О месте и роли вопрошания в учебной деятельности

249

Аннотация

Анализируются и сравниваются современные технологии организации учения: так называемый «подводящий диалог» и технология порождения вопросов учеников в учебной деятельности. Обсуждается роль спонтанных и спровоцированных содержательных вопросов в учебной деятельности. На примере фрагмента учебной деятельности в курсе «Новая биология» (6—9) описана работа учителя по систематическому порождению вопросов учеников, служащих отправной точкой в поисковой активности класса. Приводятся данные сравнительного анализа вопросов, заданных учениками разных классов в ситуации одинаковой задачи. Рассматривается роль учебного моделирования в возникновении содержательных вопросов. Описаны условия порождения осмысленных вопросов и эффекты систематического спрашивания в ходе учебных занятий.

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, вопросы учеников, учебная модель, деятельностный подход в образовании

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250406

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования учителей биологии В.Е. Зайцеву и Д.И. Минкина, а также О.С. Смирнову и А.В. Прохорова за помощь в математической обработке и интерпретации данных.

Для цитаты: Чудинова Е.В. О месте и роли вопрошания в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 60–70. DOI: 10.17759/pse.2020250406

Литература

  1. Баранова Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2009. № 2. URL: http://psyedu.ru/ (дата обращения: 01.05.2017).
  2. Гречкина А.Б. Опыт работы по использованию в учебном процессе по реализации ФГОС технологии проблемно-диалогического обучения [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/06/ pobuzhdayushchie-i-podvodyashchie (дата обращения: 23.03.2020).
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР, 1996. 544 с.
  4. Деятельностный подход в образовании. Книга 2 / Составитель В.А. Львовский. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2019. 304 с.
  5. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб: Питер, 2012. 640 с.
  6. Кузнецова Т.И., Кузнецов И.А. Вопросно- ответный диалог: лингвистическая форма и коммуникативное содержание // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. Выпуск 2(177). С. 83—91.
  7. Львовский В.А., Нежнов П.Г. и др. Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. 32 с.
  8. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 101—113. DOI:10.17759/chp.2018140311
  9. Технология проблемного диалога [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/school2100/ nashi_tehnologii/dialog.php (дата обращения: 23.03.2020).
  10. Фахрутдинова Г.Н. Вопросы учащихся как индикатор вовлеченности в процесс учения. Аттестационная работа. МГУ им. М.В. Ломоносова. ФПО. 2018. 43 с.
  11. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб, 2006. 451 с.
  12. Цукерман Г.А., Хавкин Э.Е., Чудинова Е.В. Что ест на завтрак крокодил? // Знание-сила. 1996. № 12. С. 108—113.
  13. Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. С. 19—34.
  14. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина—Давыдова // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 118—142.
  15. Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 116—122. DOI:10.17759/chp.2019150112

Информация об авторах

Чудинова Елена Васильевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3923-781X, e-mail: chudinova_e@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 512
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 249
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5