Введение
Во всем мире растет интерес к проблеме психологического благополучия, при этом исследования показали, что психологическое благополучие включает такие составляющие, как самоэффективность, удовлетворенность жизнью, финансовая стабильность, эмоциональное и физическое здоровье, автономия [Волкова, 2023; Byun, 2023; Hall-Kenyon; Haschera, Waberb J, 2021; Nwoko, 2023]. Модель благополучия PERMA, разработанная М. Селигманом, содержит такие компоненты, как позитивные эмоции, вовлеченность (увлеченность своим делом), взаимоотношения, смысл жизни, достижения [Seligman, 2011]. Опубликованы данные масштабного российского онлайн-исследования психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с применением адаптированного опросника PERMA-Profiler, сконструированного на основе модели психологического благополучия М. Селигмана. Показано, что уровень психологического благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений превышает таковой для контрольной группы и является более высоким при наличии у воспитателей собственных детей и с увеличением стажа работы [Волкова, 2023].
Психологическое благополучие тесно связано с психическим здоровьем человека, причем последнее понимается прежде всего как способность к адаптации к социальным изменениям и к самореализации [Folkman, 1986; Otarbayeva, 2023]. Особенно актуальным является вопрос о здоровье педагогов дошкольных образовательных учреждений, поскольку они испытывают серьезные нагрузки на психику, связанные с изменяющимися требованиями к исполнению трудовых обязанностей, возникающими конфликтными ситуациями с воспитанниками и их родителями, ответственностью за жизнь и здоровье детей, необходимостью осваивать новые технологии и методы работы, повышать квалификацию и разрешать непростые педагогические задачи [Byun, 2023; Chen, 2023; Gomes, 2023; Otarbayeva, 2023; Wang, 2022]. Педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо точно соблюдать выполнение режимных моментов в группе детей, проводить занятия с воспитанниками в соответствии с требованиями образовательных стандартов, с использованием компьютерных и других современных технологий, знать законодательство, правовые аспекты труда педагога, нормативно-правовую документацию в сфере дошкольного образования [Волкова, 2023]. При высоком уровне психологического благополучия, проявляющемся как любовь к своей работе и самоэффективность, значительное число педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, испытывают проблемы как в психологическом плане (например, ощущение стресса на работе, депрессивные симптомы), так и в отношении физического самочувствия [Brachtl, 2023; Kwon, 2021]. Метаанализ показал, что на уровень заболеваемости педагогов оказывают влияние такие психосоциальные факторы, как низкая социальная поддержка, большая профессиональная нагрузка, высокий уровень шума, высокие требования к качеству работы [Brachtl, 2023; Gomes, 2023; Yin, 2018]. Проявления тревоги и стресса в образовательной среде затрагивают как педагогов, так и их воспитанников разных возрастных категорий – от детей дошкольного возраста до студентов [Chen, 2023; Fink, 2016; Kim, 2020; Koçyiğit, 2024; Mahmoud, 2016]. В последние годы вопросы психологического благополучия педагогов и их воспитанников, типов психологических защит и совладающего поведения изучаются в аспекте преодоления ограничений, накладываемых пандемией COVID-19, климатических изменений [Манина, 2023; Guo, 2020; Heikkinen K.-M, 2023; Keleynikov, 2022; Li, 2020; Wang, 2020].
Наблюдаются противоречия: при высоких требованиях и нагрузке на педагогов дошкольных образовательных учреждений в обществе отмечается низкий статус этой профессии, низкая заработная плата. Подобные противоречия негативно сказываются на физическом и психологическом здоровье специалистов, что снижает уровень их психологического благополучия. Чтобы справиться с негативными последствиями возникающих ситуаций, качественно выполнять свои трудовые обязанности, педагоги дошкольных образовательных учреждений прибегают к различным психологическим защитам и копинг-стратегиям. В современной психологии большое внимание уделяется изучению психологических защит и копинг-стратегий личности в контексте проблематики психологического благополучия [Битюцкая, 2020; Винокурова, 2018; Дубоделова, 2020; Ослон, 2022; Процукович, 2011; Vaillant, 2011]. Современные исследования защитных механизмов и совладающего поведения опираются на модель Р. Лазаруса и С. Фолкмана, в рамках которой выделяются проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии [Folkman, 1986].
В работе педагогов дошкольных образовательных учреждений большую роль играет их эмоциональный интеллект и позитивный стиль мышления [Wang, 2022; Yin, 2018]. Эмоциональный интеллект рассматривается как предиктор психологического благополучия в разных сферах деятельности, у представителей разнообразных профессий, а в стрессовых ситуациях позволяет выбирать более эффективные копинг-стратегии [Сергиенко, 2021; Farnia, 2017; Vorobyeva, 2017]. Эмоциональная уравновешенность, наряду с другими личностными качествами, такими как эмпатия и эмоциональный интеллект, с одной стороны, могут быть развиваемы, с другой стороны, ассоциированы с генетическими особенностями [Vorobyeva, 2022]. Эмоциональная уравновешенность воспитателей детей дошкольного возраста имеет большое значение для психологического благополучия детей и развития их мышления [Ansari, 2022; Ermakov, 2016].
В нашей работе психологическое благополучие педагогов дошкольных образовательных учреждений является предметом исследования и понимается как актуальное переживание степени удовлетворенности собой и собственной жизнью. Копинг-стратегии мы рассматриваем как поведение, которое направлено на адаптацию человека к требованиям ситуации, психологические защиты представляют собой систему регуляторных механизмов, направленных на устранение или уменьшение негативных переживаний, связанных с состояниями тревоги и внутренними конфликтами.
Цель исследования: установить особенности психологических защит и копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия.
Предмет исследования: психологические защиты и копинг-стратегии у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия.
Гипотеза исследования: педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях и обладающие разным уровнем психологического благополучия, могут отличаться по психологическим защитам и выбору копинг-стратегий.
Характеристика выборки и методик исследования
В исследовании приняли участие 62 воспитателя дошкольных образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону (детский сад № 215), г. Аксай (МБДОУ детский сад № 26 «Росинка»), п. Рассвет Ростовской области (МБДОУ детский сад № 38 «Радуга», МБДОУ детский сад № 12 «Василек»). Все участники – женщины, средний возраст – 32,5 года, средний стаж работы – 9,2 года.
Для оценки психологического благополучия применялась «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), которая позволяет оценить общий показатель психологического благополучия и такие его составляющие, как положительные отношения с другими, автономию, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие [Шевеленкова, 2005; Ryff, 1989].
Для выявления типов психологической защиты использовалась методика Е.Р. Пилюгиной, Р.Ф. Сулейманова, применение которой позволяет получить оценку выраженности у респондентов психотических (диссоциация, регрессия, ипохондрия, изоляция, вытеснение), инфантильных (замещение/перенос, проекция, компульсивное поведение, пассивная агрессия, отрицание), невротических (рационализация, избегание, реактивное образование, компенсация, всемогущий контроль), адаптивных (сублимация, альтруизм, подавление, предвосхищение, юмор) защитных механизмов [Pilyugina, 2020].
Для оценки копинг-стратегий применялся опросник «Типы ориентаций в трудных ситуациях» Е.В. Битюцкой, А.А. Корнеева, направленный на выявление типов ориентации в трудных ситуациях: ориентацию на сближение с трудностями (стремление к трудностям (драйв), ориентация на высокую трудоемкость (тщательность), ориентация на сигналы угрозы, ориентация на возможности, ориентация на препятствия) и ориентацию на уход и удаление от трудности (избегание трудностей, сохранение ресурсов и бездействие, игнорирование трудности (беспечность)) [Битюцкая, 2020].
Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни.
Результаты
Средние значения показателей психологического благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений, оцененные по методике «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, соответствуют среднему уровню: положительные отношения с другими (58,2±9,7), автономия (56,8±9,4), управление окружением (55,8±10,8), личностный рост (60,9±9,8), цель в жизни (60,2±11,4), самопринятие (57,2±10,7), общий показатель психологического благополучия (359,4±50,8) [Шевеленкова, 2005].
Вся выборка педагогов дошкольных образовательных учреждений была разделена на три подгруппы: с высоким (1 группа, 50%), со средним (2 группа, 33%) и c низким (3 группа, 17%) уровнем психологического благополучия.
Для выявления различий психологических защит педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия рассмотрим оценку достоверности статистических различий с применением U-критерия Манна-Уитни между педагогами с высоким, средним и низким уровнем психологического благополучия (табл. 1).
Таблица 1. Результаты оценки статистических различий с применением U-критерия Манна-Уитни в защитных механизмах у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия
|
Защитные механизмы |
Сравниваемые подгруппы педагогов |
|||||
|
1-2 группы |
1-3 группы |
2-3 группы |
||||
|
U |
p |
U |
p |
U |
p |
|
|
Диссоциация |
|
|
58,0** |
0,002 |
58,0* |
0,048 |
|
Регрессия |
|
|
58,5** |
0,002 |
53,0* |
0,028 |
|
Изоляция |
|
|
44,0*** |
0,000 |
41,0** |
0,006 |
|
Вытеснение |
|
|
49,5** |
0,001 |
49,5* |
0,017 |
|
Психотические защитные механизмы |
|
|
35,0*** |
0,000 |
42,0** |
0,007 |
|
Замещение – перенос |
|
|
|
|
48,5* |
0,015 |
|
Проекция |
|
|
|
|
58,0* |
0,048 |
|
Пассивная агрессия |
|
|
85,0* |
0,03 |
52,0* |
0,025 |
|
Инфантильные защитные механизмы |
|
|
|
|
37,0* |
0,003 |
|
Избегание |
210,5* |
0,03 |
36,0*** |
0,000 |
41,0** |
0,006 |
|
Компенсация |
|
|
|
|
59,5* |
0,05 |
|
Невротические защитные механизмы |
|
|
85,5* |
0,03 |
40,5** |
0,005 |
|
Сублимация |
174,0* |
0,005 |
86,0* |
0,04 |
|
|
|
Альтруизм |
167,5** |
0,005 |
|
|
|
|
|
Подавление |
215,5* |
0,04 |
|
|
|
|
|
Адаптивные защитные механизмы |
173,0** |
0,004 |
|
|
|
|
Примечание: * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001.
В табл. 1 видно, что оценка достоверности различий в выраженности видов психологических защит между подгруппами педагогов с высоким (1 группа) и средним (2 группа) уровнем психологического благополучия показала наличие достоверных различий по выраженности психологических защит инфантильного (избегание (U=210,5, p=0,03)) и адаптивного (сублимация (U=174,0, p=0,005), альтруизм (U=167,5, p=0,005), подавление (U=215,5, p=0,04)) типов. Педагоги со средним уровнем психологического благополучия по сравнению с педагогами с высоким уровнем психологического благополучия склонны к отказу и уходу от ситуаций и источников неприятного воздействия (защитный механизм избегание). Педагоги с высоким уровнем психологического благополучия в сложных ситуациях чаще применяют психологическую защиту адаптивного типа.
Оценка достоверности различий в выраженности видов психологических защит между подгруппами педагогов с высоким (1 группа) и низким (3 группа) уровнем психологического благополучия показала наличие достоверных различий по выраженности психологических защит психотического (диссоциация (U=58,0, p=0,002), регрессия (U=58,5, p=0,002), изоляция (U=44,0, p=0,000), вытеснение (U=49,5, p=0,001)), инфантильного (пассивная агрессия (U=85,0, p=0,03)), невротического (избегание (U=36,0, p=0,00)), адаптивного (сублимация (U=86,0, p=0,04)) типов. Педагоги с низким уровнем психологического благополучия по сравнению с педагогами с высоким уровнем психологического благополучия в сложных ситуациях чаще применяют психологическую защиту преимущественно психотического, а также инфантильного и невротического типов. Педагоги с высоким уровнем психологического благополучия – психологическую защиту адаптивного типа.
Оценка достоверности различий в выраженности видов психологических защит между подгруппами педагогов со средним (2 группа) и низким (3 группа) уровнем психологического благополучия показала наличие достоверных различий по выраженности психологических защит психотического (диссоциация (U=58,0, p=0,048), регрессия (U=53,0, p=0,028), изоляция (U=41,0, p=0,006), вытеснение (U=49,5, p=0,002)), инфантильного (замещение-перенос (U=48,5, p=0,15), проекция (U=58,0, p=0,048), пассивная агрессия (U=52,0, p=0,25)), невротического (избегание (U=41,0, p=0,006), компенсация (U=59,5, p=0,005)) типов. Педагоги с низким уровнем психологического благополучия по сравнению с педагогами со средним уровнем психологического благополучия в сложных ситуациях чаще применяют психологическую защиту психотического, инфантильного и невротического типов.
Результаты оценки копинг-стратегий педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия представлены на рисунке.
Рис. Результаты исследования копинг-стратегий педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия (1 группа – высокий уровень психологического благополучия, 2 группа – средний уровень психологического благополучия, 3 группа – низкий уровень психологического благополучия)
Для выявления различий в копинг-стратегиях педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия рассмотрим результаты оценки достоверности статистических различий с применением U-критерия Манна-Уитни между подгруппами педагогов с высоким, средним и низким уровнем психологического благополучия (в таблице приведены только копинг-стратегии с полученными значимыми различиями между подгруппами) (табл. 2).
Таблица 2. Результаты оценки статистических различий с применением U-критерия Манна-Уитни в копинг-стратегиях у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия
|
Копинг-стратегии |
Сравниваемые подгруппы педагогов |
|||||
|
1-2 группы |
1-3 группы |
2-3 группы |
||||
|
U |
p |
U |
p |
U |
p |
|
|
Стремление к трудностям (драйв) |
202,0* |
0,02 |
|
|
|
|
|
Сигналы угрозы |
218,5* |
0,04 |
|
|
|
|
|
Возможности |
152,0** |
0,001 |
70,0* |
0,01 |
|
|
|
Препятствия |
|
|
85,5* |
0,03 |
|
|
|
Избегание |
211,5* |
0,03 |
48,0** |
0,001 |
|
|
|
Беспечность |
|
|
83,5* |
0,03 |
55,0* |
0,048 |
Примечание: * – p<0,05, ** – p<0,0.
Из табл. 2 видно, что подгруппа педагогов с высоким уровнем психологического благополучия (1 группа) достоверно отличается от подгруппы педагогов со средним уровнем психологического благополучия (2 группа) по выраженности копинг-стратегий типа «Ориентация на сближение с трудностями» (драйв (U=202,0, p=0,02), сигналы угрозы (U=218,5, p=0,04), возможности (U=152,0, p=0,001)) и «Ориентация на уход и удаление от трудности» (избегание (U=211,5, p=0,03)). У педагогов с высоким уровнем психологического благополучия более выражены копинг-стратегии типа «Ориентация на сближение с трудностями», у педагогов со средним уровнем психологического благополучия – «Ориентация на уход и удаление от трудности».
Подгруппа педагогов с высоким уровнем психологического благополучия (1 группа) достоверно отличается от подгруппы педагогов с низким уровнем психологического благополучия (3 группа) по уровню выраженности копинг-стратегий типа «Ориентация на сближение с трудностями» (возможности (U=70,0, p=0,01), препятствия (U=85,5, p=0,03)) и «Ориентация на уход и удаление от трудности» (избегание (U=48,0, p=0,001), беспечность (U=83,5, p=0,03)). При этом педагоги с высоким уровнем психологического благополучия проявляют большую склонность к копинг-стратегиям типа «Ориентация на сближение с трудностями», педагоги с низким уровнем психологического благополучия склонны в сложных ситуациях применять копинг-стратегии типа «Ориентация на уход и удаление от трудности».
Выявлены различия между подгруппами педагогов со средним (2 группа) и низким уровнем (3 группа) психологического благополучия в копинг-стратегии типа «Ориентация на уход и удаление от трудности» (беспечность (U=55,0, p=0,048)). Педагоги с низким уровнем психологического благополучия по сравнению с педагогами со средним уровнем психологического благополучия отличаются большей склонностью к игнорированию трудных ситуаций и нежеланию разрешать проблемы.
Обсуждение результатов
Полученные нами результаты о наличии различий в проявлении психологических защит у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия свидетельствуют о том, что педагоги с высоким уровнем психологического благополучия в сложных ситуациях применяют психологическую защиту адаптивного типа (сублимацию, альтруизм, подавление). Педагоги со средним и низким уровнем психологического благополучия в сложных ситуациях чаще применяют психологическую защиту психотического, инфантильного и невротического типов. В работе G.E. Vaillant также получены сходные данные о том, что более высокому уровню психологического благополучия соответствует более высокая склонность к применению такой психологической защиты, как сублимация [Vaillant, 2011].
В нашей работе выявлены различия в копинг-стратегиях у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия. Педагоги с высоким уровнем психологического благополучия отличаются большим предпочтением копинг-стратегий, относящихся к типу «Ориентация на сближение, взаимодействие с трудностью». В сложных и стрессовых ситуациях они могут провести оценку сложности такой ситуации либо упредить возможные трудности, сложная ситуация может вызывать у них положительные эмоции и прилив сил, способствовать активизации поисковой деятельности ресурсов для достижения целей. Педагоги с низким уровнем психологического благополучия склонны к выбору копинг-стратегий, относящихся к типу «Ориентация на уход и удаление от трудности», при восприятии сложной ситуации они склонны оценивать ее как более трудную, требующую много сил и ресурсов для ее разрешения, стремятся избегать ее.
Исследования психологического благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений проводятся в различных странах, поскольку растет понимание того, что только ощущающий собственное благополучие педагог сможет оказывать позитивное воздействие на детей дошкольного возраста. В этих работах отмечается наличие стрессовых ситуаций в работе педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, а также возникающего в связи с этим эмоционального выгорания и истощения у педагогов [Wong, 2023]. Педагоги дошкольных образовательных учреждений применяют активные копинг-стратегии преодоления трудностей, возникающих в работе. Педагоги дошкольных образовательных учреждений, применяющие избегающие копинг-стратегии, возникающие в работе стрессовые ситуации оценивают негативно, не рассматривают их как способствующие личностному росту [Koçyiğit, 2024].
Полученные в нашей работе данные подтверждаются результатами других исследований, также указывающих на то, что психологическое благополучие педагогических работников, работающих с детьми дошкольного возраста, зависит от того, насколько они сами воспринимают стрессовые условия своей работы как полезные для себя и побуждающие к саморазвитию [Narea, 2022]. В исследованиях было установлено, что чем выше уровень психологического благополучия, тем в большей степени человек ориентирован на стратегию разрешения ситуации [Винокурова, 2018; Шевеленкова, 2005]. Использование адаптивных копинг-стратегий, позитивного атрибутивного стиля способствует повышению психологического благополучия и удовлетворенности работой у педагогов [Манина, 2023]. Лица с низким уровнем психологического благополучия характеризуются использованием неадаптивных копинг-стратегий, пессимистическим атрибутивным стилем [Дубоделова, 2020]. Педагоги с высокими показателями психологического благополучия и позитивной оценкой возможностей для саморазвития в профессиональной сфере проявляют наклонности к более продуктивному копинг-поведению, направленному на непосредственное разрешение возникающих проблемных ситуаций [Кашапов, 2017]. Метаисследование факторов, влияющих на психологическое благополучие педагогов, в том числе, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, показало, что к таким факторам относятся: личные способности, социально-эмоциональная компетентность, реакция на условия работы и профессиональные отношения, при этом решающее значение имеет высокий уровень самоэффективности [Nwoko, 2023].
Опираясь на полученные нами данные и на работы других авторов, можно отметить, что преобладание копинг-стратегий, направленных на разрешение сложной ситуации или на избегание, может выступать как важный предиктор психологического благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений [Avagimyan, Stepanyan A, 2023].
В качестве перспектив нашей работы предполагается оценка возрастной динамики особенностей психологического благополучия, защитных механизмов и копинг-стратегий педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия могут отличаться по психологическим защитам и копинг-стратегиям.
Педагоги с высоким уровнем психологического благополучия чаще применяют адаптивные психологические защиты, такие как сублимация, альтруизм, подавление. Педагоги со средним уровнем психологического благополучия чаще применяют психологическую защиту инфантильного типа, такую как избегание. Педагоги с низким уровнем психологического благополучия чаще применяют психологическую защиту психотического (диссоциация, регрессия, изоляция, вытеснение), а также инфантильного (замещение-перенос, проекция, пассивная агрессия) и невротического (избегание, компенсация) типов.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений с высоким уровнем психологического благополучия отличаются большим предпочтением копинг-стратегий, относящихся к типу «Ориентация на сближение, взаимодействия с трудностью». Педагоги дошкольных образовательных учреждений со средним и особенно с низким уровнем психологического благополучия склонны к большему применению копинг-стратегий, относящихся к типу «Ориентация на уход и удаление от трудности».
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений об особенностях копинг-стратегий и психологических защит у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия.
Результаты исследования будут полезны преподавателям, психологам и специалистам, взаимодействующим с педагогами дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследования могут быть использованы в психопрофилактической и психокоррекционной работе с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
