Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 3. С. 133–146
doi:10.17759/pse.2015200314
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: проектная деятельность, техническое моделирование, личностно-значимая учебная задача, ролевое экспериментирование, рефлексивная коммуникация
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200314
Для цитаты: Рубцова О.В., Кривошеева Л.Б. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков (на примере технического моделирования) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 133–146. DOI: 10.17759/pse.2015200314
Фрагмент статьи
Важной задачей, стоящей сегодня перед системой образования,
является проектирование школы, комфортной для разных категорий учащихся,
направленной на преодоление школьных рисков и ориентированной на развитие
личности детей 1 (А.Г. Асмолов, И.И. Баннов, В.А.
Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, В.Д.
Шадриков, Б.Д. Эльконин). К одной из наиболее сложных категорий обучающихся
традиционно относят детей подросткового возраста, для которого характерен спад
учебной мотивации и резкое снижение интереса к учебе. В подростковый период
учебная деятельность утрачивает свою прежнюю значимость, система интересов
перестраивается, в иерархии мотивов на первое место выходят мотивы, связанные с
социализацией и самоутверждением.
Литература
- Баннов И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 175 с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
- Давыдов В.В. Последние выступления. Рига: Эксперимент, 1998. 88 c.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Кривошеева Л.Б. Техническое моделирование как эффективный способ обучения подростков в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // URL: http://mioo. seminfo.ru/file.php/653/metod_rekomendacii/ Dissertacija.Krivosheeva_L.B.pdf (дата обращения 27.08.2015).
- Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35–43.
- Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3,4. С. 13–17.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 192 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 794 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ролевого конфликта у старших подростков посредством сюжетно-ролевой игры: Дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 119 с.
- Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в условиях применения цифровых технологий // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 4. С. 101–112.