Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 4. С. 21–31
doi:10.17759/pse.2018230402
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: педагог , исполнитель, руководитель образовательной организации, управленческая деятельность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230402
Для цитаты: Филинкова Е.Б., Шульга Т.И. Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 21–31. DOI: 10.17759/pse.2018230402
Полный текст
Проблема отношения исполнителей к руководству исследуется достаточно давно, основной акцент при этом делается на восприятии подчиненными личности и поведения руководителя. Восприятие же исполнителями управленческой деятельности как таковой остается малоизученным, несмотря на то что представления рядовых работников о руководящей деятельности и эмоциональное отношение к ней во многом определяют психологическую готовность стать руководителем.
В практике образования обозначенная проблема является крайне актуальной: в этой сфере сложилась парадоксальная ситуация: детские сады, школы и вузы нуждаются в подготовленных и заинтересованных руководителях, однако найти потенциального руководителя в педагогической среде совсем непросто — работники в массе своей не желают переходить на руководящие должности. Мы предполагаем, что одной из причин этого нежелания могут выступать негативные представления педагогов об управленческой деятельности. Таким образом, целью исследования, результаты которого излагаются ниже, является изучение восприятия педагогами руководящей деятельности в образовании в качестве фактора принятия решения о переходе к управленческой работе Задачи исследования:
1. провести сравнительный анализ представлений педагогов дошкольного, среднего и высшего образования о характеристиках управленческой деятельности и возможностях удовлетворения в ней основных трудовых потребностей;
2 изучить представления педагогов о мотивах перехода к управленческой должности. Основным методом исследования выступало стандартизованное интервью по специально разработанной программе, включающей как открытые, так и закрытые вопросы. В работе приняли участие 94 учителя в возрасте от 20 до 73 лет, 70 воспитателей государственных дошкольных образовательных организаций (ДОО) в возрасте от 20 до 62 лет и 70 преподавателей высшей школы в возрасте от 36 до 60 лет. Все в 234 респондента, принявших участие в исследовании, работают в г Москве или Московской области
Для того чтобы выяснить восприятие педагогами управленческой деятельности, мы предложили нашим респондентам оценить некоторые, наиболее важные, с нашей точки зрения, характеристики труда педагогов-исполнителей и руководителей образования разных рангов. Организационная структура общеобразовательных школ и ДОО включает в себя всего три уровня управления: исполнительский, уровень заместителей и уровень руководителя организации. Соответственно, в качестве объекта восприятия были взяты характеристики деятельности руководителей среднего звена (заместителей руководителя ОО — завуча и методиста) и руководителей высшего звена управления — заведующего ДОО и директора школы Организационная структура вузов включает как минимум пять уровней управления . Уровню заместителя руководителя ОО в дошкольном или среднем образовании в высшей школе соответствует уровень заведующего кафедрой, а уровню директора школы или заведующего ДОО — должность декана факультета Управленческая деятельность именно на этих должностях и была взята нами в качестве объекта восприятия руководящей деятельности в системе высшего образования.
Анализ результатов (табл. 1) показывает, что наблюдается значительное сходство в восприятии педагогами труда исполнителей и руководителей
Оценка педагогами характеристик деятельности работников образования разных уровней управления
(в баллах, где 1 — минимальный уровень, 5 — максимальный)
Характеристики деятельности |
Воспитатели ДОО |
Учителя школ |
Преподаватели вуза |
|||
Оценка деятельности |
Среднее значение |
Оценка деятельности |
Среднее значение |
Оценка деятельности |
Среднее значение |
|
Сложность |
воспитателя |
4,1 |
учителя |
4,3 |
преподавателя |
4,2 |
методиста |
4,4 |
завуча |
4,5 |
завкафедрой |
4,6 |
|
заведующего |
4,7 |
директора школы |
4,8 |
декана |
4,4 |
|
Разнообразие |
воспитателя |
4,1 |
учителя |
4,4 |
преподавателя |
4,4 |
методиста |
3,8 |
завуча |
3,7 |
завкафедрой |
4,0 |
|
заведующего |
3,7 |
директора школы |
4,0 |
декана |
3,9 |
|
Креативность |
воспитателя |
4,6 |
учителя |
4,7 |
преподавателя |
4,7 |
методиста |
4,2 |
завуча |
3,7 |
завкафедрой |
4,3 |
|
заведующего |
3,4 |
директора школы |
3,9 |
декана |
4,0 |
|
Ответственность |
воспитателя |
4,8 |
учителя |
4,7 |
преподавателя |
4,3 |
методиста |
4,6 |
завуча |
4,7 |
завкафедрой |
4,6 |
|
заведующего |
4,8 |
директора школы |
4,9 |
декана |
4,8 |
|
Самостоятель ность |
воспитателя |
3,2 |
учителя |
3,9 |
преподавателя |
3,9 |
методиста |
3,8 |
завуча |
3,9 |
завкафедрой |
4,4 |
|
заведующего |
4,5 |
директора школы |
4,3 |
декана |
4,8 |
|
Доходность |
воспитателя |
2,0 |
учителя |
2,8 |
преподавателя |
2,4 |
методиста |
4,1 |
завуча |
3,8 |
завкафедрой |
3,7 |
|
заведующего |
4,8 |
директора школы |
4,1 |
декана |
4,0 |
|
Рискованность |
воспитателя |
3,2 |
учителя |
3,9 |
преподавателя |
3,3 |
методиста |
3,7 |
завуча |
3,8 |
завкафедрой |
4,3 |
|
заведующего |
4,3 |
директора школы |
4,6 |
декана |
4,7 |
|
Психологический комфорт |
воспитателя |
3,6 |
учителя |
3,3 |
преподавателя |
4,0 |
методиста |
3,9 |
завуча |
3,5 |
завкафедрой |
4,3 |
|
заведующего |
3,9 |
директора школы |
3,6 |
декана |
4,3 |
|
Интенсивность |
воспитателя |
4,2 |
учителя |
4,6 |
преподавателя |
4,2 |
методиста |
4,2 |
завуча |
4,7 |
завкафедрой |
4,8 |
|
заведующего |
4,3 |
директора школы |
4,8 |
декана |
4,7 |
Сходство проявляется двояко Во-первых, через близость абсолютных значений отдельных анализируемых переменных: средние оценки, рассчитанные по таким характеристикам деятельности, как «сложность», «разнообразие» и «ответственность», в пределах одного уровня управления либо совпадают, либо различаются незначительно. Например, разнообразие труда педагога-ис- полнителя оценивается воспитателями, учителями и преподавателями вузов величиной от 4,1 до 4,4 балла, а разнообразие работы на любой из управленческих должностей — от 3,7 до 4,0 балла. Можно предположить, что данное сходство обусловлено спецификойсамой педагогической отрасли, определяющей своеобразие качества и количества задач, стоящих перед работниками. Сложность, интенсивность и ответственность педагогов разных образовательных организаций слабо изменяются вследствие похожести решаемых ими основных задач — обучения и воспитания.
Во-вторых, обращает на себя внимание высокое сходство относительных значений оценок, поставленных деятельности работников разных уровней управления. Из девяти изучаемых переменных респонденты выставили более высокие баллы работе исполнителя только по двум характеристикам: разнообразию и креативности. По всем остальным показателям деятельность руководителей самого высокого из рассматриваемых рангов превзошла деятельность педагога: работа заведующего ДОО, директора школы или декана факультета воспринимается как более сложная, ответственная, доходная, рискованная, интенсивная и связанная с большей самостоятельностью и психологическим комфортом субъекта по сравнению с работой воспитателя, учителя и преподавателя вуза соответственно. По оценкам сложности, самостоятельности, доходности, рискованности и креативности деятельности исполнителей и старших руководителей для всех сфер образования найдены достоверные различия (критерий Фишера, p<0,01). То есть в работе руководителя, по мнению педагогов, есть всего два плюса: возможность хорошо зарабатывать и быть достаточно самостоятельным. Стоит особо обратить внимание на разрыв в оценках доходности рядовых педагогов и руководителей: по мнению наших респондентов, исполнители в сфере образования получают доход ниже среднего (оценки от 2,0 до 2,8), при этом преподаватели вузов оценивают свой доход ниже, чем учителя и даже воспитатели, руководители среднего ранга — выше среднего (3,7+4,1), а руководители высшего из рассматриваемых рангов — однозначно высокий (4,0+4,8). Минусов в работе руководителей образования значительно больше: это и высокая интенсивность, и сложность, и повышенная ответственность, и значительная доля рутинной, малоинтересной работы в структуре повседневной деятельности
Представленные результаты позволяют сделать два вывода
1. Образ управленческой деятельности в коллективном сознании педагогического сообщества носит скорее негативную, чем позитивную окраску.
2. Широкая распространенность в педагогической среде и гомогенность представлений (отсутствие зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности) говорят о том, что восприятие управленческой деятельности в образовании носит характер стереотипа. Этот стереотип распространяется и на представления педагогов о том, каковы основные трудности в работе руководителя образовательной организации Рассмотрим их подробно на примере деятельности декана факультета
Контент-анализ позволил выделить три группы трудностей
Первая касается содержания его деятельности (48,6%). В данной категории выделились следующие группы проблем: многообразие объектов управленческого воздействия (работа со студентами, преподавателями, родителями, руководством — всего 4% высказываний); сложности взаимодействия с коллективом (конфликты, поддержание позитивной атмосферы на факультете, мотивирование преподавателей и студентов, коррупция — 17,8%) и проблемы в реализации управленческих функций (огромный документооборот, трудности в планировании и организации работы факультета — 26,8%) Вторая группа трудностей связана с условиями труда — 48,5% всех высказываний. В данной категории наиболее серьезной трудностью преподавателям вуза в деятельности декана представляется избыточная нагрузка (18,8%), связанная с большим количеством обязанностей. Также преподаватели отмечают сложные условия труда (19,8%), которые заключаются в слабой материальной базе подразделения, не соответствующей нагрузке заработной плате, нехватке квалифицированных кадров Особо педагоги выделяют высочайшую ответственность (9,9%) декана, который «отвечает за всё»: за жизнь и здоровье учащихся и работающих на факультете преподавателей, за общий процесс и результат деятельности, за имидж вверенного подразделения и т. п.
Наименьшей по числу высказываний, но, возможно, не самой последней по значимости для преподавателей является третья трудность, связанная с личностью субъекта руководящей деятельности, — несоответствие личностных качеств руководителя факультета требованиям должности (иначе — представлениям преподавателей о работе декана): 2,9%.
Представления педагогов об основных трудностях в работе руководителя образовательной организации
Смысловые категории и подкатегории |
Обобщенные представления педагогов об основных трудностях в деятельности руководителя |
|||
заведующего ДОО |
директора школы |
декана факультета |
||
Условия труда |
Избыточная нагрузка |
Много прямых и дополнительных, непрописанных обязанностей Избыток информации |
Загруженность многочисленными делами Перенасыщенность информацией |
Большое количество обязанностей |
Сложные условия труда |
Слабая материальная база, недостаточное финансирование Нестабильность образовательных стандартов . Завышенные и часто противоречивые требования государства и родителей к ДОО Нехватка кадров с профильным образованием Частые стрессовые ситуации |
Нехватка финансов, низкая оснащенность школы, ограниченность возможностей материального стимулирования Несвобода,обусловленная высокой регламентацией труда и существованием многочисленных запретов и ограничений Постоянные стрессы |
Низкая техническая оснащенность, нехватка аудиторий или их плохое состояние Низкая заработная плата Нехватка квалифицированных кадров |
|
Ответствен ность |
Высокий уровень ответственности |
|||
Содержание труда |
Сложности взаимодействия с коллективом |
Сложности в установлении положительного климата в коллективе в условиях назначения надбавок к зарплате, в нахождении общего языка с коллегами, в мотивировании коллектива, разный уровень подготовки воспитателей, конфликты |
Проблемы подбора и расстановки кадров, работы с молодыми специалистами и коллективом в целом, поддержание хорошего климата в коллективе, поиск индивидуального подхода к сотрудникам |
Разрешение конфликтов, регулирование взаимоотношений между преподавателями и студентами, мотивирование преподавателей, коррупция, сложности при назначении премий и надбавок сотрудникам |
Сложности в реализации управленческих функций |
Большой объем работы с ненужной отчетной документацией Проблемы планирования, связанные с дефицитом времени и материальных ресурсов Постоянные проверки, отвлекающие от основной работы |
Большое количество документации, написание всевозможных справок и отчетов Избыточный контроль сверху Трудности в отстаивании позиций школы в вышестоящих органах |
Огромный документооборот Проблемы планирования и организации деятельности, обусловленные дефицитом ресурсов |
|
Комплекс ность деятель ности |
Многообразие объектов управленческого воздействия (работа с педагогами, детьми, родителями) |
Многообразие объектов управленческого воздействия Множественность ролей, исполняемых руководителем |
Многообразие объектов управленческого воздействия |
|
Личностные трудности |
Несоответствие личностных качеств руководителя требованиям должности |
Ранее мы подробно описывали проблемы директора школы, которые представляются значимыми учителям. Они удивительно точно совпадают с представлениями о трудностях в работе заведующего детским садом и декана в главном Не только одинаковыми оказались категории и подкатегории, выделенные нами в процессе контент-анализа (табл 2), но и в основном совпадают обобщенные высказывания, совокупность которых составляет ту или иную смысловую категорию, а иногда дословно совпадают и конкретные высказывания, принадлежащие педагогам из разных образовательных организаций. Например, в категории личностных трудностей в работе руководителя выделяется общая для всех уровней образования четко сформулированная черта — «неумение общаться с людьми», а для дошкольного и высшего образования общим является такое высказывание, как «отстраненность [руководителя] от педагогического процесса».
Существование стереотипа о деятельности руководителя образования, имеющего скорее негативную окраску, во многом объясняет вынужденность перехода части педагогов на руководящие должности. Однако все случаи неготовности педагогов становиться руководителем данный стереотип объяснить не в состоянии. Еще одним возможным объяснением тому являются представления педагогов о возможностях удовлетворения основных потребностей в труде исполнителя и руководителя (табл 3).
Потребность в творчестве и в работе с детьми, по мнению педагогов, в наибольшей степени можно удовлетворить именно в их в деятельности. Потребность в независимости, самостоятельности в работе, а также потребности во власти, в высоком социальном статусе и материальном благополучии можно удовлетворить, находясь на руководящей должности Удовлетворение потребностей в уважении коллег, в познании и в самореализации одинаково возможно на любой из описанных должностей. Еще раз обратим внимание на высокую общность мнений педагогов разных специальностей о руководящей и исполнительской деятельности работников образования: по 5 из 10 изучаемых потребностей найдены достоверные различия (критерий Фишера, p<0,01) между показателями групп исполнителей и руководителей высшего ранга для всех, уровней образования. Это оценки возможности удовлетворения потребностей во власти, статусе, материальном благополучии, работе с детьми и творчестве. Хотя и наблюдаются определенные различия между разными уровнями образования — педагогов дошкольного и высшего образования объединяет и одновременно отличает от педагогов общего среднего образования представление о том, что потребность в самостоятельности, независимости удовлетворить в труде рядового работника намного сложнее, чем в труде руководителя высокого ранга (критерий Фишера, p<0,01), — в целом необходимо констатировать, что существуют общие для педагогов всех специальностей характеристики управленческой деятельности, оказывающие влияние на принятие решения стать руководителем: привлекают педагогов на руководящей должности возможности влиять и распоряжаться различными ресурсами (власть), иметь больший доход и высокий статус, а отталкивают нетворческий характер труда и потеря повседневного общения с молодежью
Этот вывод подтверждается представлениями педагогического сообщества о том, какие мотивы побуждают человека занимать руководящую должность Преподаватели вузов, в частности, полагают, что таковыми являются (в порядке уменьшения значимости) власть, карьера, деньги, самореализация, статус, достижения, общественная полезность и независимость в работе Примерно такая же структура мотивации перехода к управленческой деятельности существует и в коллективном сознании педагогов дошкольного и общего среднего образования, во всяком случае, пятерка ведущих мотивов во всех случаях совпадает (табл 4).
Оценка педагогами возможности удовлетворения потребностей в деятельности работников образования разных уровней управления
(в баллах, где 1 — минимальный уровень, 5 — максимальный)
|
Воспитатели ДОО |
Учителя |
Преподаватели вузов |
|||
Потребности |
Оценка возможности удов |
Среднее |
Оценка возможности удов |
Среднее |
Оценка возможности удов |
Среднее |
|
летворения в |
значение |
летворения в |
значение |
летворения в |
значение |
|
деятельности |
|
деятельности |
|
деятельности |
|
В творчестве |
воспитателя |
4,5 |
учителя |
4,5 |
преподавателя |
4,4 |
|
методиста |
4,2 |
завуча |
3,9 |
завкафедрой |
4,3 |
|
заведующего |
3,3 |
директора школы |
3,9 |
декана |
4,0 |
В самосто |
воспитателя |
3,3 |
учителя |
3,6 |
преподавателя |
3,8 |
ятельности, |
методиста |
3,5 |
завуча |
3,8 |
завкафедрой |
4,5 |
независимости |
заведующего |
3,8 |
директора школы |
4,0 |
декана |
4,7 |
В общении |
воспитателя |
4,7 |
учителя |
4,7 |
преподавателя |
4,8 |
|
методиста |
4,6 |
завуча |
4,6 |
завкафедрой |
4,3 |
|
заведующего |
4,3 |
директора школы |
4,6 |
декана |
4,6 |
В работе с |
воспитателя |
4,9 |
учителя |
4,8 |
преподавателя |
4,9 |
детьми |
методиста |
3,8 |
завуча |
4,2 |
завкафедрой |
4,5 |
|
заведующего |
3,3 |
директора школы |
3,9 |
декана |
4,3 |
В личностном |
воспитателя |
4,1 |
учителя |
4,4 |
преподавателя |
4,3 |
росте, само- |
методиста |
4,1 |
завуча |
4,2 |
завкафедрой |
4,7 |
реализации |
заведующего |
3,8 |
директора школы |
4,3 |
декана |
4,0 |
В познании |
воспитателя |
3,9 |
учителя |
4,6 |
преподавателя |
4,4 |
нового |
методиста |
3,9 |
завуча |
4,4 |
завкафедрой |
4,5 |
|
заведующего |
4,0 |
директора школы |
4,5 |
декана |
4,2 |
Во власти |
воспитателя |
3,6 |
учителя |
3,1 |
преподавателя |
3,1 |
|
методиста |
3,7 |
завуча |
4,3 |
завкафедрой |
4,5 |
|
заведующего |
4,0 |
директора школы |
4,7 |
декана |
4,9 |
В достижении |
воспитателя |
3,0 |
учителя |
2,7 |
преподавателя |
2,9 |
материального благополучия |
методиста |
3,5 |
завуча |
3,7 |
завкафедрой |
4,0 |
заведующего |
4,0 |
директора школы |
4,1 |
декана |
4,4 |
|
В уважении |
воспитателя |
4,2 |
учителя |
4,4 |
преподавателя |
4,0 |
со стороны |
методиста |
4,1 |
завуча |
4,4 |
завкафедрой |
4,6 |
коллег |
заведующего |
4,1 |
директора школы |
4,5 |
декана |
4,6 |
В достижении |
воспитателя |
3,4 |
учителя |
3,2 |
преподавателя |
3,7 |
высокого |
методиста |
4,0 |
завуча |
3,9 |
завкафедрой |
4,5 |
статуса |
заведующего |
4,4 |
директора школы |
4,4 |
декана |
4,9 |
Совокупное воздействие негативного стереотипа о содержании управленческой деятельности, а также представления о ее ведущих мотивах, достаточно далеких от мотивации педагогической деятельности, приводит к тому, что педагоги в большинстве не готовы переходить на управленческие должности (среди преподавателей вузов в нашем исследовании согласие занять должность декана выразили всего 5,7% респондентов), что создает определенные проблемы с точки зрения подбора руководящих кадров в образовании
Выводы
Иерархия мотивов перехода к управленческой деятельности в представлениях педагогов
Ранг |
Ведущие мотивы при переходе на должность |
||
заведующего ДОО |
директора школы |
декана |
|
|
власть |
деньги |
власть |
2 |
деньги |
власть |
карьера |
3 |
самореализация |
карьера |
деньги |
4 |
карьера |
статус |
самореализация |
5 |
статус |
самореализация |
статус |
1. Образ управленческой деятельности в коллективном сознании педагогического сообщества носит характер негативно окрашенного стереотипа: он распространен во всех уровнях образования независимо от возраста и педагогического стажа и сходен по своим характеристикам.
2. Работа руководителя образования воспринимается педагогами как достаточно доходная и предоставляющая субъекту более высокий по сравнению с исполнителем уровень самостоятельности. В то же время руководящая деятельность представляется педагогам-исполнителям как более интенсивная, сложная, ответственная, нетворческая и с этой точки зрения проигрывает педагогической В главном совпадают и представления педагогов всех уровней образования об основных трудностях в работе руководителя Выделяется три группы трудностей : условия труда (избыточная нагрузка, сложные условия труда и высокая ответственность), содержание труда (сложности взаимодействия с коллективом и в реализации управленческих функций) и трудности, обусловленные несоответствием качеств руководителя требованиям должности. Мы полагаем, что выделенные сложности обусловлены спецификой самой педагогической сферы, а также проводимой в настоящее время реформой образования.
Литература
- Башук Е.Н., Орлов А.В., Широкова А.Ш. Социально значимые черты личности руководителя в восприятии подчиненных // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского.Серия: Социальные науки.2006.№ 1.С.3—14.
- Бушкова-Шиклина Э.В. Деятельность руководителя в восприятии работников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.Серия: Социальные науки.2008.№ 4.С.19—23.
- Демидова И.Ф. Восприятие подчиненными руководителей с разным стилем руководства // Новая наука: От идеи к результату.2016.№ 5—2 (84).С.116—118.
- Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Образ идеального и реального руководителя строительной отрасли в представлении подчиненных // Экономика и предпринимательство.2014.№ 8 (49).С.427— 431.
- Козьяков Р.В. Имидж успешного руководителя в представлении менеджеров и рядовых сотрудников // Полиграфист.В помощь руководителю и главному бухгалтеру.2012.№ 56.С.30—38.
- Кораблин С.И. Особенности представления о руководителе в группах с различным уровнем психологического развития // Территория науки.2007.№ 1.С.126—132.
- 7. Новиков М.М. Гендерные различия в представлениях об образе идеального руководителя коммерческих и государственных предприятий // Научные труды Вольного экономического общества России.2012.Т.166.С.344—349.
- 8. Новиков М.М. Представления работников государственных и коммерческих предприятий об образе идеального руководителя // Известия Смоленского государственного университета.2013.№ 1 (21).С.412—417.
- 9. Панкратова И.А. Исследование представлений педагогов об эффективном руководителе в психологической науке // Грантовая научно- исследовательская и научно-образовательная деятельность: цели, технологии, результаты: Коллективная монография / Отв.ред.О.П.Чигишева.Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество, 2016.С. 57—82.
- 10. Перешивко М.Е. Представления педагогов- воспитателей о содержании деятельности руководителей ДОУ // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.2014.№ 24.С.55—59.
- 11. Сиващенко Е.Н. Отношение работников к руководителям на предприятиях с разными формами собственности: дис.… канд.психол.наук.М., 2003.207 с.
- 12. Смирнова Н.П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных: дис.… канд.психол.наук.М., 2003.187 с.
- 13. Терещенко Н.Г. Представления собственников бизнеса и наемных работников о компетенциях руководителя // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2017.Т.8.№ 3—2.С.112—116.
- 14. Филинкова Е.Б. Деловые и личностные качества руководителя как фактор удовлетворенности исполнителей работой // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2007.№ 2.С.231—241.
- 15. Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сибирский психологический журнал.2012.№ 44.С.89—100.
- 16. Филинкова Е.Б., Князева И.А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2014.№ 1.С.83—92.
- 17. Филинкова Е.Б., Перешивко М.Е. Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ // Современная психология: материалы III Международной научной конференции (г.Казань, октябрь 2014 г.).Казань: Бук, 2014.С.70—73.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1884
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 464
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0