Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования)

1308

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования проектирования как способа организации совместной учебной деятельности в подростковом возрасте. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска форм обучения, направленных на социализацию и развитие детей и подростков, а также поиска эффективных практик подготовки учителей к организации проектной деятельности. Исследование проведено на примере технического моделирования, которое рассматривается как особый тип проектной деятельности, направленный на создание технических объектов с заданными характеристиками и свойствами. Полученные данные подтверждают предположение о том, что техническое моделирование может стать эффективным средством обучения и развития подростков и способствовать повышению мотивации к обучению по профессии технической направленности в подростковой среде. Установленные особенности применения проектирования как способа организации учебной деятельности под-ростков включены в материалы цикла лекций по подростковому возрасту в рамках программы исследовательской магистратуры МГППУ «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании».

Общая информация

Ключевые слова: проектная деятельность, техническое моделирование, личностно-значимая учебная задача, ролевое экспериментирование, рефлексивная коммуникация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200314

Для цитаты: Рубцова О.В., Кривошеева Л.Б. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 133–146. DOI: 10.17759/pse.2015200314

Фрагмент статьи

Важной задачей, стоящей сегодня перед системой образования, является проектиро­вание школы, комфортной для разных кате­горий учащихся, направленной на преодо­ление школьных рисков и ориентированной на развитие личности детей 1 (А.Г. Асмолов, И.И. Баннов, В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин). К одной из наи­более сложных категорий обучающихся тради­ционно относят детей подросткового возраста, для которого характерен спад учебной мотива­ции и резкое снижение интереса к учебе. В под­ростковый период учебная деятельность утра­чивает свою прежнюю значимость, система ин­тересов перестраивается, в иерархии мотивов на первое место выходят мотивы, связанные с социализацией и самоутверждением.

Литература

  1. Баннов И.И. Проектирование как условие раз­вития личностных качеств старших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 175 с.
  2. Громыко Ю.В. Проектирование и программи­рование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
  3. Давыдов В.В. Последние выступления. Рига: Эксперимент, 1998. 88 c.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  5. Кривошеева Л.Б. Техническое моделирова­ние как эффективный способ обучения под­ростков в системе дополнительного образо­вания [Электронный ресурс] // URL: http://mioo. seminfo.ru/file.php/653/metod_rekomendacii/ Dissertacija.Krivosheeva_L.B.pdf (дата обращения 27.08.2015).
  6. Лазарев В.С. Новое понимание метода про­ектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35–43.
  7. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей дея­тельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3,4. С. 13–17.
  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просве­щение, 2008. 192 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 794 с.
  10. Рубцов В.В. Организация и развитие со­вместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  11.  Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ро­левого конфликта у старших подростков посред­ством сюжетно-ролевой игры: Дис. … канд. пси­хол. наук. М., 2012. 119 с.
  12. Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в услови­ях применения цифровых технологий // Психо­логическая наука и образование. 2014. Т.19. № 4. С. 101–112.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Кривошеева Людмила Борисовна, старший методист, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов городского методического центра Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: milakri@mail.ru