Результаты качественного исследования представлений учителей и родителей учащихся начальной школы о профилактике и преодолении школьной неуспешности учащихся

209

Аннотация

Представлены результаты исследования с применением качественного дизайна для изучения представлений и установок, опыта учителей и родителей учащихся начальной школы по применяемым практикам преодоления школьной неуспешности, их сопоставления с рекомендуемыми методиками, показавшими свою эффективность по результатам различных исследований. Выборку составили 35 информантов женского пола, проживающих в крупных городах, областных центрах, районах области, селе, имеющих разные уровни образования: 20 учителей (M=38) и 15 родителей (M=29) детей младшего школьного возраста. Сбор информации был проведен методом глубинного интервью, в ходе которого были опрошены учителя и родители об их взглядах на подходы к обучению, направленные на преодоление и профилактику школьной неуспешности в контексте начальной школы. Собранные интервью изучались методом анализа контента и сопоставления полученных данных в технике кодирования, в основе которой лежит стратегия А. Страусса и Дж. Корбин. Результаты исследования могут быть полезны для выстраивания стратегий взаимодействия школ с семьями, для планирования работы по повышению квалификации учителей.

Общая информация

Ключевые слова: учебная неуспешность, младшие школьники, школьные практики, школьные переживания, школьники

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280504

Финансирование. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ

Получена: 27.07.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Овакимян Е.В., Байрамян Р.М., Исаева О.М., Осипова О.С. Результаты качественного исследования представлений учителей и родителей учащихся начальной школы о профилактике и преодолении школьной неуспешности учащихся // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 46 – 56. DOI: 10.17759/pse.2023280504

Полный текст

Введение

Фокус внимания государственной образовательной политики все больше смещается на необходимость концептуализации образовательной неуспешности и практическое решение проблемы неуспеваемости.

Под школьной неуспешностью принято понимать систематическую академическую неуспеваемость обучающегося, отставание в изучении предметов по сравнению с одноклассниками, что впоследствии приводит к негативным проявлениям в отношении к учебному процессу: нежеланию учиться, нарушениям дисциплины, избеганию посещения уроков и пр. [7]. Тема школьной неуспешности занимает значимое место в повестке исследований в области образования. В фокусе внимания находятся вопросы проявления школьной неуспешности разных социальных и демографических групп учащихся, причины возникновения трудностей [13; 14].

Понятие «школьная неуспешность» интерпретируется акторами образования по-разному, в зависимости от имеющегося опыта, степени вовлеченности в образовательный процесс и ряда других факторов. Поэтому определение понятия, причин и путей преодоления школьной неуспешности требует комплексного и многоаспектного анализа, который включает в себя не только статистические данные и стандартные методы исследования, но и глубокое погружение в индивидуальный опыт тех, кто непосредственно сталкивается с этим вопросом регулярно – учителей, родителей.

В контексте продвижения доказательного подхода в образовательной политике и практике [8] особую роль играют исследования эффективности различных подходов для профилактики и преодоления академической неуспешности [8]. Отдельно изучаются вопросы преодоления академических трудностей учащихся начальной школы [14].

Установки и представления учителей и родителей изучаются как значимый фактор академической успешности, свидетельство понимания остроты и причин проблемы школьной неуспешности [17].

Среди проводимых исследований изучаются вопросы, как учителя используют обратную связь (в том числе ее мотивирующую функцию) для улучшения процесса обучения. Значительная часть исследований посвящена выявлению причин школьной неуспешности [1; 9; 10; 11; 21], выделению отдельных учительских практик, способствующих профилактике и преодолению школьной неуспешности [17], тому, как академические и социально-эмоциональные показатели учащихся на старте обучения в школе связаны с последующими ожиданиями учителя в отношении академической успешности каждого ученика [15].

При этом в данных исследованиях упор делается на выявление мнений учителей по отдельным вопросам, а не сопоставление реального опыта с рекомендуемыми исследователями наиболее эффективными практиками.

Под термином «практика» понимается применение в педагогической деятельности проверенных и используемых на постоянной основе образовательных инструментов, дающих устойчивые результаты с точки зрения влияния на академические достижения обучающихся. Учитывая, что ключевыми фигурами в обучении для младших школьников являются не только учителя, но и родители, справедливо использовать дефиницию «практика» применительно и к родителям.

Констатация дефицита исследований такого рода в целом или применительно к начальной школе в частности диктует необходимость восполнения этого дефицита настоящим исследованием, где производится попытка описать представления учителей и родителей учащихся начальных классов по вопросам существующих практик преодоления школьной неуспешности в сопоставлении с результатами исследований по использованию таких практик.

Таким образом, знания учителей о причинах возникновения трудностей в обучении у учеников начальных классов, педагогических практиках с доказанной эффективностью по профилактике и преодолению школьной неуспешности, трансляция своих убеждений родителям и эффективное взаимодействие родителей и учителей по вопросам школьной неуспешности представляют собой актуальное направление исследований.

Цель данной работы – изучение представлений, установок, опыта учителей и родителей младших школьников по применяемым практикам преодоления школьной неуспешности и сопоставление их мнения с подобными практиками в современных отечественных и зарубежных исследованиях.

Ключевые вопросы исследования: какие представления о причинах и возможных путях преодоления школьной неуспешности существуют у учителей начальной школы и родителей младших школьников, и как соотносятся используемые учителями и родителями практики преодоления школьной неуспешности с таковыми, описанными в научной литературе?

В качестве поиска ответа на исследовательский вопрос результаты интервью учителей и родителей по их представлениям, установкам и опыту, применяемым практикам преодоления школьной неуспешности были сопоставлены с рекомендуемыми методиками и описанными практиками преодоления школьной неуспешности, показавшими свою эффективность по результатам различных современных исследований.

Программа исследования

Дизайн и методы

Для проведения исследования был выбран качественный дизайн с использованием метода глубинного интервью.

Для разработки гайда интервью в качестве теоретико-методологической базы были рассмотрены результаты метаанализов исследований учительских и родительских практик, в большей степени оказывающих положительное влияние на улучшение образовательных результатов учащихся, в том числе из школ, функционирующих в сложных контекстных условиях [19; 20; 21].

Анализ интервью проводился в технике кодирования, в основе которой лежит стратегия А. Страусса и Дж. Корбин.

По итогам кодирования были сгруппированы следующие категории:

  • Интерпретация понятия «школьная неуспешность» и причины появления.
  • Практики выявления и мониторинга учащихся начальной школы из групп риска школьной неуспешности.
  • Меры профилактики и преодоления школьной неуспешности.

Выделенные категории соотносятся с рассмотренными выше позициями по выделению эффективных родительско-учебных практик по преодолению школьной неуспешности в начальной школе: само понятие, причины, применяемые практики и их эффективность для дальнейшего сопоставления.

Выборка

В исследовании приняли участие 35 информантов: 20 учителей и 15 родителей (100% представителей женского пола).

Выборка была сформирована рандомно, методом «снежного кома» среди тех учителей и родителей, кто согласился принять участие в интервью. Возраст учителей, принявших участие в интервью, был от 20 до 61 года (M=38); 75% учителей имели высшее образование, 25% – среднее профессиональное; 50% проживали в крупном городе, областном центре, 50% – в районе области, селе. В исследовании приняли участие 15 человек – родителей первоклассников (8 человек, 53,3%) и четвероклассников (7 человек, 46,7%) школ крупного города, областного центра (11 человек, 72,3%) и районов области (4 человека, 26,7%). Возраст родителей, принявших участие в интервью, был от 27 до 52 лет (M=29); 100% родителей имели высшее образование.

Результаты

Учителя

В подходах к определению школьной неуспешности учителя в основном опираются на выделение характеристик учащихся: не удерживают внимание, неусидчивы, импульсивны, боятся ответить, замкнутые. В отличие от наиболее часто встречающихся определений школьной неуспешности в научной литературе [7] часто не соотносят школьную неуспешность только с академическими результатами. При этом охотнее дают более развернутые ответы в части определения академически успешных детей, где главным признаком успешности становится активность учащихся на уроке.

В формировании академической успешности учителя отмечают важность подготовки ребенка к обучению в школе, возлагая преимущественную ответственность в данном процессе на родителей.

Причинами школьной неуспешности учителя обозначают незаинтересованность родителей в учебе детей, отсутствие контроля со стороны родителей за выполнением домашних заданий и контролем степени усвоения знаний, семейный фактор, а также низкий уровень учебной мотивации, особенности здоровья и развития учеников начальной школы.

В исследованиях выделяются сходные причины школьной неуспешности. Исследователи выделяют стиль отношения значимых взрослых (родителей, воспитателей, учителей) к ученикам начальной школы. Повышенный контроль за выполнением заданий, стремление ускорить развитие ребенка, неприятие индивидуальных особенностей процесса учения, права на совершение ошибок, подавление воли детей [13] влияют на эмоциональное восприятие учебного процесса и усугубляют проблемы неуспеваемости [7], приводят к снижению мотивационных и познавательных механизмов учащихся начальной школы.

Ситуация по фиксации неуспешных учеников, мониторингу мер по работе с этой категорией учеников, судя по интервью учителей, неоднозначная.

Из опросов учителей следует, что в основном целенаправленные действия по преодолению академической неуспешности начинают выстраиваться после того, как ситуация с каждым конкретным учеником берется на контроль администрацией.

В научной литературе диагностическая компетенция самого педагога, то есть навык оценки влияния, отслеживания применяемых методик и практик на динамику образовательных результатов школьников, является одним из главных факторов преодоления и профилактики школьной неуспешности [8].

Основными мерами профилактики и преодоления неуспешности в школе в научной литературе выделяются практики дифференцированного подхода, организация обучения в группах, осуществление развернутой обратной связи (в том числе инструментами технологии формирующего оценивания), отслеживание влияния применяемых практик на обучение учащихся, командное исследование педагогическими работниками трудностей в обучении у учеников начальной школы [19; 20; 21].

В ходе опросов учителей был выявлен набор мер, направленных на преодоление трудностей в обучении, который используется в школах. Основной мерой можно назвать составление индивидуального плана дополнительных консультаций для учащихся во внеурочное время. При этом самими учителями отмечается невысокая эффективность такого подхода как из-за высокой нагрузки самих учителей, так и из-за отсутствия мотивации детей к посещению таких занятий.

Исследования также подтверждают низкую эффективность стратегии «продления рабочего дня/школьного времени» по сравнению с усилиями, которые затрачиваются при реализации подобного подхода.

Многие учителя отмечают эффективность взаимодействия учеников между собой, значимость организации обучения в малых группах.

Но значительного распространения и применения данного подхода в учительских практиках не наблюдается, несмотря на то что описанные стратегии представлены исследователями как наиболее эффективные для улучшения образовательных результатов.

Практики дифференцированного подхода распространены, но отмечается сложность их использования. Учителя отмечают, что ученики требуют особого внимания к себе, более индивидуального подхода, что невозможно осуществить из-за загруженности учителей и большой наполняемости классов.

Все учителя, принимавшие участие в опросе, отметили, что единых разработанных и внедренных в практику образовательных учреждений алгоритмов, схем помощи неуспевающим детям нет. При этом отмечаются усилия специалистов службы сопровождения школы (логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др.) в работе над преодолением возникших трудностей.

Родители

В подходах к определению школьной неуспешности родители, как и учителя, в основном опираются на выделение индивидуально-личностных характеристик учащихся, которые могут явиться причинами трудностей в обучении: неусидчивость, импульсивность, немотивированность, невнимательность и др.

Трудности у младших школьников, как было описано выше, преимущественно связаны с образовательной средой (готовность к обучению, недостаточное овладение образовательной программой, выполнение домашних заданий, ответы на уроке и др.), но родителями отмечаются еще и значительные трудности, прямо или косвенно отражающиеся на академической составляющей: мотивация к обучению, что также подтверждается исследованиями [3; 4]; трудности, выражающиеся в самостоятельности/самоорганизации ребенка [3; 4].

Превалирующее количество исследований сосредоточено на причинах школьной неуспешности и способах совладания со школьными трудностями, мерах воздействия и профилактики неуспешности в школе со стороны родителей. В качестве причин школьной неуспешности выступают: семейная и школьная среда, невнимательность, низкая познавательная активность, отсутствие академической мотивации, межличностные отношения и пр. [1; 9; 10; 11; 21]. Данные причины в целом могут быть сопоставлены с результатами опроса родителей младших школьников.

Причинами, которые могут сказаться на неуспешности их детей, по мнению родителей, выступают:

  • учителя и школьная среда;
  • обстановка в семье;
  • индивидуальные особенности ребенка;
  • неусидчивость, невнимательность (преимущественно присутствует как причина в ответах родителей учащихся 1-го класса).

В обозначении академической успешности детей родители отмечают важность таких личностных особенностей детей, как: коммуникабельность, активность, уравновешенность, неконфликтность, усидчивость, ответственность, позитивный настрой на учебу. Многое зависит, с точки зрения родителей, от умственных способностей и физического развития детей.

В числе факторов, влияющих на успешность ребенка, называются также особенности воспитания ребенка в семье, наличие помощи и поддержки со стороны родителей и их настрой, а также особенности взаимоотношений детей с учителем.

Ситуация по фиксации родителями неуспешных учеников, мониторингу мер по работе с этой категорией детей, в отличие от результатов интервью учителей, вполне понятная, более регулярная и личностно-ориентированная.

Главным инструментом выделения групп риска и мониторинга ситуации, помощи и поддержки ребенка со стороны родителей выступают беседы, разговоры, вопросы, инициируемые родителями, в ходе которых дети рассказывают о своем дне и о проблемах, если такие возникают.

Для многих родителей представляется важным поддерживать доверительные взаимоотношения с ребенком, что положительно может сказаться на успешности ребенка. С одной стороны, это позволяет родителям оказать поддержку, с другой – является формой мониторинга ситуации.

Также было отмечено, что некоторые родители стараются выстроить систематику подобных бесед, соблюдая личные границы ребенка, и оставляют свободу для собственного принятия решений с его стороны, а также избегают настойчивых расспросов.

В качестве основных мер воздействия, профилактики неуспешности в школе со стороны родителей в научной литературе выделяются: проявление интереса к жизни ребенка, обсуждение проблем и переживаний, похвала и иные формы поощрения успехов в учебе, создание условий для выполнения домашних заданий, помощь (при необходимости) в выполнении домашних заданий [5; 6; 11], многие из которых были отражены в интервью с родителями младших школьников. Также стоит отметить, что не все родители смогли сформулировать и описать используемые ими практики поддержки, направленные на преодоление и профилактику школьной неуспешности в контексте начальной школы.

В качестве родительских практик борьбы с трудностями в школе или поддержания успешного обучения, по мнению родителей, выделяются следующие:

  • Домашняя среда в контексте сохранения семейных ценностей, комфортного и психологически спокойного климата в семье.

Домашняя среда выступает одним из ключевых факторов, благотворно сказывающихся на академических результатах школьников. Дети, находящиеся в позитивно-ориентированной домашней среде, формируют соответствующие паттерны поведения в различных сферах жизнедеятельности [6].

  • Познавательное вовлечение родителями своих детей – представление различной академической, культурно-исторической информации, совместное чтение художественной литературы и пр.

Совместное проведение времени, приобщение ребенка к социально значимым темам, проведение семейного досуга и познавательное вовлечение ребенка в совместную активность обусловливает доверительную, дружественную семейную атмосферу, познавательную мотивацию и впоследствии – стойкий интерес к новым знаниям [12].

  • Взаимодействие родителей с учителем, благоприятная школьная среда.

Доказано, что родителями отмечается необходимость и важность рекомендаций со стороны учителей или проведения бесед с родителями, возможность получения консультации у учителя. Другое же исследование достоверно демонстрирует не только значимость взаимодействия родителей с учителями для интеллектуальной и социально-эмоциональной успешности детей младшего школьного возраста, но и вовлеченность родителей в активное участие в школьной жизни ребенка (организация школьных мероприятий, посещение родительских собраний, членство в родительских комитетах, участие в программах школы и т.д.) [16].

  • Интерес к жизни и переживаниям ребенка в формате бесед

Выстраивание диалога с ребенком, общение на интересующие и проблемные темы, проявление интереса к жизни ребенка демонстрируют младшим школьникам понимание, принятие со стороны родителей, доверительные отношения, тем самым выстраивая благонадежную линию развития отношений внутри семьи [5; 6].

  • Помощь в выполнении домашних заданий, репетиторство и дополнительное образование.

Исследования подтверждают, что включенность школьников в дополнительное образование сказывается на их школьной успешности. Дети, семьи которых не имеют или в недостаточной мере имеют возможности определения детей на дополнительные занятия, включая репетиторство, показывают менее успешные результаты в школе [10; 11].

  • Похвала, поощрение, признание заслуг ребенка.

Вербальные и иные способы поддержки учащихся за успехи катализируют положительный эффект продуктивности в учебной деятельности, доверительные отношения, ощущение успешности в целом.

Заключение

По итогам проведенного исследования и поставленных исследовательских вопросов были изучены представления, установки, опыт учителей и родителей младших школьников по применяемым практикам преодоления школьной неуспешности.

Данное исследование позволило переключить внимание на изучение актуальных представлений учителей и родителей младших школьников с определения причин возникновения школьной неуспешности в начальной школе и анализа эффективности практик.

Проведение подобного рода сопоставлений позволяет выявить дефициты представлений учителей и родителей о феномене школьной неуспешности в начальной школе для дальнейшего включения результатов актуальных исследований в программы дополнительного профессионального обучения для педагогов, планирования работы школы с семьями по вопросам поддержки учащихся.

Формат глубинного интервью осложняет включение в выборку более значительного количества учителей и родителей (законных представителей) учащихся современной школы, но позволяет не только сопоставить преподавательские взгляды на эффективные подходы преодоления трудностей в обучении у учащихся начальной школы, но и вовлекать учителей и родителей в рефлексию – размышление об образовательных практиках, вычленение личного опыта по работе с детьми с низкими академическими результатами, а возможно, в чем-то и реформирование их [17].

Важно рассматривать также мнение акторов образовательного процесса о мерах преодоления школьной неуспешности в разрезе преимущественного опыта в работе с детьми с уже выявленными и зафиксированными трудностями в обучении и более мотивированными учащимися, сравнивать их представления об эффективных практиках с описанными в научной литературе. В данном случае такого разделения и сравнения мнения участников интервью между собой не было проведено, что может стать продолжением представленного исследования.

Литература

  1. Авраамова Е.М. Причины неуспешности обучения младших школьников в представлениях учителей и родителей // Народное образование. 2019. № 4. С. 171–176.
  2. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в образовании: критический анализ актуальных дискуссий [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 4. С. 162–176. DOI:10.17759/psyedu.2021130410
  3. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. C. 19–24.
  4. Гордеева Т.О. Почему школьники не хотят учиться? [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 38–42.
  5. Горлова Е.Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С. 134–141. DOI:10.11621/npj.2013.0217
  6. Гошин М.Е., Пинская М.А., Григорьев Д.С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70–83. DOI:31857/S013216250012685-6
  7. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Михайлова А.М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 7–16. DOI:17759/jmfp.2019080101
  8. Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Психологический анализ компетентности учителя начальной школы в работе над предметными ошибками обучающихся // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 1. С. 23–25. DOI:17759/pse.2023000002
  9. Канторова Е.В., Горбачевская Н.Л. Предпосылки трудностей школьного обучения у учащихся начальных классов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 113–125. DOI:17759/pse.2020250610
  10. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. DOI:10.17323/1814-9545-2019-4-71-92
  11. Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Сенина Н.А. Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты российских школ // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. C. 69–82. DOI:10.17759/pse.2021260605
  12. Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы: Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. С. 33–36.
  13. Суннатова Р.И., Адаскина А.А. Стиль отношения значимых взрослых к ребенку как условие становления школьной неуспешности // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 93–103. DOI:17759/pse.2019240209
  14. Соболева А.Е., Егорова С.В., Савенко В.В. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей // Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой / 2 изд. М.: Смысл, 2019. С. 1–15.
  15. Юсупова Э.М. На что ориентируются учителя начальных классов в своих ожиданиях относительно академической успешности учащихся // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 273–297. DOI:10.17323/1814-9545-2023-1-273-297
  16. Catalano H., Catalano C. The Importance of the School-family Relationship in the Child's Intellectual and Social Development Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128. P. 406– DOI:10.1016/j.sbspro.2014.03.179
  17. Hattie J. Visible Learning: The Sequel: A Synthesis of Over 2,100 Meta-Analyses Relating to Achievement. 1st Edition. London: Routledge, 2023. 195–197. DOI:10.4324/9781003380542
  18. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. London: Routledge, 2008. P. 123–
  19. Marzano R.J., Pickering D.J., Pollock J.E. Classroom Instruction That Works: Research-Based Strategies for Increasing Student Achievement. Alexandria, VA: ASCD, 2001. P. 12–
  20. Rosenshine B. Principles of Instruction: Research-Based Strategies That All Teachers Should Know // American Educator. 2012. Vol. 36(1). P. 12–19.
  21. Rush S.M. Functional components of a local and a national profile of elementary school at-risk students as determined through meta-analysis and factor analysis. University of South Dakota, 1992. P. 87–

Информация об авторах

Овакимян Елена Вячеславовна, эксперт, Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2284-0303, e-mail: eovakimyan@hse.ru

Байрамян Роксана Мамиконовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, центр исследований современного детства, институт образования; научный сотрудник, научно-учебная лаборатория психологии салютогенной среды, департамент психологии, факультет социальных наук; заместитель главного редактора, выпускающий редактор, журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0412-4495, e-mail: roksana.bayramyan@mail.ru

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Осипова Ольга Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, Кафедра общего и стратегического менеджмента, Факультет менеджмента, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4803-2904, e-mail: ochernyavskaya@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 478
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 209
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4