная самоинтерпретация, которая зависит от того, насколько их поведение соответствует ценностям и нормам этнической группы. Стремление понимать этнокультурную идентичность у них выражается в рамках данного соответствия с учетом своей индивидуальности. Понимание этнокультурной идентичности выступает также результатом социокультурной ситуации, в которой находится индивид и этнос [Ценности, идентичности и, 2022; Этнические группы и, 2006].
Одним из важных элементов этнокультурного идеала является патриотизм, который воспринимается как этнический и государственный патриотизм. Кроме того, уважение к старшим является значимым аспектом этнокультурной идентичности армянской диаспоры, оно способствует сохранению связи с культурой и традициями своего народа [Хобсбаум, 2000]. Как показали результаты наших предыдущих исследований, молодежь из Армении высоко ценит субъектность, включающую в себя ответственность, самостоятельность, решительность, ум и сдержанность как ключевые элементы этнокультурного идеала. Данные черты проявляются в отношении к другим людям, в том числе гостеприимство, позитивное отношение, верность дружбе, общительность, отсутствие грубости, вороватости и наглости. Важным фактором проявления субъектности является трудовая деятельность, которая включает работоспособность, добросовестность и отсутствие стремления к лени и легким путям. Важное место в этнокультурном идеале занимает также патриотизм. Наряду с патриотизмом, сакральные ценности и религиозность также играют важную роль в армянской культуре. Ценность общения с другими людьми является важной характеристикой армянской культуры, в особенности в контексте гостеприимства, верности дружбе, уважения к старшим, щедрости и отсутствии агрессивности и воровства. Данные ценности служат для выражения интерсубъективных экзистенциальных качеств и имеют межличностное приложение [Берберян, 2016; Витяев, 2023].
Как было выявлено в наших предыдущих исследованиях, особенность самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе заключается в неразрывности понятий гражданской и этнической принадлежности к своей культуре, истории и народу. Множественность идентичностей становится обычным делом в случае, когда люди вынуждены жить в диаспоре. Данный процесс влияет на процесс самопонимания этнокультурной идентичности. Особенностью самопонимания является осознание ответственности перед общинами и понимание этнической сплоченности как личностной ценности. Процесс самопонимания этнокультурной идентичности в условиях диаспоры представляет собой поиск бытийных ценностей в этнокультурном пространстве как исторической родины, так и страны проживания [Берберян, 2016]. Люди стремятся синтезировать эти ценности в личностном смысле, чтобы наладить гармоничную связь между своим прошлым и настоящим, между культурой, которую они приносят с собой, и культурой страны, в которой они живут. Они осознают свою ответственность перед общиной, искренне стремятся сохранить и продвигать свою этнокультурную идентичность, что позволяет им чувствовать себя связанными с этнокультурной группой и находить свое место в обществе [Берберян, 2019; Берберян, 2016; Kendirjian, 2022].
Выводы
- Результаты проведенного исследования показали, что у армянской молодежи Краснодарского края России значимо выше, чем у молодежи Армении, уровень этнической, гражданской, религиозной, локальной идентичности, а также психологического благополучия. Религиозная идентичность в исследуемых группах напрямую связана с этнической, гражданской и локальной идентичностями.
- Общими ценностными основаниями религиозной идентичности армянской молодежи Армении и Кубани являются Традиция и Чувство долга. На религиозную идентичность респондентов Армении влияет ценность Конформизм – Межличностный, а респондентов России – Универсализм – Забота о других, Самостоятельность мысли, Репутация, Конформизм – Правила.
- Прямой связи между религиозной идентичностью и психологическим благополучием в исследуемых группах не выявлено, но обнаружен модерационный эффект ценностей в их взаимосвязи. У респондентов Армении позитивную модерирующую роль играют ценности Репутация и Универсализм – Забота о других. Для респондентов Кубани характерен «межличностный конформизм», отрицательный умеренный эффект наблюдается по ценностям: Универсализм – Толерантность, Самостоятельность действий, Стимуляция, Достижение, Власть-ресурсы, Доминирование, метаценностям Открытость изменениям и Самоутверждение.
- Дальнейшие перспективы исследования связаны с изучением особенностей структуры религиозной идентичности армянской молодежи и влияния религиозной идентичности на представление о будущем и жизненных перспективах в титульном армянском этносе и сопряженной диаспоре разных регионов России.