Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста

703

Аннотация

Представлено исследование половой и возрастной специфики мотивационного и ценностного отношения к учебе старшеклассников.Обследованы школьники 8—11-го классов (от 14 до 17 лет) двух школ г.Москвы с традиционной парадигмой обучения.Мотивы выявлялись факторным анализом ответов на 70 утверждений для четырех выделенных групп юношей и девушек отдельно.Всего опрошено 328 человек, в том числе 94 мальчика (8—9-й классы) и 75 юношей (10—11-й классы), 90 девочек (8—9-й классы) и 69 девушек (10—11-й классы).Выявлялись также корреляции между характером мотивации и ценностными ориентациями на основании ранжирования 12 терминальных (по Рокичу) и 10 учебных ценностей — получено общих протоколов для 67 мальчиков (8—9-й классы) и 53 юношей (10—11-й классы), 60 девочек (8—9-й классы) и 59 девушек (10—11-й классы).Установлено, что возрастные изменения мотивации и взаимосвязи ее с ценностями в старшем школьном возрасте имеют выраженную половую специфику.Если при переходе от подросткового к юношескому возрасту у юношей успешная учеба в основном остается средством для одобрения и самоутверждения, а соотношение мотивации и ценностей не вполне согласованы, то у девушек соотношение мотивации достижения, самоопределения, самоутверждения и соответствующих им ценностей становится более согласованным.Это свидетельствует о более зрелом восприятии ими процесса обучения.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, ценности, старшеклассники, пол, личность, развитие

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230606

Для цитаты: Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 67–74. DOI: 10.17759/pse.2018230606

Полный текст

 

Как известно, мотивационная сфера в старшем школьном возрасте претерпевает качественные изменения: происходит ее иерархизация на основе осознания и обобщения мотивов своего поведения. Характерная черта старшеклассника — формирование жизненных планов и становление устойчивого ядра ценностных ориентаций. В мотиваци­онную сферу школьника существенный вклад вносят и его индивидуальные особенности, которые в значительной степени определяются половой спецификой . Причины половых различий объясняются особенностями в процессах социализации мальчиков и девочек, усвоении ими культурных правил, отражающих представления о разнице социальных ролей мужчин и женщин в данном обществе. Кроме того, от пола детей существенно зависит не только специфика социальных ролей и обусловленность этим личностных планов и ценностей будущей активности, но и психологический возраст (имеется существенная гетерохронность в физическом и психологическом развитии юношей и девушек), а следовательно, и зрелость мотива­ционно-ценностных систем личности В ряде исследований были обнаружены психологические различия учащихся разного пола, которые проявились, в частности, в мо­тивационной сфере и ценностно-смысловых установках

Кроме того, важной проблемой оказывается проблема экспериментального выявления структуры мотивации личности . Мотив — внутренняя причина, которая побуждает и направляет деятельность человека, — обычно недоступен прямому наблюдению В самонаблюдении мотивы проявляются в виде мотивировок — сознательных интерпретаций и объяснений собственного поведения и поведения других . Но поскольку мотивировки всегда выражены в понятиях, восприятие которых неоднозначно (зависит от ряда причин, в том числе от возраста, пола, контекста и т . п . ), экспериментальная реконструкция мотива всегда сопряжена с неопределенностью интерпретации соответствующих мотивировок респондентами Поэтому использование простой статистики межгруппового сравнения в данном случае представляется некорректным Необходимо использовать такой методический прием диагностики мотивации, который позволил бы выявлять для исследуемых групп школьников не только вклад той или иной отдельной мотивировки, но и содержательные особенности выделяемых мотивов через структуру корреляций этих мотивировок . Эти структурные особенности могут быть формализованы в виде факторной модели, когда фактор соотносится с определенным мотивом, а его содержание определяется факторными нагрузками — степенью вклада в него той или иной мотивировки либо соответствующим профилем мотивировок

Цель данной работы — выявить возрастную и половую специфику факторов мотивации и их взаимосвязей с ценностями

Гипотеза исследования — при переходе от подросткового к юношескому возрасту характер учебной мотивации и ее связи с ценностями у школьников разного пола будет изменяться по-разному: степень согласованности мотивов учения и соответствующих им ценностей у девочек будет увеличиваться сильнее, чем у мальчиков

Методика

В опросе по двум методикам добровольно (при согласии родителей) приняли участие школьники 8—11-х классов двух школ г . Москвы с традиционной парадигмой обучения, которые были разделены на 4 группы по полу и возрасту

1. Мотивы учебной деятельности выявлялись по каждой группе школьников отдельно с помощью факторного анализа оценок степени согласия с каждым из 70 утверждений специально разработанного опросника [4; 5] (высказывания выборочно приведены при описании результатов)

По этой методике опрошены 328 человек, в том числе 94 мальчика (8—9-е классы) и 75 юношей (10—11-е классы), 90 девочек (8— 9-е классы) и 69 девушек (10—11-е классы) .

2. Ранжировались 22 ценности, включая 12 терминальных (взятых из методики М . Ро- кича: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «интересная работа», «красота природы и искусства», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество») и 10 ценностей школьной жизни («самосовершенствование в учебе», «интересный разговор», «признание в коллективе», «глубокие и прочные знания», «мой авторитет», «успешная учеба», «одобрение окружающих людей», «быть лучше других», «преодоление препятствий», «получение удовольствия»)

Выявлялись также корреляции между рангом каждой ценности и выделенным фактором мотивации

Получено полных протоколов по двум методикам для 67 мальчиков (8—9-е классы), 53 юношей (10—11-е классы), 60 девочек (8— 9-е классы) и 59 девушек (10—11-е классы) .

Результаты

В результате обработки факторным анализом оценок согласия с мотивировками в каждой группе была проведена оценка размерности (на основании критерия Кеттела) и выделены факторы, которые после вращения по методу Варимакс получили следующую интерпретацию

В группе мальчиков (8—9-е классы) было выделено 4 фактора, описывающих 39% дисперсии . Фактор 1 можно обозначить как мотивацию аффилиации (потребность в признании) В него входят высказывания, характеризующие потребность в одобрении родителей и учителей . Например: «Я стараюсь учиться лучше, потому что родители одобряют и поддерживают мои усилия и старания в учебе» Фактор 2 можно обозначить как познание (любознательность) Например: «Я учусь для того, чтобы все знать и найти для всего объяснение» Фактор 3 можно обозначить как мотивацию самоопределения (ориентацию на будущее), поскольку входящие в него высказывания описывают желание получить знания, которые необходимы для успешного будущего Например: «Хорошее образование дает возможность выбора высокооплачиваемой престижной специальности» Но при этом для них очень важно одобрение, принятие и поддержка их усилий родителями Фактор 4 можно обозначить как самоутверждающе-учебная (или статусная) мотивация, когда в высказываниях доминирует желание занять достойное место среди одноклассников . Например: «Успехи в учебе позволяют мне почувствовать собственную значимость и достоинство»

В группе юношей (10—11-е классы) также выделено 4 фактора, которые описывали 38% дисперсии Факторы мотивации 1 (аффи- лиации), 2 (познавательная) и 3 (мотивация самоопределения) оказались практически такими же, как в младшей группе, а вот содержание фактора 4 — мотивации самоутверждения — расширилось за счет «желания доказать самому себе и другим, что способен хорошо учиться». Таким образом, в этой группе успешная учеба является средством для самоутверждения

Для девочек (8—9-е классы) также выделено 4 фактора, описывающих 38% общей дисперсии Мотивационный фактор 1 можно обозначить как аффилиацию (одобрение, принятие, а также самоутверждение и стремление к превосходству) Это определяет их стремление к тому, чтобы заслужить одобрение окружающих, а также чтобы быть лучшей ученицей в классе Например: «Мне хотелось бы, чтобы другие ученики заметили, что я знаю и умею намного больше их» Фактор 2 можно обозначить как познавательную мотивацию В него входят высказывания, отражающие желание больше знать, придумывать новые способы решения задач Например: «Мне нравится, когда на уроках нужно думать и рассуждать» Фактор 3 можно обозначить как мотивацию самоопределения . С этой мотивацией девочки учатся ради того, чтобы оправдать ожидания родителей и общества, для того чтобы получить знания, которые понадобятся в будущем Туда входит, например, такое высказывание: «Без успешной учебы и хорошего образования трудно рассчитывать на подходящую работу в будущем» Фактор 4 можно обозначить как ориентацию на группу . Пример высказывания: «Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал»

В группе девушек (10—11-е классы), как и ранее, выделено 4 фактора, которые описывали 39% дисперсии Фактор 1 мотивации также можно обозначить как аффилиацию (одобрение родителей) Например: «Я стараюсь хорошо учиться, чтобы радовать родителей своими успехами» Фактор 2 можно обозначить как достижение, определяющее ориентацию на успешную учебу: узнавать новое, преодолевать трудности, быть лучше других . Например: «Я люблю браться за сложные задания и преодолевать трудности». Фактор 3 можно обозначить как мотивацию самоопределения (ориентация на будущее). Девушкам в отличие от юношей того же возраста с аналогичной мотивацией уже не так важно одобрение родителей, они учатся для того, чтобы получить необходимые знания для продолжения учебы и престижной работы . Характерно, например, высказывание: «Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся». Фактор 4, который можно обозначить как самоутверждение, описывает стремление девушек к тому, чтобы иметь авторитет у одноклассников, а также знать больше других . Например: «Мне хотелось быть лучшей ученицей в классе»

Таким образом, в старшей группе девушек аффилиативные мотивы (одобрение и принятие родителей) и мотивы самоутверждения (статус у ровесников) разделены на два независимых фактора

Далее с помощью корреляционного анализа проводилось сопоставление результатов ранжирования ценностей с выраженностью выявленных факторов мотивации

Для группы мальчиков (8—9-й классы) обнаружены следующие значимые (p < 0,05) корреляционные взаимосвязи:

1)         фактора 1 мотивации аффилиации со значимостью ценности «активная деятельная жизнь» (r=0,32), и с уменьшением значимости ценности «творчество» (r = -0,36);

2)         фактора 2 (познавательная мотивация) со значимостью ценности «интересный разговор» (r=0,26), и с уменьшением ценности «здоровье» (r =-0,33) .

В группе юношей (10—11-й классы) обнаружены следующие значимые (p<0,05) корреляции:

1)    фактор 1 (мотивация аффилиации) связан со значимостью ценностей «красота природы» (r=0,39), «познание» (r=0,38), «самосовершенствование в учебе» (r=0,39) и с уменьшением ценностей «авторитет» (r=-0,43);

2) фактор 3 — мотивация самоопределения (ориентация на будущее) — связан со значимостью ценностей «мой авторитет» (r=0,34) и «успешная учеба» (r=0,32) .

В группе девочек (8—9-й классы) обнаружены следующие значимые (p<0,05) корреляции:

1)         фактор 2 — познавательная мотивация — связан с уменьшением значимости ценности здоровья (r=-0,40);

2)         фактор 3 — мотивация самоопределения (ориентации на будущее) связан со значимостью ценности «красота природы и искусства» (r=0,28) и с уменьшением значимости ценности «верные и хорошие друзья» (r=-0,31);

3)         фактор 4 — мотивация общения (ориентация на группу) связан со значимостью ценности «материально-обеспеченная жизнь» (r=0,29) .

В группе девушек (10—11-й классы) обнаружены следующие значимые (p<0,05) корреляции:

1)         фактор 2 — мотивация достижения через познание — связан со значимостью ценностей «красота природы» (r=0,55), «познание» (r=0,34), «успешная учеба» (r=0,38), «самосовершенствование в учебе» (r=0,29), но при этом с уменьшением значимости ценности «уверенность в себе» (r=-0,30);

2)         фактор 3 — мотивация самоопределения — связан со значимостью ценностей «глубокие и прочные знания» (r=0,31), «признание в коллективе» (r=0,29), но при этом с уменьшением роли ценностей «свобода» (r=-0,33) и «творчество» (r=-0,32);

3)         фактор 4 — мотивация самоутверждения — связан со значимостью ценностей «признание в коллективе» (r=0,33), «быть лучше остальных» (r=0,27) и с уменьшением значимости ценности «интересный разговор» (r=-0,31)

Обсуждение

Как следует из полученных результатов, половая и возрастная специфика затрагивает одновременно и мотивацию, и систему ценностей, а также взаимосвязи между ними

Так, в результате факторного анализа высказываний-мотивировок у девочек всех возрастов была выделена мотивация аффилиации (одобрение, признание), а также мотивация самоутверждения и стремление к превосходству Потребность в признании проявляется в стремлении к взаимопониманию с другими, к уважению и интересу с их стороны Потребность в самоутверждении проявляется в желании заметно отличаться от других, привлекать к себе особое внимание [2] Содержательно у девочек младшей группы в одном типе аффилиативной мотивации наряду с уважением и признанием включен и мотив самоутверждения . У мальчиков в отличие от девочек в мотивации аффилиации преобладает мотив признания и одобрения родителей и учителей . А у девушек старшей группы собственно аф- филиативные мотивы (одобрение и принятие родителей) и мотивы самоутверждения (статус у ровесников) разделены на два независимых фактора Результаты ранжирования ценностей показывают, что мотивация самоутверждения у них связана с увеличением значимости ценностей «признание в коллективе» и «быть лучше остальных». Таким образом, у девушек при взрослении усиливается потребность в превосходстве среди сверстников

У юношей при взрослении мотивация самоутверждения усиливается стремлением почувствовать собственную значимость (доказать себе свою состоятельность) через успешную учебу В предшествующем нашем исследовании также показано, что для мальчиков успешная учеба является средством повышения собственного самоуважения, уверенности в себе, а также получения признания со стороны ближайшего окружения . При этом в литературе отмечается, что у юношей довольно часто отношение к учебе обусловлено внешней мотивацией (занять определенное положение, заслужить одобрение и уважение). У старших мальчиков ценности красоты, познания и самосовершенствования в учебе согласуются с мотивацией принятия и одобрения, т е имеют аффилиативный смысл Таким образом, для них эти ценности связаны с возможностью получить признание и через самосовершенствование в учебе доказать свою состоятельность В то же время можно предположить, что у них соотношение мотивации и ценностей не всегда согласовано Это можно объяснить разными социальными требованиями (установками и стереотипами) к мальчикам и девочкам, спецификой обратной связи, которую они получают от взрослых В работе обнаружено, что юноши в меньшей степени, чем девушки, удовлетворены своими взаимоотношениями с родителями Как показало исследование, мальчики более чувствительны к воздействию дисгармоничного стиля воспитания в семье . Зарубежные исследования полоро­левых стереотипов также показывают, что различные ожидания учителей, родительские ожидания влияют на самовосприятие ребенка. В то же время у юношей статусные ценности (авторитет) и ценности успешной учебы согласуются с мотивацией самоопределения, т . е . имеют смысл ориентации на будущее .

Девушки с мотивацией достижения и самоопределения предпочитают большей частью ценности, связанные с успешной учебой, признанием и превосходством Для них все большую значимость в учебной деятельности приобретает ориентация на самореализацию (социальная и профессиональная успешность во взрослой жизни) Мотивация и ценности в этом случае вполне согласованы В исследовании показано, что девушки чаще, чем юноши, рассматривают учебную деятельность как важный фактор, определяющий профессиональную и социальную успешность Это свидетельствует о более зрелой мотивации девушек, их опережающем развитии Таким образом, можно констатировать, что у девушек с возрастом в отличие от мальчиков соотношение мотивации достижения, самоопределения и самоутверждения с соответствующими ценностями становится более согласованным, что свидетельствует о смысловом единстве их мотивационной системы и более зрелом восприятии процесса учения

Заключение

Обнаружено, что возрастные изменения мотивации в старшем школьном возрасте имеют выраженную половую специфику

В группе девушек мотивация достижения в старшем возрасте базируется на познавательной мотивации младшей группы, к которой добавляются мотивы стремления к превосходству, которые в младшем возрасте составляли независимые факторы . Содержание мотивации самоопределения (ориентации на будущее), наблюдаемое у девушек и юношей в старшем возрасте, трансформировалось из аналогичного мотива, который фиксируется уже в младшем возрасте . При этом у девушек в отличие от юношей наблюдается уход части мотивировок, связанных с ожиданием одобрения родителей, в фактор аффилиации Также в группе девушек аффилиативные мотивы (одобрение и принятие родителей) и мотивы самоутверждения (статус у ровесников) разделяются на два независимых фактора (в отличие от девочек младшего возраста, у которых одобрение, признание и самоутверждение составляли один фактор)

У юношей с мотивацией аффилиации и самоутверждения успешная учеба остается средством для одобрения и самоутверждения, а соотношение мотивации и ценностей не всегда согласовано У юношей с ориентацией на будущее выявлено наилучшее согласование мотивации и ценностей, однако при сохранении потребности в одобрении родителей Обнаружено, что юноши в большинстве своем воспринимают процесс учения на уровне самоутверждающе-учебной деятельности, т . е . их ценностно-смысловой вектор развития остается пока на уровне мотивации аффили- ации и самоутверждения

Выявленные закономерности позволят более дифференцированно и эффективно осуществлять психологическую поддержку воспитательной работы в школе, что обеспечит качество образовательного процесса.

Литература

  1. Берн Ш. Гендерная психология: Пер.с англ.М.: Прайм-Еврознак, 2004.320 с.
  2. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: Дидактическое пособие.Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000.192 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб: Питер, 2009.400 с.
  4. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование.Т.22.№ 3.2017.C.63—70.doi: 10.17759/pse.2017220307
  5. Вартанова И.И., Юдина А.В. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе // Ананьевские чтения — 2015: 20—22 октября 2015 г.// Отв.ред.В.М.Аллахвердов.СПб: СПбГУ.Скифия-принт, 2015.С.159—160.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.М.: Гардарики, 2007.240 с.
  7. Кон И.С. Психология старшеклассника.М.: Просвещение, 1982.207 с.
  8. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал.1998.Т.19.№ 1.С.26—36.
  9. Самбикина О.С. Детско-родительские отношения как фактор формирования стиля учебной деятельности подростков разного пола // XXXII Мерлинские чтения: Способности.Одаренность.Индивидуальность: материалы всероссийской научно-практической конференции (г.Пермь, 20—21 октября 2017 г.) // Ред.А.А. Фихман.Пермь: ПГГПУ, 2017.С.150—153.
  10. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии.2015.№ 3.С.3—15.
  11. Dweck C S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I.Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology.1978.V. 11.P.147—156.

Информация об авторах

Вартанова Ирина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0716-9648, e-mail: iivart@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2694
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 703
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11