Система образования в России развивается с учетом новых ценностей, иных ориентиров общества, направленных на субъектсубъектную позицию, диалоги, интеграцию взаимодействия, а также на конкурентоспособность, мобильность, высокую компетентность его субъектов. Трансформации, происходящие в современном обществе, темпы развития, внедрение инновационных технологий привели высшее профессиональное образование к необходимости подготовки творческой личности, способной своевременно и адекватно воспринимать и оценивать новую информацию, самостоятельно принимать решения, генерировать оригинальные профессиональные идеи. В связи с этим в отечественном образовании предъявляются более высокие требования как к организации педагогического процесса, внедрению и реализации передовых инновационных технологий, так и к выявлению эффективных путей формирования личности самого педагога. Современный учитель должен обладать гибкостью, особым стилем мышления, быть способным к новаторской профессиональной деятельности, самосовершенствованию и личностному развитию.
В последнее время проблема психологической готовности человека к включению в новую для него деятельность активно разрабатывается в психолого-педагогических исследованиях, рассматриваясь как важное условие эффективного выполнения человеком своих обязанностей, успешного применения имеющихся знаний, реализации личных качеств, сохранения самоконтроля и способности своевременно реагировать на предъявляемые требования.
Понятие «готовность» широко используется в психолого-педагогической литературе и обозначается как установка (Д. Н. Узнадзе), наличие у субъекта определенных способностей (Б. Г. Ананьев), как комплекс личностных свойств (В. А. Крутецкий), условие и регулятор деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович) и т. д.
В зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности готовность также рассматривается в разных аспектах. В частности, по отношению к определенному виду деятельности она понимается как «мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения социально-значимых целей, результатов» [Гудков, 2000].
Анализ состояния проблемы готовности личности к профессиональной деятельности показал, что это особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности. Несмотря на разнообразие подходов к изучению ее форм, все специалисты сходятся в том, что это предрасположенность субъекта ориентировать свою профессиональную деятельность определенным образом.
В данной работе под готовностью понимается «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности в условиях специфической профессиональной ситуации и стремящейся ее выполнять» [Бозаджиев, 2010, с. 99].
Рассматривая структуру готовности, ученые выделяют в ее содержании следующие взаимосвязанные между собой компоненты [Лунегова, 2006]:
– мотивационный, который проявляется в потребности успешно выполнять поставленные задачи, в интересе к деятельности, вариантах ее осуществления, стремлении к успеху; ориентационный, включающий знания и представления о специфике деятельности и условиях ее осуществления;
– операциональный, предполагающий овладение приемами и способами деятельности, необходимыми умениями и навыками;
– волевой, отражающий внутреннюю потребность индивида в управлении действиями;
– оценочный, предполагающий самооценку своей подготовленности и релевантности процесса решения профессиональных задач поставленным целям.
По мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича [Дьяченко, 2008], именно эти составляющие психологической готовности личности к деятельности определяют успешность выполнения ею профессиональных функций.
Важным элементом психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности являются ее функциональные блоки. В частности, Е. В. Величко, рассматривая проблему психологической готовности учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности, выделяет функциональные блоки:
1) личностно-мотивационный, к которому относятся профессионально важные качества, определяющие отношение к профессиональной деятельности;
2) представление о целях профессиональной деятельности: качества, определяющие понимание и принятие задач, цели профессиональной деятельности;
3) представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности;
4) информационный, в который включены свойства, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности;
5) управление деятельностью и принятие решений: качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку собственной профессиональной деятельности [Величко, 2011].
Каждый блок включает ряд таких профессионально важных качеств, которые могут оказывать значимое влияние на успешность профессиональной педагогической деятельности. При этом речь идет как о достижении студентами достаточного уровня знаний и умений, составляющих основу компетентности, так и о формировании в психологической подготовке основ профессионализма будущего специалиста.
Это означает, что в условиях современности проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности может успешно решаться в рамках компетентностной парадигмы образования, которая предполагает в качестве главного образовательного результата формирование мотивированной, компетентной личности, которая способна быстро ориентироваться в динамичном информационном пространстве.
Анализ результатов применения компетентностного подхода в образовании1 позволяет утверждать, что категория «готовность» широко представлена в перечне выделяемых компетенций. Так, в рамках педагогической деятельности на начальной ступени общего образования выделяются компетенции (ПКНО), отражающие данную категорию:
– готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
– готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПКНО-5);
– готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
– готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7).
Согласно классификации И. А. Зимней [Зимняя] выделяются три основных группы компетенций:
– относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
– относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
– относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
По мнению В. Л. Бозаджиева [Бозаджиев, 2010], формирование у будущего специалиста профессиональных компетенций предполагает осуществление его психологической подготовки к выполнению профессиональных действий в реальной специфической социальнопрофессиональной ситуации. Вне такой психологической подготовки возникнут серьезные трудности в реализации способностей субъекта, применении им на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в высшем учебном заведении.
При формировании готовности будущего профессионала в процессе подготовки в вузе может складываться самооценка возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями; формируются установки на осознание профессиональных целей и задач; определяются особые способы выполнения профессиональной деятельности и отрабатываются варианты соответствующего профессионального поведения.
Более того, в работе О. Б. Крушельницкой выделяется также готовность к профессиональной диагностике не только индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся, но и всесторонних аспектов групповой активности всех, кто работает или учится в образовательном учреждении [Крушельницкая, 2012].
Это позволило специалистам выделить уровни готовности и описать их содержание:
1) высокий (самостоятельность в постановке и решении новых задач, адекватность оценки и самооценки профессионально важных качеств, способность к эффективному решению задач в условиях дефицита времени и т. д.);
2) средний (средний уровень проявления приведенных качеств);
3) низкий (неумение самостоятельно ставить и решать затруднительные задачи, неадекватная оценка и самооценка профессионально важных особенностей деятельности) [Жукова, 2012].
В заключение отметим, что психологическая готовность существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Она может являться результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступать регулятором успешности профессиональной деятельности.
Таким образом, подводя итоги нашего обсуждения выделенной проблемы, можно отметить, что психологическая готовность в большинстве случаев понимается как комплексное психологическое образование, как симбиоз операциональных, функциональных и личностных компонентов. Изучение этой проблемы имеет не очень давнюю историю. В частности, отечественные исследования общей проблемы готовности к труду в России начались в 50-е годы прошлого века, что было связано с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда (Б. Г. Ананьев, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, Д. Н. Узнадзе, К. К. Платонов и др.).
Наличие разных точек зрения на эту проблему можно объяснить тем, что рассматриваются разные виды готовности. Также здесь имеет значение, к какому конкретно виду деятельности относится та или иная готовность. В качестве примера можно взять психологическую готовность к педагогической деятельности, которая отражена в ряде компетенций в рамках начальной ступени общего образования (ПКНО). Следовательно, при определении структуры готовности к педагогической деятельности необходимо учитывать специфику данной деятельности и факторы, влияющие на структурные компоненты психологической готовности.
Уровень развития компонентов психологической готовности в данном случае не только отображает функциональную надежность психики человека в условиях деятельности, но и обеспечивает адекватное выполнение поставленных перед ней задач. Критериями определения сформированности психологической готовности к определенным видам деятельности могут быть уровни развития отмеченных выше компонентов – мотивационного, ориентационного, операционального, волевого, оценочного. Процесс формирования психологической готовности к профессиональной деятельности может рассматриваться сквозь призму компетентностного подхода в высшей школе. Он сопровождается развитием отношений, установок, знаний, умений и навыков, профессионализма, которые позволяют будущему специалисту успешно осуществлять выбранную деятельность.