Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов

248

Аннотация

Представлены материалы эмпирического исследования о характере связи между жизненной перспективой личности и формированием психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов, избравших сферой своей профессиональной деятельности систему образования. Выборку составили студенты 2—4 курсов факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ»: 80 студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02.Психология образования в возрасте от 20 до 23 лет, из них 56 девушек и 24 юноши. Использовались методики: «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфира, «Профессиональная готовность» А.П.Чернявской, «Методика мотивационной индукции» Ж. Нюттена в адаптации Д.А. Леонтьева, «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева. Исследование показало, что высокий уровень осмысленности жизненной перспективы личности коррелирует с развитием мотивационного, когнитивного и эмоционального компонентов готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая готовность , педагог-психолог, направленность личности, осмысленность жизни

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260607

Благодарности. Авторы выражают благодарность А.А. Коноваловой за помощь в проведении исследования, рецензентам за ценные замечания и рекомендации, а также всем участникам исследования.

Получена: 21.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Гут Ю.Н., Худаева М.Ю., Кабардов М.К., Овсяникова Е.А., Беданокова А.К. Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 96–106. DOI: 10.17759/pse.2021260607

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.М.: Мысль, 1991.299 с.
  2. Андреева А.Д. Школьный Психолог в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс] // «Вестник Мининского университета».2013.№ 4.URL: https://cyberleninka.r u /art i c l e / n /shko lnyy -ps i hol og-v -usl o v iyah-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.02.2021).
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности.Минск: Изд-во БГУ, 1976.176 с.
  4. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика.М.: Смысл, 2013.400 с.
  5. Ланских М.В., Гут Ю.Н., Сазонов Д.Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России.2020.№ 2.С.159—165.DOI:10.26170/po20- 02-20
  6. Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 1.С.82—92.DOI:10.17759/pse.2018230107
  7. Сурьянинова Т.И., Фетисова А.С. Исследование диалогической позиции студентов-психологов в образовательном процессе // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 4.С.80—90.DOI:10.17759/pse.2021260407
  8. Тихомирова Т.С., Кочетков Н.В. Взаимосвязь мотивации к обучению и рефлексии студентов бакалавриата очной формы обучения // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.97—106.
  9. Тихомирова Ю.М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар.науч.конф.М.: Буки-Веди, 2014.С.6—9.URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 09.01.2020).
  10. Трубникова Н.И. Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения // Мир науки, культуры, образования.2011.№ 2(27) С.246—249.
  11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.96 с.
  12. Aimaganbetova O., Sagnayeva T., Zholdassova M., Ahmetova M., Nurbekova Z., Naurzalina D. Empirical Research of Psychological Readiness for Student Psychologists’ Professional Activity // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2015.Vol.171.P.190—197.DOI:10.1016/j.sbspro.2015.01.106
  13. Blikhar V., Kashchuk M., Marchuk A. Psychological and Pedagogical Readiness of Future Psychologists for Work in the System of Inclusive Education [Электронный ресурс] // Science and Education.2018.Vol.2.P.27—33.DOI:10.24195/2414-4665-2018-2-4 (дата обращения: 10.01.2021).
  14. Korablina E., Lisovskaya N., Pashkin S., Shingaev S. Psychological Readiness for Professional Activity of Future Psychologists [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences.P.484—486.DOI:10.15405/ epsbs.2019.12.51 (дата обращения: 10.02.2021).
  15. Ovsyanikova E.A., Mandibura N.A., Gerasimova A.S., Hudayeva M.Yu., Tkachenko N.S., Godovnikova L.V.Modern status of research on the problem of psychological well-being of the person in the domestic and world psychological science // Revista Publikanto.2018.Vol.16.No.1.P.349—358.
  16. Seryapina Y.The Concept of “Readiness for Pedagogical Activity”: Motivational Readiness, Psychological Readiness, Readiness to Innovative Activity.[Электронный ресурс] // Bulletin of the South Ural State University Series “Education.Educational Sciences”.2018.Vol.10.No.4.P.77—86.DOI:10.14529/ ped180410 (дата обращения: 10.02.2020).
  17. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kanishcheva M.A., Lokteva A.V., Derevyanko J.P. Subjective factors and psychological characteristics of students’ selfrealization as a reflection of their psychological well-being in the process of university learning // Espacios.2019.No.40(29).URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074162431 (дата обращения: 10.02.2020).

Информация об авторах

Гут Юлия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), г. Москва, Российская федерация, Самаркандский государственный университет им. Ш Рашидова, Самарканд, Узбекистан, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8505-3846, e-mail: gut.julya@yandex.ru

Худаева Майя Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)., Белгород, Россия, e-mail: khudaeva@bsu.edu.ru

Кабардов Мухамед Коншобиевич, доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5787-3556, e-mail: kabardov@mail.ru

Овсяникова Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия, e-mail: ovsyannikova@bsu.edu.ru

Беданокова Асиет Кадырбечевна, младший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт, Российская академия образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-3339, e-mail: asieta@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 646
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 248
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8