Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 5. С. 38–49
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет технологии, психолого-педагогические особенности ИКТ, саморегуляция, самоактуализация, мотив достижения успеха
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Уддин М. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 5. С. 38–49.
Фрагмент статьи
Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, называют такие качества как упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, достаточно высокий интеллект, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и неэмоциональность в общении, недостаток эмпатии, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности (Войскунский А. Е., Тихомиров О. К.; [8; 19]).
Представленный И. А. Васильевой, Е. М. Осиповой и Н. Н. Петровой обзор литературы посвящен психологическим аспектам применения информационных технологий и охватывает 71 библиографический источник. Здесь рассмотрена проблема компьютерной тревожности и выделены факторы, влияющие на нее, описана специфика общения в Интернете. Анализируется синдром компьютерной зависимости и Интернет-аддикции. Обсуждается использование информационных технологий в образовании [6].
Авторы статьи правомерно задают вопрос: «Остается неясным, то ли компьютер привлекает к себе людей с определенными чертами характера, то ли мы имеем дело с изменениями личности в процессе длительного, многолетнего контакта с компьютером» [6, с. 81].
В. В. Минаков в своей статье «Психологические особенности лиц, склонных к Интернет зависимости», основываясь на основные положения культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского, согласно которой, орудийное опосредование деятельности, осуществляемой человеком, способствует развитию его психики, выносит предположение о возникновении новой прослойки людей, с определенными психологическими особенностями. Этому способствует приобщение новых поколений к современным информационным технологиям с раннего возраста. Распространение компьютерных игр, использование компьютера как средства обучения, привлечение учащихся к работе в сети Интернет, в рамках образовательного процесса, возникновение новых способов коммуникации, развитие дистанционного образования, как технологии основанной на новой учебной методологии и компьютерной телекоммуникационной базе, – все это оказывает определенное влияние на психику и личностные особенности человека.
Литература
- Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.
- Балашова Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: Дис. ... канд. психол. наук / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2011.
- Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
- Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М., 2001.
- Бондарькова А. М. Педагогическое управление профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно: Дис. ... канд. пед. Наук / Рос. межд. академия туризма. М., 2010.
- Васильева И. Н., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.
- Горбунова О. В. Развитие субъектности у студентов в процессе дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук / Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т. Нижний Новгород, 2006.
- Гуманитарные исследования в Интернете / Отв. ред. Войскунский А.Е. Можайск, 2000.
- Дубровская Ю. А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условия дистанционного обучения:Дис. ... канд. пед. наук / Лениградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. СПб., 2005.
- Малыгин В. Л., Искандирова А. С. Интернетзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. Монография. М., 2010.
- Mapаховекая Н. В. Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении: Дис. ... канд. пед. наук / Брянский гос. пед. ун-т. М., 2003.
- Рубцов В. В., Пажитнов А. П., Марголис А. А. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование. 1987. № 5.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 2012.
- Минаков А. В. Психологические особенности лиц, склонных к Интернет-зависимости. http://nedug.ru
- Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). М., 2004.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1097 от 26 декабря 2012 «О межведомственной рабочей группе по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях».
- Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб, 2001.
- Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж, 1996.
- Тихомиров О. К., Карнилова К. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
- Otto Peters Distance Education in Transition: New Trends and Challenges. Oldenburg, 2004. UNESCO. World Communication and Information Report 1999-2000. Paris, 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5329
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2138
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0