Создание вариативных развивающих ситуаций на уроках в начальной школе

926

Аннотация

Отмечается, что реализация нового государственного стандарта началь- ного общего образования обнажила противоречие между его требовани- ями – формировать у младших школьников умение учиться, обеспечивая при этом учет их индивидуальных особенностей, – и традиционно сложив- шимися образовательными практиками. Представлен процесс моделиро- вания новой образовательной ситуации, которая бы стимулировала фор- мирование у младших школьников умения учиться в соответствии с их ин- дивидуальными особенностями. Проводится анализ научных исследований в области изучения индивидуальных особенностей школьников, констати- руется широкое разнообразие подходов к их пониманию, выделению кри- териев и типологий индивидуальных различий. Делается вывод о необхо- димости определенным образом доопределить это понятие, чтобы сделать его пригодным для применения в реальном учебном процессе. В результа- те определяется инструментальное понятие «индивидуальные особенности учения», предлагаются четкие критерии для их дифференциации и типоло- гизации, формулируются условия построения вариативной развивающей образовательной ситуации. Описывается пример такой ситуации на уроках в начальной школе.

Общая информация

Ключевые слова: индивидуальные особенности учения, вариативная развивающая ситуация, регулятивные учебные действия, способы выполнения учебных действий

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220305

Для цитаты: Зайцев С.В. Создание вариативных развивающих ситуаций на уроках в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 46–52. DOI: 10.17759/pse.2017220305

Литература

  1. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 54-64.
  2. Зайцев С.В., Добрякова О.И. Особенности изменения индивидуальных предпочтений младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. №1. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2014/n1/68102.shtml (дата обращения: 30.05.2014).
  3. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 48 с.
  4. Kolb D.A. Learning Style Inventory: Technical manual. N.Y.: Prentice-Hall, 1976.

Информация об авторах

Зайцев Сергей Викторович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: loo-site@rambler.ru