Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 10–17
doi:10.17759/pse.2017220103
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: студенты с инвалидностью, высшее образование, доступность среды, специальные условия, адаптированные образовательные программы, ресурсные учебно-методические центры
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220103
Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 10–17. DOI: 10.17759/pse.2017220103
Полный текст
Обоснование актуальности проекта
Получение высшего образования лицами с инвалидностью является важным ресурсом их реабилитации и социализации. Как показывают результаты многочисленных зарубежных исследований [1], шансы на успешное трудоустройство лиц с инвалидностью, завершивших высшее образование, оказываются значительно выше, чем у лиц, завершивших только программу общего образования.
В целом ряде вузов Российской Федерации накоплен успешный опыт профессионального образования студентов с инвалидностью, существуют и реализуются программы высшего образования по гуманитарным, техническим и социальным направлениям подготовки, в этих вузах созданы специальные условия для обучения студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В некоторых вузах разработаны и успешно внедрены программы профориентации для отдельных категорий абитуриентов с инвалидностью, программы трудоустройства выпускников.
Однако, несмотря на наличие целого ряда примеров успешной практики, в большинстве вузов РФ еще не созданы специальные образовательные условия, обеспечивающие потребности молодых людей с инвалидностью в получении высшего образования. Вузы, располагающие эффективными технологиями обучения таких студентов и сотрудниками с соответствующими профессиональными компетенциями, сконцентрированы менее чем в 10 субъектах РФ. Направлений подготовки, доступных для лиц с инвалидностью (в которых созданы специальные условия для их обучения), намного меньше, чем для их здоровых сверстников, а поступление в вуз происходит во многих случаях не на те программы, которые им интересны, а на те, которые адаптированы под особенности их инвалидности. Это ставит обучающихся с инвалидностью в неравные условия и нарушает, по сути, их право на получение высшего образования в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями. Анализ структуры направлений подготовки показывает, что программы, доступные для обучающихся с инвалидностью, во многих случаях не соответствуют перспективным направлениям подготовки с учетом прогноза социальноэкономического развития региона, в котором проживают инвалиды, а лишь сохраняют противоречия между профессиональным образованием и рынком труда. Существенным фактором, сдерживающим развитие высшего образования лиц с инвалидностью, является их низкая информированность о возможности получения такого образования и созданных для освоения образовательных программ специальных условиях. Такое состояние проблемы выражается и в том, что, по данным социологических исследований, для более 40% лиц с инвалидностью и их родителей вопрос о целесообразности получения высшего профессионального образования остается не решенным.
Актуальность реализации комплексного проекта, направленного на повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ (далее Проекта), связана с тем, что в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС 3+ во всех без исключениях программах высшего образования должны быть созданы специальные условия для обучения студентов с инвалидностью, учитывающие особенности их здоровья. Решение этой задачи возможно на основе разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования, расширения перечня направлений подготовки, адаптированных для обучения лиц с инвалидностью, обеспечения доступности получения высшего образования для студентов с инвалидностью в регионе их проживания.
Цель и задачи проекта, его методологические основания
Цель проекта: повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Задачи проекта:
- разработка и реализация программ профессиональной ориентации для лиц с инвалидностью, формирование установки к получению профессионального образования;
- создание специальных условий обучения и сопровождения лиц с инвалидностью, содействие успешному завершению освоения программ высшего образования;
- разработка и реализация программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и постдипломного сопровождения.
Как показывает анализ передового зарубежного опыта [2], доступность и качество профессионального образования для лиц с инвалидностью можно достигнуть только при обеспечении непрерывности инклюзивного образования и трудоустройства с включением в эту систему специальных механизмов перехода от общего образования к профессиональному, от профессионального образования к трудоустройству и последующей профессиональной деятельности.
Анализ лучшего российского и зарубежного опыта [3] показывает также, что эффективность высшего образования студентов с инвалидностью и их успешного трудоустройства напрямую зависит от реализации образовательной организацией комплекса программ профессиональной ориентации, адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения студентов, программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения; от наличия условий физической (архитектурной), информационной, учебно-методической доступности услуг для студентов различных нозологических групп; наличия у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп.
Указанный выше комплекс программ и условий составляет содержание стандарта качества оказания студентам с инвалидностью услуг в получении высшего образования и является эффективной формой реализации специальных образовательных условий, необходимых для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью.
Разработка и внедрение в вузах РФ стандарта качества оказания студентам с инвалидностью образовательных услуг позволит в ходе реализации проекта увеличить количество абитуриентов с инвалидностью, количество студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования, а также количество выпускников с инвалидностью, успешно трудоустроившихся по окончании обучения в вузе.
Направления реализации проекта
На федеральном уровне в ходе реализации проекта будут разработаны:
1. Программные продукты.
1.1. Программа профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, включающая описание содержания (технологий) и условий организации процесса профессионального мотивирования и профессиональной ориентации, методические рекомендации по ее реализации; примеры программ и перечень эффективных форм взаимодействия с абитуриентами и их родителями; механизмы взаимодействия со школами, организациями среднего профессионального образования; систему информирования и консультирования, в том числе с использованием дистанционных технологий.
1.2 Адаптированные программы обучения, предполагающие:
- разработку макета примерных адаптированных образовательных программ с учетом особенностей инвалидности конкретных нозологических групп;
- разработку примеров адаптированных образовательных программ по перспективным, с точки зрения потенциального трудоустройства, направлениям подготовки, с целью расширения возможности удовлетворения образовательных потребностей лиц с инвалидностью;
- создание модельных образцов специальных условий получения образования для лиц с инвалидностью с учетом нозологии.
Механизмы адаптации образовательных программ:
- формирование единых требований в адаптации образовательного процесса для лиц с инвалидностью, разработка макета примерных адаптированных образовательных программ с учетом особенности нозологии, которые и становятся основой для разработки конкретных программ по направлениям, что в свою очередь приведет к формированию единых подходов и требований к организации обучения лиц с инвалидностью;
- определение перечня направлений подготовки в вузах-участниках проекта, на которых обучаются студенты с инвалидностью, но которые требуют повышения качества образования до уровня разработанного стандарта;
- по выбранным направлениям разработка адаптированных образовательных программ с учетом конкретной нозологии; разработанные программы размещаются в федеральной библиотеке адаптированных образовательных программ;
- на основе анализа перечня перспективных профессий и в соответствии с требованиями профессиональных стандартов формирование перечня направлений подготовки, требующих разработку адаптированных образовательных программ;
- распределение разработки этих программ между вузами, имеющими аккредитацию по данным направлениям с учетом региональной специфики рынка труда;
- размещение разработанных программ в федеральной библиотеке адаптированных образовательных программ;
- далее определение перечня направлений, по которым предполагается разработка адаптированных образовательных программ, не только под расширение образовательных возможностей на данный момент, но и с учетом их востребованности региональным рынком труда через 3-5 лет.
1.3. Программа социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью, включающая:
- описание содержания (технологий) и условий организации сопровождения студентов с инвалидностью в процессе получения образования, рекомендации и методики по организации социально-психологической помощи, внеучебной деятельности, медикосоциальной реабилитации;
- внедрение ассистивных технологий в образовательный процесс.
1.4. Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения, включающая:
- описание содержания (технологий) и условий организации процесса содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения, в том числе: методы вовлечения потенциальных работодателей в процесс обучения, в организацию стажировок студентов, мероприятий, направленных на формирование устойчивых партнерских отношений между организациями высшего образования и работодателями.
1.5. Адаптированные учебно-методические материалы, предполагающие:
- создание федеральной библиотеки учебно-методических материалов, адаптированных для лиц с инвалидностью различных нозологий.
2. Нормативно-правовое обеспечение организации обучения лиц с инвалидностью.
Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих:
- организацию и реализацию процесса профессиональной ориентации инвалидов;
- разработку и реализацию адаптированных программ обучения лиц с инвалидностью;
- создание специализированных подразделений в образовательных организациях по работе с лицами с инвалидностью;
- разработку и реализацию социальнопсихологического сопровождения студентов с инвалидностью;
- разработку и реализацию программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с инвалидностью;
- разработку программы экспертизы созданных специальных условий в рамках процедуры аккредитации Рособрнадзора, включая подготовку экспертов Рособрнадзора.
3. Мониторинг качества и доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью:
- сбор статистической информации о количестве лиц с инвалидностью, обучающихся по программам высшего образования, и условиях их обучения;
- разработка системы показателей оценки условий доступности и качества образования для лиц с инвалидностью;
- проведение мониторинга доступности и качества предоставления образовательных услуг для лиц и инвалидностью, показатели которого трансформируются в показатели эффективности деятельности вуза (разрабатывается дополнительный показатель в рамках мониторинга эффективности вузов, ежегодно проводимый МОН РФ).
4. Информационное сопровождение проекта, предполагающее создание информационно-аналитического портала, доступного в сети Интернет, максимально адаптированного для использования лицами с инвалидностью при работе с ПК и различными мобильными устройствами.Портал ориентирован на предоставление следующей информации:
Для обучающихся (абитуриентов, студентов, выпускников):
- создание единой системы информирования абитуриентов с инвалидностью о возможности получения профессионального образования по адаптированным программам;
- предоставление возможности прохождения online профтестирования, получение абитуриентами профориентационной информации;
- предоставление информации о возможности трудоустройства для студентов и выпускников с инвалидностью;
- доступ к библиотеке учебно-методических материалов и открытых курсов, адаптированных с учетом нозологий.
Для образовательных организаций:
- размещение базы методических ресурсов по организации профориентации, обучения, сопровождения и трудоустройства лиц с инвалидностью.
На региональном уровне будут созданы условия для эффективного повышения квалификации сотрудников вузов РФ, освоения и внедрения ими стандарта качества оказания лицам с инвалидностью услуг по получению высшего образования на основе разработанных на федеральном уровне пакетов программ. Проведено обновление перечня направлений подготовки, доступных для обучения студентов с инвалидностью (в том числе с учетом перспективных направлений, соответствующих прогнозу социально-экономического развития регионов РФ); обеспечены условия для увеличения количества успешно завершивших обучение и трудоустроенных выпускников с инвалидностью.
Механизмы реализации проекта
Для реализации проекта на федеральном уровне предполагается создание распределенного федерального ресурсного учебнометодического центра (ФРУМЦ) на базе ведущих университетов в области инклюзивного высшего образования, выступающего в качестве оператора проекта.
Функции ФРУМЦ:
- разработка стандарта качества и доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью, описание его компонентов, разработка рекомендаций по его реализации в организациях образования;
- внедрение нормативных документов, регламентирующих реализацию стандарта качества и доступности образовательных услуг для лиц с инвалидностью;
- разработка системы методического сопровождения деятельности вузов по обучению лиц с инвалидностью;
- выстраивание межведомственного взаимодействия с целью повышения доступности и качества образования для лиц с инвалидностью;
- проведение конкурсного отбора образовательных организаций на статус РУМЦ в регионах;
- повышение квалификации руководителей вузов и сотрудников РУМЦ;
- координация деятельности и развития сети РУМЦ;
- мониторинг эффективности деятельности вузов и РУМЦ по обучению инвалидов;
- информационное сопровождение реализации проекта в отношении как лиц с инвалидностью, так и вузов.
Для реализации проекта на региональном уровне предполагается создание сети ресурсных учебно-методических центров в регионах (РУМЦ).
Отбор организаций, на базе которых могут быть созданы РУМЦ, предполагается осуществить на основе:
- анализа деятельности базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, определенных приказом Минобрнауки РФ от 30.12.2010 № 2211, и организаций, выявленных по результатам мониторингов как успешно реализующих обучение лиц с инвалидностью;
- проведения мониторинговых визитов экспертов ФРУМЦ с целью уточнения потенциала вузов по транслированию технологий обучения лиц с инвалидностью;
- проведения проектной сессии команд организаций высшего образования из числа отобранных по результатам проведенного анализа;
- определения списка организаций, на базе которых в 2017-2018 гг. будут созданы РУМЦ.
Функции РУМЦ:
- координация и сопровождение разработки и внедрения адаптированных образовательных программ;
- поддержка единого информационного портала по учебно-методическому сопровождению инклюзивного высшего образования (размещение и апробация образовательных программ со специальными условиями);
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и координаторов в образовательных организациях высшего образования по вопросам работы со студентами с инвалидностью;
- консультирование и консалтинг организаций высшего образования по вопросам обучения лиц с инвалидностью;
- выстраивание межведомственного взаимодействия на межрегиональном и региональном уровнях с целью повышения доступности высшего образования для лиц с инвалидностью.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта
Реализация проекта обеспечит:
- создание системы информирования абитуриентов с инвалидностью о возможности получения высшего образования по адаптированным образовательным программам;
- расширение списка направлений подготовки, доступных для лиц с инвалидностью;
- создание Федеральной библиотеки адаптированных образовательных программ по направлениям подготовки, доступным для использования организациями высшего образования;
- создание системы университетских центров сопровождения и содействия трудоустройству студентов с инвалидностью;
- подготовку персонала организаций высшего образования для работы с лицами с инвалидностью;
- создание специальных структурных подразделений в организациях высшего образования по работе со студентами с инвалидностью;
- создание системы мониторинга доступности и оценки качества образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего образования для лиц с инвалидностью в РФ;
- модернизацию материально-технического обеспечения организаций высшего образования, включая обеспечение доступности образовательных объектов и услуг;
- создание информационного портала с целью обеспечения доступа к ресурсам сети ресурсных учебно-методических центров, обмена информацией и формирования статистических данных по учету обучающихся с инвалидностью.
Реализация проекта даст следующие эффекты.
1. Повышение количества лиц с инвалидностью, ориентированных на получение высшего образования.
2. Удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью за счет расширения спектра адаптированных образовательных программ.
3. Увеличение количества студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования.
4. Повышение уровня социализации студентов с инвалидностью за счет подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности и успешного трудоустройства.
5. Повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью.
6. Создание в РФ единого информационного пространства инклюзивного образования, обеспечивающего доступность и качество получения образовательных услуг.
С целью обеспечения устойчивости реализации проекта в долгосрочной перспективе и мотивации образовательных организаций высшего образования к взаимодействию с РУМЦ и развитию системы высшего инклюзивного профессионального образования формируется ряд стимулов:
- для вузов, осуществивших весь комплекс создания специальных условий обучения студентов с инвалидностью в соответствии с разработанным стандартом качества оказания образовательных услуг, - создание системы независимой добровольной сертификации с привлечением общественных организаций инвалидов, которая позволит им приобрести статус РУМЦ;
Литература
- OECD Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy, OECD Publishing. 2011.
- Ebersold S. et al. Inclusive Education for Young Disabled People in Europe: Trends, Issues and Challenges. University of Leeds, Research Report, 2011.
- Sweet R. et al. Special Needs Students and Transitions to Postsecondary Education. Toronto: Higher Education Quality Council of Ontario, 2012.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2644
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1262
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1