Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности

548

Аннотация

В статье обсуждаются направления исследования волонтерства и детерминанты готовности молодежи к волонтерской деятельности.Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей студентов, готовых и не готовых к участию в волонтерской деятельности.В исследовании участвовали студенты 2 и 3 курсов бакалавриата двух вузов г.Москвы — ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в количестве 105 человек, обучающиеся по специальностям «Психология» (59%) и «Менеджмент» (41%).Возрастной диапазон выборки составил от 19 до 22 лет (средний возраст — 19,8 лет), респонденты женского пола составили 76%.Использовался комплекс психодиагностических методик: диагностика личностной установки «альтруизм» (О.Ф. Потемкина), опросник социальной эмпатии А.Мехрабиана и Н.Эпстайна (русскоязычная адаптация — Ю.М. Орлов и Ю.Н.Емельянов), авторская анкета на выявление готовности студентов к волонтерской деятельности.Полученные результаты дают возможность говорить о том, что существуют различия как в готовности стать волонтером, так и в развитии эмпатии и альтруизма у студентов-психологов, в сравнении со студентами-менеджерами.Обсуждается взаимосвязь показателей альтруизма и эмпатии с готовностью участвовать в волонтерской деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: волонтерство, готовность к волонтерской деятельности, альтруизм, социальная эмпатия, студенты

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240608

Для цитаты: Расходчикова М.Н., Сачкова М.Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 85–95. DOI: 10.17759/pse.2019240608

Литература

  1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Автореф.дис....канд.психол.наук.Хабаровск, 2008.20 с.
  2. Гулевич О.А., Шевелева И.А., Фомичев А.А. Помощь как стиль жизни: психологические аспекты волонтерской деятельности // Социальная психология и общество.2013.№ 2.С.5—18.
  3. Даль Л.В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Нижний Новгород, 2012.23 с.
  4. Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов): Автореф.дис....канд.пед.наук.Владивосток, 2012.24 с.
  5. Корнеева Е.Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2015.Том 7.№ 1.С.131—141.doi:10.17759/psyedu.2015070113
  6. Мацюк Т.Б. Профессиональное развитие студентов вуза в волонтерской деятельности: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2019.26 с.
  7. Новикова Г.В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2013.25 с.
  8. Палкин К.А. Ценностные детерминанты готовности человека к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 3.С.52—62.doi:10.17759/pse.2019240305
  9. Палкин К.А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2017.Том 9.№ 4.С. 99—107.doi:10.17759/psyedu.2017090410
  10. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: Автореф.дис....д-ра социол.наук.НижнийНовгород, 2016.42 с.
  11. Толстикова С.Н. Технология развития толерантности специалиста социально- педагогического профиля: Автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 2013.38 с.
  12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.490 с.
  13. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности: Автореф.дис....канд.психол.наук.М., 2013.25 с.
  14. Moseley A. The effects of social information on volunteering: A field experiment [Electronic resource] / A.Moseley, O.James, P.John, L.Richardson, M.Ryan, & G.Stoker // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly.2018.Vol.47 (3).P.583—603.doi:10.1177/0899764017753317 (Accessed: 25.02.2019).
  15. Noordegraaf M.A. Volunteering: Is it a waste of time or best experience ever? [Electronic resource] // The Sport Journal.2016.P.1—16.URL: http:// thesportjournal.org/archive (Accessed: 10.10.2018).
  16. Whillans A.V., Seider S.C., Dwyer R. Does volunteering improve well-being? [Electronic resource] // Comprehensive Results in Social Psychology.2017.doi:10.1080/23743603.2016.1273647 (Accessed: 28.10.2018).
  17. Williamson I. Benefits to University students through volunteering in a health context: A new model [Electronic resource] / I.Williamson, D.Wildbur, K.Bell, J.Tanner, & H.Matthews // British Journal of Educational Studies.2017.Vol.66 (3).P.383—402.doi:10.1080/00071005.2017.1339865 (Accessed: 28.10.2018).

Информация об авторах

Расходчикова Марина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3703-4744, e-mail: rashodchikovamn@mgppu.ru

Сачкова Марианна Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410, e-mail: msachkova@mail.ru