Психологическая структура родительской толерантности

1254

Аннотация

Рассматривается не разработанный в психологической науке вид толерантности (родительской), от уровня которой зависит воспитательный потенциал семьи. На основе авторской концепции сознательного родительства разработана модель родительской толерантности. Апробирован психодиагностический комплекс для изучения структуры родительской толерантности. Модель родительской толерантности как интегрального единства трех компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) эмпирически проверена. С помощью корреляционного исследования осуществлен структурно-содержательный анализ толерантности. Делается вывод о том, что системообразующим в структуре родительской толерантности является эмоциональный компонент и его элементы — позитивные родительские чувства к ребенку на основе его безусловного принятия и родительская любовь; в когнитивном компоненте — осознанность отношения родителя к ребенку и родительской ответственности; в поведенческом — коммуникативная толерантность и демократический стиль семейного воспитания.

Общая информация

Ключевые слова: толерантность, родительская толерантность (интолерантность), диагностика родительской толерантности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230412

Для цитаты: Овчарова Р.В. Психологическая структура родительской толерантности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 121–129. DOI: 10.17759/pse.2018230412

Полный текст

 

Введение

На процесс социальных взаимодействий в современном мире как на уровнях «государство — государство», «личность — группа», так и на уровне «личность — личность» влияет степень толерантности людей . Опыт автора по работе с проблемой детско-родительских отношений и проблемой толерантности показывает, что неэффективные детско-родительские отношения также обусловлены интоле- рантностью родителей к своим детям Однако, несмотря на повышенный интерес со стороны ученых-психологов к проблеме толерантности в целом, необходимо отметить слабую изученность родительской толерантности . Имеющиеся данные об отдельных ее проявлениях не создают целостную картину явления

Операционализация содержательных элементов психологической структуры родительской толерантности позволила предложить психодиагностический комплекс из пяти методик для исследования ее трех взаимосвязанных компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) .

На основе опросника «Сознательное ро­дительство» Р . В . Овчаровой, М . О . Ермихиной осуществлялась оценка себя как родителя, родительских ожиданий и установок, отношений, чувств, позиций, родительской ответственности и воспитательной практики.

Опросник «Позитивные родительские чувства» Е . А . Падуриной выявлял модальность чувств по отношению к себе как родителю, родительству в целом, своему ребенку и супругу(е).

С помощью «Опросника родительской любви и симпатии» Е В Милюковой исследовалось преобладающее чувство родителя по отношению к ребенку (любовь или симпатия); определялся компонентный состав и типология родительской любви.

Авторская методика экспресс-диагностики родителей (МЭДОР) использовалась для изучения стиля семейного воспитания . Опросник состоит из самодиагностики типового семейного состояния (напряженность, семейная тревожность, чувство вины в семье), самоди­агностики родительского отношения (отвержение ребенка, отсутствие кооперации, авторитарная гиперсоциализация родителей), а также личностных особенностей родителей, провоцирующих их интолерантность.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, в значительной мере предопределяющей все другие формы толерантности, предлагалась для выявления толерантных и интолерантных установок родителей в общении с ребенком.

Исследование проводилось в детских садах г . Кургана . В нем приняли участие 32 полные семьи, состоящие в браке и имеющие общего ребенка старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) . На первом этапе исследования разрабатывалась теоретическая модель психологической структуры родительской толерантности, на втором этапе проводились апробация диагностического комплекса и эмпирическая проверка модели

Модель психологической структуры родительской толерантности

Проблема толерантности является междисциплинарной и достаточно широко представлена в разных науках . Намечены подходы к пониманию толерантности, ее детерминант и функций. Дан анализ форм ее проявления, сфер и уровней развития. Рассмотрены различные виды толерантности.

Ученые трактуют толерантность как социально приемлемое поведение и отказ от доминирования в отношениях; договоренность о правилах; уважение мнения другого человека; определенный качественный уровень взаимодействия, проявление особых отношений, понижение чувствительности к объекту; психологическую устойчивость, систему позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей, черту характера, компонент жизненной позиции зрелой личности. Наблюдается отсутствие единой критериальной основы в определении понятия «толерантность», когда за частным, единичным не прослеживается общее, видение которого возможно лишь на основе системного подхода.

Психологи определили три группы проблем толерантности: психология толерантной личности; психология толерантности в социальных группах и психология толерантного взаимодействия Социальные психологи особо выделяют коммуникативную толерантность, но трактуют ее как психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение. При данной трактовке учитывается только когнитивная сторона. Тем не менее, имея правильные убеждения, человек не всегда следует им в реальном общении и адекватно переживает последствия своего поведения.

Термин «родительская толерантность» в психологических исследованиях не рассматривается, хотя встречаются близкие ее односторонним проявлениям понятия (ненасильственное общение, рефлексивное, ассертивное, фасилитирующее поведение, эм­патия, родительская забота, альтруизм и др. ), которые не могут претендовать на раскрытие всей его сущности. Системное понимание феномена в отличие от парциального будет означать, что толерантность присутствует в сознании, чувствах и поведении родителя

Основными недостатками в психологических исследованиях толерантности являются отсутствие системного подхода, концентрация на социально-психологических аспектах, исключение из списка приоритетов родительской толерантности, с которой начинается формирование всех ее видов в детстве под влиянием ближайшего окружения — семьи.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью изучения родительской толерантности на основе системного подхода Исследование посвящено разработке модели психологической структуры родительской толерантности как целостной системы и ее эмпирической проверке Было выдвинуто предположение о том, что родительская толерантность есть интегральная система, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, имеет специфическое содержание.

Теоретико-методологической основой разработки модели психологической структуры родительской толерантности послужила авторская концепция сознательного роди­тельства Согласно этой концепции, роди­тельство как интегральное образование личности включает: семейные ценности супругов (ценностные ориентации); родительские ожидания и установки; отношение, чувства родителей к ребенку; позиции родителей; родительскую ответственность и воспитательную практику (стиль семейного воспитания). Каждая из вышеназванных составляющих родительства как личностного образования отца и/или матери содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты В каждом из них могут проявляться как толерантные, так и интолерантные тенденции.

Поскольку родительская толерантность/интолерантность является одним из проявлений родительства, правомерно рассматривать ее психологическую структуру, исходя из структуры родительства в целом

Наш подход также соотносится с идеей Г . Л . Бардиер (2005) о структуре общей толерантности, основанной на взаимодействии трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. С нашей точки зрения, структура всех видов толерантности идентична при специфике содержания.

В итоге в предлагаемой на данной теоретической основе модели родительская толерантность рассматривается как интегральное образование личности родителя Она проявляется на трех взаимосвязанных уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом и обусловливает субъектное развитие личности ребенка и его психологическое благополучие.

Толерантность базируется на принципах гуманизма, доверия, сотрудничества и партнерства (рис )

Субъектами родительской толерантности являются оба родителя (отец и мать), которые взаимодействуют между собой на уровне ро­дительства как надиндивидуального целого, обеспечивая тем самым общую стратегию воспитания ребенка в соответствии с родительскими ролями, не допуская их перверсии Объектом родительской толерантности является ребенок с присущими ему индивидуально-типологическими и психологическими особенностями Родительская толерантность выполняет функции первичной социализации, воспитания, коммуникации и фасилита- ции развития личности ребенка

На толерантные установки родителей указывают партнерские отношения, развивающие активность ребенка Индикаторами ин- толерантных установок родителей являются сверхавторитет родителей и установление отношений зависимости, уклонение от контакта с ребенком или чрезмерное вторжение в мир ребенка; стремление педалировать развитие ребенка и т. п.

Результатом родительской толерантности является субъектное развитие личности ребенка, его социально-психологическая адаптация, а последствиями родительской интолерантности — объектное развитие личности ребенка, социально-педагогическая запущенность, средовая дезадаптация.


Рис. Модель родительской толерантности как фактора субъектного развития личности ребенка и методы ее диагностики.

По отношению к родительству родительская толерантность является одним из частных проявлений Родительская толерантность/интолерантность отражается в позитивном/негативном восприятии родительства и воспитательной деятельности родителя, т. е. может снижать/повышать ответственное родительство В этом случае родительская компетентность и ответственность рассматриваются нами как результат высокого уровня сформированности родительства в целом и толерантности в частности.

Результаты эмпирической проверки психологической структуры родительской толерантности

Подтверждением достоверности теоретической модели родительской толерантности в структурном плане (как интегральной системы) стал высокий уровень корреляционных связей как между ее отдельными компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), так и между отдельными элементами внутри этих компонентов.

Из общего числа возможных связей 1,5% достоверных связей при р<0,001 имеет эмоциональный компонент, 39 (0,6%) — когнитивный компонент, 15 (0,2%) — поведенческий компонент На этом основании эмоциональный компонент можно полагать системообразующим в структуре родительской толерантности Выявлены также содержательные аспекты родительской толерантности внутри каждого компонента и системообразующие элементы в них Такими элементами в когнитивном компоненте являются осознанность отношения родителя к ребенку и осознанность родительской ответственности (55% достоверных связей) В эмоциональном компоненте главными являются позитивные родительские чувства к ребенку на основе его безусловного принятия и родительская любовь (50% достоверных связей) . Поведенческий компонент содержит такой доминирующий параметр как коммуникативная толерантность, которая выражается в умении родителей скрывать свои негативные чувства к ребенку и отсутствии стремления подгонять его под себя . Демократический стиль семейного воспитания сопровождается фасилити- рующей семейной обстановкой (50% достоверных связей)

Анализ интеркорреляций в когнитивном компоненте дал следующую картину При осознанном отношении родителей к ребенку родители не стремятся подгонять ребенка под себя (r=0,361), не используют себя в качестве образца для подражания (r=0,767), не стремятся переделывать его без учета индивидуальных особенностей (r=0,348) . Они не испытывают физический и психологический дискомфорт (r=0,564), не проявляют категоричности или консерватизма при взаимодействии с ребенком (r=0,483), умеют сглаживать возникающие при этом неприятные чувства (r=0,576) . Осознанность родительской ответственности имеет отрицательную связь с такими проявлениями коммуникативной инто- лерантности, как категоричность и консерватизм в оценках ребенка (r=-0,371), неумение скрывать и сглаживать негативные чувства по отношению к нему (r=-0,388), стремление сделать его удобным (r=-0,382), неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям другого (r=-0,363) .

В эмоциональном компоненте позитивные родительские чувства к ребенку на основе безусловного принятия имеют положительную корреляцию с осознанностью родительских чувств (r=0,358) и кооперацией при взаимодействии с ребенком (r=0,397). Со всеми проявлениями коммуникативной интолерантности связь обратная: использование себя в качестве эталона (r=-0,460), стремление подгонять ребенка под себя (r=-0,408), категоричность и консерватизм в оценках ребенка (r=-0,403), физический и психологический дискомфорт в общении (r=-0,400), стремление переделать, перевоспитать (r=-0,385). При выраженности родительской любви и симпатии родители осознают родительские чувства (r=0,361) и стиль семейного воспитания (r=0,396) . Они склонны к симбиозу (r=0,365) и кооперации (r=0,360) с ребенком, толерантны к физическому и психологическому дискомфорту, создаваемому ребенком (r=0,381).

Поведенческий компонент выражается в коммуникативной толерантности родителей, толерантном (демократическом, фасилитиру- ющем) стиле семейного воспитания . Анализ корреляционных связей данного компонента выявил следующее . При выраженном стремлении подогнать ребенка под себя, сделать его удобным родители часто отвергают своего ребенка таким, какой он есть (r=0,362), и видят в нем маленького неудачника (r=0,454) . Подобное «воспитание» сопровождается нервно-психическим напряжением (r=0,499), общей семейной тревожностью (r=0,528) и чувством вины у родителей (r=0,454) Родителей, не умеющих скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с негативными качествами ребенка, прощать ему ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности, приспосабливаться к его характеру, привычкам и желаниям или стремящихся переделывать ребенка, сопровождают аналогичные переживания (r=0,430; 0,392; 0,382; 0,352; 0,550; 0,528; 0,458)

Основные результаты исследования

Проведенный нами анализ позволил не только научно обосновать необходимость создания модели психологической структуры родительской толерантности, но и получить данные, подтверждающие ее соответствие изучаемому феномену

Доказано предположение о родительской толерантности как интегральной системе, имеющей специфическое содержание в отличие от других видов толерантности

Выявлен системоообразующий компонент родительской толерантности

Показана специфика родительской толерантности к детям дошкольного возраста Апробирован пакет психодиагностических методик, адекватный содержанию родительской толерантности

Заключение

Проведенное исследование позволило разработать и эмпирически проверить теоретическую модель психологической структуры родительской толерантности На основе системного подхода с помощью корреляционного анализа подтверждена структура и специфическое содержание родительской толерантности как трехкомпонентного интегрального образования личности родителя, в котором системообразующим является эмоциональный компонент В каждом компоненте выявлены главные элементы В результате доказано, что основанием родительской толерантности являются позитивные родительские чувства к ребенку, его безусловное принятие, родительская любовь и симпатия (эмоциональный компонент) Она задается осознанностью отношения к ребенку и родительской ответственностью (когнитивный компонент) и проявляется в коммуникативной толерантности и демократическом стиле семейного воспитания (поведенческий компонент)

Специфика родительской толерантности к детям дошкольного возраста проявляется в повышенной ответственности родителей за воспитание маленького ребенка, доминировании позитивных родительских чувств, безусловной любви и симпатии Толерантные родители дошкольников проявляют коммуникативную толерантность, т е строят семейное воспитание на принципах педоцентризма, сотрудничества и фасилитации

Пакет психодиагностических методик (опросник «Сознательное родительство» М . О . Ермихиной, методика «Позитивные родительские чувства» Е А Падуриной, опросник родительской любви и симпатии Е В Милюковой, методика диагностики стиля семейного воспитания Р В Овчаровой, методика диагностики общей коммуникативной толерантности В В Бойко) может быть использован для изучения родительской толерантности в практической работе с семьей

Дальнейшие исследования проблемы могут касаться динамики формирования родительской толерантности, характера ее проявлений по отношению к детям разного возраста и пола, влияния на развитие личности ребенка и др.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.A. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: научно-публицистический вестник.М.: МГУ, 2001.Вып.1.С.8—18.
  2. Бардиер Г.Л.Социальная психология толерантности.СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005.119 с.
  3. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: метод.пособие.СПб: СПб МАПО, 1998.24 с.
  4. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему): учеб.-метод.пособие.М.; Воронеж: Изд- во МПСИ; МОДЭК, 2003.238 с.
  5. Воробьева И.В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: дис....канд.психол.наук.Екатеринбург, 2006.170 с.
  6. Гессманн Х.-В., Севастьянов П.С. Концепция ненасильственного общения М.Розенберга [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2014.Т.3.№ 2.С.84—91.URL: http:// psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70115.shtml (дата обращения: 24.12.2017).
  7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб.пособие.М.: Акад.проект, 2004.173 с.
  8. Крушельницкая О.И. Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России // Психологическая наука и образование.2012.№ 1.С.75—76.
  9. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред.Г.У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой.М.: Центр СМИ МГУ им.М.В.Ломоносова, 2004.С. 140—143.
  10. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: монография.М.; Берлин: Международное изд-во Palmarium, 2013.638 с.
  11. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие.М.: Изд.центр «Академия», 2005.368 с.
  12. Оллпорт Г.У. Толерантная личность [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал.2011.Вып.2 (6).С.155—159.
  13. Почебут Л.Г. Психология этнической толерантности // Психологические аспекты межкультурной адаптации / Под общ.ред.В.В. Калиты.Владивосток: Дальнаука.2015.С. 7—25.
  14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Под ред.Д.Я. Райгородского.Самара: БАХРАХ-М, 2001.672 с.
  15. Русакова С.В. Психологическое сопровождение развития коммуникативной толерантности у подростков в общеобразовательных учреждениях: дис.… канд.психол.наук.Шадринск, 2014.187 с.
  16. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность — две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности: Научно- публицистический вестник.М.: МГУ, 2001.Вып.2.С.90—101.
  17. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология, 2014.№ 2.С.107—120.
  18. Ashford N. Principles for a free society.Second edition.Brome: Blomberg and Janson, 2001.96 p.
  19. Decio V. Reflective functioning moderates the association between perceptions of parental neglect and attachment in adolescence // Psychoanalytic Psychology.2015.Vol.32 (1).P.23—35.doi.org/10.1037/a0037858
  20. Marcus G.E., Sullivan J.L., Theiss-Morse E., Wood S.L. With malice toward some: How people make civil liberties.New York: Cambridge University Press, 1995.660 p.doi.org/10.1017/CBO9781139174046
  21. Mondak J., Sanders M. Tolerance and intolerance, 1976—1998 // American Journal of Political Science.2003.Vol.47 (3).P.492—502.doi.org/10.1007/s10826- 016-0388-7
  22. Rostad W.L., Whitaker D.J. The Association Between Reflective Functioning and Parent.Child Relationship Quality // Journal of Child and Family Studies.2016.Vol.25 (7).P.2164—2147.doi.org/10.1007/s10826-016-0388-7
  23. Smekal V. Tolerance: Anthropological and Psychological View // Studia Psychologica.1995.Vol. 37 (5).P.287—289.
  24. Stern J.А., Borelli J.L., Smiley P.A. Assessing parental empathy: a role for empathy in child attachment // Attachment and Human Development, 2015.Vol.17 (1).P.1—22.doi.org/10.1080/1461673.2014.969749Модернизация

Информация об авторах

Овчарова Раиса Викторовна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: oraissa@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2065
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1254
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3