Социальные отношения подростков-сирот с разным опытом жизни в семье

1057

Аннотация

Представлены результаты исследования социальных отношений подростков, которые имеют опыт жизни в семье и не имеют такого опыта.В фокусе работы были затруднения в социализации при переходе в замещающие семьи, а также причины, приводящие к нарушению в их поведении.Описаны факторы, препятствующие установлению позитивных социальных отношений подростков в разных семьях.Обращается внимание на то, что полученные материалы способствуют реализации задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2017–2020 гг., они актуальны в сфере оказания услуг уязвимым группам (подросткам и их семьям).Понимание особенностей социальных отношений подростков-сирот с разным уровнем жизни в семье имеет практическое значение для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Результаты исследования могут быть использованы специалистами служб сопровождения замещающих семей, воспитателями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наставниками, которые оказывают поддержку воспитанникам, а также замещающим родителям.Полученные данные помогут создавать системы воспитания, позволяющие минимизировать негативные аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, позволят более качественно готовить ребенка к устройству в замещающую семью, осуществлять поддержку и сопровождение в период адаптации в семье, готовить кандидатов в замещающие родители к принятию подростков.

Общая информация

Ключевые слова: социальные отношения, социализация, уязвимые категории, тотально депривированные, семейная депривация, негативные последствия

Рубрика издания: Психология семьи

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220207

Для цитаты: Савченко Д.Д., Шульга Т.И. Социальные отношения подростков-сирот с разным опытом жизни в семье // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 75–86. DOI: 10.17759/pse.2017220207

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.М.: Академический проект.2006.232 с.
  2. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования.2014.Т.7 № 36.10 c.
  3. Карабанова О.А., Татаренко Д.Д. Адаптация детей и родителей в замещающих семьях: психологическая готовность к принятию.Саарбрюккен.2012.172 c.
  4. Карнаух И.С.Психологические особенности подростков – воспитанников детского дома: автореф.дис.… канд.психол.наук.М.2006.28 с.
  5. Кольтинова В.В. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Материалы I Международной научно-практической конференции «Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения» (Москва, 14–15 ноября 2013 г.) М.: МГППУ, 2013.С.158–163.
  6. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования.2012.№ 2(22).С.4.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.10.2016)
  7. Михайлова Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: дисс.… канд.психол.наук.М.2004.221 с.
  8. Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2012.№ 4.URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3147.phtml (дата обращения: 14.08.2016)
  9. Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации./ Проблема сиротства в современной России.Психологический аспект.М.: Институт психологии Российской академии наук, 2015.С.500–517.
  10. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.Изд.2-е.СПб: Питер.2005.400 с.
  11. Семья Г.В., Телицына А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.С.168–183.
  12. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей- сирот без опыта жизни в семье: дис.… канд.психол.наук.М.2007.194 с.
  13. Шведовская А.А., Загвоздкина Т. Ю. Социально- экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.С.65–76.
  14. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации.М.: ИУУ МГОУ, 2015.204 с.
  15. Шульга Т.И. Особенности подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки.2016.№ 1.С. 72–88.DOI:10.18384/2310-7235-2016-1-72-88
  16. Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru.2013.№ 2.С.203–213.URL:http://psyedu.ru/jornal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 27.07.2016)
  17. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоционально обогащенная и обедненная среда как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник МГОУ.Серия: Психологические науки.М.: Изд-во МГОУ.2012.№ 4 .С.32–40.
  18. Almas A., Degnan K., Fox N., Radulescu A., Zeanah Ch. Effects of Early Intervention and the Moderating Effects of Brain Activity on Institutionalized Children’s Social Skills at Age 8 / Alisa N.Almas et al.in Proceedings of the National Academy of Sciences USA.Vol.109.no.2.2012.
  19. Nelson Ch., Fox N., Zeanah Ch. Jr. Anguish of the Abandoned Child.Scientific American.2013.pp.62–67.
  20. Shulga T., Savchenko D., Filinkova F. Psychological characteristics of adolescents with different experience of living in a family.The international journal of environmental and science education (электронный журнал).Vol.11, 2016.pp.10493–10504.URL:http:// www.ijese.net/arsiv/146
  21. Trends in Attitudes About Marriage, Childbearing, and Sexual Behavior: United States, 2002, 2006–2010, and 2011–2013 / Jill Daugherty, Ph.D., and Casey Copen, Ph.D., Division of Vital Statistics.MD.2016.

Информация об авторах

Савченко Дарья Дмитриевна, психолог по работе с семьей, частное учреждение образовательная организация «Международная лингвистическая школа» (ENS), Москва, Россия, e-mail: savchenko.psy@gmail.com

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2244
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1057
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0