Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 4. С. 57–74
doi:10.17759/pse.2015200406
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: отчуждение, выгорание, утрата смысла, учебная деятельность, высшие учебные заведения
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200406
Для цитаты: Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 57–74. DOI: 10.17759/pse.2015200406
Фрагмент статьи
По мере развития человеческой культуры растет объем знаний, которые студентам и школьникам приходится с необходимостью осваивать для того, чтобы включиться в человеческую деятельность. Образовательная среда предъявляет все возрастающие требования к учащимся, и соответствие этим требованиям становится для них серьезным вызовом, успешно ответить на который не всегда удается. Результатами чего становятся эмоциональное выгорание, отчуждение от учебной деятельности, утрата продуктивной учебной мотивации.
Литература
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. 16 с.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
- Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М: Гос. изд-во политической литературы, 1956. С. 517–642.
- Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 217 с.
- Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.
- Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология (в печати).
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68–77.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
- Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр, 2015. 137 с.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76.
- Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
- Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22(3). P. 309–328. doi:10.1108/02683940710733115
- Barnhardt B., Ginns P. An alienation-based framework for student experience in higher education: new interpretations of past observations in student learning theory // Higher Education. 2014. Vol. 68(6). P. 789–805. doi: 10.1007/s10734-0149744-y
- Brown T.A. Confirmatory factor analysis for applied research. 2nd Ed. N. Y.: The Guilford Press, 2015. 462 p.
- Case J.M. Alienation and engagement: Development of an alternative theoretical framework for understanding student learning // Higher Education. 2008. Vol. 55(3). P. 321–332. doi:10.1007/s10734007-9057-5.
- Eid M., Lischetzke T., Nussbeck F.W. Structural equation models for multitrait-multimethod data // Handbook of multimethod measurement in psychology / M. Eid, E. Diener (eds.). Washington, DC: American Psychological Association, 2006. P. 283–299.
- Jacobs S.R., Dodd D.K. Student burnout as a function of personality, social support, and workload // Journal of College Student Development. 2003. Vol. 44(3). P. 291–303. doi:10.1353/csd.2003.0028
- Kenny D.A., McCoach D.B. Effects of the number of variables on measures of fit in structural equation modeling // Structural Equation Modeling. 2003. Vol. 10(3). P. 333–351. doi:10.1207/ S15328007SEM1003_1
- Maddi S.R. The existential neurosis // Journal of Abnormal Psychology. 1967. Vol. 72(4). P. 311–325.
- Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. An Alienation Test // Journal of Humanistic Psychology. 1979. Vol. 19(4). P. 73–76.
- Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. The Alienation Test: A Structured Measure of a Multidimensional Subjective State. Unpublished Manual. University of Chicago, 1980. 30 p.
- Mann S.J. Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26(1). P. 7–19. doi:10.1080/03075070123178.
- Martin-Krumm C., Oger M., Sarrazin P. College pupils’ burnout in France: Links to motivation and evolution during a school year // Understanding Positive Life. Research and Practice on Positive Psychology / T. Freire (ed.). Lisboa: Climepsi Editores, 2009. P. 251–269.
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52(1). P. 397–422. doi:10.1146/annurev.psych.52.1.397
- Osin E. N. Alienation from Study as a Predictor of Burnout in University Students: the Role of the Educational Environment Characteristics. Psychological Science and Education, 2015, vol. 20 no. 4
- Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55(1). P. 68–78. doi:10.1037/0003066X.55.1.68
- Salmela-Aro K., Kiuru N., Pietikäinen M., Joke-la J. Does School Matter? The Role of School Context in Adolescents’ School-Related Burnout // European Psychologist. 2008. Vol. 13(1). P. 12–23. doi:10.1027/1016-9040.13.1.12
- Salmela-Aro K., Kiuru N., Leskinen E., Nurmi J.-E. School-Burnout Inventory (SBI): Reliability and validity // European Journal of Psychological Asssessment. 2009. Vol. 25(1). P. 48–57. doi:10.1027/1015-5759.25.1.48
- Schaufeli W.B., Martinez I., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A. Burnout and engagement in university students: A cross-national study // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002. Vol. 33(5). P. 464–481. doi:10.1177/0022022102033005003
- Seeman M. On the Meaning of Alienation // American Sociological Review. 1959. Vol. 24(6). P. 783–791.
- Seeman M. Alienation studies // Annual review of sociology. 1975. Vol. 1(1). P. 91–123.
- Seeman M. Alienation and Anomie // Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. Vol. 1 / J.P. Robinson, P.R. Shaver, L.S. Wrightsman (ed.). San Diego: Academic Press, 1991. P. 291–371.
- Sidorkin A.M. In the event of learning: Alienation and participative thinking in education // Educational Theory. 2004. Vol. 54(3). P. 251–262. doi: 10.1111/j.0013-2004.2004.00018.x
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4776
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 3666
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0