Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 3. С. 74–77
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Общественно-педагогическая практика в подготовке учителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: общественно-педагогическая практика, подготовка учителей, service learning
Рубрика издания: Педагогическое образование
Для цитаты: Сидоркин А.М. Общественно-педагогическая практика в подготовке учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 74–77.
Полный текст
В американских вузах используются разнообразные формы педагогической практики для студентов педагогических специальностей. На одном конце спектра можно найти чисто добровольческие объединения студенческой молодежи, вовлеченные в так называемое общественное служение (community service). На другом – интернатуры в школах, где студент выполняет роль почти полноправного учителя, занятого на полную ставку. В данной статье описана разновидность практики, которая находится ближе к добровольчеству по характеру деятельности, но, тем не менее, является обязательным требованием ко всем студентам педагогических специальностей. Остановлюсь на проблемах и опыте использования этой формы подготовки студентов.
Роуд Айленд колледж (Rhode Island College) – это государственное высшее учебное заведение в ведении штата (в США нет федеральных вузов), образованное в 1854 г. и насчитывающее около 9 тыс. студентов, из которых 6000 обучаются в бакалавриате и остальные – на магистерских программах. Плата за обучение в 2012 г. составляла $7,598 в год для жителей штата и $18,296 для жителей других штатов и иностранцев [1]. В годы моей работы в Роуд Айленд колледже (2010–2013 гг.) около тысячи студентов ежегодно зачислялись на педагогические специальности, а еще 600 заявляли о своем намерении поступать на них. Дело в том, что в абсолютном большинстве американских вузов абитуриенты не выбирают специальность при поступлении, а если и выбирают, то потом могут ее неоднократно менять. В течение первых одного года или двух лет они проходят общеобразовательный цикл, а потом выбирают специальность.
На некоторые специальности, включая педагогические, отбор внутри вуза конкурсный. Например, в Роуд Айленд колледже студентам нужно иметь средний балл не менее 2,5 по четырехбалльной системе, сдать тесты на знание фундаментальных основ английского языка, математики и чтения, пройти проверку на предмет совершения преступлений и получить удовлетворительную характеристику по окончании 25 часов общественно-педагогической практики. В результате отбора лишь около половины из тех, кто собирался попасть на педагогический факультет, выпускаются как учителя. Остальные вынуждены выбирать другую специальность.
Разработчики программы подготовки учителей преследовали определенные цели при организации общественно-педагогической практики (ОПП). Прежде всего, это шанс для студента проверить, действительно ли карьера учителя для него приемлема. Часть студентов в процессе практики понимают, что это не так, и добровольно отказывается от зачисления на педагогический факультет. Практика также позволяет выявить у студентов серьезную профессиональную непригодность, отсутствие элементарной способности работать с детьми и коллегами. Для нас было очень важно, чтобы отсев произошел на первых курсах1, в этом случае у студентов оставалась бы реальная возможность закончить колледж по какой-то иной специальности. И последнее, ОПП позволяют студентам приобрести некоторые реальные навыки работы с детьми.
Наш опыт показывает, что нельзя просто направить сотни студентов в близлежащие школы. Это приводит к хаосу, дезорганизации и неэффективному использованию времени студентов. Поэтому были созданы партнерские отношения с рядом некоммерческих организаций, предоставивших необходимые нам услуги. Самый значительный наш партнер – организация «Вдохновенные умы»2 , финансируемая за счет частных фондов, пожертвований и очень небольшой помощи от властей штата. Ее сотрудники проводили двухдневную подготовку студентов по тьюторингу, организовывали группы студентов по школам, координировали действия с учителями и директорами, вели ведомости по учету рабочих часов студентов и предоставляли наблюдателей, которые периодически проверяли работу студентов и исправляли их ошибки. Студенты работали с учениками начальной школы, испытывающими трудности в овладении чтением и письмом.
Без участия некоммерческой организации колледжу было бы не под силу организовать такого рода практику. Во всяком случае, это потребовало бы две новые ставки сотрудников, которых у нас просто не было. Некоторые университеты идут по такому пути, если располагают финансовой возможностью. Но для многих, как и для нашего колледжа, трехстороннее партнерство (вуз – некоммерческая организация – школа) стало оптимальным вариантом.
По окончании практики студенты предоставляли документацию через он-лайн форму3, в которой они не только отчитывались об отработанных часах, но и оценивали, на сколько этот опыт помог им в их профессиональном росте, насколько организованной и эффективной была принимающая сторона. Такие данные позволяли нам корректировать программу и отсеивать те школы и организации, которые не могли правильно организовать работу практикантов. Собранные данные также помогали нашей внутренней отчетности и использовались в рекламных целях. Например, в отчете перед властями штата мы указали, что за один лишь осенний семестр 2012 г. колледж предоставил местным школам и внеклассным учреждениям бесплатных услуг на условно-эквивалентную сумму свыше 50 тыс. долларов.
Достаточно большое количество студентов продолжали работу добровольно на тех же площадках по истечении требуемых часов. На старших курсах они включались во все более профессиональные виды практики, и времени на волонтерство у них практически не оставалось.
Система ОПП сложилась в течение последних 15 лет, и в целом удовлетворяла потребности педагогического факультета. Однако не стоит думать, что все проблемы были решены.
Во-первых, потребности школ и внеурочных образовательных учреждений колоссальны, и мы ни в коей мере не могли их все удовлетворить. Просьбы прислать студентов-практикантов приходили практически каждую неделю, и мы вынуждены были отбирать только те, где есть ресурсы и условия для приема студентов. Поскольку этот вид практики является, условно говоря, добровольно-принудительным, то перед администрацией вуза стояла непростая этическая дилемма. Мы ведь распоряжались не своим личным временем, а временем студентов. Поэтому они направлялись не туда где они нужнее, а туда где они могли большему научиться. Миссия факультета – это подготовка педагогов, а не социальное служение, поэтому соображения профессиональной подготовки всегда должны перевешивать любые другие соображения, даже самые достойные.
Во-вторых, несмотря на устойчивость партнерских отношений, нередко происходят сбои и накладки в работе. И ничто так не может отвратить студента от педагогической профессии, как примеры неорганизованности и беспорядка в школе. Например, если группа студентов приезжает в школу, а их там никто не ждет по причине потерянных сообщений или неполученных факсов, то это уже чрезвычайная ситуация.
В-третьих, содержание практики хорошо подходило студентам из программы начальных классов, а будущим учителям-предметникам – не очень. И это не потому, что в старших классах меньшая нужда в помощниках, а потому что мы не могли найти партнера, для организации практики.
Несколько слов о «чистом» волонтерстве, т. е. о социальном служении, которое никоим образом не навязывается извне и никем не требуется. В нашем колледже оно тоже было, но не в таком объеме, как в частных вузах, например в близлежащем Брауновском университете. Почему? По той простой причине, что большинство наших студентов не принадлежали к верхнему социальному классу и их семьи в среднем зарабатывали лишь около 55,5 тыс. долларов в год4. Значительная часть наших студентов вынуждена была постоянно подрабатывать и поэтому у них просто не оставалось времени на гражданское служение. Их нельзя в этом упрекать, как нельзя и искусственно подстегивать процент участия в добровольчестве. Большинство студентов из Брауна такой проблемы не имели, и поэтому намного легче поддавались призывам о социальном служении.
И второе наблюдение: любая внеаудиторная работа студентов – добровольная, полу-добровольная, или обязательная – требует значительных организационных усилий. Нельзя относиться к студентам как к бесплатной рабочей силе, позволяющей заткнуть бреши в социальной сфере. Такое отношение приводит к краткосрочным благотворительным проектам-однодневкам и к дискредитации самой идеи социального служения. Если бы студенты могли организовать самих себя без посторонней помощи, то они бы не нуждались в дипломах, и были бы уже готовыми специалистами. Одного желания недостаточно, необходимы и организаторские усилия и время.
В России предпринимаются значительные усилия по развитию волонтерского движения5 часто встречающего значительные трудности. Не следует пренебрегать и промежуточными формами вовлечения студентов в социальнополезную деятельность. Если их правильно организовать и поддержать достаточным количеством ресурсов, то можно и приучить будущих специалистов к мысли о помощи нуждающимся, и обеспечить профессиональную подготовку, обогащенную разнообразными формами социальной включенности.
1. Надо сказать, что отсев происходит и на более старших курсах, включая последнюю преддипломную педагогическую практику.
2. Inspiring Minds: empowering students to succeed» [Электронный ресурс] URL: http://www.inspiringmindsri.org
3. Cominity service [Электронный ресурс] URL:http://www.surveygizmo.com/s3/415251/Community-Service
4. Rhode Island College. Institutional Research and Planning [Электронный ресурс]. URL: http://www.ric.edu/ oirp/pdf/FactBook2011-12.pdf
5. Портал волонтерского движения [Электронный ресурс] URL: http://www.jaba-point.ru
Литература
- Tuition and Fees 2014–2015 [Электронный ресурс] // Rhode Island Colledge (дата обращения: 6.10.2014).URL: http://www.ric.edu/bursar/tuition.php
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2320
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1256
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1