Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 2. С. 68–76
doi:10.17759/pse.2018230208
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, преподаватели, студенты с инвалидностью, психолого-педагогическое сопровождение, адаптированная образовательная программа, специальные образовательные технологии, специальные профессиональные компетенции
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230208
Для цитаты: Сорокин Н.Ю., Луковенко Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 68–76. DOI: 10.17759/pse.2018230208
Полный текст
Наличие в вузах центров инклюзивного образования, ресурсных учебно-методических центров предусматривает организационную структуру в вузе, отвечающую за инклюзивное образование и сетевое взаимодействие с вузами-партнерами, а также наличие квалифицированного персонала для работы со студентами с инвалидностью. При этом важно отметить, что сегодня в деятельности современного преподавателя вуза усиливается значение традиционной его роли — профессионального педагога, создающего условия для формирования компетенций у студентов, в том числе и с инвалидностью, что предполагает соединение знаний с личностью студента-инвалида, которая этими знаниями овладевает. Стремление сделать наше современное образование все более инклюзивным требует подготовки педагога, способного не только анализировать свою профессиональную деятельность, но и создавать новые образцы педагогической практики, изменяя привычные методы и формы обучения. Инклюзивная практика становится сегодня площадкой профессионального творчества педагога и требует от него не только профессиональной рефлексии, но и умения анализировать образовательные результаты освоения образовательной программы и проектировать индивидуальную траекторию развития студента с инвалидностью, способы учебной коммуникации, новые формы учебного взаимодействия.
В различных исследованиях последних лет отмечается, что преподаватели вуза должны формировать у студентов не только профессиональные, но и социально-личностные компетенции. Подчеркивается необходимость готовить выпускников, владеющих социальными, гражданскими, коммуникативными, интеллектуальными и другими характеристиками, способными к трудоустройству и продвижению в будущей карьере.
«Вопрос подготовки педагогических кадров не перестает быть самым важным в процессе изменений образовательной практики, особенно в период апробации и внедрения нового стандарта. Это ключевая задача настоящего периода. Важно, чтобы содержание программ и формы обучения педагогов соответствовали уровню готовности педагогов и опирались на анализ основных профессиональных трудностей. А они во многом остаются теми же — учитель не понимает смысловых контекстов изменений, он нуждается в информации и обучении, методической поддержке и профессиональном сотрудничестве со специалистами (Алехина С.В.). Новый профессиональный стандарт педагога, закрепивший владение инклюзивными технологиями, при обсуждении результатов его апробации в профессиональном сообществе (httpV/проф- стандартпедагога.рф) показал глубокий “разрыв” между современными требованиями и возможностью практики».
Реализация высшего инклюзивного образования расширяет трудовые функции профессорско-преподавательского состава, обозначенные в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», по созданию педагогических условий для развития обучающихся по программам ВО и предполагает наличие знаний о возрастных и психологических особенностях студентов с инвалидностью, о возможностях педагогической диагностики и условиях развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер у студентов с инвалидностью, о включении студентов с инвалидностью (формы, методы, средства и содержание) в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, досуговые и социально значимые мероприятия в соответствии с требованиями образовательных стандартов к компетенциям выпускников. Очевидно, что работа ППС (профессорско- преподавательского состава) по осуществлению социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью, обучающихся по программам ВО, требует от преподавателей умений по содействию адаптации к условиям учебного процесса, в выборе образовательной траектории, в координации своей деятельности и взаимодействия по вопросам обучения и воспитания студентов с инвалидностью, в выборе подходов и направлений работы в области педагогической поддержки и сопровождения личностного и профессионального самоопределения.
В условиях реализации высшего инклюзивного образования педагоги высшего образования должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи:
— коррекция нарушении развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с инвалидностью;
— изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с инвалидностью в образовательных организациях;
— выбор учебно-методического обеспечения;
— осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с инвалидностью;
— психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с инвалидностью;
— консультирование студентов с инвалидностью и членов их семей по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации;
— формирование общей культуры лиц с инвалидностью;
— реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к студентам с инвалидностью.
Подавляющее большинство (82%) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проходят обучение по программам высшего образования по очной форме обучения. Но анализ состояния дел в реальной практике обучения в вузах показывает наличие проблем обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, несформированность специальных компетенций у преподавателей. Это делает актуальной задачу специальной подготовки профессорско-преподавательского состава для работы с данной категорией студентов.
Для определения реального уровня развития специальных компетенций у профессорско-преподавательского состава вузов нами было организовано и проведено исследование, позволяющее определить степень их готовности к обучению и сопровождению студентов с инвалидностью. В нем приняли участия 282 человека, обучавшихся на курсах повышения квалификации в ноябре—декабре 2017 г.
Ранжирование респондентов по стажу работы следующее: 84% имеют стаж работы более 10 лет, 9% — от 5 до 10 лет, 4% — от 3 до 5 лет, 3% —менее 3 лет (рис. 1).
Рис. 1. Стаж работы ППС
В процессе анкетирования преподавателям было предложено ответить на ряд вопросов.
На вопрос «Обучаются ли у вас в вузе студенты с инвалидностью?» 86 % респондентов ответили утвердительно, 13 % не знают точно и 1 % ответили отрицательно (рис. 2).
Рис. 2. Ответ на вопрос «Обучаются ли у вас в вузе студенты с инвалидностью?»
На вопрос о наличии в образовательной организации доступной среды ответы распределились следующим образов: 42% преподавателей ответили, что не знают, 41 % — что условия имеются и 17 % — что условия не созданы (рис. 3).
Рис. 3. Ответ на вопрос "Создана ли в вузе доступная среда?"
Оценка по пятибалльной шкале внутренней готовности к обучению и психолого-пе- дагогическому сопровождению студентов с инвалидностью показала следующие результаты: 43% респондентов оценили свою готовность к обучению студентов с инвалидностью на 5 баллов, 32% — на 4 балла, 14% — на 3 балла, 7% — на 2 балла и 4% — на 1 балл (рис. 4).
Рис. 4. Ответ на вопрос «Насколько Вы внутренне готовы к обучению студентов с инвалидностью?» (по пятибалльной шкале)
Далее преподавателям было предложено проранжировать специальные компетенции для инклюзивного образования по пятибалльной шкале:
— готовность применять в обучении студентов с инвалидностью специальные образовательные технологии;
— способность разрабатывать учебно-методические материалы (учебные планы, адаптированные образовательные программы, фонды оценочных средств, индивидуальный образовательный маршрут, учебно-методический комплекс);
— способность и готовность устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами с инвалидностью;
— готовность оказывать психолого-педагогическую поддержку по вопросам личностного и профессионального самоопределения.
В результате все ответы распределились следующим образом.
Готовность применять в обучении студентов с инвалидностью специальные образовательные технологии (в том числе дистанционное обучение, электронное обучение, использование специальных технических средств) 17% респондентов оценили в 5 баллов, 23% — в 4 балла, 30% — в 3 балла, 12% — в 2 балла и 18% — в 1 балл (рис. 5).
Рис. 5. Оценка степени значимости компетенций (готовность применять в обучении студентов с инвалидностью специальные образовательные технологии) по пятибалльной шкале
Способность разрабатывать учебно-методические материалы (учебные планы, адаптированные образовательные программы, фонды оценочных средств, индивидуальный образовательный маршрут, учебно-методический комплекс) 7% респондентов ценили в 5 баллов, 21% — в 4 балла, 46% — в 3 балла, 17% —в 2 балла и 9% — в 1 балл (рис. 6).
Рис. 6. Оценка степени значимости компетенций (способность разрабатывать учебно-методические материалы) по пятибалльной шкале
Способность и готовность устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами с инвалидностью 46% респондентов оценили в 5 баллов, 29% — в 4 балла, 17% — в 3 балла, 5% — в 2 балла и 3% — в 1 балл (рис. 7).
Рис. 7. Оценка степени значимости компетенции (способность и готовность устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения со студентами с инвалидностью) по пятибалльной шкале
Готовность оказывать психолого-педагогическую поддержку по вопросам личностного и профессионального самоопределения 51% респондентов оценили в 5 баллов, 29% — в 4 балла, 18% — в 3 балла, 1% — в 2 балла и 1% — в 1 балл (рис. 8).
Рис. 8. Оценка степени значимости компетенций (готовность оказывать психолого-педагогическую поддержку по вопросам личностного и профессионального самоопределения) по пятибалльной шкалеСобственный же уровень сформированности специальных профессиональных компетенций по вопросам высшего инклюзивного образования 11% оценили как достаточный, 49% отметили, что им необходимы знания по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, 19% данными компетенциями не владеют и считают, что им необходимо сформировать систему знаний по этому вопросу и 21% испытали затруднения при ответе на данный вопрос (рис. 9).
Рис. 9. Оценка собственного уровня сформированности специальных профессиональных компетенций
Вместе с тем следует отметить, что 100% респондентов (282 ППС) хотели бы получить следующую информацию на курсах повышения квалификации:
1) об организации образовательного процесса для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе: создание доступной среды; использование специальных технических средств для каждой нозологической группы; выбор формы обучения, образовательных технологий, методов обучения, образовательных ресурсов; составление адаптированных образовательных программ; наполнение дисциплинами адаптированных модулей учебного плана; требования к составлению фондов оценочных средств, к промежуточной и итоговой аттестации; организация всех видов практик;
2) о психолого-педагогическом сопровождении студентов с инвалидностью: какими специалистами осуществляется это сопровождение и по каким направлениям; кто из специалистов может оказывать консультативную и методическую помощь профессорско-педагогическому составу и студентам с инвалидностью; вопросы работы с семьей студента с инвалидностью; организация коррекционной работы; формирование межличностных отношений в коллективе студентов; особенности каждой нозологической группы.
3) о трудоустройстве и постдипломном сопровождениии: помощь в трудоустройстве выпускникам с инвалидностью; создание оборудованного рабочего места, помощь в адаптации.
Полученные в нашем исследовании результаты позволяют констатировать, что на сегодняшний день примерно половина преподавателей имеют опыт в осуществлении обучения студентов с инвалидностью. Почти все преподаватели отмечают высокую степень значимости специальных профессиональных компетенций для инклюзивного образования, но уровень своей готовности они оценивают как недостаточный для обучения и осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ, так как не каждый педагог способен и готов работать с такими студентами, имеет специальную подготовку и соответственно мотивирован. К вышеперечисленному можно добавить отсутствие узких специалистов для оказания помощи студенту с инвалидностью и преподавателям, а также неукомплектованность вуза специальными техническими средствами для обучения, что, в целом, делает обучение некачественным или даже невозможным. В то же время очевидно, что инвалиды и лица с ОВЗ нуждаются в специальной образовательной поддержке, выражающейся в погружении в общую образовательную среду, предполагающую отсутствие барьеров и препятствий для их полноценной деятельности, с возможным включением различных форм специального образования.
В целом, проведенный нами анализ показывает, что реализация целей и задач высшего инклюзивного образования ставит перед вузами ряд проблем, среди которых центральное место занимает вопрос о готовности профессорско-преподавательского состава к работе со студентами с инвалидностью. Преодолеть существующие трудности можно путем разработки соответствующих программ, организации и проведения курсов повышения квалификации для сотрудников и преподавателей учреждений высшего образования. В частности, такой специальной программой может быть «Подготовка научно-педагогических кадров к организации образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
Литература
- Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 60—70. doi:10.17759/pse.2017220108
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136—145. doi:10.17759/pse.2016210112
- Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 70—78. doi:10.17759/pse.2015200308
- Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 150—160. doi:10.17759/pse.2017220117
- Гринкруг А.С., Фишман Б.Г. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития: монография. М.: Изд-во «Российская кадемия естествознания, 2014. 315 с.
- Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ declconv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.10.2016).
- Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 169—180. doi:10.17759/pse.2017220119
- Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17. doi:10.17759/pse.2017220103
- Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97. doi:10.17759/pse.2017220111
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки РФ 08.04.2014 № AK-44/05вн) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nfbgu.ru/upload/files/pdf/OVZ/8.pdf (дата обращения: 09.04.2016).
- Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций. Приказ Федеральной службы государственной статистики № 471 от 01.09.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b16_27/ IssWWW.exe/Stg/d01/pf471_010916necentr_2.do (дата обращения: 20.02.2017).
- Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]: [Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ — Психологическая наука и образование — 2017. Т. 22, № 1] / URL: http:// psyjournals.ru/psyedu/2017/n1/arzhanykh.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
- Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования www.fgosvo.ru [Электронный ресурс]: URL: http:// fgosvo.ru/01.004.pdf. (дата обращения: 20.02.2018).
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ред. от 13.07.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/.(09.04.2016) (дата обращения: 20.02.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1896
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 639
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1