Мои личные встречи и заочные деловые контакты с В.В. Давыдовым

86

Аннотация

В статье автор — болгарский психолог — выражает свое мнение и дает оценку личности, творческого и научного дела В.В. Давыдова, опираясь как на личные впечатления и совместную работу, так и на оказавшие на него влияние непосредственные и заочные контакты с выдающимся российским психологом, а также с его учениками и последователями.

Общая информация

Ключевые слова: личные встречи, заочные деловые контакты, методологические идеи, личность

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250410

Для цитаты: Василев В.К. Мои личные встречи и заочные деловые контакты с В.В. Давыдовым // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 100–104. DOI: 10.17759/pse.2020250410

Полный текст

 

 

Моей первой заочной встречей с В.В. Да­выдовым является знакомство с его теоретическими идеями, и этому я обязан своему учителю в профессии — доц. Азаря Джалдетти, у которого была прекрасная возможность стажироваться в Москве, где он тесно общался с П.Я. Гальпериным, А.Р. Лурией, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович и др. О личном знакомстве с В.В. Давыдовым при мне он не упоминал, но популярную в те времена книгу «Виды обобщения в обучении» [4] мы не раз обсуждали. Я достал экземпляр этой книги и с увлечением читал ее, будучи еще молодым преподавателем и ученым. Для меня стал настоящим вдохновением анализ философских, гносеологических и логических оснований, посредством которых В.В. Давыдов извлекал оригинальные идеи осмысления и совершенствования обучения младших школьников с учетом формирования теоретических знаний. Поскольку меня всегда интересовало влияние философских теорий и методологических идей на психологию, после ознакомления с книгой В.В. Да­выдова этот интерес углубился. Позже я направил его на изучение философско-гносеологических корней и источников обширной теории Жана Пиаже в сопоставлении с оригинальной теорией Л.С. Выготского [1].

Основные положения В.В. Давыдова об обучении на основании теории содержательного обобщения мы с доц. А. Джалдетти включили отдельной темой в общем учебнике по педагогической психологии еще в 1982 году [9] (позже сам В.В. Давыдов сказал мне, что это, наверное, первый учебник для студентов, в котором представлена его теория).

Несомненно, для целого поколения молодых ученых-психологов и педагогов, как и для специалистов в области образования, стала настоящим откровением смелая позиция В.В. Давыдова о том, что образовательная система и парадигма, в условиях которой мы выросли, и которую он обозначил как традиционную, не являются единственно возможными и обязательными, что они нуждаются в глубоком теоретическом переосмыслении; тем более для общества и поколений молодых людей будет полезно, если традиционная образовательная система будет глубоко трансформирована и в реальной практике.

Я уже хорошо знал и следующую знаменитую книгу Давыдова «Проблемы развивающего обучения» [5], в которой наряду с теоретическим анализом содержится и проект-замысел, и практический образец, как эту трансформацию можно осуществить — и как масштабный формирующий (генетический) эксперимент, и как широкую образовательную практику, — когда мне посчастливилость встретиться и познакомиться с Василием Васильевичем, и эта встреча переросла в творческое сотрудничество.

Весной 1988 года В.В. Давыдов вместе с группой сотрудников (В.И. Слободчиков, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко) посетил Болгарию — Благоевградский педагогический институт (ныне — Юго-Западный университет) пригласил московских гостей для проведения Организационно-деятельностной игры (по модели Г.П. Щедровицкого). Вместе с моим коллегой Руменом Стаматовым мы приняли участие в этом интересном мероприятии и там познакомились сначала с В.И. Слобод­чиковым и Н.Г. Алексеевым, а чуть позже с Василием Васильевичем. По-видимому, мы с Руменом ему понравились, он одобрил наши научные интересы (Румен в то время исследовал в основном феномен понимания, а я увлекался проблемами рефлексии). Сразу появилась идея написать общую статью, над которой мы работали и в последующие дни, когда Василий Васильевич откликнулся на наше приглашение посетить наш древний и красивый город Пловдив [8] (позже мы подготовили совместную статью и с В.И. Слобод­чиковым [13]).

В Пловдиве В.В. Давыдов встретился с учителями школ и преподавателями университета, а вечером во время дружеского ужина, держа на коленях моего пятимесячного сына, предсказал ему, что когда вырастет, будет, как отец, психологом. Прогноз сбылся — сын уже защитил свою докторскую диссертацию. А на экземпляре своей книги «Проблемы развивающего обучения» Василий Васильевич написал мне дружеский автограф: «Дорогому Веселину Василеву — с добрыми пожеланиями в успехах, в творчестве и в дружбе с нами “грешными”. В. Давыдов, Пловдив, 22.4.88».

Через год (весной 1989 года) В.В. Давы­дов вместе с сотрудниками — В.В. Рубцовым, Г.А. Цукерман и Б.Д. Элькониным — снова приехали в Пловдив. Во время этого приезда мы обсуждали проект общего масштабного образовательного эксперимента, сочетающего теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова с технологией изобретательной образовательной программы в нашей стране (известна как «система Благовеста Сендова»), которая нуждалась в углубленных инновативных психологических идеях. К сожалению, из-за наступивших чуть позже перемен в обществе этот проект не осуществился, а наше сотрудничество продолжилось лишь заочно и не так интенсивно.

Так, судьба распорядилась встретиться лично с В.В. Давыдовым всего два раза, и каждая из этих встреч была продолжительностью в два-три дня. Во время этих коротких встреч Василию Васильевичу удалось вдохнуть в меня решительность, заступиться за меня (в прямом смысле слова — защитить меня), повысить мою самооценку, дать мне конкретные рекомендации, закрепить мои намерения продолжать работать в выбранном направлении, расширить мои интересы, помочь их конкретизировать, упорядочить и организовать свои приоритеты...

В 1991 году (21 октября) В.В. Давыдов написал мне: «Дорогой Веселин! Рад был получить через В. Слободчикова сведения о Вашей жизни, а также сборник по рефлексии. Хорошо, что ваш пловдивский коллектив так упорно работает над очень важной психолого­философской темой, касающейся деятельности рефлексии. Сборник просто замечательный! ...»

После такой поддержки уже ничто не смогло сбить нас с выбранного пути, и вот уже три десятилетия [12] поддерживаем свою самобытную пловдивскую традицию в исследовании рефлексивной проблематики, сегодня она известна далеко за пределами Болгарии — в России, США, Западной Европе, Китае [2; 3; 10; 11].

Уже несколько десятилетий я много раз задаюсь вопросами: Как возможно всему этому произойти всего лишь за две короткие личные встречи? А если бы была возможность общаться продолжительное время с подобной личностью? А не сказывается ли на человеке влияние большой личности и на расстоянии, даже на большом расстоянии?

Я убежден, что суть ответа на эти вопросы содержится в масштабности, в грандиозности самой личности Василия Васильевича. Такой личности я не встречал до тех пор, не встретил и позже в своей жизни. Позволю себе дать свою оценку личности Давыдова (как раз расстояние позволяет мне сделать это — ведь «большое видится на расстояньи», как справедливо заметил поэт Сергей Есенин).

Сам В.В. Давыдов придерживается позиции, что личность связана с творчеством и проявляется в творческих возможностях индивида, в его способности созидать новые формы общественной жизни, созидать творчески, свободно и талантливо и самого себя, реализуя таким образом свою основную потребность [5, с. 82; 6, с. 45, 47, 270; 7, с. 145, 148]. И как скромный продолжатель его идей позволю себе добавить — выдающаяся личность умеет созидать и других, помогать другим усовершенствовать себя; и я категорически убежден, что Василий Васильевич обладал этой личностной чертой в огромном масштабе, так как испытал его влияние на себе самом. Поэтому мы должны оценить эффект многолетней работы Давыдова и в таком плане: своей масштабной теоретической и экспериментальной работой он способствовал научному и профессиональному росту многочисленных исследователей-психологов и учителей-практиков нескольких поколений.

В творческом потенциале В.В. Давыдова вряд ли кто-то сомневается, но я считаю, что его личностный портрет не будет полным, если не обратить внимание на его ведущее качество — на его смелость: на его интеллектуальную смелость создавать новые идеи и на его личностную смелость их отстаивать, следуя своим достойным и социально значимым целям.

А через десятилетие после кончины В.В. Давыдова наши контакты и совместная деятельность с его учениками и последователями возобновились и стали интенсивными и продуктивными. В рамках договорных отношений между Московским государственным психолого-педагогическим университетом и Пловдивским университетом мы реализуем ряд успешных проектов — обучение студентов нескольких совместных магистерских программ, подготовка докторантов (аспирантов) по психологии, совместные публикации, общие научные конференции, выпуск общих научных сборников.

В основе этого сотрудничества находится замечательное дело выдающегося ученого В.В. Давыдова, и поэтому любое начинание, построенное на таком крепком фундаменте, не может не быть успешным.

 

Литература

  1. Василев В., Судани Т. Жан Пиаже и Лев Виготски — съпоставителен анализ. Принципите на компаративната психология. Пловдив: Сема, 1999.
  2. Василев В. Рефлексията в познанието, самопознанието и практиката. Пловдив: Макрос, 2006.
  3. Василев В.К. Рефлексия как прикладная проблема психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 208—225. DOI:10.17759/chp.2016120311
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 2005.
  7. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: ИЦ «Академия», 2005.
  8. Давидов В.В., Василев В., Стаматов Р. Теоретичен анализ на някои особености на активните методи на обучение // Научни трудове на Пловдивски университет «Паисий Хилендарски». 1988. Том 25. № 25.
  9. Джалдети А., Василев В. Въпроси на педагогическата психология. Пловдив: ПУ, 1982.
  10. Книга за рефлексията (отг. ред. В. Василев). Пловдив: УИ «П. Хилендарски».
  11. Лефевр В.А., Yordanka Dimova. Reflective Approach to Education. LAP Lamber Academic Publishing. Рефлексивные процессы и управление. 2011. Том 11. № 1—2.
  12. Рефлексия. Дейност. Култура. Научни трудове на Пловдивски университет «Паисий Хилендарски» (отг. ред. В. Василев). Ч. 2. Педагогика и психология. 1990. Том 27. № 2.
  13. Слободчиков В., Василев В., Стаматов Р. Анализ на предпоставките за възникване на рефлексията в онтогенезата // Психология. 1989. № 6.

Информация об авторах

Василев Веселин Костов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского, Пловдив, Болгария, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4822-5754, e-mail: veselin_vasilev@abv.bg

Метрики

Просмотров

Всего: 318
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 86
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0