Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук

415

Аннотация

Представлены материалы исследования динамики коннотативных значений понятий, описывающих учебное пространство ВУЗа, у студентов, прошедших обучение по курсу «Мышление и письмо», который является ключевым в образовательной модели по системе свободных искусств и наук. Тестировалась гипотеза о динамической тенденции к большей дифференциации и индивидуализации понятий «студент», «обучение», «учебная группа» у студентов экспериментальной выборки. Участники исследования (всего 152 студента, из них 110 девушек и 42 юноши в возрасте от 17 до 23 лет, М = 17,91, SD = 0,79) оценивали данные понятия с помощью шкалы семантического дифференциала до и после обучения по курсу. Обнаружено (р < 0,10 ÷ 0,05), что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой коннотации понятия «студент» демонстрируют рост образности и субъективного оценочного компонента, понятие «обучение» начинает оцениваться как менее враждебное и более разнообразное. В свою очередь, динамика коннотативных характеристик понятия «учебная группа» обнаруживает преимущественное сходство с контрольными (фоновыми) показателями. Полученные результаты представляют интерес для широкого круга преподавателей высших учебных заведений, прежде всего, в контексте целенаправленного воздействия педагогических технологий на формирование учебной мотивации учащихся и могут служить материалом для сравнительных исследований, направленных на изучение эффектов концептуально различных учебных программ.

Общая информация

Ключевые слова: динамика коннотативных значений, семантическое пространство, смысловая динамика, учебное пространство, образование по модели свободных искусств и наук

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230404

Для цитаты: Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В. Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 41–51. DOI: 10.17759/pse.2018230404

Подкаст

Фрагмент статьи

Образование по модели свободных искусств и наук (Liberal Arts and Science) в высших учебных заведениях является своего рода альтернативой узкопрофильному (отраслевому) обучению. Данная модель наиболее успешно воплощает принципы компетентностной парадигмы, поскольку ее основным содержанием является развитие способности к эффективному решению профессиональных задач с учетом стремительно меняющегося внешнего контекста. Образование по модели свободных искусств и наук (Liberal Arts and Science) в высших учебных заведениях является своего рода альтернативой узкопрофильному (отраслевому) обучению. Данная модель наиболее успешно воплощает принципы компетентностной парадигмы, поскольку ее основным содержанием является развитие способности к эффективному решению профессиональных задач с учетом стремительно меняющегося внешнего контекста.

Литература

  1. Балицкая И.В. Мультикультурный аспект содержания учительских программ (на примере колледжей свободных искусств США) // Среднее профессиональное образование.2006.№ 11.С. 63—66.
  2. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования.2015.№ 4.С.33—61.doi: 10.17323/1814-9545-2015-4-33-61.
  3. Захарова И.В., Стрюкова Г.А. Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога // Психологическая наука и образование.1999.№ 3—4.С.30—35.
  4. Иванова Ю.В., Соколов П.В. Перспективы развития образования по модели свободных искусств и наук в России // Вопросы образования.2015.№ 4.С. 72—91.doi: 10.17323/1814-9545-2015-4-72-91.
  5. Кудрин А.Л. Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования // Вопросы образования.2015.№ 4.С. 62—71.doi: 10.17323/1814-9545-2015-4-62-71.
  6. Леонидова О.С. Применение семантического дифференциала для реализации компетентностного подхода в ВУЗе // Информатизация образования и науки.2012.№ 15.С.128—134.
  7. Пиплс П. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард- колледжа // Вопросы образования.2015.№ 4.С. 116—131.doi: 10.17323/1814-9545-2015-4-116- 131.
  8. Серов А.А., Заболоцкая Т.А. Применение методов семантического дифференциала в исследованиях динамики самооценки профессиональной зрелости студентов экономического профиля // Математика, статистика и информационные технологии в экономике, управлении и образовании.Сборник трудов V Международной научно-практической конференции.Тверь: Тверской государственный университет.2016.С.139—144.
  9. Goodman, C.H. A comparison of the interests and personality traits of engineers and liberal arts students // Journal of Applied Psychology.1942.Vol.26(6).P. 721—737.doi: 10.1037/h0055696.
  10. Osgood, C.E., Suci, G.J. Factor analysis of meaning // Journal of Experimental Psychology, 1955.Vol.50(5).P.325—338.doi: 10.1037/h0043965.

Информация об авторах

Полянина Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития философско-социологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: helgapol72@gmail.com

Балева Милена Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, доцент кафедры психологии развития, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ФГБОУ ВО ПГНИУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7334-3635, e-mail: milenabaleva@yandex.ru

Шевкова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии философско-социологического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: eshevkova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1496
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 415
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0