Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей

957

Аннотация

Раскрываются особенности деятельности специалистов по сопровождению замещающих семей, принявших на воспитание старших подростков, оставшихся без попечения родителей.На основе проведенного исследования с использованием блока методик дан сравнительный анализ эмоциональной среды замещающей семьи и среды родной (кровной) семьи.Впервые выделены критерии эмоциональной среды семьи, оказывающие воздействие на старших приемных подростков.Показано, что эмоциональное отношение приемных и родных старших подростков к отцу и матери, членам семьи отличается по ряду критериев.Обращается внимание на то, что старшие подростки недостаточно позитивно ощущают себя в семьях, так как у них достаточно часто преобладает печаль.Подтверждено, что в замещающей семье, как и в кровной, отношение к матерям более позитивное, чем отношение к отцам, другим членам семьи.Утверждается, что для приемных старших подростков позитивный образ замещающей мамы является основой ощущения их позитивного эмоционального состояния в семье и эмоциональной защищенности, что позволяет им социализироваться.Подчеркнута особая роль в создании эмоциональной среды семьи организации совместного проведения досуговой деятельности родителей и старших подростков, при этом это касается как родной, так и замещающей семьи.

Общая информация

Ключевые слова: обогащенная среда семьи, обедненная среда семьи, эмоциональная среда семьи, замещающая семья, приемные дети, деинституционализация, привязанность, социализация, десоциализация, адаптация, досуговая среда

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230506

Для цитаты: Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 51–66. DOI: 10.17759/pse.2018230506

Подкаст

Литература

  1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: автореф.дисс.… канд.психол.наук.М., 2008.23 с.
  2. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: автореф.дис.… канд.психол.наук.Ярославль, 2004.22 с.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.2-е изд.М.: Академический проект, 2004.232 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б Общаться с ребенком.Как? Изд-во АСТ.2008.352 с.
  5. Иванова И.М. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях приемной семьи: автореф.дисс … канд.п.наук.СПб, 2007.21 с.
  6. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2007.25 с.
  7. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.Прага: Авиценум.1984.334 с.
  8. Ослон В.Н.Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.М.: Генезис, 2006.368 с.
  9. Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2012.№ 4.URL: http://psyedu.ru/ journal/2012/4/3147.phtml (дата обращения: 14.08.2016).
  10. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф.дисс.… докт.психол.наук.М., 2004.57 с.
  11. Семья Г.В.Национальная стратегия действий в интересах детей в России и стратегии Совета Европы по правам ребенка // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.С.108—118.doi: 10.17759/pse.2016210109
  12. Спиваковская А.С.Психотерапия: игра, детство, семья.М., Изд.«Эксмо-пресс».Т.1.304 с.
  13. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник МГОУ.Серия: «Психологические науки».М.: Изд-во МГОУ.2010.№ 4.С.47—49.
  14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е изд.СПб: Питер, 2005.400 с.
  15. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью методики «Семейная доска» // Вопросы психологии.2014.№ 2.С.63—66.
  16. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье.Вестник МГОУ.Серия «Психологические науки».М.: Издательство МГОУ, 2012.№ 3.C.32—40.
  17. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор реабилитации личности ребенка в замещающей семье // Вестник Московского государственного областного университета.Серия «Психологические науки».М.: Издательство МГОУ, 2012.№ 4.С.52—63.
  18. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ.Серия «Психологические науки» М.: Изд-во МГОУ, 2010.№ 1.С.5—11.
  19. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ.1998.№ 2.С.34—56.

Информация об авторах

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Антипина Мария Александровна, заместитель директора по социально-реабилитационной работе, ГКО Социально-реабилитационный центр «Алтуфьево» ДТСЗН г.Москвы, Москва, Россия, e-mail: antipina1701@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1691
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 957
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3