Методика «Сказочный семантический дифференциал»: диагностические возможности

2279

Аннотация

Методика «Сказочный семантический дифференциал», выполнение которой предусматривает, что респондент должен оценить фиксированный набор сказочных персонажей по набору личностных характеристик, была разработана для индивидуальной работы психолога с детьми 4—10 лет.Личностные характеристики, по которым оцениваются персонажи, сформулированы теми словами, которыми взрослые пользуются в общении с детьми этого возраста.Интегральный анализ отношения ребенка к персонажам позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы.В статье обсуждаются количественные показатели, которые могут быть вычислены, исходят из тех ответов, которые были даны респондентом на вопросы методики.Эти показатели характеризуют отношение ребенка к себе и другим, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание и иерархию этих категорий, уровень самооценки и меры социализации.В статье представлены результаты эмпирического исследования.Обсуждаются половозрастные различия когнитивной сложности межличностного восприятия и социализации.В каждой половозрастной группе для каждого показателя вычисляются границы, определяющие его «нормальную» выраженность.Рассматриваются примеры индивидуальных семантических пространств.

Общая информация

Ключевые слова: психосемантика, репертуарные решетки, "Сказочный семантический дифференциал", тест когнитивных способностей, когнитивная сложность, социализация, межличностное восприятие, половозрастные нормы, дети 4-10 лет

Рубрика издания: Психологическая диагностика

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230604

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 17-06-00278.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования Т.И.Менчук и М.А.Коростину, а также М.И. Паповян за помощь в переводе статьи на английский язык.

Для цитаты: Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика «Сказочный семантический дифференциал»: диагностические возможности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 41–54. DOI: 10.17759/pse.2018230604

Подкаст

Фрагмент статьи

Методика "Сказочный семантический дифференциал": диагностические возможности

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни.М., 1991.299 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб: Издательский дом «Питер», 2007.399 с.
  3. Филимоненко Ю.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC).СПб: Иматон, 1994.94 с.
  4. Курганова Е.А. Особенности ориентации на моральные и конвенциональные нормы в младшем школьном возрасте: Дисс.на соиск.уч.степени канд.психол.наук.М., 2005.194 с.
  5. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников.М.: Смысл, 2011.235 с.
  6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988.207 с.
  7. Петренко В.Ф., Митина О.В., Гамбарян М.П., Менчук Т.И. Сказочный семантический дифференциал // Вопросы психологии. № 4.С. 148—161.
  8. Петренко В.Ф., Митина О.В., Коростина М.А. Измерение самооценки с помощью методики «Сказочный семантический дифференциал» у детей младшего школьного возраста // Всероссийский психологический форум «Обучение.Воспитание.Развитие.2017» (Сочи, 10—19 октября 2017 г.).Материалы, доклады и выступления.М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017.С.72—77.
  9. Петренко В.Ф., Митина О.В., Коростина М.А. Использование методики «Сказочный семантический дифференциал» для определения когнитивной сложности межличностного восприятия у детей 5—10 лет // Вестник МГУ.Серия «Психология».2017.№ 2.С. 114—135.
  10. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально- желаемого поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование.2006.№ 4.С.81—94.
  11. Салмина Н.Г., Тиханова И.Л. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов // Культурно-историческая психология.2007.№ 1.С.56—62.
  12. Шкуратова И.П. Когнитивные стили и их влияние на успешность общения и обучения.Ростов- на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического института, 1999.156 с.
  13. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания.М.: Смысл, 2001.263 с.
  14. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии.Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 1984.С.63—67.
  15. Южанинова А.Л. Типы затруднений в общении у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности общения: Диагностика и коррекция.Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического института, 1990.С.21—23.
  16. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия: Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.психол.наук.М., 1982.20 с.
  17. Bell R.C. GRIDSTAT: A program for analyzing the data of a repertory grid [Computer software] (Version 4.0).Melbourne, Australia: University of Melbourne, Department of Psychology, 2004.
  18. Crowne D.P., Marlowe D.A. A new scale of social desirability independent of psychopathology // Journal of Consulting Psychology.1960.Vol.24.№ P.349— 354.doi: 10.1037/h0047358.
  19. Kelly G. The psychology of personal constructs.London; New York: Routledge in association with the Centre for Personal Construct Psychology, 1991.190 p.
  20. Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning.Urbana: University of Illinois Press, 1957.346 p.
  21. Petrenko V.F., Mitina O.V. A psychosemantic approach to the study of meanings // Conception of Meaning.New York: Nova publisher, 2014.P.33—57.
  22. Piaget J.The Psychology of Intelligence.Totowa, NJ: Littlefield, 1972.182 p.
  23. Rubin R.B., Henzl S.A. Cognitive complexity, communication competence and verbal ability // Communication Quarterly.1984, № 32.P.263—270.
  24. Touw H.M.F., Meijer P.C., Wubbels T. Using Kelly’s theory to explore student teachers’ constructs about their pupils // Personal Construct Theory and Practice, 2015.Vol.12.№ P.1—14.
  25. Turiel E.The development of social knowledge: Morality and convention.Cambridge University Press, 1983.240 p.

Информация об авторах

Петренко Виктор Федорович, доктор психологических наук, Профессор, Заведующий лабораторией факультета Психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской Академии наук, Москва, Россия, e-mail: victor-petrenko@mail.ru

Митина Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404, e-mail: omitina@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3247
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 2279
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 34