Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 6. С. 96–106
doi:10.17759/pse.2021260607
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая готовность , педагог-психолог, направленность личности, осмысленность жизни
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260607
Благодарности. Авторы выражают благодарность А.А. Коноваловой за помощь в проведении исследования, рецензентам за ценные замечания и рекомендации, а также всем участникам исследования.
Получена: 21.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Гут Ю.Н., Худаева М.Ю., Кабардов М.К., Овсяникова Е.А., Беданокова А.К. Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 96–106. DOI: 10.17759/pse.2021260607
Полный текст
Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологовВведение
Актуальность исследования проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности (ПД) обусловлена реформами образовательной системы, нуждами и задачами системы образования, приоритетными направлениями экономической и социальной политики государства. Требования современного общества, нацеленные на духовное оздоровление и личностный рост молодого поколения, отражают необходимость в подготовке педагогов-психологов как одного из важнейших звеньев целостной системы образования [2]. Кроме того, согласно данным масштабного исследования В.В. Рубцова, Ю.М. Забродина, О.И. Леоновой, «обнаруживается устойчивая тенденция в реализации организациями межведомственных моделей оказания образовательных услуг, психолого-педагогического сопровождения и оказания психологопедагогической помощи. Это обстоятельство имеет принципиальное значение для повышения качества работы специалистов психолого-педагогического профиля, поскольку психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по существу представляет собой межведомственное и междисциплинарное взаимодействие, т.е. является командной работой» [6, с. 9]. Что в свою очередь ставит перед вузами задачу формирования у будущих психологов психологической готовности к профессиональной деятельности, включающей профессиональную культуру, творческую активность, самостоятельность и высокую ответственность за результаты труда, а также воспитание потребности в постоянном обновлении полученных знаний [13; 16].
Психологическая готовность, являясь интегративным феноменом, неразрывно связана с успешностью личности в профессиональной самореализации, с ее психологическим и профессиональным благополучием. В свою очередь, Е.П. Кораблина с соавт. считают, что «одним из факторов, влияющих на развитие психологической готовности к ПД, является сформированность жизненной перспективы личности» [14, с. 484].
Изучение особенностей жизненной перспективы личности особенно актуально в период ее интенсивного профессионального становления. По мнению К.А. Абульхановой - Славской, «жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения» [1, с. 75].
Однако, несмотря на актуальность исследования и многоаспектность подходов к изучению готовности к ПД будущих специалистов, само явление — психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в системе образования — как сложное, комплексное психическое образование в современной науке недостаточно изучено.
Анализ литературы показал, что в современных подходах к осмыслению психологической готовности нет единого взгляда на содержание этого понятия и на его структуру. В современных исследованиях изучаются условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности педагога- психолога, среди которых выделяют ряд факторов: внутренние условия, являющиеся основой процесса развития личности будущих специалистов, обусловлены совокупностью устойчивых мотивов, интерактивным опытом, направленностью личности, развитием эмоциональной сферы, уровнем осмысленности жизни [4; 5; 7; 12; 15; 17]. Возникает необходимость в проведении новых исследований, позволяющих показать роль жизненной перспективы личности в развитии компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Целью исследования является изучение характера связи между жизненной перспективой личности студентов и психологической готовностью к профессиональной деятельности педагога-психолога.
В соответствии с теоретическими подходами А.П. Чернявской [11], М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича [3] мы определили следующую структуру психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: мотивационный компонент, включающий мотивы профессиональной деятельности; когнитивный компонент, представляющий собой способность к анализу ситуации и поиску способов решения профессиональных задач; эмоционально-волевой компонент как эмоциональное отношение к профессиональной деятельности, а также уровень мобилизации сил для реализации поставленной задачи; операциональный компонент, представляющий собой совокупность личностных качеств, особенностей психических процессов и компетенций, обязательных для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Организация и методы исследования
Методы и методики. «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира (в модификации А.А. Реана), методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, «Методика мотивационной индукции» Ж. Нют- тена (в адаптации Д.А. Леонтьева); «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо, Л. Махолика (в адаптации Д.А. Леонтьева).
Методы статистического анализа. Полученные данные обрабатывались на основе описательной статистики, U-критерия Манна-Уитни, множественного регрессионного анализа. Математическая обработка количественных данных осуществлялась с помощью программы статистического анализа IBM SPSS Statistics 22.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». Выборку составили 80 студентов-бакалавров 3—4 курсов направления подготовки 44.03.02. Психология образования в возрасте от 20 до 23 лет, из них 56 девушек и 24 юноши.
Диагностический инструментарий направлен на изучение отдельных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, а также изучение жизненной перспективы личности студентов-психологов. С помощью методики «Мотивация профессиональной деятельности» мы изучили уровень развития мотивационного компонента профессиональной готовности, в результате чего были получены данные об особенностях и структуре мотивационного комплекса личности будущих психологов.
Посредством методики «Профессиональная готовность» выявлены особенности развития когнитивного компонента психологической готовности (шкалы «Автономность» и «Информирование»), эмоционально-волевого компонента (шкала «Эмоциональное отношение») и операционального компонента (шкалы «Принятие решений» и «Планирование»).
Структуру жизненной перспективы личности студентов мы изучали через пространственно-временной и смысловой компоненты. Критериями пространственно-временного компонента жизненной перспективы выступили структурированность (представляющая определенную организованность жизненных планов), последовательность этапов жизненного пути и темпоральность (насколько хронологически глубоко человек представляет свое будущее). Смысловой компонент жизненной перспективы личности студентов-психологов изучался по показателям: эмоциональная окрашенность, личностное проецирование и осмысленность.
Для диагностики структурированности, темпоральности, эмоциональной окрашенности в структуре жизненной перспективы личности была использована «Методика мотивационной индукции» (Ж. Нюттен, адаптация Д.А. Леонтьева).
Для изучения осмысленности жизненной перспективы был использован «Тест смысложизненных ориентаций» (Дж. Крамбо, Л. Ма- холик, адаптация Д.А. Леонтьева).
При обработке полученных данных использовались методы количественного и качественного анализа: методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ.
Математическая обработка количественных данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа IBM SPSS Statistics 22.
Результаты исследования
Результаты изучения мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной психологической деятельности показали, что для 55% студентов, принимавших участие в исследовании, характерно доминирование внутренней мотивации профессиональной деятельности (ВМ), для 29% будущих психологов характерно доминирование внешней положительной мотивации (ВПМ). 16% студентов демонстрируют преобладание внешней отрицательной мотивации профессиональной деятельности (ВОМ).
Таким образом, для большинства студентов характерно доминирование внутренней и внешней положительной мотивации профессиональной деятельности по сравнению с внутренней отрицательной мотивацией. Данный мотивационный комплекс является оптимальным с точки зрения эффективности профессиональной деятельности.
Результаты изучения основных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности педагога- психолога представлены в табл. 1.
На основе полученных данных мы выделили 3 группы респондентов в зависимости от общего уровня развития психологической готовности к ПД педагога-психолога. Первую группу составили студенты с высоким уровнем психологической готовности (28%). Вторая группа характеризуется средним уровнем психологической готовности (53%). И третья группа студентов (19%) — низким уровнем развития психологической готовности к профессиональной деятельности педагога-психолога. Для студентов с высоким уровнем психологической готовности характерно доминирование внутренней мотивации профессиональной деятельности. Они имеют достаточно полные и содержательные представления о будущей профессии, о том, как соотносятся их личностные особенности и способности с требованиями выбранной профессии. Эти студенты стремятся реализовать полученные знания и навыки в практической деятельности.
Студентов со средним уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности отличает доминирование внешней положительной мотивации профессиональной деятельности, общий положительный настрой в отношении выбранной профессии и собственной профессиональной деятельности.
У респондентов с низким уровнем психологической готовности доминирует внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности. Студенты данной группы имеют слабое представление о своих личностных особенностях, не уверены в правильности профессионального выбора и в собственных силах, им сложно представить свое будущее не только в профессиональной деятельности, но и в жизни в целом.
Анализируя данные, полученные при изучении структурных компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности педагога-психолога, важно отметить, что у большинства студентов психологическая готовность к профессиональной деятельности только активно формируется, о чем свидетельствует рассогласованность в развитии мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и операционального компонентов. При этом мотивационный компонент опережает в развитии остальные компоненты психологической готовности к ПД. По мнению Ю.М. Тихомировой [9], «многие современные исследователи придерживаются точки зрения, что мотивационный компонент имеет решающее значение в формировании психологической готовности, т.к. вне смысла и мотивов не может быть в полной мере осуществлена профессиональная деятельность».
Результаты изучения особенностей и показателей жизненной перспективы личности студентов-психологов свидетельствуют о том, что большинство респондентов ориентированы на настоящее и ближайшее будущее. Это, очевидно, связано с возрастными особенностями респондентов, с их небольшим жизненным опытом и с тем, что основные свои достижения и успехи они связывают с тем, что будет впереди. Жизненные планы студентов-психологов еще недостаточно структурированы, их отличает средний уровень темпоральности.
В исследовании была выявлена достаточно большая группа студентов (39%) с нечеткими, размытыми планами на будущее. Будущее для этих студентов в целом окрашено негативно. Такие студенты отмечают недостаточность собственных сил и ресурсов в плане контроля и управления собственной жизнью.
88% студентов обладают средним уровнем осмысленности жизненной перспективы и личностного проецирования. Об осмысленности жизненной перспективы свидетельствует наличие смыслов в реальной повседневной жизни, что позволяет будущим педагогам- психологам осознавать свои склонности и интересы и развиваться в той профессиональной сфере, которая соответствует их представлениям и ценностным ориентациям, а также получать от этого удовлетворение. Так, в исследовании Н.И. Трубниковой показана важность осмысленности жизни в жизненном и профессиональном самоопределении [10]. Студенты с низким уровнем осмысленности демонстрируют недостаточную ориентированность в собственных знаниях и навыках, в тех возможностях, которые предоставляет им выбранная профессия, неопределенное, а зачастую и негативное отношение к профессиональным ситуациям.
Личностное проецирование связано с экс- тернальным локусом контроля. Студенты с низким уровнем личностного проецирования не ориентированы на получение удовлетворения от процесса и результата работы, обладают низким уровнем мотивации при достижении профессиональных целей и стремятся преимущественно к избеганию неприятностей в процессе профессиональной деятельности.
Все вышесказанное указывает на актуальность специально организованной психологической работы с этими студентами, задачами которой должны стать развитие способности к целеполаганию, обучение навыкам планирования и достижения поставленных целей, развитие мотивации достижения профессиональных целей, формирование позитивного отношения к будущему, выявление ресурсов для преодоления препятствий на пути профессиональной самореализации и др.
С помощью статистического U-критерия Манна-Уитни были выявлены значимые различия в степени выраженности компонентов жизненной перспективы студентов с высоким и низким уровнем психологической готовности к ПД педагога-психолога. В результате выявлены достоверные различия в показателях структурированности (иэмп=72,0; p<0,001), темпоральности (0эмп=94,5; p<0,009), эмоциональной окрашенности (иэмп=118,0; p<0,048), личностного проецирования (0эмп=63,5; p<0,001), осмысленности (0эмп=31,5; p<0,000) жизненной перспективы личности студентов-психологов.
Для определения характера связи между жизненной перспективой личности и уровнем психологической готовности студентов к психолого-педагогической деятельности мы применили метод множественного регрессионного анализа, результаты которого представлены в табл. 2.
В результате проведенного множественного регрессионного анализа было получено пять регрессионных моделей: «Уровень психологической готовности к ПД», «Мотивационный компонент психологической готовности к ПД», «Когнитивный компонент психологической готовности к ПД», «Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к ПД», «Операциональный компонент психологической готовности к ПД».
При анализе регрессионной модели «Уровень психологической готовности к ПД» выявлена значимая связь между осмысленностью жизненной перспективы и уровнем психологической готовности студентов к деятельности педагога-психолога: чем сильнее выражена осознанность жизненной перспективы, тем успешнее для студентов будет проходить их профессиональное становление.
При анализе второй регрессионной модели было выделено два показателя жизненной перспективы личности студентов, детерминирующих формирование мотивационного компонента психологической готовности к ПД: осмысленность и личностное проецирование. Наличие смыслов в реальной повседневной жизни, реалистичность планирования будущего, а также способность брать на себя ответственность и готовность решать возникающие проблемы способствуют формированию оптимального мотивационного комплекса у студентов-психологов.
Множественный регрессионный анализ полученных данных показал, что такой показатель жизненной перспективы личности студентов, как осмысленность, является предиктором, оказывающим прямое влияние на все компоненты психологической готовности к ПД, кроме операционального.
На операциональный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности статистически значимое влияние оказывают уровень структурированности жизненной перспективы личности и ее эмоциональная окрашенность. Студенты, для которых характерны организованность, последовательность жизненных планов и позитивное отношение к своему будущему, умеют принимать взвешенные решения в профессиональных ситуациях, просчитывать перспективы и потенциальные профессиональные риски, они в состоянии спланировать собственный профессиональный путь на ближайшее время. В то время как респонденты, не строящие планов даже на ближайшую перспективу и негативно смотрящие в будущее, отличаются дефицитом операциональных навыков, необходимых для эффективного выполнения деятельности.
Заключение
1. У большинства студентов психологическая готовность к профессиональной деятельности только активно формируется, о чем свидетельствует рассогласованность в развитии мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и операционального компонентов.
2. Выявлены следующие особенности жизненной перспективы студентов: преимущественная ориентация на проживание настоящего и свое будущее, средний уровень структурированности жизненных планов и темпоральности жизненной перспективы, позитивное или нейтральное отношение к собственному будущему, средний уровень осмысленности жизненной перспективы и личностного проецирования.
3. Обнаружена связь между жизненной перспективой личности студентов и показателями их психологической готовности к профессиональной деятельности: осмысленность и структурированность жизненных планов и их эмоциональная окрашенность, личностное проецирование являются теми факторами, которые обуславливают развитие психологической готовности к профессиональной деятельности в целом и развитие ее структурных компонентов.
Прогностический потенциал данной работы создает предпосылки для проведения исследований по эмпирическому изучению динамики психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и особенностей жизненной перспективы личности на других этапах профессионализации. Также результаты исследования могут быть применены в процессе профессиональной подготовки и в рамках повышения квалификации педагогов-психологов.
Информация об авторах
Гут Юлия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»), г. Белгород, Российская Федерация; ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8505-3846, e-mail: gut.julya@yandex.ru
Худаева Майя Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»), г. Белгород, Российская Федерация, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-9945-7547, e-mail: khudaeva@bsu.edu.ru
Кабардов Мухамед Каншобиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-8505-3784, e-mail: kabardov@mail.ru
Овсяникова Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»), г. Белгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7467-883x, e-mail: ovsyannikova@bsu.edu.ru
Беданокова Асиет Кадырбечевна, младший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769- 3339, e-mail: asieta@mail.ru
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.М.: Мысль, 1991.299 с.
- Андреева А.Д. Школьный Психолог в условиях модернизации российского образования [Электронный ресурс] // «Вестник Мининского университета».2013.№ 4.URL: https://cyberleninka.r u /art i c l e / n /shko lnyy -ps i hol og-v -usl o v iyah-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.02.2021).
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности.Минск: Изд-во БГУ, 1976.176 с.
- Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика.М.: Смысл, 2013.400 с.
- Ланских М.В., Гут Ю.Н., Сазонов Д.Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России.2020.№ 2.С.159—165.DOI:10.26170/po20- 02-20
- Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 1.С.82—92.DOI:10.17759/pse.2018230107
- Сурьянинова Т.И., Фетисова А.С. Исследование диалогической позиции студентов-психологов в образовательном процессе // Психологическая наука и образование.2021.Том 26.№ 4.С.80—90.DOI:10.17759/pse.2021260407
- Тихомирова Т.С., Кочетков Н.В. Взаимосвязь мотивации к обучению и рефлексии студентов бакалавриата очной формы обучения // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.97—106.
- Тихомирова Ю.М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар.науч.конф.М.: Буки-Веди, 2014.С.6—9.URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 09.01.2020).
- Трубникова Н.И. Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения // Мир науки, культуры, образования.2011.№ 2(27) С.246—249.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.96 с.
- Aimaganbetova O., Sagnayeva T., Zholdassova M., Ahmetova M., Nurbekova Z., Naurzalina D. Empirical Research of Psychological Readiness for Student Psychologists’ Professional Activity // Procedia — Social and Behavioral Sciences.2015.Vol.171.P.190—197.DOI:10.1016/j.sbspro.2015.01.106
- Blikhar V., Kashchuk M., Marchuk A. Psychological and Pedagogical Readiness of Future Psychologists for Work in the System of Inclusive Education [Электронный ресурс] // Science and Education.2018.Vol.2.P.27—33.DOI:10.24195/2414-4665-2018-2-4 (дата обращения: 10.01.2021).
- Korablina E., Lisovskaya N., Pashkin S., Shingaev S. Psychological Readiness for Professional Activity of Future Psychologists [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences.P.484—486.DOI:10.15405/ epsbs.2019.12.51 (дата обращения: 10.02.2021).
- Ovsyanikova E.A., Mandibura N.A., Gerasimova A.S., Hudayeva M.Yu., Tkachenko N.S., Godovnikova L.V.Modern status of research on the problem of psychological well-being of the person in the domestic and world psychological science // Revista Publikanto.2018.Vol.16.No.1.P.349—358.
- Seryapina Y.The Concept of “Readiness for Pedagogical Activity”: Motivational Readiness, Psychological Readiness, Readiness to Innovative Activity.[Электронный ресурс] // Bulletin of the South Ural State University Series “Education.Educational Sciences”.2018.Vol.10.No.4.P.77—86.DOI:10.14529/ ped180410 (дата обращения: 10.02.2020).
- Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kanishcheva M.A., Lokteva A.V., Derevyanko J.P. Subjective factors and psychological characteristics of students’ selfrealization as a reflection of their psychological well-being in the process of university learning // Espacios.2019.No.40(29).URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85074162431 (дата обращения: 10.02.2020).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 794
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 290
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1