Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 6. С. 85–95
doi:10.17759/pse.2019240608
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности
Аннотация
В статье обсуждаются направления исследования волонтерства и детерминанты готовности молодежи к волонтерской деятельности.Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей студентов, готовых и не готовых к участию в волонтерской деятельности.В исследовании участвовали студенты 2 и 3 курсов бакалавриата двух вузов г.Москвы — ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в количестве 105 человек, обучающиеся по специальностям «Психология» (59%) и «Менеджмент» (41%).Возрастной диапазон выборки составил от 19 до 22 лет (средний возраст — 19,8 лет), респонденты женского пола составили 76%.Использовался комплекс психодиагностических методик: диагностика личностной установки «альтруизм» (О.Ф. Потемкина), опросник социальной эмпатии А.Мехрабиана и Н.Эпстайна (русскоязычная адаптация — Ю.М. Орлов и Ю.Н.Емельянов), авторская анкета на выявление готовности студентов к волонтерской деятельности.Полученные результаты дают возможность говорить о том, что существуют различия как в готовности стать волонтером, так и в развитии эмпатии и альтруизма у студентов-психологов, в сравнении со студентами-менеджерами.Обсуждается взаимосвязь показателей альтруизма и эмпатии с готовностью участвовать в волонтерской деятельности.
Общая информация
Ключевые слова: волонтерство, готовность к волонтерской деятельности, альтруизм, социальная эмпатия, студенты
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240608
Для цитаты: Расходчикова М.Н., Сачкова М.Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 85–95. DOI: 10.17759/pse.2019240608
Полный текст
Введение
Одним из наиболее значимых факторов для развития государства и общества в целом, подъема экономического благосостояния и улучшения социальных отношений выступает эффективная молодежная политика . Важной задачей при этом становится привлечение молодежи в социальную практику благодаря развитию волонтерской деятельности . Вовлечение молодых людей в добровольческую деятельность содействует развитию необходимых личностных качеств и ценностей, а также успешной социально-психологической адаптации . Несомненно, явление волонтерства отличается все большей актуальностью и востребованностью на настоящий момент как в общемировом, так и в российском социокультурном пространстве
В последние годы феномен волонтерской деятельности рассматривается во многих теоретических и эмпирических работах зарубежных и российских исследователей Волонтерство чаще всего анализируется через добровольческую активность . Другими словами, это «ценностно-предметная деятельность на безвозмездной основе, направленная на оказание помощи другим, в первую очередь — наименее защищенным слоям населения, нацеленная на трансформацию и улучшение современного общества» [7, с . 11] . При этом на социальном уровне выделяют такие ее функции, как объединяющая, стимулирующая, нормообразующая и на уровне конкретной личности — познавательная, самоутверждающая и социализационная [1] . Таким образом, с помощью такого вида деятельности могут решаться задачи как общественного, государственного характера, так и достаточно узкоиндивидуальные
Исследователь Е . Л . Корнеева, определяя существующие на данный момент основные направления изучения волонтерства, выделила три ведущих из них, отвечающих, соответственно, на три вопроса — кто является субъектом добровольческой деятельности, по каким причинам он им становится, и каким образом эта деятельность осуществляется [5] . Так, например, по результатам исследований, проведенных в США, чаще волонтерами становятся женщины среднего возраста с достаточно высоким уровнем образования и доходов При этом обычно волонтеры имеют следующие личностные особенности — эмпатичность, гибкость, эмоциональную стабильность [5] .
Второе направление связано напрямую с выявлением доминирующей мотивации участников . Помимо того, что она может быть обусловлена внешними (например, стремление соответствовать требованиям группы или организации) или внутренними факторами (через помощь достичь самоактуализации), исследователи считают, что обычно в основе лежат два противоположных мотива — эгоизм и альтруизм [2] . В одном случае человек стремится заработать «бонусы» для себя, в другом — он «жертвует» своими силами, временем, ресурсами, чтобы «бонусы» получил кто-то другой . Социолог М . В . Певная отмечает, что у волонтеров разных возрастов на первом месте всегда стоит альтруизм, но для студентов помимо этого важны также опыт и коммуникация с интересными людьми, а у людей среднего возраста — уважение окружающих [10] . Схожие результаты были получены целым рядом авторов, которые доказали, что участие студентов в добровольческой деятельности обосновано не только стремлением к альтруизму, гуманности, милосердию и взаимопомощи, но и необходимостью личности в удовлетворении личных устремлений, направленности на политику, компенсации социально-ситуационной неудовлетворенности [8; 9; 14; 15; 16; 17] . При этом обязательно исследователи отмечают, что в ходе деятельности волонтер идентифицирует себя с человеком, которому он помогает, что приводит к установлению положительных, доверительных, близких отношений и способствует тому, чтобы человек стремился дальше заниматься подобного рода деятельностью
Наконец, третье направление исследования волонтерства связано с изучением самого процесса, к которому относятся непосредственное оказание помощи, рекрутирование волонтеров, их обучение и адаптация .
В рамках нашего исследования, в первую очередь, акцент был сделан на исследованиях, направленных на выявление взаимосвязи личностных особенностей студентов и их направленности на волонтерскую деятельность Чаще всего в научных работах можно найти описание психологических различий между студентами-волонтерами и студентами, не принимающими активное участие в добровольческой деятельности . При этом выделяют такие личностные качества студента-волонтера, как возможность к самосовершенствованию, бесконфликтное принятие ситуации, высокий уровень толерантности, достаточно высокий уровень выраженности уверенности в себе, а также социальную смелость, в отличие от студентов, не участвующих в волонтерской деятельности [1; 13] . В работе С . Н . Толстиковой представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие связь со стремлением к волонтерству у студентов таких характеристик, как направленность личности, самоотношение, фрустрационные реакции, ценностные ориентации, акцентуации характера и др . [11] . В исследовании К. А . Палкина особое внимание уделено нахождению различий в ценностных ориентациях у волонтеров и неволонтеров [8] . Автором было установлено, что ценности «престижа и духовного удовлетворения» волонтеры, скорее, ищут в области увлечений, чем, например, в образовании или профессиональной сфере, а также для них более важными являются «активные социальные контакты» . В зарубежных источниках большее внимание уделяется общему личностному развитию студентов-волонтеров, нежели выделению отдельных качеств [14; 15; 16; 17] .
Некоторые авторы рассматривают социально-психологические условия реализации активности студентов в волонтерской деятельности К ним относят грамотное соотношение содержания тренинговых программных разработок для решения вопросов личностного развития и индивидуально-психологического характера участников; соблюдение принципиальных мотивов активности, достаточности, субъектности и гибкости; опору на ресурсный потенциал личности молодежи [7]
В педагогике и психологии проведены также эмпирические исследования профессионально ориентированной волонтерской деятельности студентов . Л . В . Даль исследовала становление готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально направленной добровольческой деятельности, которую автор определяет как «целенаправленное создание в вузе условий для проявления студентами социально-профессиональной активности как добровольно и безвозмездно осуществляемой педагогической, психологической, социальной и иной помощи различным категориям воспитанников, их педагогам, родителям или лицам, их заменяющим» [3, с . 12] . Е . Ф. Зачиняева отмечает, что добровольческая деятельность по приобретаемой профессии создает вероятность для реализации трех составляющих профессиональной идентификации: приобретения целостного навыка профессиональной деятельности, профессионального общения с иными участниками профессионального пространства и приобретения опыта презентации себя в качестве профессионала [4] В диссертационных работах, проводимых в последнее время в русле данной проблематики, раскрываются дополнительные потенциалы, которые заложены в волонтерской деятельности по развитию профессиональных навыков и качеств студентов вузов . Так, в исследовании Т . Б . Мацюк были сделаны выводы о том, что специально организованная волонтерская деятельность способствует развитию личностных и профессиональных характеристик студентов [6]
Таким образом, можно сделать заключение о том, что особую значимость в современной ситуации приобретают результаты исследования, раскрывающие ведущие детерминанты волонтерской деятельности При этом особый интерес представляет вопрос, готовы ли к волонтерству представители профессий, напрямую связанных с установлением контактов и помощью другим людям (со- циономический профиль) . Кроме того, важно
при этом понять, связана ли эта готовность с определенными психологическими особенностями студентов . В нашем исследовании мы поставили цель — сравнить психологические особенности студентов, обучающихся по социально ориентированным специальностям на факультетах психологии и менеджмента, проявляющих разную степень готовности к волонтерству . Для упрощения описания результатов далее условно будем их называть студенты-психологи и студенты-менеджеры
В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании различий психологических особенностей (альтруизма и социальной эмпатии) студентов-психологов и студентов-менеджеров, готовых и не готовых к волонтерской деятельности
Частные гипотезы:
- Студенты-психологи чаще проявляют готовность к волонтерской деятельности, чем студенты-менеджеры
- Студенты-психологи отличаются более высоким уровнем развития эмпатии и альтруизма, чем студенты-менеджеры .
- Готовность к волонтерской деятельности студентов связана с их уровнем альтруизма и социальной эмпатии
Процедура исследования
В исследовании участвовали 105 студентов, обучающихся в двух вузах г. Москвы: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (49 человек) и ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (56 человек) . Среди респондентов 62 (59%) обучающихся на психологических факультетах и 43 (41%) студента, получающих специализацию «Менеджмент». Возрастной диапазон выборки составил от 19 до 22 лет (средний возраст — 19,8 лет), респонденты женского пола составили 76% (80 человек), мужского пола — 24% (25 человек) . Исследование проводилось с ноября 2018 года по март 2019 года .
В ходе эмпирического исследования использовался комплекс психодиагностических методик: диагностика личностной установки «альтруизм», предложенная О . Ф. Потемкиной [12]; опросник социальной эмпатии, разработанный А . Мехрабианом и Н . Эпстайном (русскоязычная адаптация — Ю . М . Орлов и Ю . Н . Емельянов) [12]; авторская анкета на выявление готовности студентов к волонтерской деятельности, состоящая из 20 вопросов и утверждений, направленных на выявление специфики понимания общих мотивов волонтерства, интереса к разного рода волонтерской деятельности, степени активности в них (например, «Вы готовы стать волонтером?», «Согласны ли Вы, что любая работа должна оплачиваться, даже волонтерская?» и т п )
Полученные данные были обработаны с помощью компьютерной статистической программы SPSS 21. 0 . с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена, U-критерия Манна-Уитни, коэффициента углового преобразования Фишера
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе опроса студентов о готовности к волонтерской деятельности были получены следующие результаты . Большинство респондентов (94%) никогда не занимались волонтерской деятельностью, но при этом 52% хотели бы стать волонтерами Это говорит о том, что среди молодежи есть группа людей, потенциально готовых оказывать помощь людям Однако готовность проявляется по-разному у студентов, обучающихся по направлению «Психология» или «Менеджмент»
По данным, представленным на рис 1, видно, что среди студентов психологических факультетов 60% готовы к волонтерской деятельности, среди студентов-менеджеров таких оказалось 42% При этом данные различия статистически достоверны (ф=1,65 при р<0,05) . Таким образом, первая частная гипотеза о том, что студенты-психологи чаще показывают свою готовность к волонтерской деятельности, чем студенты-менеджеры, подтвердилась На наш взгляд, это напрямую связано с тем, что несмотря на то, что обе специализации направлены на работу с «человеческими ресурсами», необходимость помогать, поддерживать является профессионально важным качеством именно для психологов.Интересно при этом, что в ситуации изменения условий вовлеченности в добровольческую деятельность, прежде всего таких, как предоставление бонусов за выполненную работу, количество положительных ответов респондентов значительно увеличилось: среди студентов-психологов при таких условиях уже 85,5% отмечают свою готовность к волонтерской деятельности, среди студентов- менеджеров — 67% . Результаты наглядно представлены на рис . 2 .
Опять мы видим, что при росте готовности к волонтерству у всех обучающихся особенно она проявляется у студентов-психологов (ф=2,19 при р<0,05) . Наличие дополнительных бонусов является для молодежи важным фактором включенности в добровольческую деятельность . Это можно объяснить в том числе и возрастным фактором . Так, по данным Е .Л . Корнеевой, представители молодого поколения становятся волонтерами чаще для саморазвития или карьеры, а в более старшем возрасте — ради долга или альтруизма [5] .
Далее сравнивались результаты по выраженности социальной эмпатии и альтруизма у двух выборок. Стоит отметить, что в группах студентов-психологов и менеджеров респонденты в целом характеризуются средним уровнем выраженности альтруизма — 63% и 86% соответственно, тем самым можно отметить демонстрирование желания оказывать помощь окружающим, нуждающимся и беззащитным, поддерживать и находиться рядом с ними в трудных ситуациях, общую ориентацию на альтруистические ценности (см рис 3)
Высоким уровнем развития альтруизма характеризуются 19% студентов-психологов и 5% студентов-менеджеров . Также стоит отметить, что среди респондентов, готовых к добровольческой деятельности, низкий уровень развития альтруизма продемонстрировали порядка 18% и 9% респондентов соответственно . Однако различия в показателях альтруизма не достигают уровня значимости, и в данном случаем мы можем говорить лишь о тенденции более высокого уровня альтруизма у студентов-психологов . Проверка статистической значимости различий осуществлялась при помощи показателя U-критерия Манна—Уитни (см . табл . 1) .
Наибольшие различия в двух группах респондентов были выявлены в показателях социальной эмпатии (см . рис . 4) .
Студенты психологических факультетовболее, чем студенты-менеджеры, склонны к эмоциональной отзывчивости и сочувствию Среди студентов-психологов, характеризующихся готовностью к волонтерской деятельности, высокий уровень социальной эмпатии у 24% учащихся, что свидетельствует об их способности входить в эмоциональный резонанс с окружающими, сопереживать им
Таблица 1. Результаты статистического анализа различий показателей альтруизма и социальной эмпатии у студентов-психологов и студентов-менеджеров
Специальность |
N |
Средний ранг |
Сумма рангов |
U Манна— Уитни |
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) |
|
Альтруизм |
Психологи |
62 |
56,19 |
3483,50 |
1135,500 |
,194 |
Менеджеры |
43 |
48,41 |
2081,50 |
|||
Всего |
105 |
|
||||
Социальная эмпатия |
Психологи |
62 |
60,45 |
3748,00 |
871,000 |
,003 |
Менеджеры |
43 |
42,26 |
1817,00 |
|||
Всего |
105 |
|
Таким образом, вторая частная гипотеза подтвердилась частично
В нашем исследовании было установлено, что показатели альтруизма и эмпатии в целом выше у студентов, готовых к волонтерству вне зависимости от получаемой специализации Однако статистическая проверка показала отсутствие существенных различий у готовых и не готовых к волонтерству студентов по данным параметрам Таким образом, третья частная гипотеза не подтвердилась, и мы не можем утверждать, что есть прямая зависимость между уровнем развития альтруистической установки и эмпатии и готовностью осуществлять добровольческую деятельность При этом был обнаружен дополнительный факт (см . табл . 2), заключающийся в том, что существует взаимосвязь уровня социальной эмпатии и уровня альтруизма как у студентов- психологов, так и у студентов-менеджеров, а именно — чем выше альтруизм, тем выше и уровень эмпатии
|
Социальная эмпатия |
Альтруизм |
||
Ро Спирмена |
Социальная эмпатия |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
,381 |
Знач .(двухсторонняя) |
|
,002 |
||
N |
105 |
105 |
||
Альтруизм |
Коэффициент корреляции |
,381 |
1,000 |
|
Знач .(двухсторонняя) |
,002 |
|
||
N |
105 |
105 |
При этом не всегда высокий уровень социальной эмпатии и альтруизма может выступать предиктором готовности к волонтерству
Выводы
- В исследовании было установлено, что существуют различия в психологических особенностях студентов-психологов и студентов- менеджеров, заключающиеся в более высоких уровнях социальной эмпатии и установки на альтруизм обучающихся на психологических специальностях
- Студенты-психологи выражают большую готовность участвовать в волонтерской деятельности, чем их сверстники, обучающиеся по направлению «Менеджмент»
- При наличии дополнительных бонусов, таких как, например, трудоустройство после окончания обучения в университете, студенты намного чаще готовы становиться волонтерами .
- Не обнаружено прямой зависимости между развитием таких психологических характеристик студентов, как альтруизм и эмпатия, и степенью готовности участвовать в добровольческой деятельности студентов социально-гуманитарной специализации
Несомненно, предпринятое нами исследование требует дальнейшей углубленной разработки В особенности объяснению подлежит артефакт об отсутствии взаимосвязи альтруизма и эмпатии, выступающих по результатам многочисленных исследований обязательными атрибутами образа «типичного волонтера», с готовностью к добровольческой деятельности Кроме того, понимая, что установка на волонтерство включает в себя три компонента — когнитивный, эмоциональный, но также и поведенческий, необходимо, помимо личной готовности к волонтерству, которая отмечается непосредственно со слов респондентов, сопоставлять ее с уровнем реальной практики, фиксировать, действительно ли студенты принимают участие в волонтерских акциях Стремление учащихся войти в добровольческие движения обусловливает необходимость разработки и реализации целостной модели формирования волонтерского сознания молодежи в условиях функционирования различных учреждений В практику их подготовки следует включать тренинги и обучающие программы, направленные, прежде всего, на развитие комплекса социально-психологических качеств личности и навыков поведения, специфичных именно для волонтерской деятельности Таким образом, перспективы заявленной проблематики представляются достаточно широкими и, безусловно, актуальным
Литература
- Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Автореф.дис....канд.психол.наук.Хабаровск, 2008.20 с.
- Гулевич О.А., Шевелева И.А., Фомичев А.А. Помощь как стиль жизни: психологические аспекты волонтерской деятельности // Социальная психология и общество.2013.№ 2.С.5—18.
- Даль Л.В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Нижний Новгород, 2012.23 с.
- Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов): Автореф.дис....канд.пед.наук.Владивосток, 2012.24 с.
- Корнеева Е.Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2015.Том 7.№ 1.С.131—141.doi:10.17759/psyedu.2015070113
- Мацюк Т.Б. Профессиональное развитие студентов вуза в волонтерской деятельности: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2019.26 с.
- Новикова Г.В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2013.25 с.
- Палкин К.А. Ценностные детерминанты готовности человека к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 3.С.52—62.doi:10.17759/pse.2019240305
- Палкин К.А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2017.Том 9.№ 4.С. 99—107.doi:10.17759/psyedu.2017090410
- Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: Автореф.дис....д-ра социол.наук.НижнийНовгород, 2016.42 с.
- Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально- педагогического профиля: Автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 2013.38 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.490 с.
- Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: Автореф.дис....канд.психол.наук.М., 2013.25 с.
- Moseley A. The effects of social information on volunteering: A field experiment [Electronic resource] / A.Moseley, O.James, P.John, L.Richardson, M.Ryan, & G.Stoker // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly.2018.Vol.47 (3).P.583—603.doi:10.1177/0899764017753317 (Accessed: 25.02.2019).
- Noordegraaf M.A. Volunteering: Is it a waste of time or best experience ever? [Electronic resource] // The Sport Journal.2016.P.1—16.URL: http:// thesportjournal.org/archive (Accessed: 10.10.2018).
- Whillans A.V., Seider S.C., Dwyer R. Does volunteering improve well-being? [Electronic resource] // Comprehensive Results in Social Psychology.2017.doi:10.1080/23743603.2016.1273647 (Accessed: 28.10.2018).
- Williamson I. Benefits to University students through volunteering in a health context: A new model [Electronic resource] / I.Williamson, D.Wildbur, K.Bell, J.Tanner, & H.Matthews // British Journal of Educational Studies.2017.Vol.66 (3).P.383—402.doi:10.1080/00071005.2017.1339865 (Accessed: 28.10.2018).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1255
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 669
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2