Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2

777

Аннотация

Представлено продолжение обсуждения проблемы диагностики психологи- ческой безопасности образовательной среды. Выстраивается примерная логика возможного варианта анализа эмпирических результатов, намечаются ориентиры и основания для необходимых выводов. Вводится понятие индикаторов психологической безопасности.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, травма , смыслообразующие ценности, совместная деятельность, структура продуктивного учебного взаимодействия, продуктивное сотрудничество, цель-результат, цель-противоречие, социально-психологическая позиция учителя в системе управления, образовательная среда, тревожность, критерий Фидлера, психологический климат, социометрия, референтометрия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2 // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 25–32.

Фрагмент статьи

Агрессия и насилие в отношении несовершеннолетних может исходить от взрослых участников образовательного процесса и провоцироваться внутренними процессами функционирования и развития самой учебной группы. Иными словами, угроза безопасности для одной части учебной группы может исходить не только от представителя мира взрослых, – вне или внутри образовательной среды, – дворовой компании хулиганов и т. п., но и от другой части той же самой учебной группы. Здесь возможны два варианта: либо небольшая группа терроризирует всех остальных, либо это типичная малочисленная группа «отверженных», о драматическом психологическом состоянии которых относительно благополучное большинство, как правило, даже не подозревает. Первый вариант характерен для либерально-безличной позиции учителей, которая, несомненно, является одним из источников (или фасилитаторов) негативных проявлений «вожачества» [9]. Второй вариант не коррелирует с какой-то определенной позицией учителей и выявляется в результате любого социометрического исследования.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1, Т. 2. М., 1982.
  2. Баева И. А. Психология безопасности в образовании. Монография. СПб., 2002.
  3. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Определение показателей экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Информационно-методический бюллетень «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды». 2009. № 2.
  4. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. Т. 4 / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984.
  5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  6. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  7. Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. № 3.
  8. Красило А. И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии. М., 2007.
  9. Красило А. И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом // Дисс. … канд. психол. наук. 19.00.05. М., 1986.
  10. Красило А. И., Новгородцева А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1998.
  11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.
  12. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  14. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  15. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1977.
  16. Обеспечение психологической безопасности в образовательных учреждениях: Практиче- ское руководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006.
  17. Панюшкин В. П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  18. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно- историческая психология. 2010. № 4.
  19. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Информация об авторах

Красило Александр Иванович, кандидат психологических наук, профессор, кафедры детской и подростковой клинической психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1996-0629, e-mail: aikrasilo@list.ru