Введение
В рамках психопатологического феноменологического подхода в изучении эндогенных психических заболеваний накоплен большой объем данных относительно особенностей речи при шизофрении. Выделяют такие ее нарушения, как: бессвязность, разорванность речи, эгоцентрическая речь, вербигера- ции, эхолалии, шизофазии и т. д. Данные симптомы отражают непосредственную вовлеченность как экспрессивной, так и импрес- сивной речи в протекание эндогенного психического заболевания (Вроно М. Ш., 1957; Савицкая А., 1975; Микиртумов Б. Е., 2004 и др.). Наряду с проявлениями отдельных речевых феноменов при шизофрении присутствуют нарушения функций речи (коммуникативной, обобщения, номинативной). В течение ряда лет исследования речевых нарушений при шизофрении, как в рамках психиатрии, так и в рамках медицинской психологии, фокусировались на изменениях мыслительных процессов в ходе заболевания, динамике проявлений речевых нарушений на фоне текущего психического заболевания (Чернуха А. А., 1938; Лебединский М. С., 1938; Савицкая А., 1975; Случевский Ф. И., 1975; Та- таренко Н. П. и др., 1978). Отметим, что сама речь и ее функции как предмет изучения достаточно редко занимали ключевую позицию в исследованиях (Критская В.П., 1966, 1974; Зверева Н. В. и др., 2011;.Крылова И.В., 2012; Исаева Е. Р. и др., 2013). Современные работы включают особенности речи при шизофрении в контекст генетических исследований, изучения нейрофизиологических маркеров; интерес по-прежнему представляет анализ связи между симптомами шизофрении и отдельными параметрами речевой деятельности (например, речевая беглость) и др. (Savina et al., 1997, 1998; Алфимова М. В. и др., 2001; Голенков А. В., 2008).
Клинические исследования особенностей
речи при шизофрении
Проанализируем исследования речевых особенностей при шизофрении в работах отечественных психиатров. Необходимо сразу отметить, что в большинстве работ нарушения речи не рассматриваются изолированно. В основном речевые нарушения описываются как симптом текущего заболевания. Авторы статьи постараются представить те исследования, в которых так или иначе нарушения речи при шизофрении рассматриваются как отдельный изучаемый феномен.
Традиционно в отечественной психиатрии речевые нарушения рассматриваются в логике продуктивных (галлюцинаторно-бредовая симптоматика) и дефицитарных (разорванность речи) расстройств и связываются с нарушениями мышления. Специфика речевых нарушений исторически представлялась, прежде всего, как особая разновидность «речемыслительной деменции» [Чернуха, 1938]. С этой точки зрения, нарушения речи являются одними из самых важных характеристик шизофренического дефекта [Амбрумова, 1962]. В структуре данного заболевания отмечались: нарушения конкретизации понятий; тугоподвижность мыслительных процессов; бедность фантазии и воображения; «уплощение личности»; утрата чувства юмора [Вроно, 1957]. Отдельно выделялись состояния шизофрении с речевой бессвязностью, в которых явления разорванности доминируют в клинической картине, выступая на первый план вместо галлюцинации и бреда [Внуков, 1936].
Однако существует распространенная точка зрения о зависимости речевых расстройств от других психопатологических проявлений, таких как патологический аффект, галлюцинации, бред и т.д. [Евлахова, 1936].
В своих работах о расстройствах речи у больных шизофренией и при реактивных психозах Н. П. Татаренко указывала на связь этих расстройств с состоянием процессов торможения, трактовала механизм их возникновения, опираясь на учение И.П. Павлова о неврозах. Особенности клинической картины связывались с состоянием процессов торможения, фазовыми явлениями, возникновением «больших пунктов» в коре головного мозга и другими механизмами. Выделены:
а) нарушения употребления слов (фонетические, соматические, смешанные);
б) новообразования слов (уплотнения, неправильные образования, уродование); эти нарушения связаны с расстройствами мышления [Случевский, 1975].
Высокий уровень отличает работу А. Б. Савицкой по исследованию речи у больных параноидной формой шизофрении, ею представлена классификация речевых нарушений [Орлова, 2004]. Можно говорить о своего рода революционном характере данного исследования в отечественной психиатрии, поскольку был поставлен вопрос о патогенезе речевых нарушений, что расходилось с общепринятым в то время феноменологически-описательным подходом. Кроме того, в работе А. Б. Савицкой был проведен психолингвистический анализ симптома речевой разорванности. Показано, что нарушения сложной координированной речевой деятельности возникают вследствие диссоциации между составляющими ее компонентами - семантическим, грамматическим, физическими и др., все это определяет нарушение основных функций речи - смыслообразующей и коммуникативной. Автор подразделяет разорванность речи по степени выраженности:
• «элементы разорванности» (аналогия «соскальзываний» в мышлении), «неразвернутая разорванность» (чередование нормальной и разорванной речи);
• «сплошная разорванность» (речь с полностью нарушенными коммуникативной и семантической функциями).
Сравнительный анализ речи больных шизофренией и пациентов с афазией проводится в работах М. С. Лебединского. Он отмечает, что при афазии присутствуют как явления выпадения, так и наличие связи высказываний с ситуацией, определенная направленность речи и нарушения грамматического строя. В речи больных шизофренией, напротив, присутствуют так называемые «изменения, единые с расстройствами всей психической деятельности», «высвобождение из ситуации», патологический «полисемантизм», «десемантизация», речь больного шизофренией не направленная, грамматический строй при этом сохранен [Крылова, 2012]. Также при исследовании речи детей, больных шизофренией, М.С. Лебединским был отмечен полный мутизм. Однако в ходе психологического исследования было выявлено, что пациенты демонстрировали способность называть предметы в практически неограниченном объеме. Лонгитюдное наблюдение этих детей показало, что при выходе на ремиссионную стадию заболевания речь постепенно обогащалась. Начинается использование коротких фраз, предложений. Однако речь как коммуникация восстанавливается позднее и сложнее всего. Такие пациенты, даже при выходе из острого состояния, практически не способны отвечать на вопросы, пользоваться речью для общения. Позднее, в ходе дальнейшего восстановления, коммуникация приобретает лаконичный и обедненный характер. Заключая свою работу о связях и различиях между афатическими нарушениями и нарушениями речи при шизофрении, М. С. Лебединский говорит о том, что если в нарушениях речи и присутствуют моторный и семантический компоненты, они являются вторичными. Первичным нарушением речи при шизофрении Лебединский считает нарушение в сфере общения. В зависимости от преморбида эти нарушения могут иметь разное проявление.
Ф. И. Случевский рассматривает еще одно распространенное нарушение речи при так называемых конечных или запущенных формах шизофрении - шизофазию. Он проводит разделение между феноменом атаксического мышления и шизофазией. Шизофазию определяет «отщепление» речи от других сторон психической деятельности, при этом явление «схизиса» наблюдается только в самом речевом поведении. «Больной много и эмоционально говорит что-то, его речь бессвязна, его не понимают, он говорит еще больше - создается впечатление яркого несоответствия в деятельности психических функций, т. е. возникает то, что иногда имеет место у пациентов с сенсорной афазией, случайно оказавшихся в психиатрической больнице, которым при беглом осмотре может быть также поставлен диагноз шизофрении» [Случевский, 1975, с. 44-45].
Психолингвистический подход в психиатрических исследованиях речи разрабатывался в течение ряда лет Б. Е. Микиртумовым и его учениками и коллегами. Им был предложен метод клинико-семантического (компонентного) исследования речевых особенностей при психической патологии [Мелешко, 1986]. Метод компонентного анализа предполагает выделение из исследуемых лексических единиц (высказываний) так называемых «сем» - минимальных смысловых составляющих высказывания. Далее на основании группировки «сем» выделяются общие семантические признаки, характерные для различных высказываний. Такой анализ позволил автору метода разделить характерные для определенных симптомов психопатологии высказывания на тематические ряды. Например, для больных с синдромом деперсонализации были выделены следующие тематические ряды: неопределенность, неактивность, неодушевленность, иное существование.
В целом, заключая анализ некоторых психиатрических исследований речевых феноменов при эндогенных психических заболеваниях, можно сказать, что наиболее информативным представляется исследовательский подход, синтезирующий клинико-симптоматический подход и модели из других научных областей, например, психолингвистики.
Патопсихологические исследования
речевых нарушений
Патопсихологический подход к изучению нарушений речи в отечественной психологии основывается на работах Ю.Ф. Полякова [Критская, 1991]. Под его руководством на базе отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН многие годы проводились исследования речевых нарушений при различного рода психопатологиях: эндогенных, аффективных, диссоциативных расстройствах и др.
Одним из таких уникальных исследований было изучение восприятия речи больных шизофренией, проведенное В. П. Критской [Критская, 1966]. Предпосылками к этой работе являлись данные об искажении использования прошлого опыта. Предшествующие исследования показали, что у больных шизофренией как в мыслительный процесс, так и в процесс восприятия включается иррелевантная, «не относящаяся к делу» информация, что приводит к неспособности воспринимать окружающее стабильно, вопреки его постоянному изменению. Таким образом, автор работы предполагает, что процесс слухового восприятия речевых сигналов, основывающийся на использовании акустических эталонов прошлого речевого опыта, у больных шизофренией должен быть изменен в связи с особенностями актуализации сведений из прошлого опыта. Исследование группы больных шизофренией с непрерывным течением заболевания, начавшегося в юношеском возрасте, показывает, что характерное для шизофрении нарушение познавательной деятельности нарастает по мере развития болезненного процесса и проявляется в своеобразии шизофренического слабоумия. Наиболее рельефно оно выступает при дефекте, формирующемся в результате непрерывного течения юношеской шизофрении.
В исследовании В. П. Критской [Критская, 1991] использовались авторские методики, основывающиеся на предъявлении испытуемым задания с «глухой инструкцией», предполагающей отсутствие жестких критериев выбора ответа для испытуемого, который отвечает в соответствии с собственной избирательностью и опытом. Результаты исследования позволяют считать, что особенности процесса восприятия речи у больных шизофренией связаны с изменением использования прошлого речевого опыта. Это изменение заключается в тенденции к уравниванию вероятностей актуализации речевых связей. В настоящий момент автором данного комплекса методик исследуется патопсихологический синдром при различных видах психопатологии. Методики находят свое применение, однако применяются преимущественно для исследования патологии мыслительной деятельности.
Патопсихологическое изучение особенностей речевой деятельности получило свое дальнейшее продолжение в работах Н. В. Зверевой и Е. С. Михалевой, которые показали особенности речи мужчин, больных шизофренией. Работа примечательна тем, что в ней поставлена задача подбора методического комплекса для целевого исследования речи больных шизофренией [Зверева, 2011]. В результате данной работы был выявлен ряд различий между выборками патологии и нормы: больные шизофренией показали меньшее количество высших речевых реакций, в их речи в целом преобладали примитивные речевые реакции созвучного или рифмованного характера; в группе больных было выявлено значимо больше проявлений атактического мышления и атактической речи; динамические показатели выполнения заданий также значимо различались (увеличение времени реакции у выборки пациентов).
Далее рассмотрим группу исследований, использующих ассоциативный эксперимент как доступ к речевому своеобразию больных шизофренией.
В работе М. В. Алфимовой на основании ассоциативных проб удалось выявить речевые особенности, характерные для больных шизофренией: снижение вербальной беглости, нарушение семантической структуры ассоциаций, внезапные переходы от одного понятия к другому, а также включения неподходящих слов [Алфимова, 2001]. Данная работа выполнена с фокусом исследования на особенности мыслительной деятельности больных, однако является информативной и для исследований непосредственно речевых феноменов.
Отдельно ассоциативные процессы при шизофреническом дефекте исследовались в работе Е. Ю. Скрипки [Скрипка, 2011]. Исследовались больные из групп простой и параноидной формы шизофрении. Было показано, что характерными особенностями ассоциативного процесса при параноидной шизофрении являются: быстрые и внезапные переходы от одного содержания представлений к другому, разорванность, хаотичность ассоциаций, ассоциации по созвучию. У больных с простой формой шизофрении на первый план выступала непродуктивность мышления, аспонтанность (называние предметов, находящихся в поле зрения, что запрещено инструкцией). Описываемые образы чаще были связаны с непосредственной реальностью.
В отечественной клинико-психологической практике практически не представлены целевые исследования речевых особенностей детей и подростков, больных шизофренией. Специфика семантической переработки информации у больных шизофренией в подростковом возрасте показана в работе Е. И. Жигэу, выполненной в методологии концепции семантического кодирования [Жигэу, 2004]. Было показано, что смысловая обработка воспринимаемых стимулов страдает преимущественно на образном уровне семантического кодирования. Также был выявлен ряд специфических особенностей вербального компонента мышления у больных шизофренией, среди которых стоит отметить: выраженное снижение предметной отнесенности образов, невозможность построения смыслового образа, дезинтеграцию образного и вербального кодов семантического кодирования.
Исследование речевых нарушений у больных шизофренией подросткового возраста проводилось рядом авторов [Голенков, 2008; Критская, 1991; Крылова, 2012; Шведовский, 2014]. Особого внимания заслуживает работа И. В. Крыловой. Помимо характерных для шизофренического дефекта речевых нарушений, автором были выделены речевые нарушения, присущие детскому возрасту как таковому. Еще одним характерным для детской шизофренической речи феноменом было большое количество неологизмов, как полученных путем слияния слов («жукоботинки»), так и абсолютно новых слов, происхождение которых выяснить не удалось. В отечественных работах [Голенков, 2008; Крылова, 2012], посвященных особенностям связи «мышление- речь» при шизофрении, анализируется ряд речевых феноменов, общих для больных шизофренией. Мнения авторов сходятся в наличии двух базовых речевых проявлений при шизофрении: нарушения спонтанной речевой продукции (конкретность, лаконичность) и нарушения логических вербальных конструкций.
Свой ракурс изучения ассоциативной деятельности представлен в работе Н. В. Зверевой и И. Н. Власенковой. Оценивались вербальные направленные ассоциации на стимулы разных модальностей у младших школьников в норме и при шизофрении. Экспериментально-психологическое исследование пациентов младшего школьного возраста с шизофренией и шизотипическими расстройствами показало своеобразие качества ассоциаций (стандартность) в норме и при шизофрении, изменение продуктивности и динамических параметров вербальной ассоциативной деятельности в сопоставляемых группах. Следует указать на отсутствие гендерных различий исследованной выборки по параметрам продуктивности и динамическому показателю ассоциативной деятельности [Власенкова, 2010].
Нейропсихологический подход
в исследовании речи
Междисциплинарность отечественных исследований нарушений речи у больных шизофренией, выполненных в нейрофизиологической и нейропсихологической парадигмах, где предметом изучения служит функционирование нервной системы пациента с шизофренией в контексте нарушений речи, продиктована в том числе использованием различных методов исследования: нейропсихологических, ЭЭГ, фМРТ, генетического анализа и т.д.
Так, в работах группы авторов [Орлова, 2004; Savina, 1998], было проведено комплексное нейропсихологическое обследование, а также структурное исследование мозга методом МРТ не только самих больных шизофрений, но также их родственников (сибсов и родителей). Была выявлена взаимосвязь нарушений функционирования височных и лобных подкорковых структур, а также ассоциативных корковых зон с соответствующей нейропсихологической симптоматикой. Например, взаимосвязь характеристик желудочковой системы левого полушария с выраженностью нарушений слухоречевой памяти в семьях больных шизофренией [Орлова, 2004].
Стоит подчеркнуть, что исследования речи в данном направлении тесно связаны с проблемой функциональной межполушарной асимметрии, где исследования латерализации речи являются одними из ведущих [Брагина, 1988].
В работе Т. Черниговской с соавторами исследовалось восприятие речи у больных шизофренией в условиях дихотического прослушивания интонированных слов и высказываний. Данная работа выполнена на стыке психолингвистики, психофизиологии и клинической психологии. Было показано, что идентификация эмоциональной стороны речи у клинической группы практически не отличается от нормы, значимое ухудшение наблюдается при восприятии фраз с логическими ударениями. Также был выявлен еще ряд феноменов, связанных авторами с речевой разорванностью и атаксией речи больных шизофренией. В целом был сделан вывод о сглаженности полушарной специализации при одновременном снижении функционирования по мере прогрессирования заболевания [Черниговская, 2004].
В исследовании, направленном на выявление показателей нейрокогнитивного дефицита у больных шизофренией с ведущим апато-абулическим синдромом [Бомов, 2013], было показано, что у данных больных присутствуют значительные трудности в поддержании диалога, уходы от ответа. Такие больные в пробах на составление рассказа по картинкам теряли сюжетную линию. Интересным представляется тот факт, что номинативная функция речи как таковая у больных данной группы не была нарушена, однако при попытках перейти к самостоятельным высказываниям о назначении этих предметов возникали трудности в подборе нужных слов. Автор делает вывод о соответствии симптоматики апато-абулического синдрома нейропсихологическому «лобному» синдрому (с поражением префронтальных корковых областей, подкорковых ганглиев, а также нарушением вертикальных связей в данной области мозга).
Продолжая линию исследований нейро- когнитивного дефицита при шизофрении, Е. Р. Исаева с соавторами сравнила показатели выполнения различных нейропсихологических методик у больных параноидной формой шизофрении и с шизотипическим расстройством [Исаева, 2013]. Показано, что вербальная ассоциативная продуктивность и запас семантической памяти имеют более высокие показатели в группе шизотипических расстройств.
Зарубежные исследования речевой
деятельности при шизофрении
Зарубежные исследования речевой деятельности и речевых нарушений при шизофрении ведутся в нескольких направлениях. Так, в исследованиях Д. Ньюлин, а позже Т. Кроу выдвинута гипотеза о том, что возникновение ядерных симптомов шизофрении обусловлено речевыми нарушениями [Crow, 1998; Newlin, 1981]. В основе данной гипотезы лежит представление об онтогенетическом нарушении функционального межполушарного баланса [Crow, 1997]. Однако трактовки данной гипотезы в исследованиях неоднозначны. В рамках одного направления исследователи предполагают, что межполушарный баланс нарушается в пользу недоразвития левого полушария. Другие исследователи считают, что изначально нарушенное правополушарное функционирование приводит к компенсаторным реакциям со стороны левого полушария, которое при этом теряет ресурс для выполнения собственных функций [Fernandez-Zoila, 1982].
Достаточно широко представленные в зарубежной литературе исследования речевых расстройств при шизофрении и шизотипических расстройствах возможно сравнить на основании того, какой аспект речи изучался: понимание речи, восприятие речи и внимание, семантическая составляющая речи, беглость речи [De Lisi, Lynn, 2001]. При исследовании понимания речи у больных шизофренией Р. Кондрей с соавт. [Condray, 1995] использовали отдельные шкалы нейропсихологической батареи Лурия-Не- браска (Luria-Nebraska Neuropsychological Battery, (LNNB)) [Golden Charles, 1980] для оценки понимания речи пациентов, проходящих медикаментозную терапию (галоперидол) и получающих плацебо. Результаты исследования показали отсутствие значимой связи между уровнем понимания речи и позитивными симптомами психоза, тревожно-депрессивной симптоматикой, временем начала заболевания, количеством рецидивов в период обследования. Фактор фармакотерапии также не оказал значимого влияния на выполнение заданий LNNB. Мы отметили данную работу прежде всего благодаря тому, что выбор методики исследования достаточно необычен с точки зрения отечественной практики, так как LNNB традиционно используется для нейропсихологической оценки статуса неврологических больных. В ряде зарубежных работ исследовались такие характерные для шизофрении нарушения, как алогия, нарушения формального мышления (formal thought disorder), а также нарушения семантической вербальной беглости. В основной своей массе данные работы не находят различий шизофрении со схожими по симптоматике нарушенями (шизотипические, шизоаффективные расстройства), а также с лобным синдромом по данным показателям [Docherty Anna, 2011; Ziauddeen, 2011; Minor, 2012].
В особую группу объединяются исследования, посвященные вниманию и восприятию речи при шизофрении. В этом исследовательском домене есть два направления: 1) инструментальное изучение порогов слуховой чувствительности и восприятия речевых стимулов; 2) исследование особенностей речи, связанных с искаженным использованием закономерностей речевого материала. Людвиг с соавт. определяли нарушения слуховой чувствительности и предприняли попытку установить корреляции этих нарушений со слуховыми галлюцинациями [Ludwig, 1963]. При измерении слуховых порогов на материале чистых тонов не было установлено различий у трех групп больных (галлюцинации до исследования, галлюцинации во время исследования, без галлюцинаций) и контрольных испытуемых. Однако при выполнении заданий, требовавших направленного внимания испытуемого в течение длительного времени, например выделение речевой единицы из общего маскирующего фона, был показан достоверный уровень различий ответов. В исследованиях Хоберман и Голдфарб сопоставлялись пороги восприятия чистых тонов и речи у здоровых детей и детей, больных шизофренией [Hoberman, 1963]. Были выявлены более высокие пороги восприятия речи у больных шизофренией по сравнению с нормой.
Следующее направление исследований - изучение влияние структуры материала на восприятие речи. Некоторые авторы [Lawson, 1964] высказывают предположение о том, что трудности восприятия речи у больных шизофренией исходят из дефицита восприятия смыслового отношения слов друг к другу в структуре организованного целого (фразы). В ходе эксперимента требовалось воспроизвести 7 наборов слов, различных по уровню организации - от случайных слов до связанного текста (методика Миллера-Селфриджа), [Miller, 1950]. Различия контрольной и клинической групп ожидаемо увеличивались по мере возрастания уровня организации материала. Авторы объясняли это дефицитом внимания, не позволяющим снять избыточность текста и затрудняющим восприятие «ключевых слов», являвшихся маркерами смысла предложения.
Примером исследования семантического компонента речевой деятельности больных шизофренией является работа Карекен [Kareken, 1996]. Используя Калифорнийский тест вербального научения (California Verbal Learning Test) [Delis Dean, 1988], авторы измеряли процессы проактивного торможения (ПТ) и семантической обработки у пациентов с шизофренией и контрольной группы нормы. У пациентов были обнаружены значительно более сниженные показатели ПТ, но при этом у них практически отсутствовала какая-либо кластеризация материала в соответствии с семантическими категориями. В результате авторы предположили, что дефекты в семантической обработке материала, характерные для больных шизофренией, препятствуют процессам проактивного торможения. Анатомо-физиологическим субстратом, лежащим в основе этих нарушений, предположительно является префронтальная и теменно-височные корковые зоны головного мозга. Также примечательна работа Marini et al. - тем, что авторы разделили речевые феномены при шизофрении на ми- кролингвистические (лексический, морфологический уровень) и макролигнвистические (рассуждение, полное высказывание). Авторы делают вывод о более тяжелых нарушениях на макролигнвистическом уровне при шизофрении [Marini, 2008].
В исследованиях беглости речи (speech fluency) выделяется работа Эллен и Лиддл [Allen Heidi, 1993], в которой авторы предложили пациентам и испытуемым из контрольной группы выполнить задание на вербальные ассоциации в течение трех минут в соответствии с заданной категорией (всего пять категорий). Отечественный аналог этого задания - методика «Направленные вербальные ассоциации» (Н. В. Зверева, И. Н. Власенкова) В каждой категории пациенты показали гораздо меньшее число ответов, чем контрольная группа. Также наблюдался феномен «соскальзывания» с заданной категории. Причем данное явление наблюдалось у пациентов с преимущественно бессвязной речью. Авторами было выдвинуто предположение о том, что и бедность речи, и бессвязность речи связаны с подбором слов из внутреннего лексикона. Для того чтобы справиться с возникшими затруднениями в задании, пациенты с обедненной речью преждевременно заканчивают поиск во внутреннем лексиконе, тогда как пациенты с бессвязной речью продолжают делать ошибки в подборе слов.
Таким образом, зарубежные исследования речевых нарушений у больных шизофренией имеют широкий диапазон задач: от изучения механизмов генерации, продукции, восприятия речи в целом - до понимания и факторизации нарушений, лежащих в основе шизофрении и шизотипических расстройств, с помощью исследований речи как психической функции, неразрывно связанной с процессами мышления, непосредственно страдающими при шизофрении.
Заключение
Исследования речи как самостоятельного вида нарушений при эндогенных психических заболеваниях, в частности, при шизофрении, представлены в отечественной и зарубежной литературе. Исторически фокус психопатологических исследований сдвигался от феноменологической констатации и описания различных видов симптомов нарушения речи (работы классиков психиатрии Э. Крепелина, Е. Блейлера и др.) в сторону классификации и систематики нарушений при разных вариантах психической эндогенной патологии (работы М. Ш. Вроно, И. Случевского, А. В. Савицкой и др.). Кроме того, изучалось значение своеобразия речи в сим- птомообразовании (Б. Е. Микиртумов и др.). Психологические исследования нарушений речи при шизофрении представлены отечественными патопсихологическими исследованиями в русле школы Ю.Ф. Полякова (В. П. Критская, Е. И. Жигэу, Н. В. Зверева, И. Н. Власенкова). Они были и остаются направленными преимущественно на качественный анализ своеобразия речи при шизофрении. Работы зарубежных авторов направлены преимущественно на анализ связи нарушений речи и мышления (T. J. Crow, De Lisi, Demb J. B., Docherty Anna R., Desmond J. E. и др.). Широко представлено нейропсихологическое направление, в котором сочетаются нейропсихологический анализ, применение средств визуализации деятельности мозга, качественная и количественная оценка динамических и регуляторных параметров речевой деятельности (М. В. Алфимова, П. О. Бомов, В. А. Орлова, Т. Г. Черниговская, J. B. Demb, C. J. Golden и др.). Большинство работ сосредоточены на анализе речевой деятельности взрослых пациентов; исследований, направленных непосредственно на изучение природы речевых феноменов при шизофрении в подростковом и детском возрасте, относительно немного. Данное направление, наряду с указанными выше направлениями нейро- и патопсихологических исследований, представляется перспективным в пла- не изучения становления речевого своеобразия при эндогенной психической патологии.