Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности и академической успеваемости учащихся

317

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на установление характера взаимосвязи между школьной вовлеченностью, осознанной саморегуляцией и академической успеваемостью учащихся. Анализируются данные, полученные в двух лонгитюдных исследованиях, охватыва¬ющих следующие группы респондентов: с 8 по 9 классы (N=106) и c 10 по 11 классы (N=96). Диагностика саморегуляции осуществлялась с помощью опросника В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельно¬сти — ССУД-М», школьная вовлеченность оценивалась при помощи ме¬тодики «Многомерная шкала школьной вовлеченности» (Wang et al., 2019, Фомина, Моросанова, 2020). В качестве показателя академической успева¬емости использовался средний балл годовых отметок по основным учеб¬ным предметам. Замеры были произведены дважды с интервалом в один год. Зафиксированы значимые изменения (понижение) в уровне школьной вовлеченности у учащихся при переходе из 8 в 9 класс. У учащихся при переходе из 10 в 11 класс значимо возрастают показатели саморегуляции, вовлеченности и академической успеваемости. Перекрестно-лонгитюдный анализ позволил установить, что осознанная саморегуляция является зна-чимым предиктором успешного обучения и высокой вовлеченности уча¬щихся при переходе в 9 класс. В то же время для успешного обучения в 11 классе более значимую роль играет вовлеченность в учебный процесс, а также предыдущая академическая успешность. Полученные данные по¬зволили установить направления причинно-следственной связи школьной вовлеченности, осознанной саморегуляции и успеваемости школьников в различные периоды обучения.

Общая информация

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность, академическая успеваемость , перекрестно-лонгитюдный анализ

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260503

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00470.

Получена: 11.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Моросанова В.И. Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности и академической успеваемости учащихся // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 30–42. DOI: 10.17759/pse.2021260503

Подкаст

Литература

  1. Бондаренко И.Н., Ишмуратова Ю.А., Цыганов И.Ю. Проблемы взаимосвязи школьной вовлеченности и академических достижений у современных подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 77—88. DOI:10.17759/jmfp.2020090407
  2. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13—24.
  3. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. В помощь практическому психологу: опросник Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М)» // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор- История, 2020. С. 151—172.
  4. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124—135.
  5. Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Том 17. № 3. С. 390—411. DOI:10.22363/2313- 1683-2020-17-3-390-411
  6. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 194—213. DOI:10.11621/vsp.2020.03.09
  7. Appleton J.J., Christenson S.L., Kim D., Reschly A.L. Measuring cognitive and psychological engagement: Validation of the Student Engagement Instrument // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44. № 5. P. 427—445. DOI:10.1016/j.jsp.2006.04.002
  8. Bae C.L., De Busk-Lane M. Middle school engagement profiles: Implications for motivation and achievement in science // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 74. P. 101753. DOI:10.1016/j. lindif.2019.101753
  9. Bakracevic Vukman K., Licardo M. How cognitive, metacognitive, motivational and emotional self-regulation influence school performance in adolescence and early adulthood // Educational Studies. 2010. Vol. 36. № 3. P. 259—268. DOI:10.1080/03055690903180376
  10. Bouffard T., Bouchard M., Goulet G., Denoncourt I., Couture N. Influence of achievement goals and self-efficacy on students’ self-regulation and performance // International journal of psychology. 2005. Vol. 40. № 6. P. 373—384. DOI:10.1080/00207590444000302
  11. Burns E.C., Martin A.J., Collie R.J. A future time perspective of secondary school students’ academic engagement and disengagement: A longitudinal investigation // Journal of School Psychology. 2021. Vol. 84. P. 109—123. DOI:10.1016/j.jsp.2020.12.003
  12. Caraway K., Tucker C.M., Reinke W.M., Hall C. Self-efficacy, goal orientation, and fear of failure as predictors of school engagement in high school students // Psychology in the Schools. 2003. Vol. 40. № 4. P. 417—427. DOI:10.1002/pits.10092
  13. Demetriou A. Organization and development of self-understanding and self-regulation: Toward a general theory // Handbook of self-regulation. Academic Press, 2000. P. 209—251.
  14. Fredricks J.A., Blumenfeld P.C., Paris A.H. School engagement: Potential of the concept, state of the evidence // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. P. 59—109. DOI:10.3102%2F00346543074001059
  15. Lam S.F., Jimerson S., Shin H., Cefai C., Veiga F.H., Hatzichristou C. Cultural universality and specificity of student engagement in school: The results of an international study from 12 countries // British Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 86. № 1. P. 137— 153. DOI:10.1111/bjep.12079
  16. Lei H., Cui Y., Zhou W. Relationships between student engagement and academic achievement: A meta-analysis // Social Behavior and Personality: an international journal. 2018. Vol. 46. № 3. P. 517—528. DOI:10.2224/sbp.7054
  17. Olivier E., Archambault I., De Clercq M. Student self-efficacy, classroom engagement, and academic achievement: Comparing three theoretical frameworks // Journal of youth and adolescence. 2019. Vol. 48. № 2. P. 326—340. DOI:10.1007/s10964-018-0952-0
  18. Schnitzler K., Holzberger D., Seidel T. All better than being disengaged: Student engagement patterns and their relations to academic self-concept and achievement // European Journal of Psychology of Education. 2020. Vol. 35. P. 1—26. DOI:10.1007/ s10212-020-00500-6
  19. Stefansson K.K., Gestsdottir S., Birgisdottir F., Lerner R.M. School engagement and intentional self-regulation: A reciprocal relation in adolescence // Journal of adolescence. 2018. Vol. 64. P. 23—33. DOI:10.1016/j.adolescence.2018.01.005
  20. Vasalampi K., Salmela-Aro K., Nurmi J.E. Adolescents’ self-concordance, school engagement, and burnout predict their educational trajectories // European psychologist. 2009. Vol. 14. № 4. P. 332— 341. DOI:10.1027/1016-9040.14.4.332
  21. Wang M.T., Eccles J.S. Social support matters: Longitudinal effects of social support on three dimensions of school engagement from middle to high school // Child development. 2012. Vol. 83. № 3. P. 877—895. DOI:10.1111/j.1467-8624.2012.01745.x
  22. Wang M.T., Peck S.C. Adolescent educational success and mental health vary across school engagement profiles // Developmental psychology. 2013. Vol. 49. № 7. P. 1266—1276. DOI:10.1037/ a0030028
  23. Wang M.T., Fredricks J., Ye F., Hofkens T., Linn J.S. Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school: A Multidimensional School Engagement Scale // European Journal of Psychological Assessment. 2019. Vol. 35. № 4. P. 592—606. DOI:10.1027/1015-5759/a000431
  24. Wolters C.A., Taylor D.J. Self-regulated Learning Perspective on Student Engagement // Handbook of research on student engagement / Ed. by S.L. Christenson et al. MA, Boston, Springer, 2012. P. 635—653. DOI:10.1007/978-1-4614-2018-7_37
  25. Zimmerman B.J., Schunk D.H. (ed.). Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. Routledge, 2001.

Информация об авторах

Фомина Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5097-4733, e-mail: tanafomina@mail.ru

Филиппова Елена Валерьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3052-0421, e-mail: proftest@gmail.com

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 671
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 317
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7