Семантика жизненных моделей в информационном поле социальных сетей

119

Аннотация

В условиях стремительного развития информационной среды жизненный путь человека, идентичность, жизненное пространство личности представлены теперь не только в реальном, но и виртуальном мире, а также в дополненной реальности. Смешение виртуального и реального пространств не может не сказаться на повседневной жизнедеятельности молодых людей. В данной статье предпринята попытка описания и структурирования элементов жизненных моделей как фрагментов жизненного сценария, транслируемых через сообщества в социальных сетях. Содержательным полем для анализа стала социальная сеть «ВКонтакте» как наиболее популярная и часто используемая с целью передачи интересной и востребованной информации среди российских интернет-пользователей, в частности среди молодежи, онлайн-платформа. Исходным положением проведенного исследования стало предположение о том, что содержание постов социальной сети, описывающих различные сферы жизнедеятельности, может послужить основой для выстраивания элементов жизненных моделей, транслируемых в Интернете. Исследование состояло из нескольких этапов: подготовительного (анкетирование молодежи о предпочитаемом интернет-контенте) и основного (семантический и контент-анализ содержания сообществ социальных сетей). Выборку подготовительного этапа составили 110 респондентов, средний возраст — 22 года (SD = 2,8). Выборка основного этапа состояла из более чем 200 тыс. постов из 20 наиболее популярных молодежных сообществ социальной сети (со средним числом подписчиков 4 миллиона, с развлекательным и нетематическим контентом) за последние 2 года. С помощью специальных программных кодов и компьютерных программ были проанализированы посты, посвященные наиболее значимым сферам жизнедеятельности человека. Наиболее популярными сло- вами-маркерами, обозначающими сферы жизнедеятельности в постах, стали: работа, отношения и семья. Данные автоматизированного семантического и контент-анализа показали, что наиболее часто через посты в сообществах демонстрируется модель активного, целеустремленного человека, который готов действовать, гибок, мобилен относительно работы и саморазвития, однако в отношении выстраивания семейных отношений консервативен. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что характеристики компонентов жизненных моделей наиболее ярко представлены в постах интернет-сообществ, активно транслируются через них. Результаты исследования могут способствовать изучению основных механизмов трансляции между современниками характеристик поведения в реальной жизни, ценностей и информации через интернет-контент, а также работе практикующих психологов при обращении к профилю в социальных сетях или предпочитаемым сообществам клиентов.

Общая информация

Ключевые слова: жизненные модели, социальные сети, внутрипоколенная трансмиссия, молодежь, интернет-контент, семантическое пространство

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.102

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках исследовательского проекта № 18-013-00599 («Жизненные модели молодежи: межпоколенное и внутрипоколенное исследование»).

Для цитаты: Костромина С.Н., Одинцова М.М. Семантика жизненных моделей в информационном поле социальных сетей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 1. С. 24–47. DOI: 10.21638/spbu16.2021.102

Литература

  1. Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В., Москвичева Н. Л. Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8, № 4. С. 341–357. https://doi.org/ 10.21638/11701/spbu16.2018.403
  2. Костромина С. Н. Жизненные модели современной российской молодежи // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н. В. Гришиной, С. Н. Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 223–247.
  3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008.
  4. Нуркова В. В., Днестровская М. В., Михайлова К. С. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта [Электронный документ] // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. С. 2. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2012v5n25/734-nourkova25.html (дата обращения: 30.10.2020).
  5. Дивисенко К. С. (Авто)биографический нарратив как коммуникативное действие и репрезентация жизненного мира // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 36–52.
  6. Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Вып. 1. С. 118–136.
  7. Трегубенко И. А. Историческая память в контексте субъективной картины жизненного пути личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013.
  8. Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 5–18. https://doi.org/10.17759/pse.2019240301
  9. Kostromina S. N., Grishina N. V., Moskvicheva N. L., Zinovyeva E. V. Commitment to Generation Subculture As a Factor of Building a Life Scenario // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences / published by the Future Academy. 2020. Vol. LXIV. P. 267–275.
  10. Чигрина Н. В., Жупник О. Н. Роль и место ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. Т. 1 (67), № 4. С. 56–63.
  11. Отчет: Исследование Gen Z, основанное на Criteo Shopper story [Электронный документ]. URL: https://www.criteo.com/ru/wp-content/uploads/sites/10/2018/07/2018-Gen-Z-Report-RU. pdf (дата обращения: 20.10.2020).
  12. Smith A. Why Americans use social media [Электронный документ] // Pew Internet & Ameri- can Life Project. 2011. URL: http://pewinternet.org/Reports/2011/Why-Americans-Use-Social-Media.aspx (дата обращения: 08.08.2020).
  13. Obar J. A. Canadian advocacy 2.0: An analysis of social media adoption and perceived affordances by advocacy groups looking to advance activism in Canada // Canadian Journal of Communication. 2014. Vol. 39. P. 211–233.
  14. Социальные сети в России, осень 2016. Цифры, тренды, прогнозы // Adlndex.ru. 2016. 8 декабря. URL: https://adindex.ru/publication/analitics/100380/2016/12/8/156545.phtml (дата обращения: 20.06.2020).
  15. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 2. С. 98–121.
  16. Kerckhove D. de, Almeida C. M. de. What is a digital persona? // Technoetic arts. 2013. Vol. 11. P. 277–287.
  17. Марцинковская Т. Д. Современная психология — вызовы транзитивности [Электронный документ] // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n42/1168-martsinkovskaya42.html (дата обращения: 29.08.2020).
  18. Пользователи стали чаще лайкать и сидеть в соцсетях с компьютеров [Электронный документ] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/16/04/2020/5e98175d9a7947beb10bf01d (дата обращения: 13.08.2020).
  19. Абашев В. В., Печищев И. М. Городские сетевые издания как агенты урбанизации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 201–214.
  20. Костромина С. Н., Одинцова М. М. Контент социальных сетей и блогов как семантическое пространство исследования жизненных моделей молодежи // Ананьевские чтения — 2019: Психология обществу, государству, политике, материалы международной научной конференции. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 344–345.
  21. Azucar D., Marengo D., Settanni M. Predicting the Big 5 personality traits from digital footprints on social media: A meta-analysis // Personality and Individual Differences. 2018. No. 124. P. 150–159. https:// doi.org/10.1016/j.paid.2017.12.018

Информация об авторах

Костромина Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Факультет психологии, Санкт-Петербургского государственного, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9508-2587, e-mail: s.kostromina@spbu.ru

Одинцова Мария Маратовна, Ассистент кафедры психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: m.odintsova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 340
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 119
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3