Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Вступительное слово
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Вступительное слово // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4.
Полный текст
От редакции
Третья всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» (грант РГНФ № 11-06-14057 г.), проведенная в МГППУ в ноябре 2011 года, по сути, была первым в нашей стране масштабным форумом, где рассматривался широкий круг наиболее актуальных проблем подросткового возраста. Обсуждение строилось вокруг тем:
- подросток и образование;
- подросток и семья;
- подросток и профессия;
- подросток и информационный мир;
- подросток и право;
- подросток и многонациональная культура;
- подросток мегаполиса и провинции.
На конференции была проведена «ревизия» имеющихся методологических, теоретических подходов к проблеме подросткового возраста, проанализирован методический аппарат современной психологии развития в этой области исследований и представлены новые эмпирические данные, характеризующие достижения первого десятилетия ХХI века в этой области. К ее открытию небольшим тиражом (300 экз.) был опубликован сборник «На пороге взросления», содержащий научные исследования развития личности и психических процессов в подростковом возрасте, выполненные отечественными учеными в начале нового века. На страницах сборника известные психологи проанализировали широкий круг проблем развития личности подростка в современном обществе. По содержанию статей можно проследить преемственность между классическими и современными представлениями психологов о подростке и одновременно отметить существенные изменения в психической жизни современного поколения. Их содержание позволяет заметить, насколько расширился и дифференцировался диапазон исследований подросткового возраста по сравнению с публикациями прошлых лет. Здесь представлен подросток в прошлом и настоящем; подросток в мегаполисе и провинции; подросток в семье и вне семьи; подросток в учебнике и в жизни; подросток нормально развивающийся и имеющий отклонения в развитии органического происхождения; одаренный подросток и подросток с ограничениями в умственном развитии. В сборнике показано, что в работу с подростками вовлечены психологи разной квалификации – исследователи, школьные психологи, психологи-консультанты. Одновременно с этим в сборнике помещены статьи ведущих специалистов в области психологии подростка – А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, К. Н. Поливановой, Л. А. Головей, И. А. Баевой, Л. Б. Шнейдер и др. Разумеется, не все представленные на конференцию материалы и сделанные на ней доклады были включены в сборник, имеющий ограниченный объем. Напомним, что в работе конференции приняли участие более 300 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере обра- зования и воспитания подрастающего поколения, а также творческая интеллигенция, родительская общественность, представители СМИ. Поэтому в продолжение работы этого форума для более широкого анализа и представления его содержания в данном номере журнала публикуются статьи, подготовленные на основе лучших выступлений различных специалистов. Композиционно содержание тематического номера состоит из четырех частей:
- в начале выпуска обсуждаются широкие вопросы взросления в современном мире. Акцент сделан как на теме рисков развития, так и на выделении путей их минимизации;
- второй раздел охватывает период взросления подростка в школе. В центре рассмотрения – подростки с одаренностью, подростки с разного рода трудностями. Здесь сначала выделены конфликтные ситуации, а затем – возможные способы их преодоления;
- в третьем разделе обсуждаются вопросы, связанные с главным новообразованием подросткового возраста, рассматриваются вопросы достижения личностной зрелости (как при нарушенном, так и нормативном развитии);
- в завершающем разделе еще раз конкретизируются вопросы отношения подростков с миром взрослых.
Тематический выпуск журнала «Психологическая наука и образование», посвященный подростку, свидетельствует о расширяющемся потоке исследований самого трудного и наиболее противоречивого периода развития личности. Его содержание направлено на привлечение внимания научного и образовательного сообщества к актуальным проблемам подросткового возраста и, прежде всего, к проблеме рисков психического и личностного развития в этом возрасте. В данном номере публикуется первая, основная часть материалов. На страницах следующего номера журнала будет продолжен разговор о ведущих новообразованиях подросткового возраста, рисках и вызовах этого сложного периода в жизни человека.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2068
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 428
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0