Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 5. С. 58–66
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Концепция системы поддержки принятия решений при тестировании интеллекта
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тестирование интеллекта, самоорганизующиеся карты Кохонена, фильтр Калмана
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Панфилова А.С. Концепция системы поддержки принятия решений при тестировании интеллекта // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 5. С. 58–66.
Фрагмент статьи
Тесты, предназначенные для измерения уровня интеллектуального развития, являются наиболее распространенными в психодиагностике. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения, а именно: вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.). В настоящее время проблема большого числа заданий в данных методиках является актуальной, так как требует больших временных затрат, достаточно длительной концентрации внимания и собранности от испытуемого. Это является основанием для разработки системы поддержки принятия решений (СППР) при тестировании, которая позволила бы сократить число выполняемых заданий без потери точности итоговой оценки результатов, а также учитывала бы динамику прохождения тестирования. Исследования, проведенные в этой области, показали эффективность применения нейронных сетей и других обучаемых структур для решения данной задачи [5].
В ходе тестирования на испытуемого оказывают влияние такие внешние факторы, как усталость, подсказки и др., что искажает конечный результат и приводит к появлению артефактов. Представляемая здесь система тестирования позволяет бороться с этими явлениями, устраняя их на основе сравнения наблюдаемых и прогнозируемых результатов ответов на вопросы для разных уровней способностей испытуемых. В качестве инструмента для сравнения используется фильтр Калмана – нестационарная система с обратной связью, включающая в себя как составную часть формирующий фильтр, воспроизводящий идеализированную модель поведения [6].
Литература
- Айзенк Г. Дж. Коэффициент интеллекта. Киев, 1994.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. Спб., 1999.
- Елисеев О. П. Тест Р. Амтхауэра, тест структуры интеллекта (TSI). Практикум по психологии личности. СПб., 2003.
- Кохонен Т. Самоорганизующиеся карты. М., 2008.
- Куравский Л. С., Юрьев Г. А. Адаптивное тестирование как марковский процесс: модели и их идентификация // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2011. № 2.
- Куравский Л. С., Юрьев Г. А. Об одном подходе к адаптивному тестированию и устранению его артефактов // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. 2012. № 1.
- Куpавский Л. С., Маpмалюк П. А., Панфилова А. С., Ушаков Д. В. Исследование фактоpных влияний на pазвитие психологических хаpактеpистик с пpименением нового подхода к оценке адекватности моделей наблюдениям // Информационные технологии. 2011. № 11.
- Куравский Л. С., Марголис А. А., Юрьев Г. А., Мармалюк П.А. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования // Психологическая наука и образование. 2012. № 1.
- Куравский Л. С., Юрьев Г. А. Вероятностный метод фильтрации артефактов при адаптивном тестировании // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1.
- Панфилова А. С. Применение самоорганизующихся карт Кохонена и метода Монте-Карло для исследования адекватности факторных моделей интеллекта // Психологическая наука и образование. 2011. № 5.
- Равен Дж. К. Продвинутые прогрессивные матрицы: руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Разд. 4 / Дж. К. Равен, Дж. Х. Курт, Дж. Равен. М., 1998.
- Шахтарин Б. И. Случайные процессы в радиотехнике. 4-е изд., перераб. и доп. Т.1. Линейные преобразования. М., 2010.
- Boomsma D. I., Molenaar P. C. The genetic analysis of repeated measures. I. Simplex models // Behavior Genetics. 1987. № 17.
- Neale M. C., Cardon L. R. Methodology for genetic studies of twins and families. Dordrecht, 1992.
- Rasch G .Probabilistic models for some intelligence and attainment tests // Copenhagen, Danish Institute for Educational Research, expanded edition (1980) with foreword and afterword by B. D. Wright. Chicago, 1960/1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1323
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 715
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1