Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков

240

Аннотация

Обращается внимание на то, что главной проблемой развития одаренных детей, в особенности называемых «вундеркиндами», являются трудности превращения их повышенных умственных возможностей (потенциальной одаренности) в актуальные творческие способности (талант).Автор считает, что ярко развитая познавательная потребность у этих детей чаще всего имеет пассивный характер, превращаясь, по сути, лишь в «накопление знаний», и потому не становится базой для развития таланта. Выдвигается идея о том, что в качестве основной мотивации, необходимой для превращения потенциальной одаренности в талант, следует рассматривать особую «поисковую потребность», которая проявляется уже в раннем возрасте, но под влиянием социума, в том числе и школьного обучения, значительно деформируется и не обеспечивает развитие творческого потенциала. Рассматриваются новый, потребностно-инструментальный подход к развитию и обучению одаренных детей, который способствует сохранению и укреплению поисковой потребности, а также возможности и перспективы сбора доказательной базы для его дальнейшего развития и применения. Статья предназначена для психологов и педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: одаренные дети, внутренняя мотивация, познавательная потребности, практика, талант

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260610

Финансирование. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью».

Получена: 22.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Юркевич В.С. Потребностно-инструментальный подход в обучении одаренных детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 128–138. DOI: 10.17759/pse.2021260610

Литература

  1. Алексеевский А.В. «Математик — тот, кто понимает» Фрагменты семинара в МГУ памяти И.М. Гельфанда // «Троицкий вариант».2010.№ 01(45).
  2. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач: 5-е изд.М.: Альпина Паблишер, 2015.402 с.
  3. Дуэк К. Гибкое сознание.Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей.М.: изд.Манн, Иванов и Фербер, 2013.400 c.
  4. Лейтес Н.С. Одаренные дети.Психология и психофизиология индивидуальных различий.Психология индивидуальных различий.Хрестоматия по психологии / Под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова.М., 2000.312 с.
  5. Платон. Диалоги: пер.с древнегреч.М.: РИПОЛ классик, 2017.576 с.
  6. Психология одаренности детей и подростко / под ред.Н.С.Лейтеса.М.: Издательский центр «Академия», 1996.416 с.
  7. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.М.: Наука, 1984.193 с.
  8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье.М.: Просвещение, 1989.239 с.
  9. Селигман М.Новая позитивная психология, М.: Издательство «София», 2006.368 с.
  10. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям: 4-е изд.Киев: Издательство «Радянська школа», 1981.324 с.
  11. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред.Д.В.Ушакова.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.736 с.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла.М.: Прогресс, 1990.368 с.
  13. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: пер.с нем.СПб.: Союз, 1997.124 с.
  14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность.Книга для учителей и родителей.М.: Просвещение, 1996.129 с.
  15. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology.2008.Vol.49(3).P. 182—185.DOI:10.1037/a0012801
  16. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being [Электронный ресурс] // American Psychologist.2000.Vol.55(1).P.68—78.URL: https://psycnet.apa.org/record/1959-07905-000 (дата обращения: 22.11.2021).
  17. Spearman Charles E. The abilities of man, their nature and measurement» [Электронный ресурс] // Journal of Philosophical Studies.1927.Vol. 2(8).P. 557—560.URL: https://philpapers.org/rec/ SPETAO-18 (дата обращения: 22.11.2021).
  18. Terman L.M., Oden M.H. Genetic Studies of Genius.Vol.5: The Gifted Group at Mid-Life: 35 Years’ Follow Up of the Superior Child.Stanford.CA: Stanford Univ.Press, 1959.
  19. Terman L.M. The discovery and encouragement of exceptional talent // American Psychologist.1954.№ 9(6).P.221—230.DOI:10.1037/h0060516
  20. Worrell F.C., Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P. Talent development: a path towards eminence by S.I. Pfeiffer et al.(Eds.) // APA handbook of giftedness and talent.2018.P.247—258.

Информация об авторах

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 655
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 240
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3