Развитие воображения — тропинка в мир человеческой культуры

501

Аннотация

С точки зрения идей, сформулированных ранее В.В. Давыдовым и автором статьи, анализируются эффекты воображения в творческом процессе освоения культуры ребенком-дошкольником. Воображение рассматривается не как частная психическая функция, а как универсальная способность (Э.В. Ильенков). Вносятся коррективы в понимание природы воображения ребенка. На материале образовательного проекта «Тропинки» раскрывается развивающий потенциал дошкольного образования, приоритетом которого является формирование воображения.

Общая информация

Ключевые слова: воображение, культура, ребенок, развивающее дошкольное образование, программа "Тропинки"

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250505

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Кудрявцев В.Т. Развитие воображения — тропинка в мир человеческой культуры // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 58–70. DOI: 10.17759/pse.2020250505

Литература

  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 570 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Изд. Центр «Академия», 2005. 176 с.
  4. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1. С. 3—18.
  5. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.
  6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 404 с.
  7. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига: Эксперимент, 1999. 160 с.
  8. Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2007 (Тропинки). 144 с.
  9. Кудрявцев В.Т. Воображение — «третий глаз» культуры // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 1. С. 12—24.
  10. Кудрявцев В.Т. Воображение — это всегда по адресу [Электронный ресурс] // Вести образования. 4 мая 2020. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/5/4/ upbringing/12839-voobrazhenie__eto_vsegda_po_ adresu (дата обращения: 9.09.2020).
  11. Кудрявцев В.Т., Берцфаи Л.В. В.В. Давыдов — мыслитель в психологии // Вопр. психологии. 2005. № 4. С. 30—40.
  12. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  13. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1930. 314 с.
  14. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2016. 592 с.
  15. Развивающее образование — многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы. Сб. научно-методических статей / Отв. ред. Л.Е. Курнешова; научн. ред. В.Т. Кудрявцев. Ч. I. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. 216 с.
  16. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопр. психол. 1987. № 3. С. 57—63.
  17. Piaget J. The child’s conception of the world. Totowa, New Jersey: Relix Books, Rowman & Allanheld, 1983. 397 p.

Информация об авторах

Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), эксперт лаборатории культурно-исторических моделей образования, Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского; профессор дирекции образовательных программ, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9283-6272, e-mail: vtkud@mail.ru