Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 5. С. 77–86
doi:10.17759/pse.2018230508
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: когнитивная переработка информации, подростковый возраст, моральные суждения, моральная ответственность, моральная чувствительность, интернет-зависимость
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230508
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 18-013-01080.
Для цитаты: Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 77–86. DOI: 10.17759/pse.2018230508
Полный текст
Задачи развития подросткового возраста связаны с процессом общения, в ходе которого происходит самоопределение в области ценностей, жизненных целей и интересов . Социализация как процесс вхождения человека в социальный мир крайне важна для подростка в переходном периоде от мира детства к миру взрослых, выступая формой двигателя всех сфер психического развития. Самоопределение в социальном мире приводит к выделению своего личного, индивидуального отношения к разным сферам социальной жизни.
Формирование системы ценностей в подростковом возрасте включает развитие моральных ориентиров и регуляторов в условиях социального взаимодействия . Взрослеющий подросток сталкивается с ситуациями альтернативных моральных выборов в контексте взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе в интернет-пространстве.
Большинство исследователей подросткового возраста отмечают возрастающую роль интернета и онлайн-коммуникации в процессе социализации и решения задач развития Широкое применение получает термин «информационная социализация», в том числе и при анализе социальной ситуации развития современных подростков. Новые информационные технологии начинают замещать привычные формы общения и взаимодействия — и в личном общении, и в образовательном процессе, и в процессе познания мира С учетом возрастно-психологической специфики подросткового возраста смещение фокуса значимых отношений в область отношений со сверстниками приводит ко все большему доминированию интернет-общения. Информационная социализация становится одним из основных институтов социализации подростков . Отметим низкий уровень информационной безопасности подростков — доступный контент в большинстве случаев не регулируется и не регламентируется . Подросток может сталкиваться с информацией, представляющей фактор риска для развития в личностной, когнитивной и поведенческой сферах, эмоционального благополучия. Ситуации онлайн-агрессии в интернет-общении становятся достаточно распространенными и выступают факторами травматизации, искажая представления о межличностном общении. Специфика интернет-общения оказывает влияние на моральное развитие Потенциальные ресурсы и риски информационной социализации ставят вопрос о способах когнитивной переработки социальной информации, источником которой является интернет В условиях легкой доступности и ограниченности социального контроля контента информации вопросы особенностей ее восприятия, переработки и анализа становятся ключевыми
Одной из наиболее известных моделей КПИ является модель циклов переработки информации, предложенная Н . Криком и Д . Доджем . Модель включает взаимосвязанные этапы переработки информации: восприятие информации; интерпретация информации; прояснение целей; построение возможных обратных действий на основе прогнозирования их следствий; принятие решения о действии и реализация действия Каждый этап может приводить к нарушению переработки информации вследствие личностных особенностей участников взаимодействия, уровня развития их социальных компетенций, несовпадения в понимании содержания и форм общения.
Исследование возможностей использования модели КПИ Н Крика и Д Доджа продемонстрировала, что при продуктивной обработке социальной информации большое значение имеют просоциальные компоненты когнитивной схемы: просоциальные цели, ценности и поведенческие реакции, которые позволяют построить позитивные отношения с агрессивными партнерами и, как следствие, снизить уровень онлайн-агрессии в общении. Изучалось влияние способов КПИ на проявление агрессивного поведения. Было установлено, что к подростковому возрасту связь между агрессивным поведением и способами КПИ становится все более явной. Сегодня способы КПИ являются общей целью профилактики с целью снижения насилия среди подростков и молодежи
Взаимосвязь двух процессов развития — развития способности подростков к конструированию социального знания на основе КПИ и процесса развития морального мышления — тем не менее в полной мере изучена не была Принципиально новой задачей является исследование указанной проблемы в условиях информационной социализации, характерной для современного детства и подростничества, в рамках которой открытое информационное пространство определяет характер представлений подростка о социальном мире и особенности морального сознания
Приступая к исследованию, мы предположили наличие взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального сознания и представления о моральной ответственности . В эпоху перехода к префигуративной культуре (М . Мид) в условиях открытого и противоречивого информационного пространства и возрастания социальной неопределенности КПИ приобретает ключевое значение в формировании восприятия мира в дискурсе морали справедливости / несправедливости и заботы / отвержения (Л . Кольберг, К . Гиллиган).
Таблица 1
Центры кластеров — распределения респондентов по особенностям КПИ
|
1-й тип |
2-й тип |
3-й тип |
Восприятие информации |
18 |
22 |
24 |
Интерпретация информации |
20 |
20 |
23 |
Прояснение и принятие целей (выбор способов реагирования) |
19 |
22 |
24 |
Оценка реакции |
23 |
20 |
24 |
Действия |
24 |
19 |
25 |
Количество респондентов |
52 |
49 |
107 |
Организованное и проведенное нами исследование было направлено на изучение взаимосвязи КПИ из интернет-сети и формирования представлений подростков о моральной регуляции отношений в современном информационном обществе
Задачи исследования включали: 1) выделение эмпирических типов КПИ подростками — пользователями интернета; 2) изучение связи типов КПИ и выраженности признаков интернет-зависимости; 3) исследование взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального сознания, представления об ответственности и особенности моральной чувствительности
Методики и выборка
В исследовании были использованы 4 методики:
1. Авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернет.
2. Методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен .
3. Методика «Справедливость — забота» предназначена для выявления уровня развития морального сознания в двух подходах: Л . Кольберга и К . Гиллиган.
4. Авторская методика выявления уровня моральной чувствительности
В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте от 13 до 18 лет . Из них 47% юношей и 53% девушек .
Полученные результаты При помощи кластерного анализа по результатам методики, направленной на выявление способов КПИ в сети интернет, подростки были разделены на 3 кластера — табл 1
Установлены значимые различия в оценках всех компонентов КПИ в разных кластерах (p<0,01), что позволяет рассматривать выделенные группы как группы, характеризующиеся различными типами КПИ (критерий Краскела—Уоллиса) .
1-й тип (25% респондентов) — его представители характеризуются узким, односторонним, фрагментарным восприятием информации . В процессе ее интерпретации зачастую акцентируют внимание на отдельных незначимых аспектах информации, демонстрируют низкий уровень осознанности и ригидность целей, но при этом, однако, обнаруживают умения адекватно оценивать последствия своих действий и осуществлять выбор социально адекватных целей и реализовывать их КПИ характеризуется ориентацией на действия без анализа, интерпретации ситуации и прояснения целей («Поведенцы»).
Таблица 2
Средние оценки интернет-зависимости подростков с разными типами КПИ
|
1-й тип |
2-й тип |
3-й тип |
Различия |
p |
||||
Компульсивные симптомы |
10,25 |
9,29 |
7,81 |
0,000 |
Симптомы отмены |
10,48 |
10,18 |
8,75 |
0,001 |
Симптомы толерантности |
7,87 |
7,00 |
6,45 |
0,001 |
Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем |
11,69 |
11,08 |
9,59 |
0,004 |
Проблемы с управлением временем |
9,29 |
8,63 |
7,51 |
0,000 |
Ключевые симптомы интернет-зависимости |
28,60 |
26,47 |
23,02 |
0,000 |
Проблемы, связанные с интернет-зависимостью |
20,98 |
19,71 |
17,10 |
0,000 |
Общий балл интернет-зависимости |
49,58 |
46,18 |
40,12 |
0,000 |
2-й тип (23% респондентов) — его представители обнаруживают достаточно целостное восприятие ситуации в информационном потоке, но в процессе интерпретации нередко соскальзывают на отдельные, не столь важные аспекты информации . При осознанности целей и готовности к их изменению, широком репертуаре поведенческих реакций не всегда могут оценить последствия своих действий, фиксируясь преимущественно на краткосрочных следствиях, что приводит к тому, что выбор конкретных действий и их реализация оказываются ошибочными и неэффективными . Характерна ориентация на анализ ситуации без адекватного выбора действий и учета их последствий («Аналитики») .
3-й тип (51% респондентов) — его представители отличаются полнотой и целостностью восприятия информации, в интерпретации обнаруживается критическое отношение к информационному полю, осуществляют сравнение с другой информацией, выделяют важную / релевантную информацию . Характерны осознанность целей, готовность к их изменению и широкий диапазон поведенческих реакций, направленных на поиск разрешения трудностей . Прогнозирование краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных перспектив действий позволяет дифференцировать и выбирать адекватные социальные формы поведения и эффективно осуществлять их . 3-й тип был обозначен как эффективный тип КПИ
Эффективность КПИ из интернета связана с выраженностью интернет-зависимости подростков: по всем симптомам интернет-зависимости самые низкие оценки имеют подростки с 3-м типом — высокой эффективностью КПИ (табл 2) Оценки с 1-м и 2-м типами КПИ различаются не так сильно, однако наибольшая выраженность всех симптомов интернет-зависимости характерна для 1-го типа КПИ .
Для проверки гипотезы о взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе мы провели сравнительный анализ уровня развития морального сознания, представлений о моральной ответственности и моральной ориентации у респондентов с разными типами КПИ Уровень развития морального сознания и характер моральной ориентации на принцип справедливости и заботы оценивался нами по результатам методики «Справедливость — забота». Полученные результаты представлены в табл 3
Для подростков 3-го типа КПИ выявлены самые высокие оценки по шкале «Социальный контракт» и самые низкие по «Власть авторитетов, боязнь наказаний» и «Инструментальный обмен» Самые низкие оценки по шкале «Социальный контракт» и высокие для «Власть авторитетов, боязнь наказаний» и «Инструментальный обмен» были констатированы для группы КПИ 2-го типа Самые высокие оценки для шкал преконвенционального уровня — «Власть авторитетов, боязнь наказаний» и «Инструментальный обмен» — для группы КПИ 1-го типа Таким образом, можно констатировать более высокий уровень развития постконвенционального морального сознания у подростков с КПИ 3-го типа и более выраженную ориентацию на преконвенцио- нальный уровень — у подростков с неэффективными способами КПИ (1-й и 2-й типы).
Таблица 3
Средние оценки шкал методики «Справедливость — забота» у подростков с разными типами КПИ
|
1-й тип |
2-й тип |
3-й тип |
Различия |
Р |
||||
Справедливость 1 |
2,49 |
2,29 |
2,15 |
0,018 |
Справедливость 2 |
2,60 |
2,61 |
2 . 28 |
0,006 |
Справедливость 3 |
2,95 |
2,74 |
2,72 |
0,228 |
Справедливость 4 |
2,92 |
2,57 |
2,71 |
0,154 |
Справедливость 5 |
3,60 |
3,46 |
3,87 |
0,015 |
Справедливость 6 |
3,37 |
3,49 |
3,49 |
0,554 |
Забота 1 |
2,73 |
3,19 |
2,73 |
0,004 |
Забота 2 |
3,40 |
3,12 |
3,40 |
0,108 |
Забота 3 |
3,40 |
3,25 |
3,59 |
0,040 |
Забота 4 |
3,26 |
2,91 |
3,31 |
0,041 |
Забота 5 |
3,15 |
2,96 |
3,16 |
0,170 |
Для моральных суждений принципа заботы подростки 3-го типа КПИ продемонстрировали самые высокие оценки по шкалам «Рефлексивная эмпатическая ориентация» и «Учет интериоризированных ценностей», обнаруживая выраженную ориентацию на принцип заботы в моральных ситуациях. Напротив, подростки, характеризующиеся 2-м типом КПИ более, чем остальные группы, ориентированы на «Ориентацию на себя» и менее на «Рефлексивную эмпатическую ориентацию» и «Учет интериоризированных ценностей» Оценки подростков с КПИ 1-го типа в значительной степени приближаются к оценкам группы с КПИ 3-го типа, обнаруживая достаточно высокий уровень развития морального сознания
В области моральной ответственности обнаружены значимые различия по шкале «признание ответственности» Подростки со
2-м типом КПИ в наименьшей степени склонны признавать ответственность за действия, нарушающие моральную норму, что, по нашему мнению, связано с трудностями КПИ в блоке оценки последствий действий и с сужением ориентировки на агрессивных, изолирующих и фобических реакциях социального окружения
Третьим показателем особенностей морального развития подростков стала моральная чувствительность Проверка наличия различий в оценках моральной чувствительности подростков с разными типами КПИ обнаружила ряд различий, представленных в табл . 4 .
Таблица 4
Средние оценки параметров моральной чувствительности у подростков с разными типами КПИ
|
1-й тип |
2-й тип |
3-й тип |
Различия |
P |
||||
Межличностное взаимодействие |
4,66 |
4,58 |
4,96 |
0,006 |
Знание, как помочь |
3,91 |
3,87 |
3,62 |
0,034 |
Моральный конфликт |
4,33 |
4,21 |
4,34 |
0,595 |
Моральное значение |
4,42 |
4,32 |
4,42 |
0,680 |
Значимые различия наблюдаются по двум шкалам методики на оценку моральной чувствительности — «Межличностное взаимодействие» и «Знание, как помочь». Самую высокую сенситивность к моральному содержанию общения и межличностного взаимодействия и ориентацию на моральные нормы как регуляторы отношений и взаимодействия обнаружили подростки с высокой эффективностью КПИ Вместе с тем наибольшие оценки по шкале «Знание, как помочь» были получены для группы подростков с высокой ориентацией на выбор и реализацию социально адекватных форм поведения
Обсуждение результатов
Результаты эмпирического исследования особенностей когнитивной переработки подростками социальной информации в интернете позволили нам выделить три группы подростков с различными типами КПИ . Для 1-го типа КПИ (25%) характерно фокусирование подростков на поведении, его долгосрочных и краткосрочных последствиях При достаточном умении дифференцировать и выбирать наиболее адекватные способы действий подростки этой группы отличаются фрагментарностью и разорванностью восприятия информации, низкой продуктивностью интерпретации и прояснения целей. Низкий уровень осознанности целей, «застревание», ригидность целей отличают этот тип КПИ В значительной мере это обусловлено чрезмерной вовлеченностью подростков в сеть интернет и яркой выраженностью всех симптомов интернет-зависимости, обусловливающей низкий уровень реализации «аналитического компонента» КПИ и фрагментарности восприятия вследствие «полевого» поведения в интернет-сети 2-й тип КПИ (23%) в определенном смысле противоположен 1-му — благополучие «аналитического компонента» сочетается с нарушениями «поведенческого» Сохранение относительной целостности восприятия и возможность адекватного декодирования и интерпретации информации позволяют подросткам этой группы осознавать цели, но фокусирование внимания на краткосрочных последствиях действий, сужение ориентировки на агрессивных, изолирующих и фобических реакциях, восприятие социального мира как враждебного лишают их возможности дифференцировать способы поведения и выбирать его социально приемлемые формы . 3-й тип КПИ (51%) отличается не только целостностью восприятия и адекватностью декодирования информации, но и критическим и самостоятельным отношением к информации, осознанностью целей и гибкостью поиска решений, ориентацией на социально приемлемые формы поведения и адекватной оценкой их последствий Заметим, что именно для 3-го типа с его высокой эффективностью КПИ выраженность симптомов интернет-зависимости подростков оказывается минимальной
Полученные в нашем исследовании данные подтверждают выдвинутую гипотезу о взаимосвязи типа КПИ и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе, включая уровень развития морального сознания и представления подростков о моральной ответственности Для группы 2-го типа КПИ типичны моральные суждения постконвенционального уровня, высокая чувствительность к моральному содержанию общения и коммуникаций и выраженная готовность к признанию моральной ответственности в ситуации моральной трансгрессии Для группы 1-го типа характерна гетерогенность моральных суждений в зависимости от учета принципа заботы или принципа справедливости Более высокий уровень моральных суждений при ориентации на принцип заботы сочетается с предпочтением суждений преконвенционального уровня по сравнению с подростками, отнесенными нами к 3-му и даже 2-му типу В случае нарушения моральной нормы героем дилеммы подростки этой группы более склонны к признанию его ответственности, чем подростки с КПИ 2-го типа, и чаще, чем другие, настаивают на необходимости наказания и негативно оценивают поведение героя Уровень развития морального сознания подростков с КПИ 2-го типа более однороден и вне зависимости от учета принципа справедливости или принципа заботы тяготеет к преконвенциональному уровню. Подростки этой группы менее остальных готовы признать ответственность героя дилеммы при нарушении моральной нормы даже при отрицательной оценке его поведения Таким образом, мы получили подтверждение взаимосвязи способов КПИ в интернет-сети подростками и особенностей морального сознания, включая уровень моральных суждений, готовность признать моральную ответственность при нарушении моральной нормы, моральную чувствительность в сфере межличностного взаимодействия и знания, как осуществлять «помогающее» поведение
1. Эмпирически выделены три типа КПИ подростками в сети интернет, различающиеся по эффективности реализации восприятия и декодирования информации, ее интерпретации, прояснению целей, оценке краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных перспектив действий и поведенческих реакций и способности дифференцировать и выбирать адекватные социальные формы поведения
2. Подтверждена связь продуктивности КПИ и интернет-зависимости: чем более выражена интернет-зависимость, тем в меньшей степени подростки обнаруживают целостное восприятие информации, готовность к критическому анализу и обобщению информации, осуществлению выбора социально адекватных форм поведения
3. Выявлена взаимосвязь типов КПИ в сети интернет и особенностей морального сознания и представлений подростков о моральной регуляции, ответственности и моральной чувствительности Высокая эффективность КПИ сочетается с предпочтением моральных суждений постконвенционального уровня, готовностью признать моральную ответственность в ситуации нарушения моральной нормы и чувствительностью к моральному содержанию межличностного взаимодействия Низкая эффективность КПИ (по 1-му и 2-му типам) связана с высокой значимостью моральных суждений преконвенционального уровня, гетерогенностью морального сознания, низкой готовностью к признанию моральной ответственности при нарушении моральной нормы
Литература
- Андреева Г.М. Психология социального познания.М.: Аспект Пресс, 2002.303 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность.М.: МПСУ, 2013.216 с.
- Марцинковская Т.Д.Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования, 2012, 5(26), 7.http://psystudy.ru/num/2012v5n26/766- martsinkovskaya26.html (дата обращения: 09.09.2018).
- Молчанов С.В.Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология.2007.№ 1.С. 73—80.
- Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2011.№ 2.C.59—72.
- Молчанов С.В.Психология подросткового и юношеского возраста.М.: Юрайт, 2016.351 с.
- Карабанова О.А.Телевидение и СМИ как фактор социализации в детском и подростковом возрасте // Информационная и психологическая безопасность в СМИ.М.: Аспект Пресс.2008.Т. 2.С.50—61.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал.2014.№ 3(15).C.39—51.doi: 10.11621/npj.2014.0305
- Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children´s social adjustment // Psychological Bulletin.1994.№ P.74—101.doi: 10.1037/0033-2909.115.1.74
- Dalla Nora C.R., Zoboli E., Vieira M.M. Moral sensitivity in Primary Health Care nurses.Rev Bras Enferm [Internet].2017.№ 70(2).P.308—316.doi: https://doi.org/10.1590/0034-7167-2016-0453
- Kupersmidt J.В., Stelter R., Dodge K.A.Development and Validation of the Social Information Processing Application: A Web-Based Measure of Social Information Processing Patterns in Elementary School-Age Boys // Psychological assessment.2011.№ 23(4).P.834—847.doi: https://doi.org/10.1037/ a0023621
- Lansford J.E., Malone P.S., Dodge K.A., Crozier J.C., Pettit G.S., Bates J.E. A 12-Year Prospective Study of Patterns of Social Information Processing Problems and Externalizing Behaviors // Journal Abnormal Child Psychology.2006.№ 34(5).P.715—724.doi: https:// doi.org/10.1007/s10802-006-9057-4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2119
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 949
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0