Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации

1262

Аннотация

Выделены основные направления работы по обеспечению доступности качественного высшего образования для лиц с инвалидностью. Раскрыты специальные образовательные условия, необходимые для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, предполагающие в том числе: разработку и реализацию программ профессиональной ориентации, адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения студентов, программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения. Утверждается, что механизмы адаптации образовательных программ предполагают не только формирование единых требований к приспособлению образовательного процесса к обучению лиц с инвалидностью с учетом особенности нозологии, но и разработку единых подходов и требований к обеспечению специальных условий для органи- зации обучения лиц с инвалидностью. Подчеркивается необходимость комплекса условий: физическая (архитектурная), информационная, учебно- методическая доступность услуг для студентов различных нозологических групп, наличие у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп. Особенное внимание уделяется актуальности разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования. Раскрыты механизмы реализации этого масштабного проекта за счет создания сети ресурсных учебно-методических центров в регионах.

Общая информация

Ключевые слова: студенты с инвалидностью, высшее образование, доступность среды, специальные условия, адаптированные образовательные программы, ресурсные учебно-методические центры

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220103

Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 10–17. DOI: 10.17759/pse.2017220103

Полный текст

Обоснование актуальности проекта

Получение высшего образования лицами с инвалидностью является важным ресурсом их реабилитации и социализации. Как показывают результаты многочисленных зарубежных исследований [1], шансы на успешное трудоустройство лиц с инвалидностью, завершивших высшее образование, оказываются значительно выше, чем у лиц, завершивших только программу общего образования.

В целом ряде вузов Российской Федерации накоплен успешный опыт профессионального образования студентов с инвалидностью, существуют и реализуются программы высшего образования по гуманитарным, техническим и социальным направлениям подготовки, в этих вузах созданы специальные условия для обучения студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В некоторых вузах разработаны и успешно внедрены программы профориентации для отдельных категорий абитуриентов с инвалидностью, программы трудоустройства выпускников.

Однако, несмотря на наличие целого ряда примеров успешной практики, в большинстве вузов РФ еще не созданы специальные образовательные условия, обеспечивающие потребности молодых людей с инвалидностью в получении высшего образования. Вузы, располагающие эффективными технологиями обучения таких студентов и сотрудниками с соответствующими профессиональными компетен­циями, сконцентрированы менее чем в 10 субъектах РФ. Направлений подготовки, доступных для лиц с инвалидностью (в которых созданы специальные условия для их обучения), намного меньше, чем для их здоровых сверстников, а поступление в вуз происходит во многих случаях не на те программы, которые им интересны, а на те, которые адаптированы под особенности их инвалидности. Это ставит обучающихся с инвалидностью в неравные условия и нарушает, по сути, их право на получение высшего образования в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями. Анализ структуры направлений подготовки показывает, что программы, доступные для обучающихся с инвалидностью, во многих случаях не соответствуют перспективным направлениям подготовки с учетом прогноза социально­экономического развития региона, в котором проживают инвалиды, а лишь сохраняют противоречия между профессиональным образованием и рынком труда. Существенным фактором, сдерживающим развитие высшего образования лиц с инвалидностью, является их низкая информированность о возможности получения такого образования и созданных для освоения образовательных программ специальных условиях. Такое состояние проблемы выражается и в том, что, по данным социологических исследований, для более 40% лиц с инвалидностью и их родителей вопрос о целесообразности получения высшего профессионального образования остается не решенным.

Актуальность реализации комплексного проекта, направленного на повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ (далее Проекта), связана с тем, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС 3+ во всех без исключениях программах высшего образования должны быть созданы специальные условия для обучения студентов с инвалидностью, учитывающие особенности их здоровья. Решение этой задачи возможно на основе разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования, расширения перечня направлений подготовки, адаптированных для обучения лиц с инвалидностью, обеспечения доступности получения высшего образования для студентов с инвалидностью в регионе их проживания.

Цель и задачи проекта, его методологические основания

Цель проекта: повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Задачи проекта:

-           разработка и реализация программ профессиональной ориентации для лиц с инвалидностью, формирование установки к получению профессионального образования;

-           создание специальных условий обучения и сопровождения лиц с инвалидностью, содействие успешному завершению освоения программ высшего образования;

-           разработка и реализация программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и постдипломного сопровождения.

Как показывает анализ передового зарубежного опыта [2], доступность и качество профессионального образования для лиц с инвалидностью можно достигнуть только при обеспечении непрерывности инклюзивно­го образования и трудоустройства с включением в эту систему специальных механизмов перехода от общего образования к профессиональному, от профессионального образования к трудоустройству и последующей профессиональной деятельности.

Анализ лучшего российского и зарубежного опыта [3] показывает также, что эффективность высшего образования студентов с инвалидностью и их успешного трудоустройства напрямую зависит от реализации образовательной организацией комплекса программ профессиональной ориентации, адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения студентов, программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения; от наличия условий физической (архитектурной), информационной, учебно-методической доступности услуг для студентов различных нозологических групп; наличия у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп.

Указанный выше комплекс программ и условий составляет содержание стандарта качества оказания студентам с инвалидностью услуг в получении высшего образования и является эффективной формой реализации специальных образовательных условий, необходимых для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью.

Разработка и внедрение в вузах РФ стандарта качества оказания студентам с инвалидностью образовательных услуг позволит в ходе реализации проекта увеличить количество абитуриентов с инвалидностью, количество студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования, а также количество выпускников с инвалидностью, успешно трудоустроившихся по окончании обучения в вузе.

Направления реализации проекта

На федеральном уровне в ходе реализации проекта будут разработаны:

1.    Программные продукты.

1.1. Программа профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, включающая описание содержания (технологий) и условий организации процесса профессионального мотивирования и профессиональной ориентации, методические рекомендации по ее реализации; примеры программ и перечень эффективных форм взаимодействия с абитуриентами и их родителями; механизмы взаимодействия со школами, организациями среднего профессионального образования; систему информирования и консультирования, в том числе с использованием дистанционных технологий.

1.2 Адаптированные программы обучения, предполагающие:

-   разработку макета примерных адаптированных образовательных программ с учетом особенностей инвалидности конкретных нозологических групп;

-    разработку примеров адаптированных образовательных программ по перспективным, с точки зрения потенциального трудоустройства, направлениям подготовки, с целью расширения возможности удовлетворения образовательных потребностей лиц с инвалидностью;

-  создание модельных образцов специальных условий получения образования для лиц с инвалидностью с учетом нозологии.

Механизмы адаптации образовательных программ:

-   формирование единых требований в адаптации образовательного процесса для лиц с инвалидностью, разработка макета примерных адаптированных образовательных программ с учетом особенности нозологии, которые и становятся основой для разработки конкретных программ по направлениям, что в свою очередь приведет к формированию единых подходов и требований к организации обучения лиц с инвалидностью;

-   определение перечня направлений подготовки в вузах-участниках проекта, на которых обучаются студенты с инвалидностью, но которые требуют повышения качества образования до уровня разработанного стандарта;

-   по выбранным направлениям разработка адаптированных образовательных программ с учетом конкретной нозологии; разработанные программы размещаются в федеральной библиотеке адаптированных образовательных программ;

-  на основе анализа перечня перспективных профессий и в соответствии с требованиями профессиональных стандартов формирование перечня направлений подготовки, требующих разработку адаптированных образовательных программ;

-  распределение разработки этих программ между вузами, имеющими аккредитацию по данным направлениям с учетом региональной специфики рынка труда;

- размещение разработанных программ в федеральной библиотеке адаптированных образовательных программ;

- далее определение перечня направлений, по которым предполагается разработка адаптированных образовательных программ, не только под расширение образовательных возможностей на данный момент, но и с учетом их востребованности региональным рынком труда через 3-5 лет.

1.3. Программа социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью, включающая:

-  описание содержания (технологий) и условий организации сопровождения студентов с инвалидностью в процессе получения образования, рекомендации и методики по организации социально-психологической помощи, внеучебной деятельности, медико­социальной реабилитации;

-    внедрение ассистивных технологий в образовательный процесс.

1.4.    Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения, включающая:

-   описание содержания (технологий) и условий организации процесса содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения, в том числе: методы вовлечения потенциальных работодателей в процесс обучения, в организацию стажировок студентов, мероприятий, направленных на формирование устойчивых партнерских отношений между организациями высшего образования и работодателями.

1.5.      Адаптированные учебно-методические материалы, предполагающие:

-   создание федеральной библиотеки учебно-методических материалов, адаптированных для лиц с инвалидностью различных нозологий.

2.    Нормативно-правовое обеспечение организации обучения лиц с инвалидностью.

Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих:

-    организацию и реализацию процесса профессиональной ориентации инвалидов;

-  разработку и реализацию адаптированных программ обучения лиц с инвалидностью;

-  создание специализированных подразделений в образовательных организациях по работе с лицами с инвалидностью;

-  разработку и реализацию социально­психологического сопровождения студентов с инвалидностью;

- разработку и реализацию программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с инвалидностью;

-  разработку программы экспертизы созданных специальных условий в рамках процедуры аккредитации Рособрнадзора, включая подготовку экспертов Рособрнадзора.

3. Мониторинг качества и доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью:

-  сбор статистической информации о количестве лиц с инвалидностью, обучающихся по программам высшего образования, и условиях их обучения;

-  разработка системы показателей оценки условий доступности и качества образования для лиц с инвалидностью;

-  проведение мониторинга доступности и качества предоставления образовательных услуг для лиц и инвалидностью, показатели которого трансформируются в показатели эффективности деятельности вуза (разрабатывается дополнительный показатель в рамках мониторинга эффективности вузов, ежегодно проводимый МОН РФ).

4. Информационное сопровождение проекта, предполагающее создание информационно-аналитического портала, доступного в сети Интернет, максимально адаптированного для использования лицами с инвалидностью при работе с ПК и различными мобильными устройствами.

Портал ориентирован на предоставление следующей информации:

Для обучающихся (абитуриентов, студентов, выпускников):

-   создание единой системы информирования абитуриентов с инвалидностью о возможности получения профессионального образования по адаптированным программам;

-  предоставление возможности прохождения online профтестирования, получение абитуриентами профориентационной информации;

-  предоставление информации о возможности трудоустройства для студентов и выпускников с инвалидностью;

- доступ к библиотеке учебно-методических материалов и открытых курсов, адаптированных с учетом нозологий.

Для образовательных организаций:

-  размещение базы методических ресурсов по организации профориентации, обучения, сопровождения и трудоустройства лиц с инвалидностью.

На региональном уровне будут созданы условия для эффективного повышения квалификации сотрудников вузов РФ, освоения и внедрения ими стандарта качества оказания лицам с инвалидностью услуг по получению высшего образования на основе разработанных на федеральном уровне пакетов программ. Проведено обновление перечня направлений подготовки, доступных для обучения студентов с инвалидностью (в том числе с учетом перспективных направлений, соответствующих прогнозу социально-экономического развития регионов РФ); обеспечены условия для увеличения количества успешно завершивших обучение и трудоустроенных выпускников с инвалидностью.

Механизмы реализации проекта

Для реализации проекта на федеральном уровне предполагается создание распределенного федерального ресурсного учебно­методического центра (ФРУМЦ) на базе ведущих университетов в области инклюзивно­го высшего образования, выступающего в качестве оператора проекта.

Функции ФРУМЦ:

- разработка стандарта качества и доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью, описание его компонентов, разработка рекомендаций по его реализации в организациях образования;

- внедрение нормативных документов, регламентирующих реализацию стандарта качества и доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью;

- разработка системы методического сопровождения деятельности вузов по обучению лиц с инвалидностью;

-  выстраивание межведомственного взаимодействия с целью повышения доступности и качества образования для лиц с инвалидностью;

-   проведение конкурсного отбора образовательных организаций на статус РУМЦ в регионах;

-  повышение квалификации руководителей вузов и сотрудников РУМЦ;

-  координация деятельности и развития сети РУМЦ;

-   мониторинг эффективности деятельности вузов и РУМЦ по обучению инвалидов;

- информационное сопровождение реализации проекта в отношении как лиц с инвалидностью, так и вузов.

Для реализации проекта на региональном уровне предполагается создание сети ресурсных учебно-методических центров в регионах (РУМЦ).

Отбор организаций, на базе которых могут быть созданы РУМЦ, предполагается осуществить на основе:

- анализа деятельности базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, определенных приказом Минобрнауки РФ от 30.12.2010 № 2211, и организаций, выявленных по результатам мониторингов как успешно реализующих обучение лиц с инвалидностью;

- проведения мониторинговых визитов экспертов ФРУМЦ с целью уточнения потенциала вузов по транслированию технологий обучения лиц с инвалидностью;

- проведения проектной сессии команд организаций высшего образования из числа отобранных по результатам проведенного анализа;

-  определения списка организаций, на базе которых в 2017-2018 гг. будут созданы РУМЦ.

Функции РУМЦ:

- координация и сопровождение разработки и внедрения адаптированных образовательных программ;

- поддержка единого информационного портала по учебно-методическому сопровождению инклюзивного высшего образования (размещение и апробация образовательных программ со специальными условиями);

- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и координаторов в образовательных организациях высшего образования по вопросам работы со студентами с инвалидностью;

- консультирование и консалтинг организаций высшего образования по вопросам обучения лиц с инвалидностью;

 выстраивание межведомственного взаимодействия на межрегиональном и региональном уровнях с целью повышения доступности высшего образования для лиц с инвалидностью.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

Реализация проекта обеспечит:

-  создание системы информирования абитуриентов с инвалидностью о возможности получения высшего образования по адаптированным образовательным программам;

-  расширение списка направлений подготовки, доступных для лиц с инвалидностью;

- создание Федеральной библиотеки адаптированных образовательных программ по направлениям подготовки, доступным для использования организациями высшего образования;

- создание системы университетских центров сопровождения и содействия трудоустройству студентов с инвалидностью;

- подготовку персонала организаций высшего образования для работы с лицами с инвалидностью;

- создание специальных структурных подразделений в организациях высшего образования по работе со студентами с инвалидностью;

- создание системы мониторинга доступности и оценки качества образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего образования для лиц с инвалидностью в РФ;

-           модернизацию материально-технического обеспечения организаций высшего образования, включая обеспечение доступности образовательных объектов и услуг;

-           создание информационного портала с целью обеспечения доступа к ресурсам сети ресурсных учебно-методических центров, обмена информацией и формирования статистических данных по учету обучающихся с инвалидностью.

Реализация проекта даст следующие эффекты.

1. Повышение количества лиц с инвалидностью, ориентированных на получение высшего образования.

2.  Удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью за счет расширения спектра адаптированных образовательных программ.

3.  Увеличение количества студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования.

4. Повышение уровня социализации студентов с инвалидностью за счет подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности и успешного трудоустройства.

5.  Повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью.

6. Создание в РФ единого информационного пространства инклюзивного образования, обеспечивающего доступность и качество получения образовательных услуг.

Развитие проекта

С целью обеспечения устойчивости реализации проекта в долгосрочной перспективе и мотивации образовательных организаций высшего образования к взаимодействию с РУМЦ и развитию системы высшего инклю­зивного профессионального образования формируется ряд стимулов:

- для вузов, осуществивших весь комплекс создания специальных условий обучения студентов с инвалидностью в соответствии с разработанным стандартом качества оказания образовательных услуг, - создание системы независимой добровольной сертификации с привлечением общественных организаций инвалидов, которая позволит им приобрести статус РУМЦ;

Литература

  1. OECD Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy, OECD Publishing. 2011.
  2. Ebersold  S.  et  al.  Inclusive  Education  for  Young Disabled People in Europe: Trends, Issues and Challenges. University of Leeds, Research Report, 2011.
  3. Sweet R. et al. Special Needs Students and Transitions to Postsecondary Education. Toronto: Higher Education Quality Council of Ontario, 2012.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Серебрянникова Ольга Анатольевна, советник первого проректора, ФГБОУ ВО НГТУ, Россия, e-mail: olga.serebryannikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2644
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1262
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1