О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог...»*

1479

Аннотация

Статья посвящена описанию концептуальных подходов к оценке ИКТ компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…». Проведен анализ существующих подходов к оценке ИКТ- компетентности педагога. ИКТ-компетентность рассматривается как способность работающего в информационной образовательной среде педагога планировать, организовывать и реализовывать образовательную деятельность с учетом требований ФГОС ОО, принимать деятельное участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации и непрерывно развиваться профессионально. Представлен авторский подход к разработке рамки теста для оценки ИКТ-компетентности педагога. Статья написана по результатам реализации НИР ФГАУ ФИРО по теме «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструмента- рия оценки информационно-коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…».

Общая информация

* Статья подготовлена в рамках работы над госзаданием Министерства образования и науки № 27.302.2016/ НМ по теме «Обоснование концептуальных подходов к разработке инструментария оценки информационно- коммуникационной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог…».

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, профессиональный стандарт, трудовая функция, трудовые действия , квалификация педагога, оценивание , рамка теста

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210404

Для цитаты: Авдеева С.М., Никуличева Н.В., Хапаева С.С., Заичкина О.И. О подходах к оценке ИКТ-компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта «Педагог...» // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 40–49. DOI: 10.17759/pse.2016210404

Фрагмент статьи

Профессиональный стандарт «Педагог…» [5] должен применяться при формировании кадровой политики и в управлении персоналом в общеобразовательных организациях, при организации обучения и аттестации педагогов, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Литература

  1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  3. Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 66–75. doi:10.17759/ pse.2016210208
  4. Общественное обсуждение  проекта  концепции и содержания профессионального стандарта учи- теля [Электронный ресурс] / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/3071 (дата обращения: 18.08.2016).
  5. Профессиональный  стандарт  «Педагог  (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный  ресурс]  //  Российская  газета.  2013. № 6261 (285). URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.06.2016).
  6. Структура ИКТ компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО. 2011. [Электронный ре- сурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 27.06.2016).
  7. National Educational Technology Standards for Teachers. 2nd ed. [Электронный ресурс]. Washington, DC: International Society for Technology in Education, 2008. URL: http://www.iste.org/standards/essential-conditions (дата обращения: 27.06.2016).
  8. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF) [Электронный ресурс]. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. 15 p. URL: http://ecompetences.eu/wp-content/uploads/2013/11/EQF_broch_2008_en.pdf (дата обращения: 01.08.2016).

Информация об авторах

Авдеева Светлана Михайловна, кандидат технических наук, заведующий Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3599-5138, e-mail: savdeeva@hse.ru

Никуличева Наталия Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом дистанционного обучения, Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Москва, Россия, e-mail: nikulicheva@mail.ru

Хапаева Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ГОУ ВО Московский государственный областной университет, Москва, Россия, e-mail: hapaeva@mail.ru

Заичкина Ольга Игоревна, ведущий научный сотрудник, Центр образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Москва, Россия, e-mail: ozaichkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2995
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1479
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0