Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 2. С. 50–58
doi:10.17759/pse.2018230206
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профориентация, инклюзия, лица с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230206
Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование
Для цитаты: Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Паршин Г.Н., Джафар-Заде Д.А., Серебряков А.Г. Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 50–58. DOI: 10.17759/pse.2018230206
Полный текст
В современных условиях, когда рыночные отношения диктуют все новые требования к качеству подготовки и переподготовки кадров, возрастает актуальность профориентации: повышаются потребности личности в оптимальном профессиональном самоопределении. В этом контексте важно отметить, что сегодня в России активно идет гуманитарный процесс изменения отношения государства и общества к лицам с инвалидностью; расширяется их интеграция в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны. Это побуждает ученых и специалистов-практиков создавать новые формы реализации социально-педагогической, психологической помощи этой категории населения в профориентационном сопровождении профессионального самоопределения и трудоустройства.
Актуальность моделирования форм и содержания профессионального ориентирования лиц с инвалидностью связана с общественными задачами индивидуальной помощи им в гармоничном личностном и профессиональном развитии и с задачами государства по эффективному распределению трудовых ресурсов в ближайшей и отдаленной перспективе экономического развития нашей страны. Получение профессионального образования выступает одним из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Как следствие, основными задачами в профессиональном ориентировании таких лиц выступает система мероприятий по оказанию им содействия в процессе выявления профессиональных интересов, склонностей и, в результате, подбора перечня соответствующих профессий, которые отвечали бы возможностям и состоянию здоровья каждого из индивидуумов в уточнении будущей сферы их деятельности.
Решение указанных задач имеет значение в контексте рассмотрения основных проблем профориентации в целом и связанно с необходимостью разработки именно для старшеклассников с инвалидностью новой методологии измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей и интересов.
В целях решения этих задач по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2016 № 1135 на базе РГСУ одним из первых был открыт Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов (далее — РУМЦ). Его деятельность направлена на повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, разработку инновационных технологий и практических рекомендаций по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования, а также накопление, распространение опыта профориентации указанной категории граждан в России.
В 2017 г. в РУМЦ на базе РГСУ были проведены масштабные исследования, направленные на эффективную аналитическую работу по оптимизации методического сопровождения лиц с инвалидностью из числа предполагаемых абитуриентов, учащихся 11-х классов, относящихся к разным нозологическим группам. Специалистами РУМЦ совместно с Центом тестирования «Гуманитарные технологии» МГУ специально для профориентационной работы со старшеклассниками с инвалидностью разработана методика измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей. При разработке методики был сделан упор, во-первых, на целевую аудиторию, во- вторых, на интересы и склонности учащихся.
Апробация данного метода и разработанного инструментария проводилась с 2017 по начало 2018 г. Всего в ней приняли участие более 4600 человек из 59 регионов Российской Федерации.
Определение особенностей профессиональных интересов и склонностей инвалидов осуществлялось с помощью специальных тестовых опросников, разработанных для данной категории людей. Участники были распределены по 5 нозологическим категориям: с нарушением слуха (НС), нарушением зрения (НЗ), нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), психическими расстройствами (ПР), общими заболеваниями (ОЗ).
Распределение респондентов, участвовавших в исследовании, представлено в табл. 1 по группам в соответствии с нозологиями.
Используемая анкета оценки профессиональных интересов и склонностей для каждой нозологической группы состояла из 32 вопросов, которые касались сферы профессиональных интересов и особенностей характера испытуемого. Каждый вопрос предполагал 5 вариантов ответа, из которых респонденту необходимо было выбрать 1 или 2 наиболее привлекательных или отметить, что ничего не подходит вовсе. Вопросы были реализованы в ипсативной форме1 — это позволило с большей достоверностью оценить истинные предпочтения учащихся, а также сократить время тестирования по сравнению со стандартными тестовыми вопросами. Факторная структура методики включала в себя 7 шкал, выбранных по актуальным отраслям, содержанию и направлениям профессионального выбора и обучения в рамках профильного образования:
1) технические устройства;
2) художественное творчество;
3) общение и взаимодействие;
4) сервис и помощь;
Таблица 1
Распределение респондентов в соответствии с нозологическими особенностями
№ п/п |
Инвалиды и лица с ОВЗ |
ПР |
ОЗ |
ОДА |
НС |
НЗ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Размер выборки апробации |
1541 |
1716 |
656 |
398 |
306 |
2 |
Процент девочек |
35% |
41% |
44% |
43% |
43% |
3 |
Средний возраст |
15,8 |
16,1 |
16,3 |
17,1 |
16,0 |
4 |
Стандартное отклонение (возраст) |
2,3 |
4,4 |
4,9 |
3,5 |
3,7 |
5) управление и организация;
6) информация;
7) природа.
Предложенные количественные содержательные критерии оценки в роли основных объектов исследования ориентированы на основные факторы, влияющие на профессиональный выбор современного старшеклассника, абитуриента. На основании ранее полученных результатов к факторам, детерминирующим такой выбор, относят индивидуально-личностные особенности, а также гендерные различия в профессиональном самоопределении. В ряде исследований отмечается, что на формирование профессионального самоопределения старшеклассников оказывают влияние индивидуально-личностные качества (субъективные факторы) и социальная среда (объективные факторы). К субъективным факторам, влияющим на профессиональное самоопределение старшеклассников, относятся: склонности,
интересы, способности, самооценка, уровень притязаний, информированность, личные профессиональные планы. Объективными факторами, влияющими на выбор профессии, являются: потребности рынка труда, возможности семьи, влияние друзей, психолого-пе- дагогическая поддержка в школе.
Для изучения актуальных факторов профессионального самоопределения лиц с инвалидностью, относимых к различным нозологиям, были проведены соответствующие измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей и интересов у старшеклассников с инвалидностью. По итогам анализа надежности по показателю альфа Кронбаха и частотности
ответов из начальной версии на стадии апробации в список из 32 вопросов были отобраны 25 пунктов, которые и составили содержание предлагаемых профессиональных профилей выбора для старшеклассников и вошли в финальную версию методики. Примеры вопросов приведены ниже.
1. В каких кружках и секциях Вы бы с удовольствием позанимались (выберите не более двух вариантов)
А — авиа- и ракетомоделирование Б — актерское мастерство В — уход за животными Г — программирование Д — ничего не подходит
2. Вас в большей степени привлекла бы работа с ... (выберите не более двух вариантов)
А — машинами и компьютерами Б — художественными произведениями, в том числе созданными Вами
В — клиентами (информирование людей по возникающим вопросам)
Г — группами сотрудников, совместно работающими над одной задачей
Д — ничего не подходит
Таблица 2
Результаты показателей надежности-согласованности профессиональных склонностей
№ п/п |
Шкалы методики |
Показатели надежности—согласованности |
||||
ММ |
ОЗ |
ПР |
СВ |
СС |
||
1 |
Технические устройства |
0,87 |
0,86 |
0,85 |
0,87 |
0,84 |
2 |
Художественное творчество |
0,82 |
0,78 |
0,77 |
0,77 |
0,80 |
3 |
Общение и взаимодействие |
0,68 |
0,67 |
0,67 |
0,66 |
0,68 |
4 |
Сервис и помощь |
0,69 |
0,64 |
0,69 |
0,67 |
0,64 |
5 |
Управление и организация |
0,70 |
0,69 |
0,69 |
0,72 |
0,65 |
6 |
Информация |
0,74 |
0,70 |
0,72 |
0,74 |
0,67 |
7 |
Природа |
0,80 |
0,78 |
0,77 |
0,81 |
0,76 |
8 |
Ничего не подходит |
0,88 |
0,89 |
0,94 |
0,86 |
0,91 |
9 |
Среднее по методике |
0,76 |
0,73 |
0,74 |
0,75 |
0,72 |
Результатом тестирования являются рекомендации, основанные на сравнении реального (тестового) профиля испытуемого и идеальных профилей различных групп направлений, заложенных в тест. Идеальные профили для этих групп созданы на основе профессиограмм и федеральных государственных образовательных стандартов. Количество групп направлений образования, предлагаемых респонденту по результатам тестирования, также варьируется в зависимости от специфики ограничений по здоровью. В отчете список содержит 7 наиболее близких респонденту позиций, которые расположены в порядке убывания коэффициента сходства. Данный коэффициент показывает степень соответствия реального и идеального профиля (максимальное значение коэффициента = 1). Рекомендуемые группы содержат также краткие расшифровки (примеры профессий, перечни экзаменов).
Показатели надежности—согласованности представлены в табл. 2.
Как видно из таблицы, по итогам апробации все версии показали высокий уровень надежности—согласованности (больше 0,7), что позволяет гарантировать точность и устойчивость результатов для каждой из версий.
Полученные версии и результаты позволили провести анализ различий между группами инвалидов как в разрезе средних показателей рекомендаций по каждой из шкал, так и в разрезе анализа рекомендаций по группам профессий. В частности, изучение качественных и количественных результатов опроса позволило оценить различия в интересах и склонностях относительно группы инвалидности. В этой связи прежде всего необходимо отметить отличие группы обследуемых старшеклассников с психическими расстройствами от остальных категорий участников — практически все интересы и склонности набирают у них более низкие показатели в стандандатизированной шкале
стэнов (шкала от 1 до 10), при этом показатель по шкале «ничего не подходит» значимо выражен. Такие результаты, конечно же, не позволяют рекомендовать эту методику для использования на этой группе респондентов. К тому же администраторы на местах, проводившие тестирование, также подтвердили, что для данной группы тестирование дается наиболее тяжело. Во-первых, количество вопросов (всего 25) чрезмерно для старшеклассников с указанными нозологиями, во- вторых, достаточно простые формулировки вопросов также сложны для них. Кроме того, нужно отметить, что в указанных в методике видах деятельности выпускники редко или практически никогда не реализуют себя.
Полученные результаты были учтены и в рекомендациях самим старшеклассникам, и в методических рекомендациях к использованию методики.
Результаты анализа профориентационных интересов и склонностей показали заниженные интересы и предпочтения к направлению профессионального профиля «Управление и организация». Наиболее предпочтительными профилями оказались «Физическая культура и спорт».
Основные предпочтения представлены в табл. 3.
Таблица 3
Распределение профессиональных интересов и склонностей с учетом нозологических особенностей
№ п/п |
Г руппа лиц с инвалидностью |
Востребованные направления |
Менее востребованные направления |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
ОЗ |
Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Изобразительное и прикладные виды искусств. Теология. Технологии легкой промышленности |
Юриспруденция. Науки о здоровье и профилактическая медицина. Образование и педагогические науки. Клиническая медицина. Психологические науки |
2 |
НС |
Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Теология. Изобразительное и прикладные виды искусств. Технологии легкой промышленности |
Фармация. Образование и педагогические науки. Архитектура. Клиническая медицина. Психологические науки |
3 |
НЗ |
Философия, этика и религиоведение. Физическая культура и спорт. Изобразительное и прикладные виды искусств. Теология. Технологии легкой промышленности |
Юриспруденция. Психологические науки. Науки о здоровье и профилактическая медицина. Фармация. Клиническая медицина |
4 |
ПР |
Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Изобразительное и прикладные виды искусств. Теология. Военное дело |
Юриспруденция. Науки о здоровье и профилактическая медицина. Клиническая медицина. Образование и педагогические науки. Психологические науки |
5 |
ОДА |
Физическая культура и спорт. Философия, этика и религиоведение. Теология. Изобразительное и прикладные виды искусств. Технологии легкой промышленности |
Фармация. Юриспруденция. Науки о здоровье и профилактическая медицина. Психологические науки. Клиническая медицина |
Отметим, что наиболее востребованные направления — спортивные, что отчасти противоречит возможностям участников выборки. Но это демонстрирует основные предпочтения участников. Среди менее востребованных направлений оказались направления, требующие знаний в области биологии и химии.
Выводы
1. Разработанная анкета и методика проведения опроса позволяют достаточно оперативно диагностировать интересы и склонности с высокой степенью надежности и устойчивости результатов.
2. Основным достоинством предложенной методики является формирование наиболее подходящих для респондента укрупненных групп специальностей и направлений, а также списка рекомендуемых профессий с учетом нозологических особенностей. Так, например, слабослышащим респондентам не предлагается в качестве примера профессия «адвокат», а слабовидящим не предлагается профессия «инженер-конструктор».
3. Данные, полученные в результате анкетирования старшеклассников с психическими расстройствами, не позволяет пока рекомендовать эту методику для использования на этой группе респондентов, однако ставит задачу дополнительных исследований к разработке метода измерения характеристик профориентационных склонностей в указанной нозологической группе.
4. Ситуацию профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, относимых к разным нозологиям, в результате проведенных исследований образуют факторы, связанные с профориентационными склонностями и интересами. Полученные результаты помогут специалистам в работе с профессиональным ориентированием в части выбора профессии и учебно-профессионального пути.
5. Реализация данного метода с использованием электронных сервисов упростит работу профориентационного консультирования абитуриентов (личный кабинет абитуриента, онлайн консультирование и т. д.)
6. Результаты диагностики рекомендуется использовать как на этапе выбора профессии, так и в ситуации оперативной профориентационной работы с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью, специалистами Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов.
7. Разработанная РУМЦ РГСУ методология измерения количественных и качественных характеристик профориентационных склонностей и интересов у старшеклассников с инвалидностью позволит абитуриентам осуществить осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
Литература
- Бикбулатова А.А., Ким Е.Н. Комплексная модель трудоустройства инвалидов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», Москва, 31 окт. 2016 г. / РГСУ; под науч. ред. Н.Б. Починок, Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. С. 39—52.
- Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Карплюк А.В. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 150 с.
- Бикбулатова А.А., Солдатов А.А., Невская М.В. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3(13). С. 36—40.
- Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 34—39.
- Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52—59.
- Джафар-заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 3—10.
- Джафар-заде Д.А. Формирование профессионального самоопределения на основе способов ориентирования и выявления уровня профессиональной готовности учащихся // Педагогические науки. 2006. № 4.
- Петрова Е.А., Бикбулатова А.А., Пчелинова В.В., Джафар-заде Д.А., Карплюк А.В. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 309 с.
- Пчелинова В.В. Субъективная картина мира профессий психолога / Ломоносовские чтения. М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 34.
- Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ. Коллективная монография / Под общ. ред. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 321 с.
- Топилин М.А. Весной будет принят закон о контроле органов власти за доступностью услуг для инвалидов [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www. rosmintrud.ru/social/invalid-defence/368/ (дата обращения: 03.03.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2330
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 987
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0