О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог...»*

1488

Аннотация

Статья посвящена описанию концептуальных подходов к оценке ИКТ компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…». Проведен анализ существующих подходов к оценке ИКТ- компетентности педагога. ИКТ-компетентность рассматривается как способность работающего в информационной образовательной среде педагога планировать, организовывать и реализовывать образовательную деятельность с учетом требований ФГОС ОО, принимать деятельное участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации и непрерывно развиваться профессионально. Представлен авторский подход к разработке рамки теста для оценки ИКТ-компетентности педагога. Статья написана по результатам реализации НИР ФГАУ ФИРО по теме «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструмента- рия оценки информационно-коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…».

Общая информация

* Статья подготовлена в рамках работы над госзаданием Министерства образования и науки № 27.302.2016/ НМ по теме «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструментария оценки информационно- коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…».

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, профессиональный стандарт, трудовая функция, трудовые действия , квалификация педагога, оценивание , рамка теста

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210404

Для цитаты: Авдеева С.М., Никуличева Н.В., Хапаева С.С., Заичкина О.И. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог...» // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 40–49. DOI: 10.17759/pse.2016210404

Полный текст

Профессиональный стандарт «Педагог…» [5] должен применяться при формировании кадровой политики и в управлении персоналом в общеобразовательных организациях, при организации обучения и аттестации педагогов, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Основные функции стандарта [4]:

  • преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;
  • обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
  • мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

В стандарте представлен перечень трудовых функций и соответствующих им трудовых действий, знаний и умений, необходимых для их реализации. Поэтому уже сегодня необходимо разрабатывать инструментарий для оценки уровня квалификации педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта [3].

Такой инструментарий может быть востребован разными группами специалистов:

  • педагогами всех уровней общего образования;
  • административно-управленческим персоналом образовательных учреждений;
  • сотрудниками региональных и муниципальных органов управления образованием.

Независимая оценка позволит выявить или подтвердить актуальный уровень квалификации педагога, который может стать объективной основой выбора программы повышения квалификации. Квалификация педагога рассматривается как интегральная характеристика многих компетентностей: предметной, методической, коммуникативной и других. Одной из существенных составляющих профессиональной компетентности является ИКТ-компетентность педагога.

Требования к педагогической ИКТ-компетентности затрагивают все стороны современной работы педагога, включая подготовку и реализацию образовательных (учебно-воспитательных) программ, работу по участию в разработке программы развития школы, участие в жизни сообществ и т. п. Таким образом, ИКТ-компетентность педагога касается и освоения быстро обновляющихся средств ИКТ, и их практического использования в образовательной деятельности.

Обоснование концептуальных подходов к разработке рамки теста инструментария оценки ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…» стало целью работы, проводимой специалистами Центра информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования1.

В начале необходимо было четко определить понятия «компетенция» и «компетентность» в современной педагогической науке. Анализ литературы позволил нам выделить ряд мнений по этому вопросу. В частности, среди отечественных специалистов мы выделили следующие:

– А.Г. Асмолов, определяя понятия компетенции и компетентности, утверждает, что «…компетентность понимается как результат когнитивного научения, а компетенция – как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности» [2, с. 13];

– А.А. Вербицкий, описывая контекстнокомпетентностный подход [1], определяет компетентность как реализованную на практике компетенцию, а, соответственно, компетенцию как систему ценностей, личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающих его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности

Интересен зарубежный подход, представленный в Европейской рамке квалификаций, где понятие «компетенция» означает продемонстрированную способность использовать знания, умения и личностные, социальные и/или методологические способности, в рабочей или учебной ситуации и в профессиональном и личностном развитии [8]. Термины «компетенция» и «компетентность» в трудах зарубежных авторов часто трактуются и как синонимы, и как термины, имеющие разный смысл

Так как при анализе ИКТ-компетентности педагога мы исходили из контекста сферы труда и опирались на профессиональный стандарт педагога, то и определение ИКТ-компетентности педагога в данном исследовании дано в терминах профессионального стандарта.

ИКТ-компетентность педагога – это способность и готовность педагога применять ИКТ при реализации трудовых функций.

Далее отметим, что проведенный нами анализ позволил выделить подходы к решению подобной задачи, характерные для зарубежных систем образования. Мы проанализировали «Рекомендации по структуре педагогической ИКТ-компетентности учителей», которые разработаны под эгидой ЮНЕСКО (далее – ICT CFT), а также «Стандарты ИКТ компетентности учителей», разработанные Международным обществом по технологиям в образовании ISTE (далее – ISTE Standards*T). Эти два стандарта признаны разработчиками стандартов педагогической ИКТ-компетентности учителей во всех странах мира

Было выявлено, что оба стандарта педагогической ИКТ-компетентности учителей (UNESCO ICT-CFT [6] и ISTE Standards*T [7]) включают в себя две группы компетенций – те, что связаны с освоением знаний, умений и навыков в области ИКТ, а также те, которые необходимы учителям для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе (в условиях экономики, основанной на знаниях).

Структура этих стандартов достаточно сильно различается. Это легко заметить, сравнив между собой табл. 1 и табл. 2.

Рамка стандарта ISTE является одномерной и задает широкие направления для оценивания профессиональной деятельности педагога.

Рамка стандарта UNESCO выполнена в виде двумерной матрицы и задает уже не только некоторые уровни ИКТ-компетенций педагога, но и требования к образовательной организации в целом.

Условия работы и трудовые функции педагога в России во многом совпадают с соответствующими функциями педагога за рубежом, но есть и существенные отличия, которые необходимо учитывать при разработке концепции оценки ИКТ-компетентности педагога.

В процессе анализа профессионального стандарта «Педагог…» было отмечено, что разделение трудовых функций «обучение», «воспитание» и «развитие» соответствует логике преподавания педагогических дисциплин в вузе, но противоречит реальной педагогической практике, в которой эти процессы неделимы. Обучая ребенка, педагог непременно его воспитывает, например тем, как выстраивает отношения с обучающимися, как взаимодействует, какие приоритеты определяет и т. д. Воспитание невозможно без обучения, приобретения знаний, формирования умений. Обучение ведет за собой развитие – этот тезис был выдвинут еще великим русским педагогом и психологом Л.С. Выготским. Обучение, воспитание и развитие ребенка составляют целостный педагогический процесс, важнейшим фактором которого является профессиональная педагогическая деятельность.

Были выделены основные направления педагогической деятельности и соответствующие им трудовые функции и трудовые действия.

1. Участие в управлении школой.

1.1. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации.

1.2. Участие в создании и поддержке в школе развивающей среды, в том числе информационно-образовательной среды (ИОС).

2. Организация и осуществление учебно-воспитательного процесса.

2.1. Планирование учебно-воспитательного процесса.

2.1.1. Перспективное планирование.

2.1.2. Текущее планирование.

2.2. Реализация учебно-воспитательного процесса.

2.3. Диагностика обучающихся и контроль результатов учебно-воспитательного процесса.

3. Непрерывное профессиональное развитие педагога.

3.1. Собственное профессиональное развитие.

3.2. Взаимодействие с коллегами по профессии и распространение собственного опыта

Исключительно важным, особенно в контексте ИКТ компетентности педагога, стало определение принципов работы педагога, таких как:

  • приоритет здоровья и безопасности участников образовательного процесса;
  • соблюдение этических и моральных норм взаимодействия, в том числе в ИОС;
  • сотрудничество и конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая педагогов, обучающихся, родителей, представителей администрации.

Каждая трудовая функция описывается набором трудовых действий, а к каждому трудовому действию были определены ИКТ-компетенции, которые необходимы педагогу соответствующего типа квалификации (второго, первого и высшего) при ее реализации. При этом учитывалось, что каждый тип квалификации имеет 3 уровня квалификации: второй, первый и высший. При описании ИКТ-компетенций было принято следующее разделение между вторым, первым и высшим уровнями каждого типа квалификации: второй – педагоги осваивают и реализуют необходимые ИКТ-компетенции, первый – уверенно реализуют необходимые ИКТ-компетенции, высший – педагоги высокопрофессионально реализуют и постоянно развивают свои ИКТ – компетенции. То есть одна и та же по содержанию работа осуществляется с разным мастерством.

Пример такого описания по направлению «Участие в управлении школой» приведен в табл. 3 (в таблице описаны ИКТ-компетенции по трем типам квалификации, компетенции более высокого типа квалификации всегда включают в себя компетенции младшего и у старшего не указываются), с более подробной таблицей, включающей ИКТ-компетенции и по типам квалификации, и по уровням каждого типа можно ознакомиться в отчете по теме «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструментария оценки информационно-коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта “Педагог…”».

Анализ ИКТ-компетентности педагога позволил выделить такие ее операционные составляющие, как отбор, обработка, создание, размещение информации и организация коммуникации в ИОС (рис. 1).

1. Отбор информации.

На сегодняшний день одним из главных требований к любому специалисту является умение ориентироваться в большом количестве постоянно увеличивающейся информации, представленной в различных формах, на различных носителях и, прежде всего, на цифровых носителях и в глобальной сети. В качестве эффективного алгоритма действий по отбору релевантной информации можно предложить следующий.

1. Правильная формулировка проблемы, для решения которой необходима информация. Четкая формулировка позволяет более точно очертить область поиска информации.

2. Выбор источников информации с точки зрения их достоверности, надежности и релевантности. Знание педагогом принципов классификации источников информации (т. е. понимание, какого рода информацию можно получить из энциклопедии, электронного учебника, профессионального форума, блога и т. д.) также необходимо для организации эффективной работы.

3. Построение запроса к поисковой системе, будь то глобальная сеть или база данных. Грамотная формулировка запроса позволяет сократить количество источников информации до необходимого, тем самым сэкономить время на их просмотре.

4. Сохранение отобранной информации. Это очень важный шаг при отборе информации, позволяющий в дальнейшем вести эффективную обработку информации. Здесь существенным является умение педагога сохранить отобранную информацию в нужном формате на соответствующем носителе, указав источник информации. На этом этапе особенно важно руководствоваться знанием законодательства в области лицензирования и охраны авторских прав.

2. Обработка информации.

Обработка информации с целью использования ее для решения педагогических задач является одной их ключевых составляющих ИК-компетенций педагога. Первоочередной задачей этого этапа работы с информацией является умение провести ее анализ и оценку с точки зрения релевантности. Для этого педагог должен знать критерии, по которым грамотно и эффективно сможет выполнить эту работу. Сюда же следует отнести умение структурировать информацию, собранную из различных источников, исходя из учебно-воспитательных задач. Так, например, то, что походит для организации учебных занятий, не всегда может быть использовано для организации внеучебной деятельности; то, что может быть использовано для одной возрастной группы, совершенно неприемлемо для другой и т. д. То же самое касается выбора формы представления информации: графической, текстовой, анимационной, звуковой и т. д. Необходимо помнить, что одна и та же информация в зависимости от формы ее представления может быть использована для разных педагогических задач. Так, например, одни и те же тесты, представленные в виде вопросов на слайде компьютерной презентации, используются во время проведения учебных занятий, а размещенные в текстовом виде с возможностью самоконтроля в системе дистанционного обучения используются для организации самостоятельной работы учащегося. Использование анимации и звуковых эффектов при демонстрации слайдов на очном занятии может отвлекать внимание обучающихся, а их использование при организации самостоятельной работы может повысить интерес к дальнейшему изучению материала.

3. Создание информации.

Безусловно, работа педагога в ИОС не сводится только к отбору и обработке чужой информации. Любой педагог на основе найденной информации создает собственный продукт – презентацию, опорный конспект урока, тест, собственные тексты, необходимые рисунки и иллюстрации в графическом редакторе и другую новую информацию. При обсуждении ИКТ-компетентности педагога есть смысл говорить не только о базовом владении компьютерной грамотностью (набор и элементарное форматирование текста, создание простых слайдов презентации, сохранение файлов, работа с браузерами в сети Интернет и т. п.), но на повестку дня выходят вопросы, связанные с пониманием эффективного использования различных форм представления информации. И если владение навыками создания гипертекстов уже необходимо каждому педагогу, то, например, владение навыками создания анимации не является необходимым, но овладение этими навыками, умение обеспечить работу по ее созданию расширяют спектр возможностей в профессиональной деятельности педагога. А это означает, что педагог должен уметь структурировать и представлять результаты своей работы в различных формах. Он должен владеть навыками числовой обработки результатов, грамотно выбирать средства визуализации числовой информации, уметь использовать средства мониторинга и фиксации хода и результатов учебной деятельности и образовательного процесса в целом с помощью программно-технических средств, предоставляемых ИОС общеобразовательной организации.

4. Размещение информации.

На сегодняшний день каждая общеобразовательная организация имеет свой сайт, многие – локальную сеть, где размещается информация, необходимая для организации образовательного процесса. Поэтому не только знания о технологиях размещения информации, но и владение ими является необходимым условием эффективной работы педагога.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности педагогу выйти за стены не только своего класса/группы, но и за стены своего образовательного учреждения. Развитие электронного обучения, организация дистанционного педагогического взаимодействия и повышения квалификации ставят на повестку дня умение педагога разместить созданную им информацию в глобальной сети Интернет. Уже сегодня многие из нас черпают полезную информацию из персональных блогов учителей, с интересом работают со своими учениками с wiki-технологиями, размещают информацию в облачных сервисах, используют социальные сети. И такая практика должна стать повсеместной. Однако всегда следует помнить, что владение навыками размещения информации в Интернет-среде – это только малая часть решения педагогической задачи, главное – это содержание, ориентированное на определенную целевую аудиторию, грамотно выстроенное дидактически и облеченное в форму, соответствующую поставленной цели.

5. Организация коммуникации в информационно-образовательной среде.

В первую очередь к вопросам организации коммуникации следует отнести обеспечение безопасной работы учащихся. И если раньше эти проблемы решались правильной организацией работы в классе с точки зрения охраны труда и эргономичности работы за компьютером, то теперь актуальными являются вопросы обеспечения безопасности работы с Интернет-источниками, особенно в рамках самостоятельной работы учащихся.

Современная коммуникация в информационно-образовательной среде предполагает владение педагогом новыми формами организации образовательной деятельности как в рамках традиционных аудиторных занятий, так и в форме интернет-конференций, вебинаров, интернет-телефонии, социальных сетей и др. Владение правилами сетевого этикета и обучение им своих учеников при работе в этих новых формах является важным требованием, предъявляемым к современному педагогу. Следует обратить внимание и на тот факт, что во многих случаях коммуникаций современный педагог выступает как в роли организатора, так и в роли участника коммуникации, поэтому и требования к нему в этих случаях могут различаться. Умение эффективно организовать работу в режиме вебинара так, чтобы не потерять интереса со стороны ни одного участника, умение вовлечь в работу с интернет-источниками на занятии всех учеников, умение побудить своих коллег к высказыванию своего мнения по актуальным вопросам образования на форуме, умение правильно выстроить общение с родителями, будь то электронная почта или социальная сеть и др., является отличительной чертой современного педагога.

Все вышеперечисленные составляющие ИКТ-компетентности педагога должны определить рамку теста при разработке инструмента по оценке ИКТ-компетентности педагога.

 

1 Данная работа выполнена в рамках НИР № 27.302.2016/НМ «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструментария оценки информационно-коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог».

Финансирование: статья подготовлена в рамках работы над госзаданием Министерства образования и науки № 27.302.2016/ НМ по теме «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструментария оценки информационно-коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…».

Благодарности: авторы благодарят Павла Аркадьевича Сергоманова за советы и замечания, сделанные в процессе проведения исследования и подготовки текста статьи.

Литература

  1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  3. Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 66–75. doi:10.17759/ pse.2016210208
  4. Общественное обсуждение  проекта  концепции и содержания профессионального стандарта учи- теля [Электронный ресурс] / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/3071 (дата обращения: 18.08.2016).
  5. Профессиональный  стандарт  «Педагог  (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный  ресурс]  //  Российская  газета.  2013. № 6261 (285). URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.06.2016).
  6. Структура ИКТ компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО. 2011. [Электронный ре- сурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 27.06.2016).
  7. National Educational Technology Standards for Teachers. 2nd ed. [Электронный ресурс]. Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2008. URL: http://www.iste.org/standards/essential-conditions (дата обращения: 27.06.2016).
  8. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF) [Электронный ресурс]. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. 15 p. URL: http://ecompetences.eu/wp-content/uploads/2013/11/EQF_broch_2008_en.pdf (дата обращения: 01.08.2016).

Информация об авторах

Авдеева Светлана Михайловна, кандидат технических наук, заведующий Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3599-5138, e-mail: savdeeva@hse.ru

Никуличева Наталия Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом дистанционного обучения, Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Москва, Россия, e-mail: nikulicheva@mail.ru

Хапаева Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ГОУ ВО Московский государственный областной университет, Москва, Россия, e-mail: hapaeva@mail.ru

Заичкина Ольга Игоревна, ведущий научный сотрудник, Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Москва, Россия, e-mail: ozaichkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3050
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 1488
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3