Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 6. С. 5–12
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: структура образовательной среды, психологическая экспертиза, субъектный подход, безопасность образовательной среды, концептуальная модель
Рубрика издания: Безопасность образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 5–12.
Полный текст
Объективная необходимость в экспертизе возникает всякий раз, когда человек и социальные институты сталкиваются с дилеммой, неразрешимой прежними или стандартными средствами. Причинами обращения к процедуре экспертизы также являются многогранность оцениваемой ситуации и необходимость получения комплексной характеристики изучаемого явления. Актуальность разработки психологической экспертизы образовательной среды обусловлена радикальными изменениями, которые произошли как в социальной сфере, так и в сфере образования, и привели к рассогласованию целей обучения и требований, предъявляемых к современным выпускникам. Для устранения данного рассогласования требуется психологическая оценка качества условий, в которых осуществляется обучение и воспитание, с целью выявления характера их влияния на личностное развитие учащихся.
Психологические закономерности развития детей могут обсуждаться только с учетом реальности, которая сложилась в конкретной образовательной среде, поэтому экспертиза в настоящее время становится своего рода способом психологического анализа условий обучения и воспитания. Актуальность исследований в области экспертизы деятельности образовательных учреждений связана со становлением ее и как средства управления состоянием образовательной сферы.
Традиционная система оценки эффективности образования ориентировалась, прежде всего, на такой показатель успешности обучения, как отметки по предметам. Современные представления об эффективности образования связывают с оценкой показатели не столько обученности, сколько психического развития. В психологическом отношении указанное изменение целей образования смещает акцент с развития предметно-обусловленных познавательных способностей школьников на создание условий образовательной среды, необходимых для полифункционального развития познавательной и личностной сфер школьника. В первую очередь способностей к рефлексивному и ответственному поведению, к регуляции своей познавательной и социальной активности.
Проблема экспертизы в сфере образования находится в центре внимания исследователей, однако по сравнению с другими областями (такими как юриспруденция, здравоохранение и др.), образование является относительно новой и не вполне освоенной сферой приложения экспертной деятельности. Значимой становится задача изучения и определения путей комплексной психологической оценки качества образовательной среды, характера условий, влияющих на позитивное личностное развитие ее субъектов. Решение проблемы связано с разработкой научно обоснованного содержания и технологического обеспечения психологической экспертизы образовательной среды.
С тех пор как образовательная среда стала объектом психологических исследований, экспертизе подвергаются образовательные проекты, программы развития образования, нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей, инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. В исследованиях, посвященных различным аспектам экспертизы в образовании, образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, проблемной областью которой является определение критериев ее эффективности. В ряде работ в качестве основного критерия эффективности рассматривается уровень психического развития учащихся в интеллектуальной и личностной сферах [7; 8]; анализируются выделенные конкретные аспекты образовательной среды; осуществляется оценка образовательной среды школы с точки зрения ее эффективности как социальной системы; анализируется потенциал ее организационного развития [9]; определяется эффективность процесса обучения и развития учащихся посредством той или иной образовательной технологии [5], выявляется качество инновационных изменений, заложенных в образовательную программу. Анализ работ, посвященных проблеме экспертизы в области образования, позволяет выделить два подхода к оценке образовательной среды: диагностический, опирающийся на использование пакета психодиагностических методик, адресованных отдельным участникам экспертизы, и экспертный, базирующийся на использовании определенного набора оценочных суждений как участников образовательного процесса, так и экспертов [2; 6; 9].
Современным перспективным направлением экспертной деятельности в образовании является гуманитарная экспертиза, понимаемая как оценка обоснованности преследуемых целей, целесообразности планируемой или осуществляемой деятельности, ее оправданности широким социально-культурным контекстом общественной жизни, прежде всего – перспективой благополучия людей как личностей.
Анализ современных условий образовательной среды позволяет нам рассматривать ее как психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности и возможности для ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность взаимодействий и личностных особенностей участников образовательного процесса, особенностей содержания образования, способов его усвоения, а также такой характеристикой как «историко-культурный компонент». В образовательной среде тесно переплетены объективные и субъективные условия и предпосылки для развития, что приводит к необходимости глубже анализировать именно субъективную (психологическую) составляющую, которая и является предметом психологической экспертизы. Методологические предпосылки к реализации этой задачи мы находим в трудах Л.С. Выготского, который отмечал, что главный недостаток теоретических и практических исследований среды состоит в том, что среду изучают исключительно в ее абсолютных (или объективных) показателях. Одним из центральных методологических положений, лежащих в основе теоретической разработки концепции психологической экспертизы образовательной среды, является идея Л. С. Выготского, что для понимания особенностей развития ребенка важна не сама объективная ситуация, а то, как ребенок переживает эту ситуацию [3]. Иными словами, среда определяет развитие ребенка через его переживание этой среды. По аналогии с «социальной ситуацией развития» целесообразно ввести понятие «социальная ситуация развития в образовательной среде» для характеристики отношения индивида с образовательной средой, выступающей для него в качестве условия и фактора развития. Социальная ситуация развития в образовательной среде определяет:
- объективное место индивида в системе взаимоотношений в образовательном учреждении, а также ожидания и требования, предъявляемые к нему;
- особенности понимания индивидом занимаемой им позиции в образовательной среде, т. е. рефлексивную позицию по отношению к ней (включая других людей и самого себя) и возможность саморазвития посредством коммуникативного взаимодействия.
Анализ психологической составляющей образовательной среды показал, что ее можно рассматривать как многоуровневое взаимодействие между субъектами образовательной среды. Это, в свою очередь, дает возможность определить качество психических явлений, которые опосредуются этим взаимодействием, и оценить психологическое качество образовательной среды, которая будет либо способствовать позитивному развитию личности своих субъектов, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации их личностного потенциала. Психологическое качество образовательной среды определяется, прежде всего, через систему отношений ее субъектов и является важным фактором развития личности. Важнейшими психологическими характеристиками образовательной среды являются комфортность и безопасность [1].
Проведенный теоретический анализ образовательной среды как объекта психологической экспертизы позволяет нам предложить структурно-функциональную модель образовательной среды, имеющую пятикомпонентный состав:
пространственно-предметный компонент образовательной среды (архитектурно-эстетические, предметные, материальные условия; помещения, оборудование, материалы; материально-техническое оснащение занятий и др.);
организационно-управленческий компонент образовательной среды (компетентность и управленческая культура администрации образовательного учреждения и т. п.);
психодидактический компонент образовательной среды (содержание обучения, методы обучения и т. д.);
социально-психологический компонент образовательной среды (система взаимоотношений, деятельностно-коммуникативных актов и процессов взаимодействия участников образовательной среды);
субъектный компонент образовательной среды (личностные, возрастные, психофизиологические и другие особенности субъектов образовательной среды).
Данная структура позволяет рассматривать образовательную среду как диалектическое единство связанных между собой и взаимообусловленных компонентов, каждый из которых имеет психологическую составляющую. Такой подход является оптимальным для дальнейшей разработки теоретической модели психологической экспертизы образовательной среды.
Целями психологической экспертизы образовательной среды являются: анализ образовательной среды с точки зрения предоставляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса; обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды (через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закрепленных в организационной культуре школы и форм взаимодействия); гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность и ее защита от деструктивного воспитательного (социального) и психологического влияния (через выработку единого взгляда на природу детства, роль взрослых в развитии ребенка, цели образования). Развивающая и защитная функции психологической экспертизы в рамках гуманитарного подхода являются системообразующими.
Для разработки концепции психологической экспертизы образовательной среды ключевыми являются основные положения теоретической концепции субъекта:
- понятие субъекта рассматривается как специфический способ организации (или как специфическая целостная система);
- сущность субъекта связана не только с упорядоченностью и целостностью, но и с разрешением противоречия между сложной живой (субъективной) системой, которую он сам представляет (личностный уровень), и объективными системами (социальными и др.).
Это теоретически и методологически обосновывает необходимость рассмотрения целостной социокультурной ситуации в контексте взаимосвязей социальных параметров образовательной среды и психологических качеств ее участников. Данный подход является оптимальным и эффективным средством оценки ресурсных возможностей образовательной среды для личностного развития ее субъектов, поскольку позволяет оценить ее по двум направлениям: оценка образовательной среды как условия, в котором протекает процесс обучения и воспитания, и оценка качеств личности выпускника, которые, в определенном смысле, являются результатом развития и формирования в заданных условиях.
Основными принципами психологической экспертизы образовательной среды являются следующие: событийной общности – понимание общности как ценностно-смыслового объединения людей, создающее условия как для развития предметной деятельности, ценностно-мотивационной сферы, так и для индивидуальных способностей; субъектности – акцентирование внимания на таких качествах личности, как активность, деятельностное отношение к себе и окружающей действительности, самостоятельность, рефлексивность, способность и стремление к саморазвитию, к разрешению противоречий; диалогичности – предполагает, что диалог становится способом познания, так как представляет собой объективацию персонального знания (содержание процесса взаимодействия должно включать обмен ценностями между субъектами образовательной среды как представителями различных поколений и субкультур, а также совместное продуцирование ценностей); гуманитарной сообразности – означает отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями (понимание не столько фактов влияния и условий, сколько отношение к ним человека, смысла, который они для него приобретают); психологической культуры и безопасности – предполагает приоритет психологического здоровья, организацию образовательной среды в соответствии с жизненными интересами ее субъектов, основанных на культуросообразном педагогическом взаимодействии, психологической защищенности личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, получение ресурса, защиты прав и психологической поддержки; полисубъектности – учитывает наличие нескольких групп субъектов образовательной среды (учащиеся, педагоги, администрация, родители и др.) и требует консолидации их активности и преобразования разделенной ответственности в совместную как важнейшего условия для выработки решений, имеющих ценность для всех участников образовательного процесса.
Таким образом, концептуальная модель психологической экспертизы образовательной среды включает в себя методологические основы, принципы, цели, функции, содержание, объект, предмет, критериальные показатели, характеристики экспертов, методы, диагностические методики, формы представления результатов [4].
Специфика психологической экспертизы обусловлена принадлежностью образования к сфере гуманитарного знания и деятельности человека, следовательно, приоритет должен отдаваться гуманитарным технологиям ее создания, эти же принципы должны применяться и в вопросе подбора экспертов. Психологическая экспертиза в полной мере учитывает специфику исследования в гуманитарной сфере научного знания (где мир представлен человеку смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию) и предполагает специфический тип коммуникации, требующий не только профессиональной методологии, но и особых качеств личности эксперта, связанных с гуманитарной методологией.
Разработанная модель психологической экспертизы образовательной среды была апробирована в экспериментальном исследовании. Эмпирические данные получены на базе 28 общеобразовательных школ на выборке испытуемых в 1155 человек (438 педагогов и 717 учащихся). С целью изучения компонентов образовательной среды школ использовались разработанная нами «Анкета изучения особенностей образовательной среды образовательных учреждений для педагогов», методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баевой) и методика «Экспертиза образовательной среды» (В. А. Ясвина).
Установлено, что существуют множественные взаимосвязи между показателями структурных компонентов образовательной среды. Наиболее значимыми (системообразующими) являются показатели, отражающие качество процессов взаимодействия и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Также выявлено наличие тесной взаимосвязи психологической комфортности образовательной среды и показателей организационно-управленческого компонента образовательной среды. По результатам факторного анализа выделены четыре фактора.
Первый фактор «Организационная стратегия школы» указывает на значимость для образовательной среды организационно-управленческой культуры, которая выступает важнейшим условием формирования психологического качества образовательной среды.
Второй фактор «Понимание возможностей и ресурсов среды» фиксирует ценность для образовательной среды высокой концентрированности условий и возможностей для личностного развития, достаточную степень понимания происходящего в ней, осознание этих возможностей субъектами образовательной среды.
Третий фактор «Стабильность образовательной среды» отражает важность для образовательной среды стабильности во времени, сохранения постоянства кадрового состава, основного «ядра» педагогов, преемственности, возможности адаптации образовательной среды к неизбежным общественным изменениям, положительного совместного опыта переживания серьезных испытаний.
Четвертый фактор «Эмоциональный комфорт» отражает потребность субъектов образовательной среды в состоянии внутреннего удовлетворения и спокойствия, возникающее в психологически комфортных условиях образовательной среды, желание чувствовать себя защищенными от проявлений психологического насилия в ней и быть удовлетворенными значимыми для них взаимоотношениями.
Для выявления в образовательной среде основных факторов, детерминирующих ее психологическую комфортность, мы определили, какие показатели организационно-управленческого компонента образовательного учреждения влияют на психологическое качество образовательной среды, чтобы в последующем включить их в содержание комплекса мониторинговых показателей экспертизы. Установлено, что четыре показателя организационно-управленческого компонента образовательной среды оказывают значимое влияние на ее психологическую комфортность: осознаваемость, эмоциональность, обобщенность и устойчивость.
Полученные результаты свидетельствуют, что осознанное объединение всех субъектов образовательного процесса является необходимым условием оптимального, с точки зрения психологической комфортности, функционирования образовательной среды, которая сама в этом случае становится фактором личностного развития каждого субъекта образовательного процесса. Активная осознанная включенность в образовательную среду выступает как важнейший фактор, обеспечивающий становление социальной активности личности. Деятельность, которую осуществляют субъекты в образовательном процессе, может носить развивающий характер при условии вовлеченности ее участников в переживание самого процесса этой деятельности. Сопричастность субъектов всему происходящему в образовательной среде начинается с их информированности о принимаемых администрацией решениях и разрабатываемых планах по управлению образовательным процессом. Системная стабильность образовательной среды в целом формирует чувство защищенности. Эмоционально насыщенная образовательная среда, дающая возможность ощутить в ней сопереживание и поддержку, а также ее постоянство и устойчивость во времени (способность сохранять ядро педагогического состава, сложившуюся образовательную стратегию, традиции, преемственность и т. д.), обеспечивают ее психологическую комфортность и, как следствие, способность обеспечить своим субъектам жизненно необходимый эмоциональный опыт. Таким образом, нами был эмпирически определен комплекс показателей психологического мониторинга, позволяющий оценить особенности социальной ситуации развития через характеристики образовательной среды с точки зрения ее психологической комфортности и влияющих на нее факторов. В перечень мониторинговых показателей вошли:
- показатель степени координации деятельности всех субъектов образовательной среды, обеспечиваемый наличием четкой концепции деятельности образовательного учреждения (обобщенность);
- показатель осознанной включенности в среду всех субъектов образовательного процесса (осознаваемость);
- показатель выраженности эмоционального компонента в образовательной среде (эмоциональность);
- показатель значимости образовательной среды в плане влияния на установки личности, выбор линии поведения и развитие в целом (референтность);
- показатель оценки наиболее значимых для субъектов характеристик образовательной среды и удовлетворенность ими (удовлетворенность);
- показатель защищенности от психологического насилия во взаимодействии (защищенность);
- показатель стабильности образовательной среды во времени (устойчивость).
Данные показатели имеют интегральное значение для психологического качества образовательной среды. Они являются вариантом экспресс-экспертизы и дают возможность систематически осуществлять психологический мониторинг образовательного учреждения в целях оптимизации функции управления социальной ситуацией развития в образовательной среде.
Так как образовательная среда содержит значительное число развивающих и формирующих технологий, которые оказывают воздействие на физиологическое, психическое и духовно-нравственное состояние ее субъектов, мы полагаем, что психологическая экспертиза (как гуманитарная технология) может выступать в качестве перспективного инструмента для ослабления напряжений, возникающих в современном образовании. Важной социальной задачей является создание механизма общественной экспертизы качества образования и развитие в этой связи профессиональной компетентности специалистов в области экспертной деятельности. Участие общества в оценке качества образования и условий школьной образовательной среды является неотъемлемой составляющей модернизации системы образования и реализации инновационных процессов в современной школе.
Литература
- Баева И. А., Лактионова Е. Б. Экспертиза психологической безопасности образо- вательной среды // Народное образование, 2009. № 2. С. 273–277.
- Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность обра- зовательной среды: Учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. 248 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1–3. М.: Педагогика, 1982.
- Лактионова Е. Б. Психологическая экспер- тиза образовательной среды. Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 2013. 53 с.
- Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего об- разования // Педагогика. 1996. № 6.
- Панов В. И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы об- разовательного учреждения // Психологиче- ская наука и образование. 2001. № 2.
- Рубцов В. В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Рос- сийской академии образования. М., 1999.
- Слободчиков В. И. Антропологический под- ход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4.
- Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психоло- гии. 1998. № 6. С. 34–41.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Академия, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4179
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 3181
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0