Уровневый подход к анализу и оценке психологически безопасного образовательного пространства*

680

Аннотация

Научно-исследовательская статья консолидирует опыт московской и пермской психологических школ в понимании уровневой структуры индивидуальности. Нацелена на сравнительный анализ значимых характеристик психологической безопасности образовательной среды в учреждениях разного уровня. В основе исследования лежит гипотеза, что субъективное восприятие психологической безопасности образовательного пространства различно в зависимости от специфики образовательного учреждения. Научная новизна и актуальная значимость исследования заключается в соотношении теоретического понимания уровневых структур и эмпирической оценки психологически безопасного образовательного пространства в учреждениях. Сравнительный анализ статистических данные позволяет выявить менее защищенных субъектов в образовательном пространстве региона и наметить пути направленной помощи.

Общая информация

* Статья публикуется в рамках мероприятия 2.3.3 Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО

Ключевые слова: психологическая безопасность, субъект, индивидуальность, учреждение образования, семья, дети, сравнительный анализ

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богомягкова О.Н. Уровневый подход к анализу и оценке психологически безопасного образовательного пространства // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 107–113.

Фрагмент статьи

Проблема безопасности человека в современном мире становится все более актуальной. Это в значительной степени связано с ростом числа техногенных и природных катастроф, с масштабными социальными изменениями в обществе, ведущими к разрушению привычных стереотипов поведения, с увеличением объема информационных потоков и общим ускорением жизненного темпа. Все это нарушает привычные условия жизни лю- дей, фрустрирует потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий [5].

Литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризис- ных ситуаций в образовательной среде): Мето- дические рекомендации для специалистов си- стемы образования. М., 2006.
  3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М., 2002.
  4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое ру- ководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006.
  5. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2012.
  6. Рубцов В. В. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоци- ального благополучия школьника. Сборник ста- тей /В. В. Рубцов, И. А. Баева / Ответственный редактор и составитель Г. М. Коджаспирова. М., 2008.

Информация об авторах

Богомягкова О.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета