Модель формирования научно-исследовательских компетенций

1914

Аннотация

Описана модель формирования исследовательской компетенции в системе педагогического образования, которая прошла апробацию в ходе реализации образовательной программы «Методология и методика социального воспитания» в Тюменском государственном университете. В основу модели положена специфика научно-исследовательской деятельности в контексте профессионального стандарта «Педагог». Доказывается, что условием эффективности формирования исследовательских компетенций у студентов являются: выделение в составе образовательной программы научно-исследовательского модуля, соответствующего профилю образовательной программы и специфике педагогического исследования; использование исследовательского потенциала всех учебных дисциплин и практик с целью погружения студентов в завершенный исследовательский цикл; обеспечение реальной профессиональной пробы в сфере научного исследования через получение заказа на исследование от работодателей; создание условий для апробации результатов научного исследования в научно-педагогической среде вуза.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная проба, научно-исследовательская компетенция, образовательная программа, модуль , контент-анализ

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220304

Для цитаты: Емельянова И.Н. Модель формирования научно-исследовательских компетенций // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 37–45. DOI: 10.17759/pse.2017220304

Литература

  1. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование (Учитель начальных классов)» на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.143–159.
  2. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2013.№ 3.URL: http:// psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3379.pdf (дата обращения: 01.10.2016)
  3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.М.: Изд- во АСОПиР, 1995.195 с.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Методология и методы психолого-педагогического исследования.М.; Издательский центр «Академия», 2006.208 с.
  5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] // Гарант.ру.URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/ (дата обращения: 13.10.2016).
  6. Ломов Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии.М.: Наука, 1984.226 с.
  7. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014, № 2.URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ ru_2014_2_Margolis.pdf (дата обращения: 01.10.2016)
  8. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.URL: http://edu.ifmo.ru/file/ pages/207/law194952_0_20160223_142547_54385.pdf (дата обращения: 01.10.16).
  9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.№ 544н.[Электронный ресурс] // Гарант.ру URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70435556/ (дата обращения: 01.10.2016).Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.URL: http://www.lunn.ru/ sites/default/files/media/sveden/obr-standarts/ 44-04- 01_po_mag.pdf (дата обращения: 01.10.2016).
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред.от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения: 13.10.2016).

Информация об авторах

Емельянова Ирина Никитична, доктор педагогических наук, Тюменского государственного университета, профессор кафедры общей и социальной педагогики, Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия, e-mail: matra2005@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2290
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1914
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3