Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 5. С. 23–30
doi:10.17759/pse.2017220503
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личность, студент, рефлексия, социально-психологическая адаптация, среда
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220503
Для цитаты: Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 23–30. DOI: 10.17759/pse.2017220503
Фрагмент статьи
Высшее профессиональное учреждение предъявляет к современным студентам требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых компетенций, новых форм и способов их развития и саморазвития, новых способов социальных взаимодействий. Особую значимость в исследуемом вопросе приобретает умение рефлексировать, которое включено в число компетенций, обязательных для овладения студентами высшей школы.
Литература
-
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
-
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361.
-
Голубева Н.М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 145—147.
-
Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2014. Т. 3. № 3. С. 259—263.
-
Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2013. Т. 2. № 4 (8). С. 358—363.
-
Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 09.02.2014).
-
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45—57.
-
Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2002. 304 с.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 330 с.
-
Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004.№ 1.С. 43—56
-
Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ , 2010. С. 275—277.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 720с.
-
Самсонова А.О. Интеллектуальная рефлексия как фактор адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 67—69.
-
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31—41.
-
Тарасова Л.Е. Взаимосвязь характеристик Я-концепции старшеклассников и показателей адаптации к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL:https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=110 (дата обращения:10.02.2014).
-
Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья //Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4.С. 150—160.
-
Giromini L., Velotti P., de Campora G., et al. Cultural adaptation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale: Reliability and Validity of an Italian Version //Journal of clinical psychology. 2012. Vol. 68 (9).P. 989—1007. DOI: 10.1002/jclp.21876 Published: SEP 2012
-
Greenfield Jr., William D., Hunter J. Working (with/out) the system: Educational leadership, micropolitics and social justice / Ed.:Ryan, J; Armstrong, D.E. Issues in the Research Theory Policy and Practice of Urban Education, 2016. P. 67—94.
-
Liu K. Critical reflection as a framework for transformative learning in teacher education // Educational review. 2015. Vol. 67 (2). P. 135—157.
-
Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.__
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3147
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1189
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1