Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды*

1481

Аннотация

В статье раскрывается специфика современных условий становления личности ребенка. Проанализированы характеристики социокультурного контекста социализации в информационную эпоху, ключевое противоречие которого состоит в том, что при выраженном преимуществе в освоении стратегий использования многообразия информационных технологий ребенок нуждается в помощи взрослых при освоении социальных и культурных аспектов порождаемого ими содержания. Обсуждаются влияние процессов глобализации на различные девиантные проявления детей и подростков, рассматриваются черты современного детства, приводится классификация возможностей и рисков использования детьми и подростками информационно-коммуникационной интернет-среды.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант №13-06-00511).

Ключевые слова: информационная среда, социализация, черты современного детства, «цифровой разрыв», возможности и риски интернет-коммуникации

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 49–56.

Фрагмент статьи

Новый характер социокультурного контекста социализации в информационную эпоху отмечался многими российскими и зарубежными учеными. Как отмечает Д. И. Фельдштейн [14], для современного общества характерен качественный скачок, связанный с переходом к информационному обществу, которое ученый определяет как «исторически новое состояние, который некоторые исследователи определяют как цивилизационный слом, особое место отводя воздействиям информации, роли ее новых технологических систем, форм, объема и характера влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности современного человека» [14, с. 21]. Главные осо- бенности современного информационного общества связаны со «снятием общекультурных и психологических барьеров между разными странами, народами, все более активная представленность открытости мира человеку и человека всему миру, выход его за пределы привычной среды в принципиально новое пространство» [14, с. 22].

Литература

  1. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психо- логии. 2008. № 1. С. 175–189.
  2. Белинская Е. П. Информационная социали- зация подростков: опыт пользования социаль- ными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.08.2013)
  3. Гилинский Я. И. Девиантология: социология девиантности и социального контроля // Фено- менология и профилактика девиантного пове- дения: материалы Всероссийской научно-прак- тической конференции 19–20 октября 2007 г. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2008. С. 43–46.
  4. Гуманитарные исследования в интернете [текст] // Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. 431 с.
  5. Гусельцева М. С. Методологические и культур- но-исторические аспекты информационной со- циализации // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44) С. 24–33.
  6. Дмитриева О. А. Методика развития профес- сионально-педагогической компетентности в об- ласти проектирования учебных материалов по информатике у учителя начальных классов. Ав- тореф. канд. дисс. Челябинск, 2009. 21 с.
  7. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012–2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie- interneta/10853 (дата обращения: 15.03.2013).
  8. Карабанова О. А. Социальное конструирова- ние детства // Образовательная политика. № 5–6 (43–44). 2010. С. 52–61.
  9. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жи- телей Интернета. М., 2007. 229 с.
  10. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Современ- ный ребенок: шаги к пониманию // Психологиче- ская наука и образование. 2010. № 2. C. 5–19.
  11. Подростки и интернет. Результаты опроса подростков в возрасте от 14 до 17 лет [Электрон- ный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bd.fom. ru/pdf/podinter.pdf (дата обращения: 15.03.2013)
  12. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И., Гостимская О. С. Пойманные одной сетью: соци- ально-психологическое исследование представ- лений детей и взрослых об интернете [текст] / Под ред. Г. В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
  13. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения со- временного Детства и обусловленная ими актуа- лизация психолого-педагогических проблем раз- вития образования // Вестник практической пси- хологии образования. 2011. № 1 (26). С. 44–45.
  14. Фельдштейн Д. И. Современное Детство как социокультурный и психологический феномен // UNIVERSUM: Вестник Герценовского универси- тета. 1 / 2012. С. 20–29.
  15. Hasebrink U., Livingstone S., Haddon L., & Ólafs- son K. (2009). Comparing Children’s Online Oppor- tunities and Risks Across Europe: Cross-National Comparisons for EU Kids Online. London: LSE, EU Kids Online, 2nd ed. Retrieved December 2, 2010, from http://eprints.lse.ac.uk/24368116. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Do They Really Thinking Differently? In: On the Hori- zon, October 2001, 9(5)NCB, December 2001, 9(6) NCB, University Press.
  16. Sherry Turkle. Life on the screen: Identity in the age of Internet. First Touchstone edition. N.Y. , 1997.
    P. 177.
  17. Walrave M., Heirman W., Mels S., Timmermans, C.&Vandebosch H. (eds.) Peter Lang (2012) eY- outh: balancing between opportunities and risks. Bruxelles, Bern, Berlin, Frankfurt am Main, New York, Oxford, Wien, 2012. 296 p.

Информация об авторах

Богдановская Ирина Марковна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: biggi66@mail.ru

Проект Юлия Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1914-9118, e-mail: proekt.jl@gmail.com

Богдановская А.Б., аспирант кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена

Метрики

Просмотров

Всего: 4194
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1481
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3