Давыдов — основатель деятельностной практики образования

437

Аннотация

Рассматриваются концептуальные представления о деятельностном содержании образования, разработанные В.В. Давыдовым и реализованные при построении учебных предметов нового типа. Показано, что формирование деятельностной практики образования потребовало от В.В. Давыдова разработки трех разных проектных представлений, интегрированных им в единую систему деятельностной практики образования: 1) представление о строении мыслительного акта — «клеточки» любых осваиваемых учащимися процессов мышления; 2) представление о предметном понятии в виде системы действий (понятия числа, фонемы) как содержании образования на этапе начального образования; 3) представление учебной деятельности как формы деятельности по освоению обучающимся учебных предметов нового типа. Интеграция этих трех представлений обеспечивается за счет метакогнитивного подхода В.В. Давыдова, позволяющего анализировать конкретизацию представлений о мыслительном акте на материале различных учебных предметов в разных типах деятельности. Утверждается, что следующий шаг развития деятельностной практики образования требует конкретизации понятия образования как формы интеграции нескольких деятельностей, прежде всего учебной деятельности учащегося и обучающей деятельности педагога.

Общая информация

Ключевые слова: деятельностный подход, деятельностное содержание образования, понятие как способ действия, метапредметность, учебная деятельность, обучающая деятельность, мыслительный акт, метакогнитивный подход

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250501

Для цитаты: Громыко Ю.В. Давыдов — основатель деятельностной практики образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2020250501

Литература

  1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 230 с.
  2. Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова. М.: Пушкинский институт, 2003. 416 с.
  3. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско- взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно- историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 57—67. DOI:10.17759/chp.2020160106
  4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999. С. 210.
  5. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1960. № 2.
  6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России. 2000. 480 с.
  7. Давыдов В.В., Андронов В.П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 50—51.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  9. Давыдов В.В. Последние выступления. М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998. 88 c.
  10. Деррида Жак О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
  11. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. Издательство МПСИ, 2009. C. 6—55.
  12. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) / В.В. Рубцов [и др.] // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 5—30. DOI:10.17759/chp.2018140302
  13. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 38—45.
  14. Полуянов Ю.А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 101—113. DOI:10.17759/chp.2018140310
  15. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. Томск: Пеленг, 1993. 142 с.
  16. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4. C. 79—89.
  17. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  18. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  19. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. «Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 79—93.
  20. Селиванов В.В. Теория мышления как процесса: экспериментальное подтверждение // Экспериментальная психология. 2019. Том. 12. № 1. С. 40—52. DOI: 10.17759/exppsy.2019120104
  21. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Сб. статей. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Вып. 1 (43) / Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной, научный редактор серии Н.Б. Крылова. М., 2010. С. 5—13.
  22. Сушков С.В. Сознание и деятельность в свете постклассической интерпретации социальности // Гуманитарные науки. Философия. 2008. № 1. C. 65—70.
  23. Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии // Системная психология и социология. 2011. № 3(2). С. 18—38.
  24. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методол. пробл.: Ежегодник, 1986. М., 1987. C. 124—146.

Информация об авторах

Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, кафедра "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова", факультет "Психология образования", , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5943-8232, e-mail: yugromyko@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1040
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 437
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5