Введение
Качество жизни общества во многом определяется уровнем психологического и физического здоровья молодого поколения [Арчакова, 2020; Брук, 2021; Быстрова, 2019; Головей, 2019]. По данным Минздрава России, от 35 до 40% выпускников средней школы имеют хронические заболевания и функциональные отклонения [Государственный доклад «О, 2019; Сухинин, 2017], только 7,5% детей соблюдают рекомендации ВОЗ по физической активности; по данным Минспорта России (2022 г.), каждый 3-й учащийся в различных классах не в состоянии выполнить нормативы ГТО для своей возрастной группы. Все это в определенной мере снижает жизненный потенциал как самих детей, так и общества в целом.
Здоровье во многом определяется активностью образа жизни и его субъективными оценками. Исследователи подчеркивают связь между активностью образа жизни (физической активностью) и такими позитивными конструктами, связанными со здоровьем, как СБ [Buecker]. Это нашло отражение в определении ВОЗ, в рамках которого «здоровье» рассматривается как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». На уровне эмпирических исследований было доказано, что более высокий общий уровень субъективного благополучия приводит к улучшению здоровья [Diener, 2011], снижает риск ожирения и инсульта, нагрузок на психическое здоровье, уменьшает симптомы депрессии и тревоги [Chekroud, 2016; Forlivesi, 2021; Knoester, 2022; Kvam, 2016; Moshe, 2021; Schuch, 2014].
Общемировым трендом являются недостаточно здоровое поведение подростков и молодых людей, а также снижение оценки своей физической активности и субъективного здоровья. По данным ВОЗ, у детей 11–15 лет самооценка здоровья снижается во всех странах и регионах [Knoester, 2022]. Распространенным явлением стали более низкие показатели физической активности и субъективного здоровья у девушек по сравнению с юношами [Физическая активность подростков, 2016; Almgren, 2009; Chekroud, 2016; Knoester, 2022; Russell, 2018; The women’s sports, 2015].
Под «активностью образа жизни» традиционно понимается физическая активность, которая «является важным фактором в обеспечении благополучия». В международном докладе HBSC отмечается, что «физическая активность – важный фактор в обеспечении благополучия», «включает физическое и психическое здоровье и может улучшить школьную успеваемость, когнитивную функцию», соматическое и психическое состояние, «способствует повышению социального взаимодействия и вовлеченности в жизнь сообщества» [Физическая активность подростков, 2016; Inchley, 2020].
Под «субъективным здоровьем» понимается «восприятие симптомов и степень нахождения в здоровом или больном состоянии»; субъективное здоровье «позволяет человеку функционировать, чувствовать себя хорошо, быть продуктивным и вести активный образ жизни. Оно является фактором, определяющим будущие результаты в отношении здоровья» [Almgren, 2009], которые в свою очередь находятся в тесной связи с самооценкой здоровья, удовлетворенностью им, а также удовлетворенностью жизнью [Кудашов, 2011].
СБ рассматривается как: «зонтичный термин для различных оценок относительно своей жизни, событий», «обобщающее понятие, включающее соответствующие аспекты глобального благополучия» [Diener, 2006; Kashdan, 2008].
Авторское определение субъективного благополучия основывается на теории В.Н. Мясищева, в рамках которой личность характеризуется как система отношений [Мясищев, 2011; Ослон, 2020]. Конструкт субъективного благополучия позволяет оценить удовлетворенность информантов системой своих отношений: к себе, другим, со средой, своему хронотопу [Ослон, 2020].
Период от 13 до 17 лет неоднороден и обременен довольно болезненным социобиологическим кризисом [Базарный, 2009; Базарный, 2005]. В российской традиции он включает подростковый и юношеский возраст, в рамках которых сменяется актуальная ситуация развития, ведущая деятельность, имеют место кризисы подросткового и юношеского возрастов, появляются новообразования, «начинают проявляться гендерные различия в социальных отношениях и ряде аспектов психического и физического здоровья» [Inchley, 2020].
Цель исследования – выявить наличие и характер взаимосвязи между субъективным благополучием, активностью образа жизни и субъективным здоровьем, а также особенности оценок удовлетворенности ими у детей подросткового и юношеского возраста в зависимости от возраста, гендера, наличия ОВЗ и территории проживания.
Полученные результаты необходимы для разработки программ психологической помощи подросткам и молодым людям различных возрастных периодов, направленных на преодоление последствий пандемии и мобилизацию социальной и физической активности.
Организация, методы и процедура исследования
В выборку вошли 10626 подростков и молодых людей из 22 регионов Российской Федерации в возрасте от 13 до 17 лет. Из них 5515 девушек, 1081 имеют ОВЗ, 6354 детей проживают на затрудненных для жизни территориях (табл. 1).
Таблица 1
Описание выборки
Все информанты обучались в организациях общего среднего образования.
Исследование проводилось в соответствии с этическими стандартами декларации Хельсинки 1964 года. Респонденты и их родители (опекуны) были ознакомлены с целями и задачами опроса, а также дали информированное согласие на участие. Опросник заполнялся информантами в электронном виде анонимно при сопровождении процесса независимыми экспертами. В инструкции информантов просили отметить степень своего согласия с утверждениями опросника по 5-балльной системе: от «абсолютно не согласен» до «абсолютно согласен». Результаты опроса обсуждались с информантами.
Для нужд исследования был модифицирован авторский опросник [Мясищев, 2011], который включил в себя 78 вопросов. При оценке показателей СБ использовалась пятибалльная шкала Лайкерта (от совершенно не согласен до совершенно согласен). Проверка внутренней валидности опросника показала высокий уровень внутренней согласованности (αk=0,937 по критерию альфа-Кронбаха). Распределение СБ, шкал опросника «Активность и субъективное здоровье», «Комфортность образовательной среды» не отличалось от нормального (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова р˃0,05).
Обработка результатов исследования проводилась с помощью программных продуктов SPSS Statistics 17.0. и Jamovi 2.3.21.0.
Результаты
Проведенный корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона обнаружил значимую взаимосвязь между сводным баллом СБ и шкалами опросника «Активность и субъективное здоровье» (r=0,382**), «Комфортность образовательной среды» (r=0,422**) на уровне значимости p<0,01.
Различия групповых средних показателей по возрасту подтверждены результатами однофакторного дисперсионного анализа. Значение статистики критерия Фишера по шкале «Комфортность образовательной среды» (F4, 4470=3,94, р=0,003, η2=0,06), по шкале «Активность и субъективное здоровье» (F4, 4448=2,60, р=0,034, η2=0,02).
Рис. 1. Соотношение средних значений оценок шкал «Комфортность образовательной среды» и «Активность и субъективное здоровье» у информантов в возрастной динамике
По шкале «Комфортность образовательной среды» оценки удовлетворенности носят волнообразный характер: снижаются в начале пубертатного кризиса в 13 лет и в конце юношеского – в 17 лет.
Результаты попарных сравнений средних значений по шкале «Комфортность образовательной среды» (по критерию Тьюки) показали, что средняя разность в подвыборке 13 лет значимо различается со всеми остальными подвыборками (p<0,05).
По шкале «Активность и субъективное здоровье» обнаруживается другая тенденция: максимальное значение в 13 лет и минимальное в 17 лет. Между 13 и 17 годами кривая носит волнообразный характер. Результаты попарных сравнений средних значений по шкале «Активность и субъективное здоровье» показали, что средняя разность в подгруппах значимо не различается.
Сравнение показателей шкал «Активность и субъективное здоровье», «Комфортность образовательной среды» по полу показало, что у юношей в отличие от девушек оценки выше по обеим шкалам.
Отметим, что у юношей более высокий средний балл удовлетворенности комфортностью образовательной среды наблюдается в 16 лет, а более низкий – в 17 лет (перед выпуском из средней школы). Подобное наблюдается в 14 и 15 лет – за год и перед окончанием 9 класса. У девушек пик удовлетворенности комфортностью образовательной среды имеет место в 13 лет, а пик неудовлетворенности – в 17 лет (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение средних значений по шкале «Комфортность образовательной среды» по гендерному признаку
|
Возраст |
Пол |
Среднее |
t-Стьюдента |
df |
p |
Размер эффекта Каэн d |
|
13 лет |
юноша |
3,886 (0,69) |
3,20а |
2235 |
0,001 |
0,1356 |
|
девушка |
3,789 (0,74) |
|||||
|
14 лет |
юноша |
3,905 (0,66) |
8,33а |
2786 |
<0,001 |
0,316 |
|
девушка |
3,675 (0,78) |
|||||
|
15 лет |
юноша |
3,882 (0,68) |
7,08а |
2729 |
<0,001 |
0,271 |
|
девушка |
2,686 (0,75) |
|||||
|
16 лет |
юноша |
3,923 (0,72) |
7,47а |
1730 |
<0,001 |
0,359 |
|
девушка |
3,655 (0,76) |
|||||
|
17 лет |
юноша |
3,856 (0,71) |
5,10а |
1136 |
<0,001 |
0,3036 |
|
девушка |
0,369 (0,77) |
Примечание. ᵃ Критерий Левена значим (p<0,05), что свидетельствует о нарушении предположения о равных дисперсиях.
Различия показателей по шкале «Комфортность образовательной среды» у юношей и девушек значимы во всех возрастных группах. Однако в подгруппе 13-летних наблюдается наименьший эффект различия, а в подгруппе 16-летних – наибольший.
По шкале «Активность и субъективное здоровье» тенденции повторяются. То есть экзаменационный стресс снижает удовлетворенность комфортностью образовательной среды, а также активностью и субъективным здоровьем. По фактору возрастные тенденции не различаются. Подъем значения фактора имеет место в 16 лет. То есть у девушек в отличие от юношей активность возрастает в ситуации экзаменационного стресса (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение средних значений по шкале «Активность и субъективное здоровье» по гендерному признаку
|
Возраст |
Пол |
Среднее |
t-Стьюдента |
df |
p |
Размер эффекта Каэн d |
|
13 лет |
юноша |
3,367 (0,66) |
1,36 |
2235 |
0,174 |
0,0575 |
|
девушка |
3,328 (0,68) |
|||||
|
14 лет |
юноша |
3,357 (0,67) |
4,17 |
2786 |
<0,001 |
0,158 |
|
девушка |
3,248 (0,69) |
|||||
|
15 лет |
юноша |
3,363 (0,67) |
3,50 |
2729 |
<0,001 |
0,134 |
|
девушка |
3,273 (0,68) |
|||||
|
16 лет |
юноша |
3,405 (0,68) |
3,95 |
1730 |
<0,001 |
0,190 |
|
девушка |
3,271 (0,72) |
|||||
|
17 лет |
юноша |
3,367 (0,75) |
1,57 |
1136 |
0,117 |
0,0934 |
|
девушка |
3,328 (0,72) |
По шкале «Активность и субъективное здоровье» наблюдаются значимые различия по гендерному признаку в подгруппах 14, 15, 16-летних.
Таблица 4
Сравнение средних значений по факторам «Комфортность образовательной среды», «Активность и субъективное здоровье»
Оценки информантов с ОВЗ разных возрастов по шкале «Комфортность образовательной среды» не получили значимых различий с аналогичным показателем у условно здоровых (табл. 5).
Таблица 5
Сравнение средних значений по шкале «Комфортность образовательной среды» по наличию ОВЗ
|
Возраст |
Наличие ОВЗ |
Среднее |
t-Стьюдента |
df |
p |
Размер эффекта Каэн d |
|
13 лет |
да |
3,768 (0,79) |
1,60 |
21,63 |
0,109 |
0,111 |
|
нет |
3,849 (0,71) |
|||||
|
14 лет |
да |
3,758 (0,77) |
0,614 |
2673 |
0,539 |
0,0400 |
|
нет |
3,788 (0,73) |
|||||
|
15 лет |
да |
3,752 (0,83) |
0,752а |
26,12 |
0,452 |
0,0491 |
|
нет |
3,787 (0,71) |
|||||
|
16 лет |
да |
3,705 (0,79) |
1,52 |
1650 |
0,128 |
0,117 |
|
нет |
3,794 (0,75) |
|||||
|
17 лет |
да |
3,620 (0,86) |
1,77а |
1077 |
0,076 |
0,164 |
|
нет |
3,746 (0,74) |
Примечание. ᵃ Критерий Левена значим (p<0,05), что свидетельствует о нарушении предположения о равных дисперсиях.
Значимые различия достигнуты по шкале «Активность и субъективное здоровье» во всех возрастных группах условно здоровых и информантов с ОВЗ, при этом размер эффекта низкий (табл. 6).
Если в группе условно здоровых подростков разного возраста прослеживается нестабильность в оценках своей активности и субъективного здоровья, то у подростков с ОВЗ эти оценки снижаются с каждым годом (табл. 6). В группе условно здоровых максимальные оценки по шкале отмечаются в 13 лет, а минимальные – в 17. Подростки с ОВЗ значительно ниже оценивают свою активность независимо от возраста.
Таблица 6
Сравнение средних значений по шкале «Активность и субъективное здоровье» по наличию ОВЗ
|
Возраст |
Наличие ОВЗ |
Среднее |
t-Стьюдента |
df |
p |
Размер эффекта Каэн d |
|
13 лет |
да |
3,243 (0,61) |
2,58а |
2163 |
0,010 |
0,179 |
|
нет |
3,363 (0,68) |
|||||
|
14 лет |
да |
3,206 (0,66) |
2,371 |
2673 |
0,018 |
0,1542 |
|
нет |
3,312 (0,69) |
|||||
|
15 лет |
да |
3,198 (0,68) |
3,069 |
2612 |
0,002 |
0,2002 |
|
нет |
3,333 (0,67) |
|||||
|
16 лет |
да |
3,189 (0,70) |
3,13 |
1650 |
0,002 |
0,241 |
|
нет |
3,359 (0,71) |
|||||
|
17 лет |
да |
3,135 (0,75) |
2,37 |
1077 |
0,018 |
0,219 |
|
нет |
3,296 (0,69) |
Примечание. ᵃ Критерий Левена значим (p<0,05), что свидетельствует о нарушении предположения о равных дисперсиях.
Сравнительный анализ (однофакторный дисперсионный анализ) в группах, проживающих на «нормотипичных» и затрудненных для жизни территориях, выявил значимые различия между возрастными группами по шкале «Комфортность образовательной среды» (F3, 1322=77,2, р<0,001). По шкале «Активность и субъективное здоровье» значимые различия достигнуты по отдельным возрастным группам (F3, 1322=21,8, р<0,001). Результаты попарных сравнений средних значений как по шкале «Комфортность образовательной среды» (по критерию Тьюки), так и по шкале «Активность и субъективное здоровье» показали, что разность в группах значимо различается (p<0,001).
По шкале «Комфортность образовательной среды» (рис. 2) оценки выше у информантов, проживающих в «нормотипичных» зонах независимо от возраста. Наименее удовлетворенными оказались информанты, проживающие на труднодоступных территориях (F3, 114=2,92, р=0,024, η2=0,034). Пик удовлетворенности комфортностью образовательной среды (исключая труднодоступные территории) приходится на 13 лет, а максимально низкие оценки – на 17 лет. Оценки 13-летних, проживающих на труднодоступных территориях, имеют разнонаправленные тенденции по сравнению с нормотипичными. На «труднодоступных» – они самые низкие, на остальных – самые высокие. В целом информанты, проживающие на «затрудненных» для жизни территориях, независимо от возраста ниже оценивают свою активность и субъективное здоровье (рис. 2). Самые низкие оценки на экологически загрязненных территориях, самые высокие – на «труднодоступных».
Рис. 2. Соотношение средних значений оценок шкалы «Комфортность
Оценки по шкале «Активность и субъективное здоровье» внутри самой Арктической зоны у респондентов разного возраста значимо не различаются.
На экологически загрязненных территориях различия в оценках также значимы (F3, 114=2,72, р=0,033, η2=0,03). Самые низкие оценки у 14-ти и 17-летних информантов из Арктической зоны и загрязненных территорий. Оценки информантов разного возраста из труднодоступных территорий также значимо различаются (F3, 766=4,78, р<0,001, η2=0,06) (рис. 3).
Рис. 3. Оценки информантов разных возрастных групп по шкале «Активность и субъективное здоровье» в зависимости от территории проживания
Девушки, проживающие в Арктической зоне, ниже оценивают свою удовлетворенность комфортностью образовательной среды (рис. 4) по сравнению с юношами. Оценки девушек значительно ниже, а оценки юношей выше, чем на других территориях (t1104=4,39, p<0,001, d=0,264). Также значимо различаются оценки удовлетворенности комфортностью образовательной среды у юношей и девушек, проживающих на экологически неблагополучных территориях (t1692=4,39, p<0,001, d=0,289).
Рис. 4. Оценки удовлетворенности комфортностью образовательной среды юношей и девушек в зависимости от территории
Сравнительный анализ оценок юношей и девушек по шкале «Активность и субъективное здоровье» подтвердил общую тенденцию более низких средних значений у девушек. Особенно выделяются экологически неблагополучные территории (t1692=3,82, p<0,001, d=0,187). На труднодоступных территориях как юноши, так и девушки считают себя более активными и здоровыми (рис. 5).
Рис. 5. Оценки информантов разного пола по шкале удовлетворенности активностью и субъективным здоровьем в зависимости от территории
В целом оценки девушек, проживающих на затрудненных для жизни территориях, по шкалам «Активность и субъективное здоровье» и «Комфортность образовательной среды» ниже, чем оценки юношей. Выделяются Арктическая зона и экологически неблагополучные территории, где значения по шкалам самые низкие у девушек.
Обсуждение результатов
В исследовании представлены новые эмпирические данные об активности образа жизни, субъективном здоровье и субъективном благополучии детей старшего подросткового и юношеского возраста в Российской Федерации в зависимости от возраста, пола, наличия ОВЗ и территории проживания.
Показано, что информанты в большей степени удовлетворены комфортностью образовательной среды, чем собственной активностью и субъективным здоровьем. Выявленные оценки активности и субъективного здоровья, комфортности образовательной среды соотносятся с возрастом, полом, наличием ОВЗ или инвалидности и типом территории проживания.
Оценки удовлетворенности данными показателями соотносятся с началом и/или завершением подросткового и юношеского кризисов. При завершении кризисных периодов для достижения СБ возрастает потребность в общей активации, а при завершении подросткового и начале юношеского кризиса – в урегулировании взаимоотношений в образовательной среде.
В конце пубертата юноши еще чувствуют себя активными и здоровыми, а к концу юношеского кризиса истощены. У юношей спад соотносится с экзаменационным стрессом в периоды ОГЭ и ЕГЭ. Девушки менее уязвимы в отношении данного стресса (самооценки активности, субъективного здоровья у них возрастают). При этом независимо от возраста, территории проживания они значительно ниже оценивают свою активность и комфортность.
У информантов с ОВЗ с возрастом снижаются оценки своей активности и субъективного здоровья: с возрастом осознание своих ограничений повышается.
На территориях, затрудненных для жизни, оценки активности и здоровья, комфортности образовательной среды значительно ниже. Наиболее проблемными являются Арктическая зона и экологически загрязненные территории.
Заключение
В исследовании описаны новые эмпирические данные о субъективном благополучии подростков и молодых людей в возрасте 13-17 лет (выборка более 10 тыс. респондентов из 22 регионов Российской Федерации). Особый акцент сделан на компонентах СБ: активность образа жизни и субъективное здоровье, комфортность образовательной среды. По статистическим данным Минздрава России и Минспорта России, активность детей различного возраста подверглась негативному влиянию пандемии и в настоящее время не восстановилась. Активность оказалась тесно связана с удовлетворенностью комфортностью образовательной среды.
Анализ субъективных оценок выделенных компонентов СБ позволил сделать следующие выводы:
- У информантов значительно снижена удовлетворенность активностью образа жизни и субъективного здоровья.
- Основные колебания оценок удовлетворенности своей активностью, субъективным здоровьем и комфортностью соотносятся с начальными и/или завершающими этапами возрастных кризисов.
- Девушки по сравнению с юношами независимо от возраста, территории проживания, наличия ОВЗ ниже оценивают свою удовлетворенность по всем показателям. При этом они проявляют большую психологическую устойчивость в отношении экзаменационного стресса и окончания школы.
- Информанты с ОВЗ чувствуют себя так же комфортно в образовательной организации, как и условно здоровые дети. При этом с каждым годом они все больше осознают свои ограничения.
- На территориях, затрудненных для жизни, все оценки удовлетворенности по анализируемым компонентам снижены по сравнению с нормотипичными.





