Уровневый подход к анализу и оценке психологически безопасного образовательного пространства*

722

Аннотация

Научно-исследовательская статья консолидирует опыт московской и пермской психологических школ в понимании уровневой структуры индивидуальности. Нацелена на сравнительный анализ значимых характеристик психологической безопасности образовательной среды в учреждениях разного уровня. В основе исследования лежит гипотеза, что субъективное восприятие психологической безопасности образовательного пространства различно в зависимости от специфики образовательного учреждения. Научная новизна и актуальная значимость исследования заключается в соотношении теоретического понимания уровневых структур и эмпирической оценки психологически безопасного образовательного пространства в учреждениях. Сравнительный анализ статистических данные позволяет выявить менее защищенных субъектов в образовательном пространстве региона и наметить пути направленной помощи.

Общая информация

* Статья публикуется в рамках мероприятия 2.3.3 Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО

Ключевые слова: психологическая безопасность, субъект, индивидуальность, учреждение образования, семья, дети, сравнительный анализ

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богомягкова О.Н. Уровневый подход к анализу и оценке психологически безопасного образовательного пространства // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 107–113.

Полный текст

Проблема безопасности человека в современном мире становится все более актуальной. Это в значительной степени связано с ростом числа техногенных и природных катастроф, с масштабными социальными изменениями в обществе, ведущими к разрушению привычных стереотипов поведения, с увеличением объема информационных потоков и общим ускорением жизненного темпа. Все это нарушает привычные условия жизни людей, фрустрирует потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий [5].

Уровневый подход к проблеме исследования дает возможность представить психологическую безопасность как систему, состоящую из уровневых показателей и как эмпирическую ситуацию оценки учреждений разного уровня (детский сад, школа, вуз, учреждение дополнительного образования).

Научная новизна и актуальная значимость исследования заключается в соотношении те­
оретического понимания уровневых структур и эмпирической оценке психологически безопасного образовательного пространства в учреждениях разного уровня.

Мы предполагаем, что критериальный анализ психологически безопасного образовательного пространства субъектами образовательной системы (дети, родители, педагоги) дифференцирован в зависимости от специфики образовательного учреждения: средняя общеобразовательная школа, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования детей, вуз.

Исходя из представленной гипотезы можно определить цель исследования: сравнительный анализ значимых характеристик психологической безопасности образовательной среды в учреждениях разного уровня. В качестве субъектов исследования привлечены учащиеся/студенты, родители, педагоги.

Современные подходы к изучению безопасности позволяют охарактеризовать различные критерии, уровни и компоненты в структуре психологической безопасности взаимодействующих субъектов.

В качестве основного ее критерия выделяют целостность физической структуры человека, соответствующую нормам стабильного функционирования организма. Затем следует группа критериев, относящихся к индивидуально-психологическому уровню, куда входят такие составляющие, как адекватность отражения и отношения к миру, защищенность психики, адаптивность функционирования, защищенность сознания человека от различного рода манипулятивных воздействий. На личностном уровне актуализируются особенности переживания социальных потрясений, физического и психологического насилия, возникающие вследствие конкретных событий и поведенческих актов, несущих угрозу собственной безопасности или безопасности близкого человека [1; 2; 4; 6].

Разноуровневый взгляд на проблему психологической безопасности прослеживается и в пермском прочтении обсуждаемой проблемы. Пермская школа психологии базируется на теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, в свете которой интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек - общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе [3]. Выделяются следующие иерархические уровни большой системы интегральной индивидуальности.

1.   Система индивидуальных свойств организма. Ее подсистемами являются: биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая (свойства нервной системы).

2.   Система индивидуальных психических свойств. Ее подсистемы: психодинамическая (темперамент), психические свойства личности.

3.   Система социально-психологических индивидуальных свойств. Ее подсистемы: социальные роли в социальной группе, социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).

В любой жизнедеятельности человека участвует вся интегральная индивидуальность, начиная от свойств биохимического уровня и завершая положением личности в обществе. Степень зависимости тех или иных деятельностей человека от разных иерархических уровней индивидуальности различна. Но любая жизнедеятельность организма и деятельность человека возможна и наиболее продуктивна при определенной согласованности между индивидуальными свойствами различных иерархических уровней [3].


Во взаимосвязи между разноуровне­выми свойствами индивидуальности есть одно или несколько опосредующих звеньев. Опосредующим звеном являются различные виды деятельности. Следовательно, путем создания условий для освоения и реализации значимой для субъекта деятельности практик (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог) получает возможность целенаправленно формировать механизмы сопротивляемости стрессу, чувство удовлетворенности и защищенности, личной ответственности, эмоциональную адекватность, ресурсные механизмы личности. То есть устранения противоречия между отдельными разноуровневыми свойствами, он, тем самым, содействует гармонизации системы в целом.

С тех пор как образовательная среда стала предметом психолого-педагогического исследования, были изучены ее уровни, проанализирована структура, выявлены типы, намечены подходы к ее диагностике и экспертизе [5]. Однако малоизученным остается психологический компонент образовательной среды [1].

Так, образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности. Важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение способно строить свою локальную систему безопасности через обучение и воспитание, через решение задач развития, основываясь на общей теории национальной безопасности, обеспечение которой осуществляется на международном, государственном, организационном, профессиональном, личностном уровнях.

В результате повышающейся потребности в безопасности актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы удовлетворять человеку потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, вуза), пространства трудовых отношений.

Концепция психологической безопасности образовательной среды позволяет проектировать систему взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз, способствующую позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. То есть создает среду, в которой возможна организация благоприятных условий для обучения, воспитания и развития личности самих учащихся, взаимодействия их семьи и педагогического коллектива, сохранения физического и психологического здоровья, инициация или поддержание личностного роста педагогов.

Эмпирическим подтверждением теоретического анализа данной проблемы может служить исследование психологической безопасности образовательной среды, проведенное в рамках проекта № 001-П программы стратегического развития ПГГПУ.

В качестве диагностического инструментария была использована анкета И. А. Баевой [1]. Для определения основных характеристик образовательной среды были выделены критерии: позитивное, нейтральное и негативное отношение к образовательному учреждению, общий индекс - уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды, уровень защищенности от психологического насилия (И.А. Баева, 2002).

В качестве респондентов выступали субъекты образовательных систем Перми и Пермского края различного уровня: вуз, средние общеобразовательные школы (12 учреждений), специальные (коррекционные) образовательные учреждения (10 учреждений), учреждения дополнительного образования (8 учреждений). Всего опрошено 460 педагогов, 426 родителей, 736 учащихся.

Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды высших учебных заведений и особенностей их оценки педагогами, студентами и родителями проведен сравнительный анализ полученных данных методами первичной и вторичной статистики. Анализ отношения к образовательной среде вуза показал, что у студентов, преподавателей и родителей преобладает позитивное отношение к образовательной среде учреждения, т. е. они рассматривают ее как референтную, в качестве носителя норм, стандартов поведения, устанавливающих и усиливающих нормы и стандарты поведения личности.

Из представленных данных можно отметить, что преподаватели наиболее позитивно относятся к образовательной среде (73 %), несколько меньше позитивных ответов у студентов (69 %) и менее представлено положительное отношение - у родителей (57 %).

Следует отметить, что общее позитивное отношение к университету не исключает некоторых недостатков в его работе. Так, у студентов и родителей на фоне общего положительного отношения к образовательной среде наблюдается более выраженная негативная позиция (12 и 13 %) по сравнению с представленностью аналогичного показателя у педагогов (9 %).


Большее проявление родителями нейтрального отношения к процессу обучения студента в вузе (30 %) может быть вызвано взрослой пози­
цией ребенка и, соответственно, невмешательством родителей в учебный процесс, а также территориальной удаленностью детей от семьи (в случае с иногородними студентами).

Критерий удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды ПГГПУ, по мнению большинства педагогов, родителей и студентов, находится на достаточно высоком уровне. Отметим, что под значимыми характеристиками удовлетворенностью средой понимаются взаимоотношения с педагогами и студентами, возможность высказать свое мнение, реализация права на уважительное отношение, на неприкосновенность личного достоинства, возможность получить помощь, если требуется, возможность проявить инициативу, учет личных проблем и трудностей. Средний уровень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды оценен педагогами в 4 балла, студентами в 3,8, родителями в 3,4 балла (из 5 возможных баллов). Он может характеризоваться как более высокий у педагогов, а у родителей и студентов - как средний. Данный факт свидетельствует о наличии «здоровых» отношений между участниками образовательного процесса, о соблюдении прав и свобод всех субъектов образования.

Показатели защищенности от психологического насилия во взаимодействии, выявленные нами в ходе исследования студентов, равны 3,9 балла, педагогов - 3,7, родителей - 3,7 балла (из 5 возможных), что позволяет назвать образовательную среду высшего учебного заведения защищенной от психологического насилия на уровне выше среднего.

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии подразумевает недопустимость оскорблений, унижений и угроз в процессе общения, отсутствия игнорирования и недоброжелательного отношения, а также принуждения со стороны окружающих людей. Следовательно, более защищенными в данном аспекте чувствуют себя студенты, чуть менее - педагоги и родители.

Дифференцированный подход к анализу студенческих данных позволил представить сравнительный анализ восприятия психологической безопасности образовательного пространства студентами разных курсов.

Уровень позитивного отношения студентов вуза достаточно высок по сравнению с нейтральным и негативным отношением (при максимальном значении в 9 баллов). В то же время показатель позитивного отношения студентов средних курсов выше (7,0), нежели первых (6,76) и старших курсов (5,5). Вероятно, на начальном этапе обучения причиной являются трудности процесса адаптации и несформированность умений, необходимых в процессе обучения в вузе. У старшекурсников снижение позитивного отношения может быть связано с несовпадением ожиданий, возросшей критичностью, связанной с процессом взросления и пониманием проблем и трудностей освоения учебно-профессиональной деятельности, неопределенностью ситуации дальнейшего трудоустройства, далеко не всегда связанного с получаемой специализацией.

Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды в целом также достаточно высок. У первых-третьих курсов он равняется 3,9 балла, несколько снижается на 4-5 курсах - 3,5 баллов (максимальное значение 5 баллов).

Уровень защищенности образовательной среды педагогического университета оценивается студентами 1-3 курсов как высокий: 4,0-3,9 балла (при максимальной оценке в 5 баллов), несколько снижается к последним курсам - 3,7 балла.

На основании анализа результатов пилотажного исследования в целом можно констатировать, что уровень позитивного отношения к вузу и образовательному процессу в целом высок, хотя несколько ниже у студентов- первокурсников и старшекурсников, нежели у студентов 2-3 курсов.

Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды школы и особенностей его оценки педагогами, учащимися и родителями проведем сравнительный анализ полученных данных в школах Перми и Пермского края.


Анализ отношения к образовательной среде школы показал, что большинство родителей учащихся имеют неустойчивое отношение к образовательной среде школы, т. е. с сомнением рассматривают данную среду в ка­
честве носителя норм, стандартов поведения. Данный вывод можно было сделать из средних показателей позитивного отношения - 53 % (из 100 возможных).

Из представленных данных можем заметить, что доминантным является позитивное отношение педагогов и учеников (62 % каждая выборка). Родители демонстрируют негативное и нейтральное отношение к школе (25 и 22 % соответственно), высказывают большее количество претензий к образовательному процессу при общей удовлетворенности характеристиками образовательной среды (3,6 балла) и защищенности образовательного процесса (3,7 балла).

Показатели защищенности от психологического насилия во взаимодействии, выявленные нами в ходе исследования: у учеников 3,6 балла (из 5 возможных), педагогов - 3,4 и родителей - 3,7 балла, что позволяет назвать образовательную среду школы защищенной от психологического насилия.

Показатели удовлетворенности и защищенности напрямую зависят от отношения родителей к образовательной среде школы. При значениях уровней удовлетворенности и защищенности выше среднего родители позитивно относятся к содержанию и процессу школьной жизни. И наоборот, позитивизации в родительском восприятии можно добиться только путем повышения уровня удовлетворенности и защищенности в образовательной среде школы.

Вместе с тем, педагоги пермских школ высоко оценивают место своей работы, считая свою работу интересной, требующей постоянного совершенствования профессиональных навыков. Испытуемые отмечают, что в ближайшее время место работы менять не планируют, а если бы и пришлось на время покинуть школу, то вернулись бы на прежнее место. Достаточно большая часть педагогов полностью удовлетворены взаимоотношениями как с учениками, так и учителями, имеют возможность высказывать свою точку зрения, обращаться за помощью и проявлять личную инициативу, в свою очередь отмечая, что в работе учитываются личные проблемы и возникающие затруднения, что благоприятно сказывается на сохранении личного достоинства и уважительного отношения к себе.

В отношении защищенности образовательной среды мнения педагогов разделились. Половина респондентов отмечали, что полностью защищены от публичных оскорблений, угроз, от принуждения делать что-либо против их воли, от игнорирования, а также недоброжелательного отношения как со стороны учеников, коллег, так и со стороны администрации, тогда как у другой половины испытуемых выявилась средняя степень защищенности по данным пунктам.

Анализ результатов обследования разных аспектов психологической безопасности у субъектов образовательной среды (педагоги, ученики, родители) в коррекционных школах региона показал, что наиболее позитивное отношение к специальному (коррекционному) учреждению выражают ученики - 65 % (из 100 возможных) и педагоги - 63 %. Родители имеют менее выраженное устойчиво-положительное отношение к образовательной среде коррекционных школ (62 %), что выражается в средних показателях по соответствующим критериям. При этом уровень удовлетворенности и уровень защищенности в образовательном пространстве коррекционной школы воспринимается родителями более показательно - 4,1 и 4,4 баллов соответственно. Это свидетельствует о возможности родителей высказать свое мнение, реализовать право на уважительное отношение, на неприкосновенность личного достоинства, возможность получить помощь, если требуется, возможность проявить инициативу, учет личных проблем и трудностей.

Данные результаты могут быть следствием индивидуализированного и дифференцированного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья, а соответственно и к их родителям, малой наполняемостью классов, включением в образовательный процесс большого количества профильных специалистов.


Анализ отношения к образовательной среде в учреждениях дополнительного образования показал, что учащиеся испытывают позитивное отношение к системе дополнительного образования - 74 % выраженности. Следовательно, они черпают здесь нормы, стандарты поведения, опыт социализации и практику коммуникативных контактов.

Дети и их родители чувствуют себя в учреждении защищенными от психосоциаль­ного насилия и удовлетворены структурой взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса (уровень удовлетворенности соответственно 4,2 и 4,4 баллов; уровень защищенности - 4,4 и 4,5).

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что в системе дополнительного образования комфортно, психологически безопасно, удовлетворенно чувствуют себя дети, а вот педагоги подобных состояний не испытывают.

Сравнительный анализ общих тенденций психологической безопасности в образовательных учреждениях региона, проведенный с учетом основных показателей: позитивное отношение к образовательной среде учреждения, нейтральное отношение, негативное отношение, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды учреждения, уровень защищенности в образовательном пространстве учреждения - позволил сделать закономерные выводы.

1.   С позиции учащихся: наиболее безопасным учреждением с точки зрения сохранности психологического здоровья для них являются учреждения дополнительного образования. Далее по иерархии следуют высшие учебные заведения, замыкают цепочку специальные (коррекционные) учреждения и школы (рис. 1).

2.   Позиция родителя аналогична детскому восприятию психологической безопасности и рисков для психического и психологического здоровья. Родители независимо от детей при ответе на вопросы анкеты отметили как наиболее безопасные с психосоциальной точки зрения учреждения дополнительного образования, затем учреждения специального (коррекционного) образования, после чего указаны высшие учебные заведения и лишь после этого общеобразовательные школы (рис. 2).

3. С позиции педагога: психологически наиболее безопасными представляются вузы, менее комфортно чувствуют себя педагоги специальных (коррекционных) ОУ и общеобразовательных школ. Выраженные риски для психологического здоровья испытывают педагоги дополнительного образования (рис. 3).


Данное исследование позволило проиллюстрировать значение субъективного переживания психологической безопасности в образовательной среде учреждений Перми и Пермского края, сделать сравнительный анализ, обосновать необходимость моделирования и создания оптимальных условий психологической безопасности образовательной среды, эмоционального благополучия и личностного развития всех участников педагогического процесса.

Литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризис- ных ситуаций в образовательной среде): Мето- дические рекомендации для специалистов си- стемы образования. М., 2006.
  3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М., 2002.
  4. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое ру- ководство / Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006.
  5. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2012.
  6. Рубцов В. В. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоци- ального благополучия школьника. Сборник ста- тей /В. В. Рубцов, И. А. Баева / Ответственный редактор и составитель Г. М. Коджаспирова. М., 2008.

Информация об авторах

Богомягкова О.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Метрики

Просмотров

Всего: 2251
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 722
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0