Возможности социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования

647

Аннотация

Представлены данные эмпирического исследования особенностей социализации младших школьников 8—11 лет с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в условиях инклюзивного (31 человек, 22 мальчика и 9 девочек) и специального образования (59 человек, 42 мальчика и 17 девочек). С целью проверки гипотезы о специфичности протекания процессов социализации при обучении в различных условиях проведена диагностика с применением комплекса методик как тестового, так и экспертного характера. Анализ результатов исследования отдельных компонентов социальной компетентности позволяет констатировать, что для обучающихся в условиях инклюзии, по сравнению с их сверстниками, воспитанниками коррекционных школ, характерны менее выраженные проявления социальной дезадаптации и более гармоничные внутрисемейные отношения, однако отмечаются трудности в распознавании эмоционального состояния других людей, недостаточная способность адекватно ориентироваться в достаточно типичных жизненных ситуациях, противоречивые тенденции в формировании представления о себе, отражающие негативные особенности психосоциального развития, предположительно обусловленные специфичностью социального опыта. На основании полученных результатов делается вывод о значимости специальной коррекционно-развивающей работы при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии, направленной на создание условий, необходимых для успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, инклюзивное образование, социальная компетентность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240407

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00861).

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений, Инклюзивное образование

Для цитаты: Борисова Е.Ю. Возможности социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 81–91. DOI: 10.17759/pse.2019240407

Фрагмент статьи

Рассматривая вопросы социализации, современная наука опирается на представления о ней как о процессе становления личности, освоения человеком культурных ценностей, социальных норм и образцов поведения, присущих обществу, формирования умений выполнять социальные роли. Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья так же рассматривается как процесс и результат освоения знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов, норм и правил поведения, освоения принятых в обществе ценностных ориентаций, полноценного включения в стандартные формы социального взаимодействия и коммуникации, что в совокупности должно обеспечить независимый образ жизни, эффективную социальную и культурную интеграцию.

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.C.136—145.doi: 10.17759/pse.2016210112
  2. Бородина В.А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: монография.Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.249 с.
  3. Бородина В.А., Цилинский В.С. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (теоретические основы).Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.117 c.
  4. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование.2010.№ 2.С.72—81.
  5. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование.2001.№ 4.С.16—21.
  6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология.2010.№ 1.С. 6—22.
  7. Нейропсихологическое обследование / Т.В.Ахутина [и др.] // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред.Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой.1-е изд.: М.: Сфера; В.Секачев, 2008; 2-е изд.: М.: Сфера; В.Секачев, 2012.С.4—64.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  10. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв.ред.С.В.Алехина.М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.334 с
  11. Социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями: методы исследования: учебно-методическое пособие / Авт.- сост.Е.Ю.Борисова, И.Б.Козина, О.В.Данилова, Е.В.Корякова.Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2018.220 с.
  12. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им.М.А. Шолохова», 2011.80 с.
  13. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Векслера: диагностика структуры интеллекта (детский вариант): методическое руководство.Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2016.106 с.
  14. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития.2016.Т.14.№ 2.С.3—12.doi:10.17759/ autdd.2016140201
  15. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология.2001.№ 3.С.19—34.

Информация об авторах

Борисова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра специальной педагогики и психологии, Марийский государственный университет, Россия, e-mail: elenaborpsy@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1705
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 647
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10