Вступительное слово

407

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Обухова Л.Ф., Котляр И.А. Вступительное слово // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4.

Полный текст

От редакции

Третья всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» (грант РГНФ № 11-06-14057 г.), проведенная в МГППУ в ноябре 2011 года, по сути, была первым в нашей стране масштабным форумом, где рассматривался широкий круг наиболее актуальных проблем подросткового возраста. Обсуждение строилось вокруг тем:

  • подросток и образование;
  • подросток и семья;
  • подросток и профессия;
  • подросток и информационный мир;
  • подросток и право;
  • подросток и многонациональная культура;
  • подросток мегаполиса и провинции.

На конференции была проведена «ревизия» имеющихся методологических, теоретических подходов к проблеме подросткового возраста, проанализирован методический аппарат современной психологии развития в этой области исследований и представлены новые эмпирические данные, характеризующие достижения первого десятилетия ХХI века в этой области. К ее открытию небольшим тиражом (300 экз.) был опубликован сборник «На пороге взросления», содержащий научные исследования развития личности и психических процессов в подростковом возрасте, выполненные отечественными учеными в начале нового века. На страницах сборника известные психологи проанализировали широкий круг проблем развития личности подростка в современном обществе. По содержанию статей можно проследить преемственность между классическими и современными представлениями психологов о подростке и одновременно отметить существенные изменения в психической жизни современного поколения. Их содержание позволяет заметить, насколько расширился и дифференцировался диапазон исследований подросткового возраста по сравнению с публикациями прошлых лет. Здесь представлен подросток в прошлом и настоящем; подросток в мегаполисе и провинции; подросток в семье и вне семьи; подросток в учебнике и в жизни; подросток нормально развивающийся и имеющий отклонения в развитии органического происхождения; одаренный подросток и подросток с ограничениями в умственном развитии. В сборнике показано, что в работу с подростками вовлечены психологи разной квалификации – исследователи, школьные психологи, психологи-консультанты. Одновременно с этим в сборнике помещены статьи ведущих специалистов в области психологии подростка – А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, К. Н. Поливановой, Л. А. Головей, И. А. Баевой, Л. Б. Шнейдер и др. Разумеется, не все представленные на конференцию материалы и сделанные на ней доклады были включены в сборник, имеющий ограниченный объем. Напомним, что в работе конференции приняли участие более 300 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере обра- зования и воспитания подрастающего поколения, а также творческая интеллигенция, родительская общественность, представители СМИ. Поэтому в продолжение работы этого форума для более широкого анализа и представления его содержания в данном номере журнала публикуются статьи, подготовленные на основе лучших выступлений различных специалистов. Композиционно содержание тематического номера состоит из четырех частей:

  • в начале выпуска обсуждаются широкие вопросы взросления в современном мире. Акцент сделан как на теме рисков развития, так и на выделении путей их минимизации;
  • второй раздел охватывает период взросления подростка в школе. В центре рассмотрения – подростки с одаренностью, подростки с разного рода трудностями. Здесь сначала выделены конфликтные ситуации, а затем – возможные способы их преодоления;
  • в третьем разделе обсуждаются вопросы, связанные с главным новообразованием подросткового возраста, рассматриваются вопросы достижения личностной зрелости (как при нарушенном, так и нормативном развитии);
  • в завершающем разделе еще раз конкретизируются вопросы отношения подростков с миром взрослых.

Тематический выпуск журнала «Психологическая наука и образование», посвященный подростку, свидетельствует о расширяющемся потоке исследований самого трудного и наиболее противоречивого периода развития личности. Его содержание направлено на привлечение внимания научного и образовательного сообщества к актуальным проблемам подросткового возраста и, прежде всего, к проблеме рисков психического и личностного развития в этом возрасте. В данном номере публикуется первая, основная часть материалов. На страницах следующего номера журнала будет продолжен разговор о ведущих новообразованиях подросткового возраста, рисках и вызовах этого сложного периода в жизни человека.

Информация об авторах

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Котляр Инна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, e-mail: iakorepanova@gmail.com