Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития

10

Аннотация

Раскрывается концепция развития психологического сопровождения высшего образования и излагаются научные аргументы в пользу сетевой модели организации квалифицированной психологической помощи студентам и педагогическим работникам вузов. Приводятся результаты популяционного исследования Российской академии образования с участием 21943 студентов первых курсов из 22 российских вузов, свидетельствующие о степени выраженности эмоциональных состояний повышенной возбудимости, тревожности и склонности к депрессивным проявлениям. Представлены приоритетные направления работы по развитию федеральной сети психологических служб вузов, реализация которых призвана системно решать вопросы доступности психологической помощи для студентов и работников каждого российского вуза, высокого качества и полноты спектра такой помощи. Сообщается, что при сетевой организации с координирующим ресурсным центром психологическое сопровождение высшего образования будет характеризоваться единством федерального пространства, решающим задачи быстрого профессионального реагирования при оказании психологической помощи студентам и преподавателям.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба, психологическая служба в образовании, психологическая служба вуза, психологическое сопровождение, психологическое благополучие , студенты, научно-педагогические работники

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270601

Получена: 25.09.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Басюк В.С., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 4–18. DOI: 10.17759/pse.2022270601

Полный текст

Актуальность, общественная и индивидуальная востребованность психологического сопровождения высшего образования

Поступление в высшее учебное заведение для «вчерашнего» школьника – один из важнейших и вместе с тем критических этапов жизни молодого человека, который во многом определяет его дальнейшее личностное развитие, эффективность реализации интеллектуального потенциала и профессиональные достижения на всем протяжении жизненного пути [17; 20; 23].

Действительно, у молодого человека, поступившего в вуз, часто полностью меняется образ жизни, начиная от переезда на новое место жительства и самостоятельного решения вопросов финансового самообеспечения и заканчивая необходимостью успешно адаптироваться в новом коллективе и справляться с возросшими академическими нагрузками. Современное высшее образование предъявляет повышенные требования к обучающимся, связанные с необходимостью усвоения больших объемов учебного материала и выполнения разноплановых задач в сжатые сроки, соответствием критериям вузовских рейтингов академических достижений порой в жестких конкурентных условиях, адаптацией к множеству преподавателей и их стилям изложения материала, самостоятельным планированием своей жизни и т.п.

Эти требования новой для первокурсника вузовской образовательной среды, в свою очередь, влекут за собой необходимость серьезной актуализации индивидуально-психологических ресурсов – стабильного когнитивного функционирования, сформированных навыков регуляции поведенческих реакций, умения контролировать свое эмоциональное состояние, устойчивой внутренней позиции [1; 2; 5]. В противном случае – при неумении, невозможности или непонимании необходимости мобилизовать индивидуальные ресурсы – возникает состояние академического (учебного) стресса, в том числе хронического, обусловленное негативными эмоциональными состояниями, вызванными необходимостью постоянно соблюдать сроки предъявления работ, неудовлетворительной успеваемостью и низкой рейтинговой позицией, тревогой, напряжением и страхами перед экзаменационными сессиями и т.п.

Согласно исследованиям в сфере психологии и смежных областях научного знания, у обучающихся существуют большие индивидуальные различия в проявлении проблемных эмоциональных состояний, поведенческих реакциях, заметна специфика когнитивного функционирования и регуляторных свойств [2; 13; 14; 15 и др.]. В частности, неопубликованные ранее результаты масштабного исследования с участием 21943 студентов первых курсов из 22 российских вузов Российской Федерации, проведенного специалистами Российской академии образования под руководством С.Б. Малых, свидетельствуют о том, что каждый пятый первокурсник в возрасте от 17 до 22 лет сообщает о тех или иных эмоциональных и/или поведенческих проблемах. Так, согласно этим популяционным данным, у 20,9% первокурсников наблюдаются эмоциональные проблемы, связанные с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частыми сменами настроения, тревожностью. При этом практически у 9% молодых людей уже на первом курсе вуза отмечаются проблемы поведения, выраженные в том числе во взаимодействии с однокурсниками и преподавателями.

Негативное влияние этих проблем на процесс обучения в вузе, прежде всего, на индивидуальные академические успехи студентов и реализацию их интеллектуально-личностного потенциала, усиливает и конкретизирует актуальность задачи сохранения психологического благополучия современных обучающихся [17; 19; 21]. Помочь студенту грамотно справиться с проблемами эмоционального и поведенческого характера, затрудняющими процесс эффективного обучения в вузе, обеспечить квалифицированное психологическое сопровождение в ситуации личного кризиса, а при необходимости содействовать комплексной психолого-медико-социальной помощи – основные задачи развития и совершенствования психологического сопровождения высшего образования. Они созвучны национальным приоритетам Российской Федерации до 2030 года, сформулированным в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», прежде всего, в части сохранения здоровья и благополучия людей, создания возможностей для самореализации и развития, а также организации комфортной и безопасной среды для жизни.

Особую актуальность проблема развития психологического сопровождения образования приобрела в период пандемии коронавирусной инфекции, которая затронула все население планеты и повлияла практически на все аспекты жизни граждан – экономику, политику, здравоохранение, образование, социальную защищенность. Введение мер противодействия распространению коронавирусной инфекции коснулось обучающихся всех уровней образования. Так, по оценке Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), во время пандемии более 100 стран полностью закрыли образовательные организации – школы, колледжи, лицеи и вузы, что лишило более половины обучающихся всего мира возможности посещать учебные занятия.

Согласно научным исследованиям, пандемия коронавирусной инфекции принесла массовые проблемы психологического характера, которые повлекли за собой в том числе эмоциональное неблагополучие обучающихся [12; 16; 26 и др.]. Более того, высказываются прогнозы об увеличении проявлений ненормативного поведения среди молодежи в период, далеко выходящий за пределы фактической пандемии [16; 26 и др.]. Резкий переход на дистанционное обучение как мера противодействия распространению коронавирусной инфекции лишь усугубил трудности психологического характера у всех участников образовательных отношений – обучающихся, научно-педагогических и административных работников [12; 14; 22].

Наиболее чувствительной к ситуации вынужденного дистанционного обучения, социальной изоляции и ограничений на поездки оказывается категория студентов колледжей и вузов (см., например, [27]). Согласно исследованию, где анализ ненормативного поведения студентов российских вузов проводился на материале СМИ, существует специфика проявлений поведенческих проблем обучающейся в вузах молодежи в отличие от общей популяции [10]. Прежде всего отмечаются: пиковое количество проявлений аутоагрессивного поведения на первых курсах вузов, большая подверженность таким проблемам юношей и неравномерность случаев ненормативного поведения в течение академического года, связанная с началом обучения и экзаменационными сессиями [10].

Данные научных исследований, как и общественно резонансные случаи ненормативного поведения среди студенческой молодежи, подтверждают острую необходимость совершенствования психологического сопровождения процесса обучения в системе высшего образования с учетом индивидуально-психологических особенностей современных обучающихся.

Текущее состояние

психологического сопровождения высшего образования

По данным Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, текущее состояние психологического сопровождения высшего образования характеризуется следующими основными проблемами, требующими безотлагательных системных решений.

Психологическая служба как отдельное структурное подразделение с обозначенной штатной численностью более одного сотрудника работает лишь в 21,9% всех вузов, принявших участие в анкетировании (93,6% от общего количества вузов, подведомственных Минобрнауки России). В большинстве вузов (55,3%) работает 1 психолог, имеется комната отдыха без штатного психолога или исполнение обязанностей по психологическому сопровождению возложено на сотрудника кафедры психологии, отдела культурно-массовой работы, санатория, студенческое объединение и т.п. 22,8% вузов заявляют об отсутствии возможности оказания психологической помощи обучающимся и научно-педагогическим работникам. Эти данные свидетельствуют о значительной неравномерности возможности получения в вузе квалифицированной психологической помощи в ситуациях личного и профессионального кризиса.

Кроме того, согласно данным Российской академии образования, в российских вузах наблюдается очень широкая трактовка понятия «психологическая служба» – от одной ставки психолога на всех обучающихся, включенной в одно из подразделений, до полноценного структурного подразделения со специалистами разного профиля, а введение в штатное расписание вуза таких специалистов – дело доброй воли руководства. При этом, соответственно, производственная нагрузка на специалиста психологической службы или психолога, порой работающего на 0,25 ставки, существенно различается от вуза к вузу – от 0 до 12024 обращений за 2020/2021 учебный год.

Дополнительно в отсутствие профессионального стандарта психолога высшего образования перечень должностных обязанностей специалиста психологической службы вуза формулируется исключительно на общих представлениях руководителя о работе психолога, что может приводить к целому ряду негативных последствий – от снижения качества психологической помощи до увеличения периода ожидания консультации. Хаотичный, часто инициативный характер носит повышение квалификации специалистов психологической службы; а выбор программ дополнительного образования и организаций, их реализующих, происходит без учета качества и специфики работы психолога высшего образования.

Наиболее остро чувствуется всеми участниками образовательных отношений в системе высшего образования проблема, связанная с материально-техническим и методическим обеспечением психологических служб вузов. На сегодняшний день материально-техническое оснащение осуществляется исходя из личных представлений руководителя и возможностей образовательной организации, а методическое обеспечение строится на основе того психологического инструментария, который имеется в свободном доступе, часто не прошедшего процедуры адаптации, экспертную оценку и не имеющего рекомендаций по применению в системе высшего образования.

Все обозначенные выше проблемные моменты свидетельствуют о значительной неравномерности качества и ограниченности спектра оказания психологической помощи, а также о состоянии ее инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации. Более того, до настоящего времени отсутствовала единая стратегия в определении целей, задач, содержания, методов психологического сопровождения в образовательных организациях высшего образования.

Концепция развития психологического сопровождения высшего образования

Стратегия развития психологического сопровождения образования уникальна для каждого государства, определяется исторически сложившимися в каждой стране научными традициями, национальными приоритетами системы обучения и воспитания и зависит от экономических, культурных и политических взглядов, принятых в обществе [8].

29 августа 2022 года Министром науки и высшего образования Российской Федерации утверждена «Концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации». Концепция определяет цели, задачи, принципы, основные направления и эффекты реализации государственной политики в сфере развития системы психологического сопровождения обучающихся в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации, в том числе в части реализации закрепленного в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» академического права обучающихся на психологическую помощь как одного из условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся.

В Концепции ставится задача создать на базе действующих психологов или структурных подразделений вузов федеральную сеть психологических служб во главе с координирующим центром – Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования (далее – Федеральный ресурсный центр РАО).

В системе координации психологического сопровождения высшего образования Минобрнауки России на Федеральный ресурсный центр РАО возложены полномочия координационного, научно-методического и кадрового сопровождения развития психологического сопровождения высшего образования в Российской Федерации. Все научно-методические разработки Федерального ресурсного центра РАО согласуются с Межведомственной рабочей группой по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России, в состав которой вошли ученые, известные своими достижениями в области наук об образования, и представители различных министерств и ведомств. После процедуры согласования методические материалы и разработки направляются в психологические службы всех образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

Психологическая служба вуза как звено федеральной сети создается в виде структурного подразделения для психологического сопровождения образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, а также для оказания психологической помощи работникам образовательной организации. В состав вузовской психологической службы входят психологи и могут входить иные профильные специалисты, имеющие квалификацию для оказания психолого-медико-социальной помощи при необходимости.

Такая модель – сетевая с координирующим центром – позволит достичь основной цели психологического сопровождения высшего образования: организовать квалифицированную психологическую помощь обучающимся и работникам каждой образовательной организации высшего образования по единым федеральным стандартам диагностической, коррекционной, развивающей и профилактической работы. Кроме того, в контексте модели достигается концептуальное единообразие всех вузовских психологических служб, оказывающих помощь «на местах», как звеньев федеральной сети с преимуществами обобщенной структурной модели психологической службы в системе общего образования [9].

При этом основополагающим принципом организации психологического сопровождения высшего образования является интеграция исследовательских достижений в сфере наук об образовании и лучших практик консультирования, коррекции, профилактики и просвещения. Важно принимать во внимание не только методологические принципы системного (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), системно-деятельностного (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, В.В. Рубцов, В.С. Мухина и др.), дифференциально-психологического (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова и др.) подходов к анализу психического развития и сформулированные на их основе фундаментальные теории социокультурного развития психики [3; 4; 6; 7], но и эмпирические данные новых масштабных лонгитюдных проектов в образовании, позволяющих определить ранние маркеры возможных нарушений в развитии и обучении на протяжении всего периода образования.

В мировой психологической науке и практике образования лонгитюдные исследования – наиболее ценные и поддерживаемые на государственном уровне многолетние исследования психического развития обучающихся (например, проект «Национальный центр анализа лонгитюдных данных исследований в образовании» (CALDER,) или проект с участием российских обучающихся «Кросс-культурное исследование успешности в обучении» («КЛАСС»,)). Несмотря на сложность и трудоемкость реализации, именно такой тип исследований является наиболее общественно значимым и необходимым для принятия научно обоснованных управленческих решений в сфере психологического сопровождения образования на всех его уровнях [15; 25].

Сочетание классической методологической основы и новых экспериментальных, в том числе междисциплинарных, методов анализа психического развития современной обучающейся молодежи лишь усилит научные аргументы при выборе приоритетов, например, психологической профилактики и просвещения. В частности, необходимость пристального внимания специалистов психологической службы к проблемам эмоционального характера у современных обучающихся подтверждается не только данными популяционного исследования Российской академии образования (см. выше), но и тезисом культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского: «эмоции не менее важный агент, чем мысль» [8, с. 20].

Приоритетные направления

развития сети вузовских психологических служб

Развитие психологических служб в российских вузах связано с достижением важнейших общественно значимых ориентиров психологического сопровождения высшего образования – доступностью психологической помощи, ее высоким качеством и многообразием видов и форм оказания такой помощи нуждающимся студентам и преподавателям. Для их достижения совершенствование психологического сопровождения высшего образования целесообразно вести в соответствии со следующими ключевыми направлениями работы.

Координация деятельности психологических служб вузов

Функция координации работы психологических служб всех вузов России возложена на Федеральный ресурсный центр РАО. Уже в настоящее время создан телеграм-канал «Психологическая служба университета», где каждый из 1018 (данные на 10.10.2022) специалистов и руководителей психологической службы российского вуза может получить консультацию по вопросам организации психологического сопровождения студентов и преподавателей. Централизованно в вузовские психологические службы будут направляться методические рекомендации и иные материалы, предназначенные для оказания квалифицированной психологической помощи студентам и работникам вузов.

Нормативное правовое регулирование

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вузу создать структурное подразделение – психологическую службу, обеспечивающую социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся (статья 27), поддерживающую необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и вузовских работников (статья 28), а также реализующую академическое право обучающихся на обучение с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи (статья 34). Деятельность психологической службы как структурного подразделения вуза регламентируется локальными нормативными актами, которые вуз разрабатывает самостоятельно на основе типовых документов, рекомендованных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Вместе с тем нормативное правовое регулирование психологического сопровождения в системе высшего образования и деятельности психологических служб вузов нуждается в совершенствовании. Прежде всего, речь идет о подготовке и утверждении стандарта оказания психологической помощи в системе высшего образования, включая применение диагностического инструментария, благодаря которому будет достигнуто высокое качество оказания психологической помощи и единство протоколов сопровождения нуждающихся в трудных жизненных ситуациях. Отсутствие стандарта приводит к чрезмерно широкой трактовке понятия «психологическая служба» и сужению спектра помощи – от единственного психолога с узкой специализацией до полноценной структуры со специалистами разного профиля, способными оказать психолого-медико-социальную помощь.

Крайне востребован сообществом профессиональный стандарт психолога в системе высшего образования, который определит трудовые функции, трудовые действия, требования к профессиональному образованию и обучению, необходимость опыта практической работы и наличие особых условий. Отсутствие профессионального стандарта психолога высшего образования приводит к формулировке должностных обязанностей специалиста психологической службы вуза, основанных исключительно на общих представлениях руководителя вуза о работе психолога.

Система повышения квалификации руководителей и специалистов психологических служб вузов

Квалификация руководителя, ответственного за организацию психологического сопровождения образования в вузе, и специалиста, непосредственно оказывающего помощь студентам и преподавателям, является залогом высокого качества такой помощи, ее действенности и, соответственно, способствует снижению психологических барьеров, препятствующих обращению в психологическую службу вуза за профессиональной психологической помощью. Важно предусмотреть разработку мер, мотивирующих специалистов регулярно повышать свою квалификацию, приумножать знания и совершенствовать навыки практической работы, и при этом применять программы дополнительного профессионального образования, спроектированные с учетом актуальных запросов вузов и с приглашением ведущих лекторов.

Вместе с тем кадровое сопровождение деятельности сети вузовских психологических служб должно носить централизованный характер и включать не только мероприятия, повышающие профессиональную квалификацию руководителей психологических служб и психологов, но и академические программы супервизии и интервизии, реальную помощь самим специалистам, в том числе работающим на горячих линиях, в преодолении эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций. Именно супервизия и интервизия деятельности специалистов вузовских психологических служб дает возможность поделиться профессиональными ситуациями и, главное, найти оптимальные решения ситуаций на разных этапах ведения консультирования, справиться с типичными затруднениями без последствий для собственного психического здоровья.

Такая системная реализация кадрового сопровождения становится возможной именно при сетевой модели организации работы вузовских психологических служб, когда повышение квалификации, супервизия и консультирование регламентируются Федеральным ресурсным центром Российской академии образования, а к разработке программ привлекаются ученые, известные своими достижениями в сфере наук об образовании, и лучшие практики образования.

Решение самых злободневных вопросов, возникающих в ходе работы вузовских психологических служб, становится наиболее эффективным при поддержке профессионального сообщества психологов высшего образования. На повестке года – создание общероссийской общественной организации психологов высшей школы, которая позволит объединить интеллектуальные усилия профессионалов на благо совершенствования психологического сопровождения высшего образования.

Методическое обеспечение деятельности сети вузовских психологических служб

Серьезной системной работы ученых, администраторов образования и практических психологов требует совершенствование методического обеспечения федеральной сети вузовских психологических служб. По данным Российской академии образования среди проректоров, курирующих психологическое сопровождение в вузе, и руководителей вузовских психологических служб 100% респондентов признали, что оснащение современными надежными методиками в наибольшей мере способствует эффективности работы психологической службы.

Сложности с методическим оснащением психологической службы, как и недостаточно корректное применение методик специалистами, работающими с обучающимися, характерны для системы образования на всех ее уровнях (см., например, [11]). Так, по данным Мониторинга деятельности психологической службы в системе общего образования, проведенного в 2019/2020 учебном году специалистами Российской академии образования под руководством С.Б. Малых с участием 16854 педагогов-психологов школ из всех федеральных округов Российской Федерации (65,95% от общего количества педагогов-психологов, работающих в школах России), большинство специалистов – от 59% до 72% – имеют в своем распоряжении лишь отдельные диагностические методики, коррекционные программы и развивающие технологии, которые, как правило, скачиваются из сети Интернет. При этом для большинства методик не приведено данных об их надежности и валидности по результатам апробации с участием российских обучающихся, и практически все диагностические методы не имеют национальной стандартизации.

Следовательно, необходимым для эффективной работы вузовских психологических служб является формирование единого перечня тех методик, прежде всего диагностических, применение которых может быть рекомендовано в системе высшего образования. Кроме того, пристальное внимание должно быть уделено разработке и утверждению требований к материально-техническому обеспечению психологической службы в образовательной организации высшего образования, в том числе к оборудованию кабинетов специалистов.

Перечень рекомендованного инструментария, как и списки научно обоснованных программ различной направленности, технологий предоставления квалифицированной психологической помощи и, несомненно, адекватные, соответствующие реальности критерии оценки эффективности работы психологических служб целесообразно представить в виде разделов методических рекомендаций по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования, утвердить Межведомственной рабочей группой Минобрнауки России и направить в вузовские психологические службы.

Научные исследования в интересах развития психологического сопровождения высшего образования

Крайне востребованной всеми участниками образовательных отношений – от студентов до представителей министерств и ведомств – при организации федеральной сети вузовских психологических служб является разработка научных основ управления в сфере психологического сопровождения высшего образования. Для повышения эффективности работы психологических служб требуются научно аргументированные доказательства эффектов, в том числе долгосрочных, проявляющихся на последующих уровнях образования, от введения программ, алгоритмов и технологий психологической поддержки в систему высшего образования на психическое развитие обучающихся.

Текущее состояние исследований в области наук об образовании характеризуется «тройкой» явных проблемных моментов, связанных с отсутствием координации при реализации сходных по тематике проектов в различных научных и образовательных организациях, разрозненностью протоколов и методик исследований, а также недостатком совместных научных проектов на базе образовательных организаций различных ведомств – Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минздрава России. Эти основные проблемы приводят, в первую очередь, к сложности в понимании региональной и вузовской специфики, невозможности объединения исследовательских данных для выработки научно обоснованных управленческих решений, в том числе при проектировании психологического сопровождения высшего образования.

Среди первостепенных исследовательских проектов, необходимых для полноценной работы и совершенствования федеральной сети вузовских психологических служб, целесообразно обозначить следующие:

  • регулярные популяционные исследования студенческой молодежи в Российской Федерации для понимания нормативных показателей психического развития;
  • лонгитюдные исследования для оценки эффектов, в том числе долгосрочных, влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психологическое благополучие обучающихся;
  • мониторинговые исследования актуального состояния психологического сопровождения высшего образования и эффективности деятельности психологических служб вузов Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе реализации такого рода масштабных исследований, будут использованы в системе высшего образования для ранней регистрации событий, явлений или индивидуально-психологических характеристик, которые могут приводить к нарушениям в обучении, и будут своевременно оказывать научно обоснованное превентивное воздействие.

Все обозначенные выше ключевые направления работы по совершенствованию психологического сопровождения высшего образования нашли отражение в Плане мероприятий по реализации Концепции по развитию сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования на период 2022/2023 учебного года.

Ресурсы развития

Совершенствование психологического сопровождения высшего образования неразрывно связано с развитием межпрофессионального и межведомственного взаимодействия. Для достижения основного социального эффекта развития сети психологических служб в вузах – повышения психологического благополучия студентов и преподавателей – необходимо объединять административные, исследовательские и технологические ресурсы специалистов, работающих в различных областях науки, образования и здравоохранения.

Ресурсами развития психологического сопровождения высшего образования являются, прежде всего, факультет психологии и другие структурные подразделения образовательной организации высшего образования, на базе которых будут созданы психологические службы. Кроме того, способствовать совершенствованию психологического сопровождения могут те научные, образовательные и иные организации, сотрудники которых выполняют исследования, в том числе междисциплинарные, по проблемам ненормативного поведения, закономерностей психического развития, факторов индивидуальных различий в обучении, психологической безопасности образовательной среды и т.п.

Организации, которые реализуют программы дополнительного образования в сфере психологии и смежных областях научного знания, могут обеспечивать повышение квалификации специалистов вузовских психологических служб или направлять своих ведущих сотрудников для участия в качестве лекторов в программах дополнительного профессионального образования Российской академии образования.

Сотрудничеству вузовских психологических служб с медицинскими организациями, в том числе оказывающими психиатрическую помощь, отводится едва ли не первостепенное значение. Случаи ненормативного поведения молодых людей, прежде всего суицидального, часто обусловленные явной или скрытой психопатологией, требуют консультации психиатра. Менее резонансными являются случаи несуицидального аутоагрессивного поведения (самоповреждения): зачастую окружающим они не приносят беспокойства, а вместе с тем являются маркером психологического неблагополучия молодого человека и также требуют специализированной помощи.

Такая система ресурсного обеспечения деятельности вузовских психологических служб позволит решать задачи быстрого высокопрофессионального реагирования при оказании комплексной психолого-медико-социальной помощи студентам и преподавателям каждого вуза. Действительно, согласно данным Российской академии образования специалисты вузовских психологических служб считают, что к процессу психологического сопровождения высшего образования крайне необходимо привлекать медицинские организации (89,7% респондентов), региональные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (87,9%) и образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов для работы в психологической службе вуза (83,9%).Заключение

Основная задача развития федеральной сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования – обеспечить эффективную работу по профилактике психологического неблагополучия, сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся и преподавателей, по формированию у них конструктивной и позитивной социализации, а также предоставить качественное психологическое сопровождение тех из них, кто оказался в трудных жизненных ситуациях.

Данные Минобрнауки России и Российской академии образования свидетельствуют о том, что в данный момент в ряде вузов работают не объединенные в единую систему психологические службы или отдельные специалисты – психологи, которые при централизованном ресурсном обеспечении и государственной поддержке могут стать основой для формирования отвечающей на актуальные общественные вызовы федеральной сети вузовских психологических служб.

Сетевая модель с координирующим центром задаст единство федерального пространства психологического сопровождения высшего образования в России, которое, в свою очередь, обеспечит высокие стандарты оказания комплексной психологической помощи и сопровождения студентов и преподавателей каждого вуза вне зависимости от его специфики и региона.

Доступность психологической помощи для студентов и работников вузов, ее высокое качество и широта спектра – три важнейших условия, которые способствуют формированию психологически комфортной и безопасной образовательной среды в вузе. Согласно исследованиям, психологическая безопасность как ключевая характеристика образовательной среды вуза, колледжа, школы обеспечивает позитивное личностное развитие всех участников образовательных отношений – обучающихся, научно-педагогических работников, администраторов образования и родителей [1; 2; 15; 24]. Более того, сообщается о том, что именно образовательная микросреда – особенности обучения в конкретной образовательной организации – может модулировать макросредовые воздействия (усиливая или ослабляя их) на психическое развитие обучающихся, что приводит к изменению (увеличению или уменьшению) уровня развития определенного психологического признака в отдельных внутрипопуляционных группах [15]. Эти данные подчеркивают не только важность психологического качества образовательной среды конкретного вуза, колледжа, школы, но и реципрокный характер отношений с показателями психического, в том числе личностного, развития студентов и школьников. Действительно, взаимообусловленность условий образования и становления личности, прежде всего, формирования внутренней позиции обучающихся, ориентированной на ответственное отношение к себе и окружающим, самостоятельность, осознанный выбор жизненных ориентиров, является одним из основных принципов достижения целей современного образования [5].

Реализация намеченных научных исследований в интересах совершенствования психологического сопровождения высшего образования, в том числе по определению протективных факторов при проблемных вариантах развития и обучения с учетом качества образовательной среды вуза, будет способствовать переходу специалистов вузовских психологических служб от экстренной психологической помощи группам риска к профилактике и просвещению.

Системное выполнение приоритетных направлений работы по развитию федеральной сети психологических служб вузов позволит вывести психологическое сопровождение высшего образования на качественно новый этап своего развития и достичь в среднесрочной перспективе:

  • высоких стандартов и полноты спектра психологической помощи и сопровождения для всех категорий студентов вне зависимости от места проживания, в том числе в ситуации личного кризиса и чрезвычайных ситуациях;
  • повышения психологической грамотности, предупреждения эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций научно-педагогических работников;
  • действенных методических рекомендаций, основанных на научных данных, и возможность непрерывного профессионального роста специалистов психологических служб вузов.

При этом высшее образование будет характеризоваться единством федерального пространства психологического сопровождения, решающего задачи быстрого профессионального реагирования при оказании психологической помощи всем участникам образовательных отношений.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 36–
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А. Баевой. М.: Изд-во «Нестор-история, 272 с.
  3. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 60–80.
  4. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  5. Басюк В.С. Решение задач личностного развития обучающихся в реализации программ общего образования в соответствии с ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. № 5(44). С. 177–192.
  6. Бронфенбреннер Ю. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. 168 с.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  8. Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № 1. С. 18–32. DOI:10.17759/bppe.2022190102
  9. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 3. С. 1–15. DOI:10.17759/psyedu.2016080301
  10. Розанов В.А., Лаская Д.А., Шаболтас А.В. Самоубийства студентов – что мы знаем, и чего мы не знаем (результаты анализа сообщений сетевых СМИ) // Суицидология. 2021. Т. № 3(44). С. 39–57. DOI:10.32878/suiciderus.21-12-03(44)-39-57
  11. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007. Т. № 1. С. 69–82.
  12. Ситникова М.А., Малых С.Б. Влияние пандемии COVID-19 на психологическое состояние субъектов образовательного процесса // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 6. С. 128–140.
  13. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 312 c.
  14. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Успешность в школьном обучении: факторы риска и пути их снижения в сложных эпидемиологических условиях // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Под ред. Ю.П. Зинченко. М.: Издательство Московского университета, 2021. С. 232–314. DOI:10.11621/pro.2021.11
  15. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Эффекты влияния макро- и микросредовых условий образования на когнитивное развитие школьников // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5. С. 30–43.
  16. Almaghrebi A.H. Risk factors for attempting suicide during the COVID-19 lockdown: Identification of the high-risk groups // Journal of Taibah University Medical Sciences. 2021. Vol. 16. № 4. P. 605–611. DOI:1016/j.jtumed.2021.04.010
  17. Baik C., Larcombe W., Brooker A. How universities can enhance student mental wellbeing: The student perspective // Higher Education Research & Development. Vol. 38. P. 674–687. DOI:10.1080/07294360.2019.1576596
  18. Biasi V., Patrizi N., Mosca M., De Vincenzo C. The effectiveness of university counseling for improving academic outcomes and well-being // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45. P. 248–257. DOI:10.1080/03069885.2016.1263826
  19. Broglia E., Millings A., Barkham M. Challenges to addressing student mental health in embedded counseling services: A survey of UK higher and further education institutions // British Journal of Guidance & Counselling. 2018. Vol. 46. P. 441–455. DOI:10.1080/03069885.2017.1370695
  20. Franzoi I.G., Sauta M.D., Barbagli F., Avalle C., Granieri A. Psychological Interventions for Higher Education Students in Europe: A Systematic Literature Review // Youth. 2022. Vol. 2. P. 236–257. DOI:10.3390/youth2030017
  21. Franzoi I.G., Sauta M.D., Carnevale G., Granieri A. Student Counseling Centers in Europe: A Retrospective Analysis // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 894423. DOI:3389/fpsyg.2022.894423
  22. Huang R.H., Liu D.J., Tlili A., Yang J.F., Wang H.H. Handbook on facilitating flexible learning during educational disruption: The Chinese experience in maintaining undisrupted learning in COVID-19 outbreak. Beijing: Smart Learning Institute of Beijing Normal University, 46 p.
  23. Kell H.J., Lubinski D., Benbow C.P. Who rises to the top? Early indicators. // Psychological Science. 2013. Vol. № 5. P. 648–659. DOI:10.1177/0956797612457784
  24. Lipson S.K., Lattie E.G., Eisenberg D. Increased rates of mental health service utilization by U.S. college students: 10-year population-level trends (2007–2017) // Psychiatric services. 2019. Vol. 70. P. 60–63. DOI:10.1176/appi.ps.201800332
  25. Malykh S., Kuzmina Y., Tikhomirova T. Developmental Changes in ANS Precision Across Grades 1–9: Different Patterns of Accuracy and Reaction Time // Frontiers in Psychology. 2021. 12. P. 589305. DOI:10.3389/fpsyg.2021.589305
  26. Reger M.A., Stanley I.H., Joiner T.E. Suicide mortality and coronavirus disease 2019 – a perfect storm? // JAMA psychiatry. 2020. Vol. 77. № 11. P. 1093–1094. DOI:10.1001/jamapsychiatry.2020.1060
  27. Reynolds D.L., Garay J.R., Deamond S.L., Moran M.K., Gold W., Styra R. Understanding, compliance and psychological impact of the SARS quarantine experience // Epidemiology & Infection. 2008. Vol. № 7. P. 997–1007. DOI:10.1017/S0950268807009156

Информация об авторах

Басюк Виктор Стефанович, доктор психологических наук, профессор ФГБУ РАО, заместитель Министра просвещения, заведующий кафедрой развития личности, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2448-0673, e-mail: bvs050@rambler.ru

Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, ФГБУ «Российская академия образования» (ФГБУ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3786-7447, e-mail: malykhsb@mail.ru

Тихомирова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, член-корреспондент РАО, , научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, ФГБУ «Российская академия образования» (ФГБУ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6748-763X, e-mail: tikho@mail.ru